О, да, господин Stranger, - эта запись, пожалуй, лучшая из всех записей 1-го концерта Брамса, когда-либо слышанных мной (а живу я на этом свете ой как немало!)Stranger писал(а): У Серкина есть и очень сильные исполнения, например, 1-й концерт Брамса с Селлом - одна из лучших записей этой вещи. Там уже никаких тросточек - все сыграно с отдачей, на 100%!
Рихтер и другие пианисты
Re: Рихтер и другие пианисты
"У нас есть композиторы моцартовского дарования - например, Глазунов..." (С. Т. Рихтер)
Для меня очевидно, что весь свой талант без остатка Рихтер использовал для служения музыке.Игорь писал(а):А как вы думаете, почему Рихтер говорил о Горовице "И феноменально, и возмутительно, и здорово, и чудный звук, и все так противоречиво. Такой талант! И такой пошляк".
Когда вспоминаю записи Горовица (хотя, слушал их не так уж много), закрадывается мысль, что Горовиц использовал свой талант не только для служения музыке, но... и для служения себе самому, роялю, публике.
M.I. "А... Это который по нотам играет..."
Прошу заметить, что дословно Горовиц о Рихтере сказал в 1986 году следующее:
- А что, говорят, мой "коллега" Рихтер теперь часто играет перед публикой по нотам?
Согласитесь, что это более уважительно по отношению к Рихтеру.
И еще - в его возрасте уже не играют, разве что Рубинштейна могу вспомнить, который тоже без нот играл на старости лет.
- А что, говорят, мой "коллега" Рихтер теперь часто играет перед публикой по нотам?
Согласитесь, что это более уважительно по отношению к Рихтеру.
И еще - в его возрасте уже не играют, разве что Рубинштейна могу вспомнить, который тоже без нот играл на старости лет.
Re: M.I. "А... Это который по нотам играет..."
Согласен.Игорь писал(а): дословно Горовиц о Рихтере сказал в 1986 году следующее:
- А что, говорят, мой "коллега" Рихтер теперь часто играет перед публикой по нотам?
Согласитесь, что это более уважительно по отношению к Рихтеру.
Вместе с тем, этот текст высказывания показывает, что, в сущности, Горовиц мало интересовался Рихтером.
Re: M.I. "А... Это который по нотам играет..."
Интересно, а кто-нибудь из пианистов в двадцатом веке, кроме Рихтера, играл "перед публикой" по нотам (постоянно, в течение почти пятнадцати лет) - не важно, молодой или старый?Игорь писал(а): И еще - в его возрасте уже не играют, разве что Рубинштейна могу вспомнить, который тоже без нот играл на старости лет.
Не был ли в этом смысле Рихтер "белой вороной"?
Я сам долгое время воспринимал Горовица именно как американского пианиста, яркого и немного поверхностного виртуоза - пока не послушал запись живого исполнения 3-го концерта Рахманинова с З.Метой (1978г.).M.I. писал(а):Где-то я прочитал высказывание Рихтера, что "минусы" Горовица объясняются влиянием Америки.
Последний раз редактировалось Stranger Сб янв 19, 2008 12:38 am, всего редактировалось 1 раз.
Re: M.I. "А... Это который по нотам играет..."
Честно говоря, я не знаю ни одного большого пианиста, который бы всерьез интересовался творчеством своих коллег-современников.M.I. писал(а):Вместе с тем, этот текст высказывания показывает, что, в сущности, Горовиц мало интересовался Рихтером.
В замечательной книге Д.Дюбала "Вечера с Горовицем" есть, как минимум, одно упоминание о Рихтере. Горовиц там говорит об этюде Скрябина Op.65 #1 (тот, что с септимами), признается, что считает его неисполнимым. И тут же добавляет, что как-то слышал этот этюд по радио, в великолепном исполнении Рихтера.
Еще вспомнилось из мемуаров о Нейгаузе. Цитирую снова неточно, по памяти.
Итак, разговор Нейгауза с Гольденвейзером после концерта Горовица.
Гольденвейзер: Это не пианист, а кокотка!
Нейгауз: Предпочитаю кокотку скучной кухарке!
Два небольших отрывка из книги недавно покинувшего этот мир Ю.Борисова "По направлению к Рихтеру".
Стр. 52. (О 9-й сонате Скрябина) "Этот дух плакал бы ещё больше, если б услышал исполнение Горовица. Не исполнение - порхание! Горовиц тут совершенно не при чём - это всё Америка!"
Стр. 54. (Претензии критиков к репертуару Рихтера) "Интересно, почему эти претензии не предъявляют Горовицу? Посмотрите его репертуар! Никакого Баха - только обработки. Из Бетховена - самые заигранные сонаты. Тридцать вторая? Да Боже упаси!... Как-то приблудилась Седьмая Прокофьева - но в каком виде! Зато рояль самый лучший, самый настроенный..."
Стр. 52. (О 9-й сонате Скрябина) "Этот дух плакал бы ещё больше, если б услышал исполнение Горовица. Не исполнение - порхание! Горовиц тут совершенно не при чём - это всё Америка!"
