Главная
Публикации
Книги
Статьи
Фотографии
Картины
Биография
Хронограф
Наследие
Репертуар
Дискография
Записи
Общение
Форум
Гостевая книга
Благодарности
Ссылки

Статьи

Опубликовано: 01.05.2006

Автор: Андрей Золотов

Заголовок: Рихтер - это путь

Это было не просто явление искусства. Это было художественное явление жизни, одно из удивительных проявлений художественного начала в ней самой. Есть жизнь, в жизни люди ходят на концерты, на которых выступают артисты, это реальный пласт жизни. Но есть еще тайные пласты. Можно их назвать божественными, художественными... Это то, что в жизни потрогать нельзя, можно ощутить, можно найти что-то созвучное в самом себе. Но без этого жизнь не состоятельна, она не полна... Рихтер символизировал это божественное художественное начало.

Я думаю, что Рихтер - явление совершенно уникальное во всем, но понять его нельзя вне искусства. Рихтер был человеком идеального сознания, и при этом он прошел совершенно реальную трудную жизнь, с жизненными трагедиями того времени, той страны, в которой он жил. У него была русская мать и немец отец, учившийся в свое время в Венской консерватории. Рихтер говорил, что его педагог в Московской консерватории Генрих Нейгауз чем-то напоминал ему отца.

Рихтер был очень трогательный человек в своих привязанностях. Он никому и никогда не сделал вреда, ни о ком не сказал плохо. Он сознавал свой авторитет, но никогда им не пользовался. Более того, он не давал никому права использовать его.

Необычайность Рихтера ощутили все. В моем фильме "Хроника Святослава Рихтера" есть два существенных фрагмента - беседы с выдающимися зарубежными пианистами Артуром Рубинштейном и Гленом Гульдом о Рихтере. Рубинштейн рассказывал о том, как он услышал Рихтера в Америке и был поражен тем, как он исполняет музыку Скрябина, Равеля...

Во время первых гастролей Рихтера в Америке свой восторг выразила и педагог Вана Клиберна, в прошлом выпускница Московской консерватории, профессор Розина Левина. "Это был поистине великий день моей музыкальной жизни. Редко своды "Карнеги холла" слышали что-то подобное. Святослав Рихтер - это прежде всего яркая и неповторимая индивидуальность. Слушая его, я все время ловила себя на мысли, что присутствую на исключительном явлении 20 века".

Менее подготовленные слушатели любили Рихтера потому, что ощутили чистоту и поразительную правдивость, которая не могла не затронуть их сердце. В нем ощутили тайну и в то же время простоту, они услышали в нем музыку, как таковую.

Ведь Рихтер обладал поразительной способностью отрешиться от рояля, казалось, что он ни на чем не играет. У него музыка исходила не от нажатия клавиш, как у других, она снисходила с небес. Рихтер ее вызывал. Рихтер обладал и гипнозом, при этом не гипнотизируя. Не было никаких приемов гипноза, пожалуй, только потирание рук перед игрой, но и это бывало не всегда. Иногда он выбегал и буквально сразу бросался к клавиатуре...

20 век вобрал в себя новейшие открытия, новейшие проблемы и еще сохранил память о предыдущих веках. Я думаю, что именно искусство Рихтера это воплощает. В нем есть ясность мыслей и удивительная эмоциональность, которая носит характер содержательный. Это эмоции целого века.

Рихтер - это колоссальное достоинство, независимость, полная свобода, личная, внутренняя. И, наконец, главное, что я хочу сказать. Быть может, это кому-то покажется парадоксом. Я написал еще в 1955 году, что Рихтер - это не пианист, что это - музыкант, мыслитель, философ, поэт, кто угодно, но высказывался он, играя на рояле.

Рихтер - это колоссальное человеческое явление, рожденное для музыки. Рихтер ведь и сочинял немного, по крайней мере импровизировал, но он закрыл этот дар в себе. Ибо вокруг него было столько музыки, и он любил ее больше, чем самого себя.

Такая же история произошла и с другим великим музыкантом, который был с Рихтером в теплых отношениях - это известный дирижер Евгений Мравинский, который был профессиональным композитором, однако, встретившись с музыкой Шостаковича, он свою музыку отложил, но в исполнение Шостаковича вложил всего себя.

Рихтер - это величайший пианист.

У известного русского поэта Александра Блока в его "Записных книжках" есть потрясающая запись о том, что Россия для него - это лирическая величина. Думаю, что для Рихтера Россия также была лирической величиной, а для России Рихтер - это лирическая величина.

Рихтер - явление культуры мира, но это никак не противоречит тому, что это явление русской культуры.

Он был русский артист, русский человек, но очень по-немецки организованный. Соединение стихийности и организованности - как две ипостаси жизни...

Подражать Рихтеру бессмысленно, но Рихтер - это путь к музыке, к искусству, к пониманию музыки, как части всей жизни. Следуя по пути Рихтера, можно прийти к очень большим результатам.

(К 85-летию со дня рождения пианиста)


Вернуться к списку статей

Обновления

Идея и разработка: Елена ЛожкинаТимур Исмагилов
Программирование и дизайн: Сергей Константинов
Все права защищены © 2006-2024