Любимые моменты фильма ''Рихтер непокоренный''
Антон писал(а):Подскажите, пожалуйста, какая именно соната Шуберта звучит.Само начало фильма под звучание шубертовской сонаты с киносъемкой молодого Рихтера на фоне заснеженной Москвы.
Весьма выразительны секунды, когда Рихтер проходит по тротуару на Садовом кольце, возможно, слышащий что-то внутри себя, а его провожает взглядом уголовного вида циничный тип с папиросой во рту. И это на фоне большого и немного тоскливо-угрюмого (в этой части) города. Ситуация, достойная Шекспира, отчасти моделирует положение Рихтера в "реальной" жизни.
Кадры действительно замечательные! Великий музыкант и человек, поглощенный своими, никому не ведомыми мыслями, и окружающая действительность. Он вполне может жить в этой действительности, параллельно находясь в своем духовном мире.M.I писал(а): Весьма выразительны секунды, когда Рихтер проходит по тротуару на Садовом кольце, возможно, слышащий что-то внутри себя...
И это на фоне большого и немного тоскливо-угрюмого (в этой части) города. Ситуация, достойная Шекспира, отчасти моделирует положение Рихтера в "реальной" жизни.
Вот что я хотел заметить: эти кадры есть в фильме Рижской киностудии (1967), и потом их же использует Монсенжон. В том старом фильме в этом эпизоде звучит Фантазия и Фуга Баха ля минор, BWV 944, а в во втором случае - фрагмент из второй части посмертной шубертовской сонаты си бемоль мажор, D.960. Эту часть Софроницкий называл "музыкой всея земли". И это действительно по смыслу похоронный марш. Но он отрешенно-просветленный. Мне кажется, музыка Шуберта здесь более уместна. Возможно, будут другие мнения.
По поводу этого эпизода приходят в голову замечательные строки и мысли из пушкинских “Египетских ночей”:M.I. писал(а):Весьма выразительны секунды, когда Рихтер проходит по тротуару на Садовом кольце, возможно, слышащий что-то внутри себя...
И это на фоне большого и немного тоскливо-угрюмого (в этой части) города. Ситуация, достойная Шекспира, отчасти моделирует положение Рихтера в "реальной" жизни.
Поэт идет: открыты вежды,
Но он не видит никого…
И по поводу его удивительного искусства и таланта проникать в мысль автора, сживаться с нею:
— Чужая мысль чуть коснулась вашего слуха и уже стала вашею собственностию, как будто вы с нею носились, лелеяли, развивали ее беспрестанно.
— Всякой талант неизъясним. Каким образом ваятель в куске каррарского мрамора видит сокрытого Юпитера и выводит его на свет, резцом и молотом раздробляя его оболочку? Почему мысль из головы поэта выходит уже вооруженная четырьмя рифмами, размеренная стройными однообразными стопами? — Так никто, кроме самого импровизатора, не может понять эту быстроту впечатлений, эту тесную связь между собственным вдохновением и чуждой внешнею волею — тщетно я сам захотел бы это изъяснить.
Страшно подумать, что этого фильма могло-бы и не быть. Если бы, например, Рихтер не разрешил бы себя снимать. Или по причине болезни.
Обидно, что не нашлось русского талантливого режиссера, который мог-бы сделать то, что сделал Монсежон.
Как сказал Макаревич:
"Музыканты уходят из мира
Преждевременно, безвозвратно".
Обидно, что не нашлось русского талантливого режиссера, который мог-бы сделать то, что сделал Монсежон.
Как сказал Макаревич:
"Музыканты уходят из мира
Преждевременно, безвозвратно".
Из фильма "Рихтер непокоренный" больше всего нравится:
Шуберт в начале фильма , в конце, и в середине фильма. Бесподобно.
Бах, фантазия и фуга. Мендельсон-"Серьезные Вариации". Явилось откровением, не ожидал, что Мендельсон "так сочинял". Конечно ,от безграмотности.
По видимому, Шопен, в конце 1 части фильма- где Рихтер идет по зимней Москве, Был бы признателен, если бы кто-нибудь написал, что это за произведение. Может быть скерцо?
Очень нравится отрывок из фильма "Композитор Глинка".
Все, что Рихтер исполняет с Ойстрахом.
Даже Прокофьев и Шостакович понравились. Никогда не считал, что после Баха, Бетховена, Моцарта и Шопена, что можно их слушать. То-же из-за безграмотности.
В общем.... нравится все. Но Мендельсон- в первую очередь (как ни странно).
Шуберт в начале фильма , в конце, и в середине фильма. Бесподобно.
Бах, фантазия и фуга. Мендельсон-"Серьезные Вариации". Явилось откровением, не ожидал, что Мендельсон "так сочинял". Конечно ,от безграмотности.
По видимому, Шопен, в конце 1 части фильма- где Рихтер идет по зимней Москве, Был бы признателен, если бы кто-нибудь написал, что это за произведение. Может быть скерцо?
Очень нравится отрывок из фильма "Композитор Глинка".
Все, что Рихтер исполняет с Ойстрахом.