Стр. 54. (Претензии критиков к репертуару Рихтера) "Интересно, почему эти претензии не предъявляют Горовицу? Посмотрите его репертуар! Никакого Баха - только обработки. Из Бетховена - самые заигранные сонаты. Тридцать вторая? Да Боже упаси!... Как-то приблудилась Седьмая Прокофьева - но в каком виде! Зато рояль самый лучший, самый настроенный..."
Эта цитата показывает не очень хорошее знание репертуара Горовица.M.I. писал(а): Стр. 54. (Претензии критиков к репертуару Рихтера) "Интересно, почему эти претензии не предъявляют Горовицу? Посмотрите его репертуар! Никакого Баха - только обработки. Из Бетховена - самые заигранные сонаты. Тридцать вторая? Да Боже упаси!... Как-то приблудилась Седьмая Прокофьева - но в каком виде!
Из сонат Бетховена Горовиц играл также 7-ю и 28-ю (это из того что записано), замечу, менее популярные чем 32-я.
Не говоря уже о том, что многие другие произведения, выбранные Горовицем, далеко не тривиальны - чего стоят только сонаты Скарлатти (чудесные)! 3-я соната Шумана, один из шедевров Горовица - тоже не самая заигранная вещь...
Конечно, репертуар Горовица имеет свою специфику и несравним с рихтеровским по многообразию и объему. http://web.telia.com/~u85420275/repertoire.htm
Претензии к Рихтеру по поводу репертуара вполне можно понять: кажется, что он играет все - а на самом деле, нет.
От Горовица, я думаю, никто и не ждал такой "всеохватности".
P.S. Запись 9-й сонаты у Горовица (9.05.65), по-моему, великолепна. Никакого "порхания" я там не услышал. Не знаю, говорил ли Рихтер о том же исполнении.
Кстати, Горовиц играл 9 сонату Скрябина великолепно. Какая нюансировка, каждая нота слышна. Мне кажется после Софроницкого только Горовиц смог сыграть Скрябинв так изломанно, такие перебады в темпах и такое Rubato. Я до сих пор не могу слушать Скрябина в исполнении Рихтера. Мне кажется, у него не особо получается. Но Рихтер сыграл 7 сонату Прокофьева - это что-то. Он сыграл всухую полностью. Я слышал исполнение Горовица и Поллини - тонна грязи, просто ужасно. А Рихтер без педали сыграл настолько мощно, что кажется, что перед финалом, где Прокофьевская ремарка стоит три фортиссимо, он сыграл на аккорд ниже, хотя как известно он играл в соответствии с нотными указаниями. Но у Рихтера иногда спорно в интерпретации Листа. Достаточно холодно и задумчиво. Хотя и в сверхбыстрых темпах.
"Не получается" применительно к Рихтеру - это сильно! Скорее всего можно сказать, что не получается у такого-то слушателя понять Рихтера. Такое сказать, послушав 5-ю и 6-ю сонаты... 6-я, как по мне вообще им "закрыта". То же можно сказать о 5-ой, но 6-я как-то особенно и принципиально замечательно им сыграна. Софроницкий, "официальный" скрябинист (не хочу навязывать своих вкусов), 6-ю играет чересчур импульсивно, что противоречит (снова же с моей точки зрения) характеру этой музыки.Игорь писал(а): Я до сих пор не могу слушать Скрябина в исполнении Рихтера. Мне кажется, у него не особо получается.
Снова хотел бы выразить мысль, которую не раз высказывал: у Рихтера нет неглубоких интерпретаций. Они могут не совпадать с устоявшимися представлениями данного слушателя, но они - плод творчества совершенно незаурядной личности. Даже в самых неудачных своих концертах он по духу остается Рихтером. А это очень серьезно и сильно: "Играет Святослав Рихтер!"
Простите за offtopic, но после такихих слов зал, наэлектризованный ожиданием, взрывался, и аплодисменты долго не могли смолкнуть. Мне пришлось наблюдать это в Киеве, Москве и Ленинграде - везде одно и то же! Люди ждали чуда, и оно приходило! Я знал разных несогласных с ним, но после концерта они не могли ничего внятного сказать против. Это уж потом, по прошествии времени, снова принимались за свое. В конце концов это право каждого, только вот надо добавлять в подобных случаях что-то типа "с моей точки зрения", что, в общем-то и делает автор цитируемого сообщения.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)
Софроникий был не только "официальным" скрябинистом, но и служил эталоном исполнения Скрябина для самого Рихтера.Yuriy писал(а): Софроницкий, "официальный" скрябинист [...]
Думаю, примерно то же самое можно сказать о любом из великих пианистов.Yuriy писал(а):
Даже в самых неудачных своих концертах он по духу остается Рихтером. А это очень серьезно и сильно: "Играет Святослав Рихтер!"
В книге Ю.Борисова, вслед за приведённой мною цитатой, идут слова, поясняющие, что имеется в виду под "порханием". Вот текст (стр. 52): "Нейгауз, когда слышал такую игру, напоминал про девушку с красным козырьком. Она регулировала в метро движение поездов. Нейгауз говорил её "пионерским" голосом; "Мужчина!.. Опасность!.. Отойдите от края платформы!"."Stranger писал(а):
P.S. Запись 9-й сонаты у Горовица (9.05.65), по-моему, великолепна. Никакого "порхания" я там не услышал. Не знаю, говорил ли Рихтер о том же исполнении.