Самый ''рихтеровский'' композитор
Самый ''рихтеровский'' композитор
Часто приходится слышать о Рихтере, что тот или иной композитор - это "не его репертуар". Причем круг этих композиторов довольно широк. А с каким композитором, на Ваш взгляд, индивидуальность Рихтера наиболее совпадала?
Согласен. Но нельзя не упомянуть Шумана, музыку которого он чувствовал особенно. Собственно, он жил духовно в мире романтизма. Ну а Шуберт? Разве можно забыть эти откровения? Не буду перечислять номера сонат - придется назвать все из его репертуара. Да и не только сонаты...Twirl писал(а):Что касается композиторов "его репертуара" - Бетховен, Бетховен, Бетховен...
Для меня принципиальными в его репертуаре являются Бах и Шопен. Шопена, если бы не Рихтер, я вообще бы почти не слушал.
А Лист, Рахманинов, Дебюсси, Прокофьев? А Брамс, Шимановский? Эдак придется перечислить всех композиторов, произведения которых он когда-либо играл. Он музыкант универсальный. Универсальный, потому что обладал особым богатством души, интеллекта, понимания искусства в целом. Он адепт, он "ушел в музыку, как в монастырь" (с). Поэтому его не отвлекали обычные для обычных людей житейские хлопоты. В этом одно из объяснений природы его исключительности, "феномена Рихтера" (с).
Полагаю, у каждого может быть свой "самый Рихтеровский" композитор. Для меня это, прежде всего, Шуман. Если бы не Рихтер, я бы не знал, что это такое. Затем Григ, конечно же Гайдн. По игре Рихтера я "вижу" личность Чайковского, Прокофьева. А вот о Рахманинове почти ничего не могу сказать. Чувствую лишь, что это очень щепитильный, строгий, может быть, суровый человек - прежде всего к себе самому. И совершенно не представляю себе Баха как личность.
Было бы очень интресно узнать мнения других форумчан о том, какой для них композитор "самый Рихтеровский", что главного открыл для них Рихтер в том или ином композиторе.
Было бы очень интресно узнать мнения других форумчан о том, какой для них композитор "самый Рихтеровский", что главного открыл для них Рихтер в том или ином композиторе.
Именно его взгляд на музыку Моцарта открывает в ней ту суть, которая ждала своего часа, чтобы быть понятой. Его прочтение рассчитано на слушателя ХХ-го и ХХI-го веков. Возможно, в позапрошлом веке это не было бы принято. Да и в наше время находятся критики. Но они находятся всегда - что бы и кто бы ни играл...M.I. писал(а):Хочу ещё спросить, а вот Моцарт - "рихтеровский" композитор, или нет?
По крайней мере для меня сонаты и концерты Моцарта в исполнении Рихтера и есть самое высокое в интерпретации этой музыки. Он играет ее "со всевозможной простотой " (с). Как всего двумя словами гениально выразил мысль Александр Сергеевич! Вот так со "стопроцентным попаданием" - естественно и органично, глубоко и в сущности просто играет Моцарта Рихтер.
Насколько интересно слушать у него, например, Сонату #8, a-moll, K.310 в ранней записи -
1/6/56 - Prague - Live - PRAGA PR 254 025
и в поздней -
29/3/89 - London - Live - PHILIPS 422 583-2.
Две разные сонаты! Каждый из взглядов на это гениальное произведение уникален. Вопрос “что лучше?” праздный. Маэстро умеет убеждать, играя в разных манерах, точнее, предлагая разные трактовки, понимание.
О каждой сонате можно было бы содержательно говорить. Это тема для большого исследования… Скажу только, что первая из моцартовских сонат, услышанная мной у Рихтера, была пятая, соль мажор, К.283. Слушал я ее по радио в далеком 69-ом году. Замечательное свежее исполнение.
Что бы Рихтер ни говорил в фильме о своех трудностях в исполнении музыки Моцарта, он является ее замечательным интерпретатором.
Формулируя тему этого потока, я имел в виду все-таки не то, какие композиторы Рихтеру лучше всего удавались (их очень много), а то, чей композиторский стиль наиболее соответствует рихтеровской натуре, в исполнении Рихтером каких композиторов мы меньше всего чувствуем: "Вот композитор - а вот как его интерпретирует Рихтер". Грубо говоря, на кого из композиторов Рихтер "похож".
