Рихтер играет Баха
По-моему, романтизм - это уход от реальности, от "низких истин". Это замена реального окружающего мира на свой собственный (внутренний), так сказать, естественно вымышленный. Но всё-таки, мир Рихтера шире романтизма, - хотя и родной брат его.
Кстати, Моцарт был лишь отчасти (или почти не был) романтиком, у него много контактов с окружающем миром, с космосом (а может быть и с потусторонними силами?).
Кстати, Моцарт был лишь отчасти (или почти не был) романтиком, у него много контактов с окружающем миром, с космосом (а может быть и с потусторонними силами?).
-
- Сообщения: 50
- Зарегистрирован: Ср ноя 08, 2006 9:13 pm
- Откуда: М.О.
Тут уже все наоборот. Рихтер играет не так, как написал Бах.Stranger писал(а):
В ответ на сообщение Юрия об исполнении Рихтером Fantasia in c, BWV 921.Вы писали:Разве это романтизация? В его исполнениии некоторая отрешенность, призванная сделать музыку вневременной, выходящей за рамки эпохи, обращенной к человечеству. В этом уникальность творчества Баха!То бишь, неверно перечисляя признаки романтизма, Вы, все-таки как бы согласны, что Рихтер играет так, как написал Бах, то есть вне времени, отрешенно и ко всему человечеству. Из Вашего сообщения, по крайней мере, следует такой вывод.Быть отрешенным, делать музыку вневременной и обращаться ко всему человечеству - это по сути и есть романтизм.
Далее:
Stranger писал(а):У Баха - да. У Рихтера - скорее возвышенная лирика, обаяние большой личности, возвышающей других до своего уровня. В рихтеровском мире центр - это человек, а не Бог.belgian_shepherd писал(а):Бах вроде бы этим совсем не страдал , его музыка как раз вне времени, обращена ко всем и примиряет с действительностью. И отрешенность в ней - от собственной персоны.
Я бы не назвал игру Рихтера примиряющей. В игре Рихтера - нерв, горение. Он скорее заставляет интенсивно чувствовать, сопереживать, чем успокоиться, примириться.
Ладно. Только что же это такое конкретно: в центре мира - Бог, а не человек? Это же какая-то средневековая схоластика. Противопоставление человека Богу было свойственно именно Средневековью, которое ко времени Баха закончилось. Бах был, наоборот - композитором барочным, ренессансным, и музыка его обращена к людям, и без чувств у него не могло обходиться. Кто у него в центре? Бог, конечно. Иисус. Тоже человек. И что это за музыка такая вообще, которая заставляет успокоиться? Музыка не для этого, она всегда волнует. А Евангелия призывают успокоиться? Принять Бога как создателя мира и с этим примириться - пожалуй.
Вы вроде писали о примирении. Давайте на нем и остановимся, несмотря на то, что музыка нас по-прежнему волнует!belgian_shepherd писал(а):
И что это за музыка такая вообще, которая заставляет успокоиться? Музыка не для этого, она всегда волнует. А Евангелия призывают успокоиться? Принять Бога как создателя мира и с этим примириться - пожалуй.
Мне вот все-таки кажется, что Бах по духу скорее близок Средневековью, чем Возрождению. Послушайте, например, "Искусство фуги". Чего там больше: "чувств" или "схоластики"?belgian_shepherd писал(а): Это же какая-то средневековая схоластика. Противопоставление человека Богу было свойственно именно Средневековью, которое ко времени Баха закончилось. Бах был, наоборот - композитором барочным, ренессансным, и музыка его обращена к людям, и без чувств у него не могло обходиться.
А что касается мятежного романтизма, то вспомните, что романтизм - это не только Байрон, но и Малер, Вагнер (с его религиозным пафосом и мессианством), Франк и Брукнер. Кстати, эти товарищи Рихтеру похоже были близки по духу.
Вот именно! Вспоминаются слова Г.Г.Нейгауза (цитирую по памяти): "Когда я играю Баха, я в согласии с миром и благословляю его."belgian_shepherd писал(а):... его музыка как раз вне времени, обращена ко всем и примиряет с действительностью. И отрешенность в ней - от собственной персоны.
