Бах. Концерт d-moll
-
- Site Admin
- Сообщения: 501
- Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 1:18 am
- Откуда: Уфа-Москва
- Контактная информация:
Бах. Концерт d-moll
В скором времени планируем выложить на сайте. В связи с этим вопрос: какая из двух "ранних" записей Рихтера (с Талихом и с Зандерлингом) Вам больше нравится и почему?
Запись Первого концерта с Зандерлингом изумительна по силе эмоционального воздействия. К своему стыду, я не слышал версии с Талихом, однако в свое время именно запись Рихтера и Зандерлинга перевернула мое представление о Бахе. Здесь напрашивается сравнение с известной интепретацией Гульда и Бернстайна того же шедевра. В гульдовской версии тоже много достоинств и, как мне кажется, более удачно звучащая первая часть - но не из-за того, что Рихтер играет ее хуже, а потому, что и качество записи несколько лучше, и скрипачи оркестра Бернстайна играют свои партии значительно мягче. Но то, что Рихтеру удалось сотворить со второй частью, невозможно описать словами, так может играть только Господь Бог, если предположить, что лиры и флейты на небесах уже не в ходу. Оркестр Бернстайна интепретирует ее чрезвычайно быстро, без тех гениальных пауз, которые с самого начала задают тон у Зандерлинга. А когда Рихтер вступает в игру, мне начинает казаться, что если бы на его месте сидел Бах, то он играл бы точно так же. Конечно, пуристы, настроенные на аутентичный лад исполнения, могут сказать, что рихтеровское исполнение принадлежит временам старой школы, когда Бах и Шопен были неразрывным целым, но меня, обычного дилетанта, не интересует их профессиональное мнение. И коль скоро на то пошло, я считаю, что произведение Баха исполняется гениально тогда, когда слушатель может помыслить Баха, играющего это же произведение в реальном времени руками этого же исполнителя. В моей категории Рихтер принадлежит именно к тем музыкантам, которые не только глубоко чувствуют и понимают искусство великого кантора, но и которые способны возродить его дух звуками своего инструмента. И если это происходит, то остальное уже не имеет значения. Вторая часть Первого концерта - ярчайший пример, когда триединство слушателя, исполнителя и композитора достигает высочайшего апогея. Таких записей баховской музыки, когда исполнитель играет настолько проникновенно и бездонно, что слушатель находится в состоянии транса и не обращает внимание ни на технику, ни на педаль и пр., потому что ни техники, ни педали в данный момент просто не существует, чрезвычайно мало, их можно буквально пересчитать по пальцам. Для меня это как раз вторая часть Ре минорного концерта с Рихтером и Зандерлингом, виолончельные сюиты с Ростроповичем, скрипичные сонаты и партиты с малоизвестной скрипачкой Кристианой Эдингер и нек. другие.
Третья часть мне также более симпатична с Рихтером и Зандерлингом из-за большей масштабности, в ней заключенной, - у Гульда и Бернстайна она звучит, опять-таки на мой дилетантский взгляд, легче и оптимистичнее. Поэтому единственное, что вызывает у меня некоторое недоумение, - это разлаженное звучание скрипок в первой части концерта. Но Рихтер безупречен с первой секунды до последней.
Несколько лет назад я сделал запись с канала "Культура" Ре минорного концерта, который Рихтер играл в содружестве с дирижером Ю. Николаевским в БЗК (1978 г.). К сожалению, мои поиски аудиозаписи оказались бесплодными, но если бы за нее тоже можно было отдать голос, то я бы незамедлительно это сделал. Кстати, среди музыкантов оркестра здесь можно увидеть Олега Кагана и Наталию Гутман.
Третья часть мне также более симпатична с Рихтером и Зандерлингом из-за большей масштабности, в ней заключенной, - у Гульда и Бернстайна она звучит, опять-таки на мой дилетантский взгляд, легче и оптимистичнее. Поэтому единственное, что вызывает у меня некоторое недоумение, - это разлаженное звучание скрипок в первой части концерта. Но Рихтер безупречен с первой секунды до последней.
Несколько лет назад я сделал запись с канала "Культура" Ре минорного концерта, который Рихтер играл в содружестве с дирижером Ю. Николаевским в БЗК (1978 г.). К сожалению, мои поиски аудиозаписи оказались бесплодными, но если бы за нее тоже можно было отдать голос, то я бы незамедлительно это сделал. Кстати, среди музыкантов оркестра здесь можно увидеть Олега Кагана и Наталию Гутман.
Последний раз редактировалось Виталий Пт апр 18, 2008 1:05 am, всего редактировалось 2 раза.
