Рихтер играет Баха

Обсуждение аудио- и видеонаследия Рихтера
Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Re: Рихтер играет Баха

Сообщение Yuriy » Ср окт 17, 2012 12:22 am

По просьбе "погруженцев" выложил

07/07/91 – Роландсек (возле Бонна). Bahnhof Rolandseck.

BACH
Sonata in C, BWV 966
Sonata in D, BWV 963
Sonata in d, BWV 964
-------------
Capriccio in E, BWV 993

Duetto No.1 in e, BWV 802
Duetto No.2 in F, BWV 803
Duetto No.3 in G, BWV 804
Duetto No.4 in a, BWV 805

Italian Concerto in F, BWV 971

http://narod.ru/disk/62577344001.c2e874 ... er.7z.html

343 MB, flac
Там фотография хорошая. Посмотрите:
http://intoclassics.net/news/2012-10-17-29846
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Re: Рихтер играет Баха

Сообщение Yuriy » Пт окт 19, 2012 1:38 am

На «Погружении в классику»
http://intoclassics.net/news/2012-10-19-29869
выложил концерт
05/01/93 - Siena. The saal of the theatre.
Святослав Рихтер

J.S.BACH
Fantasia and Fugue in a, BWV 904
Toccata No.3 in D, BWV 912
Sonata in d, BWV 964

BEETHOVEN
Piano Sonata No.22 in F, Op.54
Piano Sonata No.23 in f, Op.57

347 MB, flac

http://narod.ru/disk/62656951001.48d9e4 ... c.zip.html

Хочу заметить, что Fantasia and Fugue in a, BWV 904 не издавалась.
Хочу также извиниться перед слушателями, которые не могут слушать записи в плохом качестве. Оно здесь не самое худшее, если сравнивать с другими любительскими, но в третьей части Аппассионаты качество существенно портится. Все же я решил, что кому-то познакомиться с самой поздней из имеющихся записей Рихтера этой сонаты будет интересно, и они ради этого смогут смириться с неудобствами.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Re: Рихтер играет Баха

Сообщение Yuriy » Вт сен 10, 2013 8:13 am

Предлагаю несколько переделанное свое сообщение на другом форуме о Французской сюите №4, BWV 815.

Послушал Гульда. Наверное, это полезно учащимся – прочувствовать все голоса и проч., иными словами, вникнуть в профессиональную кухню. Играет суперпианист – ничего не возразишь. Но, сотый раз повторяю, лично мне нет дела до сугубо профессиональных достоинств, когда слушаю музыку. Здесь нужен музыкант, особенно в Бахе. Пусть меня ругают профессионалы, но все эти аллеманды, куранты и прочие танцы – лишь некая «подложка» (матем.), на которой строится музыка. Кстати сказать, строится, но далеко не у всех. Не сомневаюсь, что такую «танцевальную» музыку писали во времена Баха, и раньше, и позже, но именно Иоганна Себастьяна охотно играют в наше время. Не поверю также, что меня впечатлила бы манера исполнения, принятая в те далекие годы. Но что-то есть в этой музыке надвременное и надмирное, вдохновляющее как исполнителей, так и слушателей. Эту её сущность, по моему глубокому убеждению, Рихтер раскрывает, как никто другой. Во-первых, я благодарен Вашему сообщению, подсказавшему мне, какую запись Рихтера буду сегодня слушать – такой девиз: «ни дня без Рихтера». Во-вторых, подумал, что название темы «Как влияют темпы на музыкальный смысл» не вполне отражают существо дела. Можно найти выложенные записи современных компьютерных пианистов, у которых все сложилось со скоростями, но слушать их – бесполезная трата жизни. Не берусь давать четкие определения, но гораздо важнее ритм, движение музыки. При этом важна еще окраска звука. Сказал нечто тривиальное, но знаю, что словами не смог передать комплекс ощущений, которые возникли, когда слушал запись. Рихтер более, чем играет, а я, соответственно, более, чем слушал. Этим живешь, «вибрируя» (с) с музыкантом.

В качестве справки: Рихтер сыграл 4-ю Французскую сюиту Es-dur 26 раз. Первое исполнение - 14/02/90 - Murcia. Teatro Romea (дневной концерт для студентов и педагогов консерватории). Последнее исполнение –
14/06/91 - Парсэ Мэле, около Тура. XXVIII-es Fetes Musicales en Touraine. “Бах и Гайдн в амбаре Мэле”. Амбар Мэле - Grange de Meslay. Все имеющиеся на сегодняшний день записи:
* 14/02/90 - Murcia - Live - (PT)* I
* 28/01/91 - Santa Margherita - Live - (PT)
* 23/02/91 - Roanne - Live - (PT)*
* 26/02/91 - Clos de Vouget - Live - (PT)*
* 07&10/03/91 - Rolandseck - Live - PHILIPS 438 613-2 (3CD)**
* 10/03/91 - Rolandseck - Live - (PT)
**22/05/91 - Moscow - Live - LIVE CLASSICS LCL 401 (CD)**
* 25/05/91 - Smolensk - Live - (PT)*
* 27/05/91 - Minsk - Live - (PT)*
* 06/06/91 - Budapest - Live - STRADIVARIUS STR 33335 (CD)**
* 14/06/91 - Tours - Live - (PT)*