Вспомните, например, грандиозные "Страсти по Матфею". Повествование о трагических страницах Священной истории, но интерпретирует он это как необходимое событие, вписывающееся в великий замысел о нашем спасении. Здесь высшая гармония! Вот уж где обращение ко всему человечеству, но романтизмом и не пахнет!
-
- Сообщения: 50
- Зарегистрирован: Ср ноя 08, 2006 9:13 pm
- Откуда: М.О.
Stranger писал(а):Бах был ренессансный метафизик ("Искусство фуги" лишь служит тому подтвеждением), композитор универсальный.Мне вот все-таки кажется, что Бах по духу скорее близок Средневековью, чем Возрождению. Послушайте, например, "Искусство фуги".
Странно обсуждать, чего больше он вкладывал в свои произведения: эмоций или разума. Всего было поровну - в этом-то и прелесть эпохи барокко, и, по-моему, у Рихтера это слышно. Хотя кому как конечно.
Я в курсе, что романтизм - это, превыше всего, идеализм.А что касается мятежного романтизма, то вспомните, что романтизм - это не только Байрон, но и Малер, Вагнер (с его религиозным пафосом и мессианством), Франк и Брукнер. Кстати, эти товарищи Рихтеру похоже были близки по духуВагнер
А папу с Нейгаузом куда поместить? В какое направление?
Относительно того, что ему было близко по духу, можно вспомнить интервью самого СТ Мильштейну из фильма Золотова "Хроники Святослава Рихтера". Там он высказывается в том роде, что течения - романтизм или еще что - ему не важны, ничему он не отдает предпочтения, его больше интересуют гении всех мастей. А так же о своей "жадности" и что все произведения своего обширного репертуара он любит сильною любовью, иначе "бросил бы все это к черту".
Основу репертуара Рихтера составляет прежде всего романтическая музыка, и стилистика его игры, соответственно - романтическая, хотя и не ограничивается только этим направлением. Несмотря на всеядность Рихтера, его игре присуща определенная эстетика, причем несмотря на нюансы - единая для всего исполняемого.belgian_shepherd писал(а): Относительно того, что ему было близко по духу, можно вспомнить интервью самого СТ Мильштейну из фильма Золотова "Хроники Святослава Рихтера". Там он высказывается в том роде, что течения - романтизм или еще что - ему не важны, ничему он не отдает предпочтения, его больше интересуют гении всех мастей.
Возможно, Ваше несогласие с моими мыслями происходит оттого, что Вы рассматриваете игру Рихтера саму по себе, а я - в сравнении с другими исполнителями. Если сравнить Рихтера в Бахе с Эдвином Фишером, то первый вовсе не покажется романтиком, а если, например, с Валерием Афанасьевым - то еще как.
Я бы не назвал игру Рихтера барочной. Это с большей уверенностью можно сказать о Ванде Ландовской и Андрее Волконском, съевшим собаку на старинной музыке (правда, игравшим Баха очень по-разному). У Рихтера скорее классико-романтическое обобщение представлений о Бахе, а не воплощение духа старинной музыки. Это не зачит, что его интерпретация менее содержательна, но чтобы судить о стилистике Рихтера в Бахе, имеет смысл внимательно послушать и других исполнителей, особенно клавесинистов.belgian_shepherd писал(а):
Странно обсуждать, чего больше он вкладывал в свои произведения: эмоций или разума. Всего было поровну - в этом-то и прелесть эпохи барокко, и, по-моему, у Рихтера это слышно. Хотя кому как конечно.
Что касается разума и эмоций, то для меня лично важно, что у Баха на первом плане не чувства - а дух, созерцание божественного.
Фантазия и фуга- ля-минор- шедевр в исполнении С.Т.Рихтера.GMSh писал(а):Записи 1948 г. (BWV 944, 971, 808) - я думаю, что Бах снял бы шляпу
Слушаю ее в наушниках- по нескольку раз без перерыва.
Сухая сочность звука, остраненность, громадная энергетика исполнения.
Очень нравится момент на 4 минуте 01 секунде исполнения-где все "уходит" в правую руку. И правая рука начинает играть за две руки..
Позвольте два маленькие уточнения, правда, не музыкальные, а богословского свойства, ни для кого не обязательные.belgian_shepherd писал(а): 1. Только что же это такое конкретно: в центре мира - Бог, а не человек? Это же какая-то средневековая схоластика.
