Рихтер - одессит?

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Рихтер - одессит?

Сообщение M.I. » Сб фев 17, 2007 11:40 pm

Посторонним В. писал(а): Этот замечательный одессит сам всегда стеснялся тех вещей, которые у него выходят из-под пальцев. И как любой творческий человек горевал, что в своей жизни не доработал (все знают, что за ним остались записи часов, которые он "недозанимался").
Замечу предыдущему оратору, что Рихтер ни какой не одессит, хотя один раз я видел его напоминающим "одесского типа", но это было не на сцене (и уж, конечно, не в музыке) а в скверике перед консерваторией, он шёл к служебному входу здания на свой концерт. В программе был концерт Бриттена, английский оркестр, дирижёр - автор, в зал было просто не попасть. А вне музыки Рихтер мог выглядеть совсем по-разному. Но, кстати... Рассказывали такую историю. Один назойливый слушатель решил в антракте заглянуть к Рихтеру в артистическую. Он приоткрыл дверь, и сказал: "Святослав Теофилович, можно получить у Вас автограф?". В ответ Рихтер поднёс к его лицу свой огромный кулачище и ответил: "Ты у меня получишь автограф!".

Посторонним В.
Сообщения: 3
Зарегистрирован: Пн янв 22, 2007 4:21 am
Откуда: От верблюда

Сообщение Посторонним В. » Ср мар 28, 2007 3:25 am

M.I. писал(а):Во-первых, замечу предыдущему оратору [Посторонним В], что Рихтер ни какой не одессит, хотя один раз я видел его напомитающим "одесского типа", но это было не на сцене...
[удалено модератором]
У вас уже и Рихтер - не одессит.
[удалено]
Я тоже один раз видел Рихтера. Видел типичным одесситом в типичной советской Москве...
[удалено]

Причина редактирования - развязный тон. Просьба в дальнейшем высказываться корректно. Тимур Исмагилов
А сова эта дрянь... Наглая... Надо ее разъяснить. (Шариков)

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Пт мар 30, 2007 10:53 pm

Я всё-таки не понял, почему Вы определяете Рихтера как одессита? В каком смысле и насколько глубоко? И что в Рихтере, как в явлении, было такого, чему он обязан проживанием в Одессе? Хотелось бы узнать подробнее.

А можно ли дать Пушкину определение "москвич", и как из его творчества (не зная биографии) увидеть, где он родился, где и сколько прожил?

Да и был ли Рихтер - музыкант от чего-либо зависим? В своё время (80-е годы) мы с товарищем обсуждали тему о Рихтере и причинах его достижений, роли исторической эпохи в искусстве и т.д. И он после этого написал Н.Л.Дорлиак письмо с вопросом, произошёл ли расцвет пианистического творчества Рихтера благодаря эпохе сталинизма, или, наоборот, вопреки ей? Она ответила, что не "благодаря" и не "вопреки" эпохе, а из-за таланта и огромного трудолюбия.
Рассказывали также об ответе Рихтера на вопрос некоего интервьюора. Вопрос был такой: "Почему Вы не уедете отсюда, как Вы можете жить в такой ужасной стране?". Ответ: "Кто сказал Вам, что я живу в стране? Я живу в музыке".
Последний раз редактировалось M.I. Вс сен 30, 2007 9:14 am, всего редактировалось 1 раз.

Посторонним В.
Сообщения: 3
Зарегистрирован: Пн янв 22, 2007 4:21 am
Откуда: От верблюда

Сообщение Посторонним В. » Пн апр 02, 2007 7:45 am

M.I.
Я всё-таки не понял, почему Посторонним В. определяет Рихтера как одессита? В каком смысле и насколько глубоко? И что в Рихтере, как в явлении, было такого, чему он обязан проживанием в Одессе?
... благодаря или вопреки..?
...Она [Н.Л. Дорлиак] ответила, что не "благодаря" и не "вопреки" эпохе, а из-за таланта и огромного трудолюбия.
"Кто сказал Вам, что я живу в стране? Я живу в музыке".
1) Был еще один ответ:

- Из-за свободы.
- "...- ? -..."
- Просто здесь я могу играть в БЗК, а там - нет!

Что такое genius locui... Почему Пушкин = москвич, а Рихтер = одессит. Ой, как много можно сказать...

