Вот, наткнулся на высказывание Г.Г.Нейгауза по этой теме. Его приводит И.Бэлза в статье <"Генрих Великий">, сб. "Генрих Нейгауз", составитель Е.Р.Рихтер, ИМИДЖ, Москва, 1992, стр.61.timalism писал(а):
Но я категорически возражаю против приписывания нравственно-этического воздействия, например, поздним сонатам Скрябина (названы Пятая и Шестая) - безотносительно чьего-либо исполнения.
"Так называемые адепты Скрябина оказали ему, а затем и его памяти поистине медвежью услугу. Я сам слышал, как Седьмую сонату называли "Белой мессой", а Девятую - "Черной". Но ведь сам Скрябин ничего подобного не говорил, а слова, сказанные им Надежде Николаевне, почувствовавшей и глубину, и значительность образов Девятой сонаты, удивительно поэтичны и человечны. О "подкрадывающейся смерти" говорили, думали и писали Гораций, Данте, Эдгар По, Пушкин, ее образ воплощали Грюневальд, Гольбейн, Дюрер. Весьма многозначительно говорят о том, что Скрябин читал Щюре и Блаватскую. И я их читал, причем Щюре даже с интересом, и вы, наверное, тоже. Но ведь из такого чтения гениальные произведения искусства родиться не могут. Они рождаются из благородных порывов человека, из его стремлений преобразовать мир, из претворения всего сложного мира человеческих чувств и мыслей..."
"...гениальные произведения... ...рождаются из благородных порывов человека..." - как это созвучно пушкинскому: "Гений и злодейство - две вещи несовместные"!