Итак, есть, чем заняться в ближайшее время!
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

yulia
Сообщения: 36
Зарегистрирован: Пн окт 27, 2014 9:33 pm

Re: Рихтер играет Баха

Сообщение yulia » Чт дек 25, 2014 2:22 pm

Уважаемый Юрий! Искренне благодарю Вас за выложенную Вами запись Прокофьева. Вы действительно правы! Слушать весь концерт еще интереснее.
Хочу спросить о Бахе. Есть ли у Вас записи Каприччио B-flat BWV 992 и Прелюдии, Фуги и Аллегро Es dur BWV 998? А еще у Танина я нашла в списке записей Фантазии c moll BWV 906 вот такую заметку [with Adagio in G, BWV 968 and (incomplete) Fugue of BWV 906] Мне незнакомы BWV 968 и BWV 906. Есть ли они у Вас?

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Re: Рихтер играет Баха

Сообщение Yuriy » Сб дек 27, 2014 2:30 pm

yulia писал(а): Хочу спросить о Бахе. Есть ли у Вас записи Каприччио B-flat BWV 992 и Прелюдии, Фуги и Аллегро Es dur BWV 998? А еще у Танина я нашла в списке записей Фантазии c moll BWV 906 вот такую заметку [with Adagio in G, BWV 968 and (incomplete) Fugue of BWV 906] Мне незнакомы BWV 968 и BWV 906. Есть ли они у Вас?
У меня есть все записи, имеющиеся в списке Танина, даже обновленном – 13/12/2014.
Выкладываю
BACH
Capriccio in B-flat, BWV 992 (На отъезд возлюбленного брата)
Sonata in D, BWV 963
С концерта 27/11/48 - Москва. Дом ученых.
https://yadi.sk/d/ZDNUeVSbdejij

Чуть позже - всё остальное.
Юля, пишите о своих впечатлениях. Раньше здесь возникали оживленные дискуссии, сейчас – затишье, воспринимаемое мною как безразличие. Очень жаль, тем более, накануне знаменательной даты.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Re: Рихтер играет Баха

Сообщение Yuriy » Сб дек 27, 2014 5:33 pm

yulia писал(а): Хочу спросить о Бахе. Есть ли у Вас записи Каприччио B-flat BWV 992 и Прелюдии, Фуги и Аллегро Es dur BWV 998? А еще у Танина я нашла в списке записей Фантазии c moll BWV 906 вот такую заметку [with Adagio in G, BWV 968 and (incomplete) Fugue of BWV 906] Мне незнакомы BWV 968 и BWV 906.
BACH
Fantasia in c, BWV 921
Prelude, Fugue and Allegro in E-flat, BWV 998
Fantasia in c, BWV 906 [with Adagio in G, BWV 968 and (incomplete) Fugue ofBWV 906]
05/09/93 - Dusseldorf - Live - (PT)

https://yadi.sk/d/pg8YwOBgdet8Y
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

yulia
Сообщения: 36
Зарегистрирован: Пн окт 27, 2014 9:33 pm

Re: Рихтер играет Баха

Сообщение yulia » Сб дек 27, 2014 10:21 pm

Yuriy писал(а): BACH
Capriccio in B-flat, BWV 992 (На отъезд возлюбленного брата)
Sonata in D, BWV 963
С концерта 27/11/48 - Москва. Дом ученых.
А у меня эти записи уже есть и я их часто слушаю. Кажется, именно эти. Но только вот одного я не понимаю: я скачала когда-то на сайте Каприччио и Сонату. Там написано 27/02/48. А у Вас 27/11/48. Когда же он играл на самом деле? Или это я опять что-то напутала? Если да, то извините.
Другие записи еще не скачала, интернет медленный.
Я сравнительно недавно начала слушать Маэстро. И теперь, когда уже записей немножко собрала, решила все упорядочить, и аккуратно буду записывать, какие есть, и какие надо еще найти.
Если честно, то мне трудно трудно как-то подробно рассказать о своих впечатлениях. Хоть я и музыкант. Разве что в целом. Мне каждое произведение в его исполнении кажется шедевром. Т.е. оно и есть шедевром, а Рихтер его представил слушателям в чистом виде. Слушаешь - и слышишь чистую музыку. Выражаясь его словами, слушаешь композитора, а не исполнителя. Он ничего своего туда не добавлял, не пытался "улучшить" композитора. Это ведь так важно! Это прекрасно!
А Баха - да простит меня вся профессура, которая "знает как правильно" - просто не могу слушать ни в чьем исполнении. Только Рихтер. Впрочем, как и всех других композиторов.
Не огорчайтесь, что никто ничего не пишет. Жизнь трудная какая-то стала. Не так легко вспомнить о прекрасном в столь тяжелые времена. Хотя надо.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Re: Рихтер играет Баха

