Манашир Якубов. "О Святославе Рихтере"

Книги, статьи, портреты, фотографии - все, что связано с Рихтером
Ответить
Elena
Moderator
Сообщения: 163
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 6:51 pm
Откуда: Москва
Контактная информация:

Манашир Якубов. "О Святославе Рихтере"

Сообщение Elena » Чт мар 29, 2007 12:47 pm

К концерту 20 марта 2007 года в Большом зале консерватории Фонд Святослава Рихтера выпустил небольшой буклетик. В нем - замечательная статья Манашира Якубова, а также представлена информация о Центре Святослава Рихтера в Тарусе (макет здания, идея, шаги). На сайте я вывесила статью Манашира Якубова в разделе "Статьи" http://www.sviatoslavrichter.ru/articles.php?show=62

Информацию о Центре, скорей всего, вывешу здесь. А также отсканирую картинку макета.

Upd. Размещено здесь viewtopic.php?p=807#807
Последний раз редактировалось Elena Сб мар 31, 2007 12:32 am, всего редактировалось 1 раз.

timalism
Site Admin
Сообщения: 501
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 1:18 am
Откуда: Уфа-Москва
Контактная информация:

Сообщение timalism » Чт мар 29, 2007 2:41 pm

Большое спасибо. Статья М. Якубова - прекрасная!

belgian_shepherd
Сообщения: 50
Зарегистрирован: Ср ноя 08, 2006 9:13 pm
Откуда: М.О.

Сообщение belgian_shepherd » Чт мар 29, 2007 9:21 pm

Манашир Якубов писал:
На одной из таких выставок случился знаменательный инцидент: осмотреть ее попросила разрешения министр культуры СССР Е. А. Фурцева. Она прибыла, разумеется, с подобающей министру свитой (одному из сопровождавших мы и обязаны сохранением сей маленькой истории для потомства), все осмотрела и, уже уходя, в прихожей, обратилась к Рихтеру с неожиданной просьбой, которая, конечно, и была истинной целью визита. «Вы знаете, — сказала она, — на даче у Ростроповича живет этот человек. Это так неудобно, так вредит ему. Вы не могли бы с ним поговорить?..» «Этот человек» был Александр Исаевич Солженицын, и его проживание на даче Ростроповича и Вишневской было главным скандалом времени. Рихтер прореагировал мгновенно.

«Конечно, — сказал он. — Я с ним поговорю.

«Этот человек» может жить у нас. — Он повернулся к Н. Л. Дорлиак. — Правда, Ниночка? У нас ведь достаточно места».
Фурцева конечно не знала, что Рихтер еще раньше Ростроповича приглашал к себе опального Солженицына. Об этом рассказывал сам Солженицын в день похорон С.Т. Тогда это показывали по телевизору. Возможно, Солженицын где-то еще упоминал, но Ростропович почему-то всегда представляет себя как единственного в СССР человека, который не побоялся встать грудью на защиту великого писателя, за что пострадал без меры, лишившись всех благ, паспорта и орденов с медалями.

По словам Солженицына, когда его исключили из Союза писателей и у него возникли трудности с жильем, ему позвонил Рихтер - лично позвонил - и сказал, что они с Н.Л. предлагают ему жить у них в квартире. И в общем он уже собирался принять это предложение, но тут объявился Ростропович. Посовещавшись, Рихтер, Дорлиак, Ростропович, Вишневская и Солженицын решили, что Солженицын поселится пока у Ростроповича, а квартира Рихтера и Н.Л. останется в качестве запасного варианта. Помнится, он говорил, что перед Рихтером он робел, да и слишком боялся помешать его занятиям, тогда как с Ростроповичем ему было куда проще, и потом у того была дача, на которой Солженицын и поселился.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Сб май 05, 2007 11:45 pm

Статья, действительно, замечательная.
Но хотелось бы сделать по ней несколько заметок.
1. Чрезвычайной удачей статьи является высказывыание, что концерт Рихтера становился ПОСТУПКОМ. Это абсолютно верно найденной слово. На концертах Рихтера это действительно ощущалось слушателями, это именно то, почему важно было присутствие на его концерте. В остальном же, грамотно сделанная звукозапись довольно точно передаёт то, что было на концерте А вот ощущение ПОСТУПКА, большого, доброго, человечного ощущалось и на самом концерте, и после, а предощущение его возникало уже до концерта.
2. Рассказ Г.Г.Нейгауза о том, как Рихтер впервые пришёл к нему, вероятно, существует в нескольких вариантах. Я читал вариант, где говорится, что когда Рихтер заиграл, его исполнение захватило ПРОНИКНОВЕНИЕМ в музыку. Это слово, ПОНИКНОВЕНИЕ очень точно передаёт самую суть рихтеровского таланта.
3. В высказывании, что Рихтер мечтал о власти над оркестром, слово "власть" использовано неудачно, т. к. хорошо ведь известно отношение Рихтера к дирижированию, что ему в этом мешали две вещи: анализ и власть над музыкантами, а он этого терпеть не мог.
4. То, что Рихтер был ренессансной личностью в отнюдь не ренессансное время, спорно в отношении характеристики ХХ-го века. В общественно-политическом смысле у ХХ-го века было много общего с эпохой Возрождения. Вспомним семейство Борджия, его главу, Папу Римского, погрязшего в политических интригах, отравлениях противников и разврате, дошедшем до того, что он сожительствовал со своей дочерью красавицей Лукрецией, а она, в свою очередь, со своим братом. А репрессии в отношении критика существующих порядков Саванаролы? А стихи одного из виднейших деятелей Возрождения, Микеланджело: "Мне сладко спать, а пуще камнем быть, когда кругом позор и преступленье".

Ответить