Моцарт и Шопен - скорее, антиподы Рихтера "по характеру": Моцарт в своей легкости, шутливости, а Шопен - в утонченности, воздушности, прихотливости. В исполнении этих композиторов у Рихтера как раз чувствуется, что он добавляет к ним какие-то новые черты, существенно трансформирует их, пропуская через себя.
Моцарт и Шопен - скорее, антиподы Рихтера "по характеру": Моцарт в своей легкости, шутливости, а Шопен - в утонченности, воздушности, прихотливости. В исполнении этих композиторов у Рихтера как раз чувствуется, что он добавляет к ним какие-то новые черты, существенно трансформирует их, пропуская через себя.
Последний раз редактировалось Stranger Пт май 04, 2007 1:50 am, всего редактировалось 1 раз.
Что касается Моцарта, то его лёгкость и шутливость сплошь и рядом - маска. Моцарт не всегда "удавался" Рихтеру, а остальным - тем более. Моцарт как-будто всё время куда-то прячется, играет с исполнителем и слушателем в кошки-мышки, он неуловим и трудно исполняем. Сказать, что с Моцартом Рихтер вполне "справился" - нельзя. Но кое-что ему удавалось.
Шопен ближе Рихтеру, чем Моцарт, но мою память нет-нет да посетит высказывание отца Рихтера, Теофила, что ты (Святослав) играешь Шопена верно, но у тебя он выходит с толстой шеей, а он - с тонкой шеей.
Хорошо, если бы автор темы максимально подробно мотивировал своё представление о том, какой композитор самый "рихтеровский". Жду с интересом и нетерпением!
Шопен ближе Рихтеру, чем Моцарт, но мою память нет-нет да посетит высказывание отца Рихтера, Теофила, что ты (Святослав) играешь Шопена верно, но у тебя он выходит с толстой шеей, а он - с тонкой шеей.
Хорошо, если бы автор темы максимально подробно мотивировал своё представление о том, какой композитор самый "рихтеровский". Жду с интересом и нетерпением!
Здесь речь идет скорее об ощущениях, абстрактных представлениях, а потому - не то что мотивировать, но даже выразить словами какие-то нюансы сложно. Я вот чисто субъективно предполагаю, что у Рихтера много общего с Прокофьевым и Чайковским, но возможно это происходит оттого, что я недостаточно ясно себе представляю индивидуальность этих композиторов в отрыве от Рихтера...M.I. писал(а):Хорошо, если бы автор темы максимально подробно мотивировал своё представление о том, какой композитор самый "рихтеровский".
Последний раз редактировалось Stranger Чт май 03, 2007 2:33 am, всего редактировалось 1 раз.
Помню, как в незапамятные времена появились концерты Моцарта в исполнении Д.Баренбойма. Купил все эти пластинки. Слушаю:M.I. писал(а): Моцарт не всегда "удавался" Рихтеру, а остальным - тем более.
Сказать, что с Моцартом Рихтер вполне "справился" - нельзя. Но кое-что ему удавалось.
Моцарт. Концерт номер 17,
Моцарт. Концерт номер 18,
Моцарт. Концерт номер... и т.д., и т.п., etc, etc...
Рихтер же, если берется за что-то, то ему всегда есть, что сказать. Безликих произведений или их интерпретаций у него нет. Ну а то, что он выходит за рамки эпохи, так на то это и великая музыка, которая волнует сейчас, как и тогда, а может быть и больше. Не сомневаюсь, что мы слышим больше, т.к. понимаем ее в контексте огромного культурного наследия, накопленного человечеством. При этом Рихтер не игнорирует культуру и дух эпохи Моцарта. Он вообще прекрасно чувствует эпохи и стили. Вот уж у кого художественный вкус и видение. Но кроме видения еще и предвидение.
Лично для меня моцартовские концерты, сонаты, фантазия, вариации звучат убедительно. Такой цельности я не слышу ни у кого. Другое дело, что кому-то концепция может быть не близкой. Но это уже не проблемы Рихтера. Так и слышу его слова, сказанные мне в декабре 85-го: "Я рад, что Вам понравилось. Знаете, одним нравится, другим не нравится. Я рад, что Вам понравилось."
И еще. Удастся ли когда-нибудь раскопать (если это существует) запись Фантазии и фуги до мажор? Он играл ее в Зальцбурге и в Ленинграде.
