M.I. писал(а):... совпадение с рихтеровским репертуаром пришлось на сонату Гайдна № 52. Сыгранная по-своему ярко, она решительно уступила той, что знакома по рихтеровским записям 60-х годов. На первый взгяд, Рихтер играет эту сонату скромнее, "незаметнее", чем Кисин. Но эмоционально, художественно - намного содержательнее. У Рихтера скрытая, сдержанная, но тем не менее явно заметная, нервозность полностью контролируется им. При этом Рихтер нигде не переступает через Гайдна. И он представляет слушателю простую, логичную конструкцию сонаты, насыщенную значительным психологическим напряжением.
Прочитал и захотелось вновь вернуться к этой сонате, которую давно не слушал. А ведь в конце 60-ых это была одна из самых любимых пластинок - запись из Бухареста ее и 7-ой Бетховена. Сейчас ее "координаты" -
27/2/60 - Bucharest - Live - NOTES PGP 11025 (CD) / VICTOR VICC - 2137
Этой записью не ограничился, послушал еще
8/5/67 - Moscow - Live - RUSSIAN MASTERS RM 18 (CD)
Разница заметная! Рихтеровский почерк улавливается в обеих записях, но звук бухарестской как бы матовый, московская же отличается хлесткостью, звонкостью звучания. Но мне показалось, что тут свою роль сыграло качество записи и реставрации при переписывании на "цифру". Совершенно согласен с M.I. в том, что у Рихтера "простая логическая конструкция". Я бы сказал, что он играет ее в сущности просто, но это простота высшего порядка. Вообще простота, за которой огромное внутреннее содержание, - одна из главных черт великого Музыканта. Музыка подчас заметно теряет от "выдавливания", выигрывания каждого звука, если при этом теряется чувство целого. Здесь нужен баланс. Рихтеру всегда удается достичь гармонии - нечто сокровенное в каждом звуке, причем они образуют некое единство, отчетливо улавливаемую мысль, а уже отзвучавшие все равно остаются в сознании, что позволяет держать создаваемый образ целиком. Я не знаю музыкантов, которые способны мыслить так органично, логично и естественно.
Но вот "нервозность" я для себя заменяю "внутренним горением". Рихтеру свойственна глубокая внутренняя убежденность, исполнение отличается абсолютной убедительностью. Особенно он увлекает в первой и третьей частях изумительной Сонаты Гайдна до минор -
Sonata No.33 in c, Hob.XVI:20
9/6/60 - Moscow - Live - SAGA EC 3362-2 (CD) , VICTOR VICC - 2137
Слушая эту запись, ловишь каждый звук, постоянно находишься в ожидании. Музыкант ведет за собой, а слушатель следует за ним, но не с рабской покорностью, а охваченный творческим порывом.
Сонаты Гайдна в исполнении Рихтера - увлекательнейшая тема. Благодаря ему мы можем прикоснуться к первозданной чистоте радостного искусства великого композитора.