Автор: Генрих Нейгауз
Заголовок: Замечательный концерт
Всеобщая любовь, которой пользуется Святослав Рихтер у самой широкой и самой узкой аудитории - у обычных слушателей и у знатоков пианистического искусства, хорошо известна. Чем это объяснить? Прежде всего мощностью творческого духа этого артиста и редким, гармоническим сочетанием тех качеств, которые мы часто называем «интеллектом», «душой», «сердцем», с огромным дарованием виртуоза. Играет ли он Баха или Шостаковича, Бетховена или Скрябина, Шуберта или Дебюсси, каждый раз слушатель целиком погружается в огромный и своеобразный мир образов, созданных композитором.
В концерте, состоявшемся недавно в Малом зале Московской консерватории, особенности творчества Скрябина были переданы пианистом с предельной выразительностью, глубиной и неповторимым виртуозным совершенством. Были исполнены: Coната-фантазия, двенадцать прелюдий, Седьмая соната.
Откровенно сознаюсь, что такого исполнения Скрябина я еще не слышал. Присутствуя на концерте, мы как бы вновь пережили бурную эволюцию скрябинского таланта, с новой силой почувствовали, какие глубокие законы лежат в основе этой стремительной, пламенной творческой эволюции. Это объясняется исключительным умением пианиста-художника охватить целое и одновременно видеть малейшую деталь.
Не имея возможности в краткой заметке анализировать исполнение всех тех сочинений Скрябина, которые прозвучали на концерте, не могу, однако, не упомянуть о том «дыхании моря», которое было превосходно передано артистом во Второй сонате.
В первом отделении концерта с заслуженным успехом были исполнены произведения Метнера его бывшим учеником професором А. Шацкесом.
Опубликовано в газете "Правда", 14 июня 1957. |