2.А Евангелия призывают успокоиться? Принять Бога как создателя мира и с этим примириться - пожалуй.
1. Бог не в центре мира, а везде в нём и за его пределами. Бог сотворил мир из ничего, Он больше мира, Он заключает мир в себе, охватывает его со всех сторон и простирается дальше.
2. Евангелия не призывают принять Бога как создателя мира. О сотворении мира написано в самом начале Библии, на первых нескольких страницах. А Евангелия о том, как вести себя человеку в мире, сотворённым Господом Богом.
Последний раз редактировалось M.I. Сб июл 19, 2008 7:21 pm, всего редактировалось 1 раз.
1. Фуга - отличная вещь! Взволнованная искренность, запал молодости.Владимир писал(а):1. Фантазия и фуга- ля-минор- шедевр в исполнении С.Т.Рихтера.GMSh писал(а):Записи 1948 г. (BWV 944, 971, 808) - я думаю, что Бах снял бы шляпу
2. Очень нравится момент на 4 минуте 01 секунде исполнения-где все "уходит" в правую руку. И правая рука начинает играть за две руки..
2. Правая рука за две? А действительно ли пианист держит басовую ноту левой рукой, а не педалью? Кстати похожая штука есть в районе 5 мин 17 сек.
GMSh писал(а):Записи 1948 г. (BWV 944, 971, 808)
Нет-это не орган- держит басовую ноту левой рукой.M.I. писал(а): 2. Правая рука за две? А действительно ли пианист держит басовую ноту левой рукой, а не педалью? Кстати похожая штука есть в районе 5 мин 17 сек.
Но, дело, как мне кажется- как он "закруглил" неостановочный бег этой вещи, уведя все в правую руку. А потом все восстановил.
Я, вот то-же разучил эту вещь- но не смог добиться такого звучания этой басовой ноты.
Про другое-умолчу...
На днях послушал эту вещь с человеком, далеком от музыки.
Вещь была прослушана трижды без перерыва. И сетования на то, что, показывают нам по телевидению- совсем не то....
GMSh писал(а):Записи 1948 г. (BWV 944, 971, 808)
Вообще, чтобы понять как играет Рихтер-достаточно попытаться разучить эту Фантазию и Фугу.M.I. писал(а): 1. Фуга - отличная вещь! Взволнованная искренность, запал молодости.
2. Правая рука за две? А действительно ли пианист держит басовую ноту левой рукой, а не педалью? Кстати похожая штука есть в районе 5 мин 17 сек.
Отчетливо видно, например, что,
1.Невозможно добиться такой ровности и надежности исполнения.
2.Невозможно добиться целостности произведения- т.е взаимосвязи начала и конца вещи.
3.Невозможно добиться энергетики, моторности, сочности звучания при беспристрастности исполнения....
Чтобы до конца это понять- нужно разучить вещь....
Кажется, до меня дошло, чем мне так нравится эта фуга из BWV 944.Владимир писал(а): Фантазия и фуга- ля-минор- шедевр в исполнении С.Т.Рихтера.
Рихтер представляет в ней Баха, как человека горячего, и одновременно насквозь честного, чистого. Редкое сочетание качеств для современного нам человека. А как насчёт стиля? В этом музыкальном портрете композитора слились, сплавились воедино порыв и строгая ответственность, романтизм и реальность.
Последний раз редактировалось M.I. Чт окт 08, 2009 12:36 am, всего редактировалось 2 раза.
В данном случае "Рихтер не играет Баха" - некоторые ричеркары из "Искусства фуги". Они фигурируют в книге В.А.Могильницкого, в списке произведений из репертуара Рихтера. Изучив программы концертов Рихтера, записанные им собственноручно, "Искусства фуги" не нашел. Недавно Вадим Анатольевич рассказал, что допустил ошибку в своей книге.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)
Мне нравится высказывание, выражающие важнейшую черту, "изюминку", романтизма, а именно: "примат чувства на рассудком" (С). С такой позиции, Шуман - чистый романтик, а Бетховен - нет: у Бетховена отличный балланс чувства и рассудка.belgian_shepherd писал(а):
Романтизм - это не обращение ко всему человечеству, а обращение к себе, бегство в себя, эгоизм, противопоставление себя остальному миру