Причем, про Пушкина-москвича гораздо проще, чем про Рихтера-одессита.
Всеж попробую. Знаете, Одесса - город замечательных "обычных" жителей. И под словом "одессит" в норме понимается человек, который тащит на Привоз шаланды, полные кефали, в башмаках со страшным скрипом... Это не так, и каждый, кто был в Одессе, это знает.
Одессит - это больше. Это житель портового города, который даже при Советах был отчасти "порто франко". Мама Гилельса в одесских двориках стояла с палкой над своим малолетним сыном, чтоб он правильно играл этюды Черни. Папа Рихтера с палкой не стоял - он работал в одесской Опере (это на Дерибасовской, если вы в курсе) и приглашал сына подыграть вокалистам в бессмертных итальянских операх. Сын выучил все оперы наизусть - за это его хвалил Нейгауз-старший.

Но сын остался одесситом - для него любая власть не всласть (папина тоже). Парню было лет 15, когда он, совершенно независимый житель порто франко, заявился к едва обосновавшемуся в Москве Генрих Густавычу. В Москве был год этак 33-й (точно не помню). Москвы не было. Московской культуры тоже - (почти). А вот Одесса еще была.
Юный Рихтер очень много музыки помнил наизусть. Но не в этом была его "фишка" (так раньше выражались одесситы - а теперь все гламурно-пиарные москвичи). Г. Густавыча поразила его способность "сверху, с высоты орлиного полета", видеть всю музыку вообще. Проще говоря, одесситом юный Рихтер был потому, что никому не верил, никого не боялся (включая Сталина) - и был вдохновенным парнем.

Для многих на этом форуме это может быть неясно: не всех разбирали на комсомольских бюро, спрашивая "с кем Вы спите?" и занося ответы в бумажки. Рихтеру с самого начала было на бюрократические дела наплевать (родился в порто франко). Он даже посмел не сдать "Историю КПСС". Стараниями ГГ ему зачли за диплом один из концертов. Рихтер [удалено. Т. И. ] на "высокие" материи. Его интересовали "низкие". Конкретика. Музыка.

Он был не один, но чтобы стать одним из когорты, ему помог родной город - Одесса. Она и сейчас на всех [удалено. Т. И. ] и при этом всех встречает дружелюбной улыбкой.
Собстенно, последний оплот думающих и смеющихся людей. И снова думающих. Но смеющихся всегда - над собой, над тобой, надо мной, над властью, над бомжами портовыми. И не верящих - не верящих! никаким властям (по Дерибасовской не спешат - по Дерибасовской гуляют постепенно). На то и порто франко: типа, мы любим музыку, а вы - что вам ндравицца... Вас - тоже любим...

Сравните эти общеизвестные факты с биографией Шостаковича (или Пастернака, или Мандельштама) - вам сразу станет ясно, что независимая жила всегда растет из какого-то города. Вот у Рихтера она выросла из Одессы (которую я очень люблю). Конечно же, мои выпендрежи насчет языка одесских биндюжников мою любовь к Одессе не отражают (и не отменяют!) Просто город, где есть такие бомжи, даёт нам кучу умных людей (сегодня тоже дает...) В каждом городе есть люди разного культурного уровня. Но, подумав об Одессе, о набережной с каштанами, с которой видно Черное Море, о Дерибасовской, где и сегодня много москвичей (иностранцев), - понимаешь, откуда у С.Т. взялась эта наплевательская (на власть и на модные тенденции за рубежом) - Наплевательская независимость. Он Баха играл не "как надо в Москве", не "как надо в Берлине", не как надо в Одессе...

А как надо...

А зрелый Рихтер, естественно, не относится ни к одному городу, ни к одной национальной культуре (он русский?, немец?, еврей?, индус?) ни к кому лично - только ко всем. На то он и большой.

Но это именно то, что великий город обычно кладет в своего великого отпрыска.
Вот ваш второй вопрос. Почему Пушкин - москвич. Или Лермонтов, или Рахманинов...
Москвич - не одессит. Тут другие законы работают. И тоже мощные. У каждого города есть свои бомжи и есть свои другие люди. Люди, которыми город горд.