Даже Прокофьев и Шостакович понравились. Никогда не считал, что после Баха, Бетховена, Моцарта и Шопена, что можно их слушать. То-же из-за безграмотности.
В общем.... нравится все. Но Мендельсон- в первую очередь (как ни странно).
Любимые моменты фильма "Рихтер непокоренный"
Хочу сообщить, что существуют записи “черновиков”, фрагментов, не вошедших в фильм Монсенжона или длящихся дольше, чем в фильме.
Во-первых, это финал 5-го Концерта Прокофьева. К сожалению, на музыку накладывается комментарий на польском языке (запись сделана в Варшаве, 1958г.).
Фрагмент из Прелюдии и Фуги Шостаковича Des-dur, op. 87,#15 (Варшава, 1962г.) здесь тоже побольше. Рихтер, как вы помните, играет в тюбетейке. Возможно, не все знают, что в тот день он попал в автокатастрофу, и ему надо было наложить швы. От наркоза он отказался, иначе в результате его действия не смог бы играть. Пришлось потерпеть, а потом, чтобы не пугать ранами публику, надеть тюбетейку.
Самым интересным фрагментом я считаю исполнение Сарабанды из Французской сюиты Баха ми мажор, #6, BWV 817 – хотя бы потому, что она не вошла в фильм. Рихтер играет в комнате с красными стенами. Играет очень сосредоточенно. Удивительная простота и высота.
Помните, в одном месте Святослав Теофилович с улыбкой заявляет: “Потому, что я эгоист!” Тут его спрашивают, и он отвечает обстоятельнее. Интересна высказанная им мысль о бисах (привожу почти дословно): “Программа должна оставить впечатление определенное. Бисы, если программа удалась, уже в каком-то смысле разжижают, и то самое главное, серьезное, - пропадает. Ну, иногда и не так, но так бывает…”
Есть здесь и довольно большой отрывок из Второй скрипичной сонаты Бетховена с Олегом Каганом (репетиция).
Дольше звучит фрагмент из сонаты Моцарта ре мажор, К.448 для двух ф-но, которую они играют с Бриттеном.
Рассказ о “первой публике” Рихтера, сестрах Семеновых здесь воспринимается больше как диалог, тогда как в фильме это все же монолог. Музыкант сообщает, что младшей тогда было 42, а старшей где-то 79 лет.
Слышал, что существуют и другие кадры, не вошедшие в фильм, но я с ними не знаком.
Во-первых, это финал 5-го Концерта Прокофьева. К сожалению, на музыку накладывается комментарий на польском языке (запись сделана в Варшаве, 1958г.).
Фрагмент из Прелюдии и Фуги Шостаковича Des-dur, op. 87,#15 (Варшава, 1962г.) здесь тоже побольше. Рихтер, как вы помните, играет в тюбетейке. Возможно, не все знают, что в тот день он попал в автокатастрофу, и ему надо было наложить швы. От наркоза он отказался, иначе в результате его действия не смог бы играть. Пришлось потерпеть, а потом, чтобы не пугать ранами публику, надеть тюбетейку.
Самым интересным фрагментом я считаю исполнение Сарабанды из Французской сюиты Баха ми мажор, #6, BWV 817 – хотя бы потому, что она не вошла в фильм. Рихтер играет в комнате с красными стенами. Играет очень сосредоточенно. Удивительная простота и высота.
Помните, в одном месте Святослав Теофилович с улыбкой заявляет: “Потому, что я эгоист!” Тут его спрашивают, и он отвечает обстоятельнее. Интересна высказанная им мысль о бисах (привожу почти дословно): “Программа должна оставить впечатление определенное. Бисы, если программа удалась, уже в каком-то смысле разжижают, и то самое главное, серьезное, - пропадает. Ну, иногда и не так, но так бывает…”
Есть здесь и довольно большой отрывок из Второй скрипичной сонаты Бетховена с Олегом Каганом (репетиция).
Дольше звучит фрагмент из сонаты Моцарта ре мажор, К.448 для двух ф-но, которую они играют с Бриттеном.
Рассказ о “первой публике” Рихтера, сестрах Семеновых здесь воспринимается больше как диалог, тогда как в фильме это все же монолог. Музыкант сообщает, что младшей тогда было 42, а старшей где-то 79 лет.
Слышал, что существуют и другие кадры, не вошедшие в фильм, но я с ними не знаком.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)
По-моему, к "зимним" кадрам Рихтера в Москве подходит третья часть Сонаты Прокофьева № 2, особенно её кульминация. Там ведь кто-то мягко вышагивает свой путь, и одновременно, слитно с этим, слышится звук колоколов. А звук большого колокола образует кульминацию этой части сонаты.Yuriy писал(а): ...эти кадры есть в фильме Рижской киностудии (1967), и потом их же использует Монсенжон. В том старом фильме в этом эпизоде звучит Фантазия и Фуга Баха ля минор, BWV 944, а в во втором случае - фрагмент из второй части посмертной шубертовской сонаты си бемоль мажор, D.960. ... Мне кажется, музыка Шуберта здесь более уместна. Возможно, будут другие мнения.
При умелом использовании этих кадров и в сочетании с подходящей музыкой, вероятно, можно создать художественный апостольский образ.