Мне трудно судить о них как о личностях, но одно могу сказать: мне трудно представить себе более убедительное истолкование их музыки, их мыслей, в ней заложенных. Но это можно сказать и о музыке других композиторов.Stranger писал(а):Я вот чисто субъективно предполагаю, что у Рихтера много общего с Прокофьевым, Чайковским, отчасти Рахманиновым, но возможно это происходит оттого, что я недостаточно ясно себе представляю индивидуальность этих композиторов в отрыве от Рихтера...
А вообще хотел бы напомнить (не дословно) сказанное в телепередаче 1-го августа 2005 года. Была высказана мысль об уникальности этого явления, имя которому "Святослав Рихтер": время как бы разделилось на "до" и "после" него.
Рихтер очень "похож" на Прокофьева, но только на первый взгляд. Художественная личность Рихтера куда более крупного масштаба. Его можно поставить в один ряд с Пушкиным, Рафаэлем, из учёных мыслителей с Ньютоном, может быть даже с Архимедом.Stranger писал(а):Формулируя тему этого потока, я имел в виду все-таки не то, какие композиторы Рихтеру лучше всего удавались (их очень много), а то, чей композиторский стиль наиболее соответствует рихторовской натуре, в исполнении Рихтером каких композиторов мы меньше всего чувствуем: "Вот композитор - а вот как его интерпретирует Рихтер". Грубо говоря, на кого их композиторов Рихтер "похож".
По-моему, сравнивать масштаб личности исполнителя и композитора некорректно. У них разная природа: исполнитель по роду деятельности должен быть разным, перевоплощаться, а композитору как раз важнее сохранить индивидуальность, быть самим собой.M.I. писал(а):Рихтер очень "похож" на Прокофьева, но только на первый взгляд. Художественная личность Рихтера куда более крупного масштаба.Stranger писал(а):Формулируя тему этого потока, я имел в виду все-таки не то, какие композиторы Рихтеру лучше всего удавались (их очень много), а то, чей композиторский стиль наиболее соответствует рихторовской натуре, в исполнении Рихтером каких композиторов мы меньше всего чувствуем: "Вот композитор - а вот как его интерпретирует Рихтер". Грубо говоря, на кого их композиторов Рихтер "похож".
Я бы сформулировал так: Рихтер похож на Прокофьева некоторыми гранями своей натуры.
А по-моему, масштаб личности сравнивать можно. Вот был документальный фильм "Рассказы про Петра Капицу". Смотришь и видишь, какой большой это был человек. И вдруг в этом фильме небольшой фрагмент - играет Рихтер. И сразу ясно - масштаб Рихтера куда больше! (не в обиду П.Л.Капице сказано, я его очень и очень уважаю). Или фильм про Д.Ойстраха. Крупный человек, сразу видно. Но вот фрагмент, Ойстрах играет с Рихтером. И опять то же впечатление про Рихтера, что и из фильма про П.Л.Капицу. Это просто видно, даже если выключить звук.
Добавлю здесь ещё высказывание Г.Г.Нейгауза (в статье о П.И.Чайковском) о том, что что бы быть большим композитором, надо сначала быть большим человеком, а потом композитором. Масштаб личности важнее того, чем человек занимается, в чём он профессионал.
Добавлю здесь ещё высказывание Г.Г.Нейгауза (в статье о П.И.Чайковском) о том, что что бы быть большим композитором, надо сначала быть большим человеком, а потом композитором. Масштаб личности важнее того, чем человек занимается, в чём он профессионал.
Последний раз редактировалось M.I. Вс май 06, 2007 12:01 am, всего редактировалось 1 раз.
Это же очевидно - Рихтер был не только гениальным музыкантом, он был гениальным человеком!M.I. писал(а):А по-моему, масштаб личности сравнивать можно. Вот был документальный фильм "Рассказы про Петра Капицу". Смотришь и видишь, какой большой это был человек.
И немного не по теме, но после упоминания о Капице хочется рассказать тем, кто, возможно, не знает этой истории.
Во время перерыва в концерте Рихтера Капица поднялся на сцену и долго осматривал рояль, на котором играл пианист, пытаясь разгадать, каким же образом оттуда исторгаются такие звуки. Как известно, он был великим физиком-экспериментатором и в приборах, устройствах разбирался очень хорошо. На сей раз загадка скрывалась не в особом устройстве рояля, а в исполнителе, в чем он и убедился.