Пушкин не мог быть одесситом. Он ваще никого и никогда не любил. Для него даже в балете главное "быстрой ножкой ножку бьет". А вот властям (трем царям по очереди) Пушкин верил. Понятно? Баб любил, а в царя, почему-то, верил! Одесса не верит и не задается мыслью (верить-не верить-шаланды полные кефали).

А Москва, дура, (это ответ) всегда верит в великодержавность - великие люди Москвы всегда плачут в три ручья от несостоявшейся великодержавности. Москвич Пушкин - там же (волнения Литвы) - и москвич Лермонтов ("дядя, нафига я кивер чистил"). Увы, Мандельштам тоже...
То есть, Москва слезам не верит. Это правда. Москва вообще ничему [удалено. Т. И. ] не верит. Зато балерин у Москвы достаточно. Только Москва расслабляется не так, как Одесса. - По-своему.

еще M.I.

"28 марта 2007 года Посторонним В. сказал про Рихтера: "Утончённость была не для него".
Нельзя ли раскрыть этот термин "УТОНЧЁННОСТЬ" подробно? Как угодно, в виде примеров, или логического определения.
А то невольно на ум приходит одно стихотворение Пушкина, где члены светского общества пытаются подобрать благожелательную характеристику одного из людей своего круга, очевидно, серой и пустой личности. Ничего так и не подобрав, они его "провозгласить решили тонким"."

"провозгласить решили тонким".

Вот тут простите, следующая тема.
Постараюсь объяснить в следующем посте, не раньше, чем через месяц.
(За это время, думаю, здесь стоящие соображения и без меня появятся).
Последний раз редактировалось Посторонним В. Пн апр 02, 2007 11:06 am, всего редактировалось 7 раз.
А сова эта дрянь... Наглая... Надо ее разъяснить. (Шариков)

belgian_shepherd
Сообщения: 50
Зарегистрирован: Ср ноя 08, 2006 9:13 pm
Откуда: М.О.

Сообщение belgian_shepherd » Пн апр 02, 2007 10:17 am

Но сын остался одесситом - для него любая власть не всласть (папина тоже). Парню было лет 15, когда он, совершенно независимый житель порто франко, заявился к едва обосновавшемуся в Москве Генрих Густавычу. В Москве был год этак 33-й (точно не помню). Москвы не было. Московской культуры тоже - (почти). А вот Одесса еще была.
Юный Рихтер очень много музыки помнил наизусть. Но не в этом была его "фишка" (так раньше выражались одесситы - а теперь все гламурно-пиарные москвичи). Г. Густавыча поразила его способность "сверху, с высоты орлиного полета", видеть всю музыку вообще. Проще говоря, одесситом юный Рихтер был потому, что никому не верил, никого не боялся (включая Сталина) - и был вдохновенным парнем.
Вы не хулиган, а банальный двоечник. Вы даже учебник пересказать близко к тексту не можете. Всем известно, что Рихтеру было 22 года, когда он приехал в Москву. Год шел 37-ой. Приехал спасаться от армии (есть сведения, что и от ареста), а не потому, что слишком хотел учиться в консерватории у Нейгауза. Если вы думаете, что поступления в творческий вуз таким образом - большая редкость - то вы сильно ошибаетесь. Для особо одаренных из всех городов значение имеет только один вступительный экзамен - по специальности. То, что вы пишете про Москву - это вообще смешно.
родился в порто франко
А это ваще о ком? Рихтер родился в Житомире.
За это время, думаю, здесь стоящие соображения и без меня появятся
Авось они, наконец, появятся у вас.
Последний раз редактировалось belgian_shepherd Вт апр 03, 2007 5:19 pm, всего редактировалось 1 раз.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Пн апр 02, 2007 10:06 pm

Между прочим. В первой половине 80-х годов Ираида Тимофеевна Бобровская спросила у Рихтера, играет ли он в Одессе? Он ответил: "Принципиально нет".

zemfiroman
Сообщения: 28
Зарегистрирован: Вс фев 11, 2007 5:33 pm
Откуда: Москва

Сообщение zemfiroman » Пн апр 09, 2007 4:00 am

Думаю, уместно будет заметить, что С. Хентова начинает свою обзорно-биографическую статью "Святослав Рихтер" (1989), опубликованную в том числе и на этом сайте, следующими словами:
"Святослав Рихтер — одессит, хотя родился он в Житоми­ре..." :wink:

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Ср апр 11, 2007 10:28 pm

Ну, а С.Хентова как-то раскрывает это понятие "одессит" вообще или применительно к личности Рихтера? Какие черты выявляет "одесситство" в облике Рихтера как человека и музыканта?

timalism
Site Admin
Сообщения: 501
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 1:18 am
Откуда: Уфа-Москва
Контактная информация:

Сообщение timalism » Пт апр 13, 2007 6:08 pm

M.I. писал(а):Ну, а С.Хентова как-то раскрывает это понятие "одессит" вообще или применительно к личности Рихтера? Какие черты выявляет "одесситство" в облике Рихтера как человека и музыканта?
Статья здесь:
http://sviatoslavrichter.ru/articles.php?show=49

Ваши выводы - ждём-с.

belgian_shepherd
Сообщения: 50
Зарегистрирован: Ср ноя 08, 2006 9:13 pm
Откуда: М.О.

Сообщение belgian_shepherd » Пт апр 13, 2007 7:48 pm

Сие предложение - и не слишком удачное - в статье исполняет число формальную роль, этакая вводная фраза к излагаемой далее биографии, которая предствляет собой пересказ знаменитой книги В. Чемберджи. Ну надо же как-то начать, раз дальше пойдет хронология.
А Чемберджи на стр 297 приводит следующие слова Рихтера: "В Москве мне сразу понравилось, вообще все! Дух (рабский дух имперских амбиций, не иначе) , которого сейчас нет. Куранты. Они мне и раньше нравились, а тут особенно".
С тем же успехом можно было написать, что Рихтер - москвич, хотя родился в Житомире.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Пт апр 13, 2007 8:26 pm

А я бы присвоил Рихтеру звание москвича, и почётного, и обычного. В самом лучшем смысле слова.

А ещё я уверен, что Рихтер очень любил Москву, и это никак не мешало ему любить многие другие города и "населённые пункты".

belgian_shepherd
Сообщения: 50
Зарегистрирован: Ср ноя 08, 2006 9:13 pm
Откуда: М.О.

Сообщение belgian_shepherd » Пт апр 13, 2007 9:11 pm

M.I. писал(а):А я бы присвоил Рихтеру звание москвича, и почётного, и обычного. В самом лучшем смысле слова.

А ещё я уверен, что Рихтер очень любил Москву, и это никак не мешало ему любить многие другие города и "населённые пункты".
Разумеицца :!:
Что касается официальных званий, то звание "Почетный гражданин Москвы" у него вроде было.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Чт май 03, 2007 9:59 pm

И.Т.Бобровская так передала один фрагмент одного из её разговоров с Рихтером. Рихтер сказал, что однажды он выпил "на троих" с незнакомыми людьми. Люди старшего поколения отлично знают, что это такое: покупали бутылку водки три человека, обычно знакомые между собой, но не обязательно, и распивали где-нибудь на сквере, в подъезде, во дворе или у кого-то дома - с небольшим количеством простой закуски, а то и вовсе без. Так вот. Он только вышел из Курского вокзала, а тут к нему подошли и предложили выпить. Он согласился. Тут Рихтер сделал маленькую паузу в своём рассказе, а потом добавил: "А знаете? ХОРОШО!"

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Сб июн 09, 2007 10:50 pm

Кажется, во второй половине 70-х годов слышал историю о том, как Рихтера хотели привлечь к учебной работе в Московской консерватории. Пришли к нему и говорят, что вот, мол, не хотели бы Вы как-то..., ну, не то чтоб систематически работать, а..., имея полнейшую свободу, иногда прослушивать того или иного пианиста и высказывать своё мнение о нём. Рихтер согласился. Тогда ему говорят: "Напишите заявление". Он спрашивает "Какое заявление?" Ответ: "Напишите: прошу принять меня..." Рихтер отвечает: "Что? Я прошу? - Я ничего не прошу!". На том всё и закончилось.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Вс июн 10, 2007 3:11 am

M.I. писал(а):Кажется, во второй половине 70-х годов слышал историю о том, как Рихтера хотели привлечь к учебной работе в Московской консерватории.
Я тоже слышал эту историю, но думал, что это апокриф. Надо бы у людей сведущих спросить.

Ответить