-
- Site Admin
- Сообщения: 501
- Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 1:18 am
- Откуда: Уфа-Москва
- Контактная информация:
Вариант с Талихом:
Прага, 9 июня 1954
Чешский филармонический оркестр, дир. Вацлав Талих
http://stream.ifolder.ru/6190338
mp3, 320 kbps (оцифровка с пластинки)
Вариант с Зандерлингом:
Москва, 22 апреля 1955
Государственный симфонический оркестр СССР, дир. Курт Зандерлинг
http://stream.ifolder.ru/6178909
mp3, 320 kbps
Прага, 9 июня 1954
Чешский филармонический оркестр, дир. Вацлав Талих
http://stream.ifolder.ru/6190338
mp3, 320 kbps (оцифровка с пластинки)
Вариант с Зандерлингом:
Москва, 22 апреля 1955
Государственный симфонический оркестр СССР, дир. Курт Зандерлинг
http://stream.ifolder.ru/6178909
mp3, 320 kbps
Уважаемый Виталий! Пожалуйста, не могли бы Вы пояснить смысл слова "трансцендентно" в данном контексте? Т.е. определить это слово, или привести синонимы, поясняющие сравнения. Похожие слова, например "абсолют" (тоже не совсем ясное для меня), иногда встречаются в современных текстах. Вы имели в виду очень сильное, удачное исполнение или упомянутая запись навевает трансцендентные (= запредельные, недоступные?) образы? Слово это, вероятно, философское или математическое, и я не совсем ясно понимаю его значение.Виталий писал(а):Прочтение Юдиной этого сочинения тоже замечательно и трансцендентно...
Уважаемый M. I.! Вы все правильно поняли - я имел в виду философское значение этого слова, которое применимо для идеалистической философии: трансцендентное есть нечто лежащее за пределами опыта и не находящееся в рамках объективной необходимости и объективного познания. Предельно огрубляя, можно сказать, что исполнитель, добивающийся трансцендентности своего исполнения, направляет внутреннюю энергию не на достижение чего-то конкретного, а за его пределы, к ИНОМУ, или трансцендентному. Я понимаю, что подобная философия звучит крайне неуклюже, но в моем понимании термин "трансцендентность" замечательно подходит к определению многих выдающихся музыкальных достижений, особенно рихтеровских. Тем более этот термин способен точно охарактеризовать многие произведения Баха, композитора, центральное творчество которого было обращено к центру объективного идеализма - к Богу.
С интересом прослушал этот Концерт у Юдиной. Трансцендентного не ощутил. Возможно, не дано. Зато дано услышать трансцендентное в исполнении Рихтера. Его запись с Зандерлингом со мной уже 40 лет! (Страшно пугать молодежь такими цифрами.) Вот где высота, обретение надмирного содержания!Владимир писал(а):Прослушав неоднократно этот концерт в исполнении М.Юдиной- скажу прямо:Виталий писал(а):Прочтение Юдиной этого сочинения тоже замечательно и трансцендентно.
Она его играет не хуже С.Рихтера. Мне- ближе как играет она. Это потрясающе...
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)
А вот мне на удивление удалось после гениальной версии Рихтера почувствовать эту "по-ту-стороннесть" и у Юдиной, хотя в целом мне не близка ее прямая манера игры Баха.
Бах и Рихтер - я не побоюсь этого сказать - абсолютно равновеликие люди. Все, что Святослав Теофилович записал из наследия великого кантора (я располагаю почти всеми официальными записями), - изумительно по своей глубине и цельности. Поэтому его интерпретация Первого концерта все равно остается самой значимой для моего внутреннего мира и самой частослушаемой - лично для меня.
Бах и Рихтер - я не побоюсь этого сказать - абсолютно равновеликие люди. Все, что Святослав Теофилович записал из наследия великого кантора (я располагаю почти всеми официальными записями), - изумительно по своей глубине и цельности. Поэтому его интерпретация Первого концерта все равно остается самой значимой для моего внутреннего мира и самой частослушаемой - лично для меня.
Последний раз редактировалось Виталий Вт май 06, 2008 12:46 am, всего редактировалось 1 раз.
Да, все правильно- прибавьте к этому- что мы, Юдину никогда не видели ни на сцене, ни в фильме....Виталий писал(а): почувствовать эту "по-ту-стороннесть" и у Юдиной, хотя в целом мне не близка ее прямая манера игры Баха.
Но, все. равно- нам нравится как она играет....
Я, играл этот концерт, знаю его досконально. Скажу снова- игра Рихтера и Юдиной (Гленн Гульд отдыхает)- это вершина....
Было бы интересно- если-бы свое мнение высказали уважаемые модераторы (играющие)!.
На самом деле у него в принципе две вершины. Мы говорим о записях первой половины 50-ых, но есть еще и записи, сделанные в 78-ом. Я не могу сказать, какие мне нравятся больше - они разные. Но и те, и другие совершенно замечательные. Запись 78-го можно не только слушать, но и смотреть, а это тоже интересно и поучительно! А как интересно наблюдать за репетицией 2-ой части - это в Туре с Карлом Рихтером (25/06/78 ).Владимир писал(а): Скажу снова- игра Рихтера... - это вершина....
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)