Сообщение Yuriy » Сб дек 27, 2014 11:21 pm

yulia писал(а):
Yuriy писал(а): BACH
Capriccio in B-flat, BWV 992 (На отъезд возлюбленного брата)
Sonata in D, BWV 963
С концерта 27/11/48 - Москва. Дом ученых.
А у меня эти записи уже есть и я их часто слушаю. Кажется, именно эти. Но только вот одного я не понимаю: я скачала когда-то на сайте Каприччио и Сонату. Там написано 27/02/48. А у Вас 27/11/48. Когда же он играл на самом деле? Или это я опять что-то напутала? Если да, то извините .
Вы по-своему правы, т.к. цитируете известный список, на который ссылаются почитатели искусства Рихтера во всем мире. Получив недавно обновленный список от автора, понемногу готовлю свои замечания по поводу приводимых им дат. Тут нечего спорить – есть Тетради (пока неизданные) самого Маэстро, в которые я имею счастье заглядывать. Итак, концерт в Доме ученых состоялся 27/11/48. С другой стороны, Рихтер вообще не играл 27/02/48. Эту ошибочную дату можно увидеть на диске фирмы ANKH. Еще раньше запись Каприччио с неправильной датой фигурировала как (РТ), например, в каталоге Танина за 2004-й год.
Могу также сообщить, что Рихтер не так уж часто играл BWV 992. Вот полный список:

* 14/10/48 - Moscow - Live - (PT) GCH. I
* 27/11/48 - Moscow - Live - ANKH 200601 (CD)** (not correctly 27/02/48)

04/02/49 - Leningrad. Большой зал филармонии.

**22/05/91 - Moscow - LIVE CLASSICS LCL 401 (CD) GCH. Памяти Генриха Густавовича Нейгауза. ???

* 01/07/94 - Schliersee - Live - LIVE CLASSICS LCL 461 (CD)**

Причем, о Каприччио, сыгранном в концерте 22/05/91 в БЗК, Рихтер не упоминает. Как-то странно получается – запись есть, но Каприччио в Тетради нет.
yulia писал(а): А Баха - да простит меня вся профессура, которая "знает как правильно" - просто не могу слушать ни в чьем исполнении. Только Рихтер. Впрочем, как и всех других композиторов.
Уж я-то Вас понимаю. Не раз приходилось разговаривать в Тарусе во время рихтеровского фестиваля с одним сравнительно молодым пианистом, который не устает повторять, что их в консерватории учили, что Баха надо слушать у Гульда, а Рихтер – типичное «не то». Как всё же нехорошо иногда быть прилежным студентом. Подобные когда-то браво вслед за горе-учителями развенчивали кибернетику с генетикой. С такими не о чем разговаривать. Пусть живут в мире своих заблуждений – всяко лучше, чем в живых людей стрелять, чему мы на расстоянии являемся свидетелями в эти
yulia писал(а): столь тяжелые времена.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

penderecki
Сообщения: 149
Зарегистрирован: Вс мар 20, 2011 3:22 pm

Re: Рихтер играет Баха

Сообщение penderecki » Вс дек 28, 2014 9:26 am

yulia писал(а): А Баха - да простит меня вся профессура, которая "знает как правильно" - просто не могу слушать ни в чьем исполнении. Только Рихтер. Впрочем, как и всех других композиторов.
Да, рихтеровскую трактовку произведений Баха трудно спутать с кем либо. Она органична в целом и, я бы сказал, современна. Мне кажется это именно то, что упускают многие музыканты, играя Баха как композитора далекого прошлого. Рихтер же, отчасти, исполнял его как ныне живущего композитора.
Что касается интерпретаторов музыки великого немца, то кроме Рихтера у меня есть еще один любимый пианист - неповторимый С.Фейнберг. Не знаю, насколько это будет уместно, приведу выдержку из своего сообщения на другом форуме:
"С первого же знакомства с записями пианиста, меня покорило, сразило наповал совершенство и своеобразие исполнения, прекрасный звук рояля, "оживление, материализация звука " и какое-то запредельное погружение в музыку, все это завораживает, создает атмосферу естественности, глубокой заинтересованности, вплоть до мельчайших деталей, при темпераментности, безупречном вкусе и способности «пламенеть в музыке». Необычайная смена динамики, соразмерность и стройность формы исполняемого произведения только подчеркивают его индивидуальность (сонаты Бетховена, сочинения Шумана и Скрябина). На начальном этапе становления Фейнберга как пианиста (намеренно не поднимаю вопросы его композиторского творчества – слишком большой объем информации и уложиться в одно сообщение не представляется возможным) современников настораживала чрезмерная экспрессивность игры, ее смелость и оригинальность. Прошло время, и выразительность, проникновенность, индивидуальность трактовок сочинений (несмотря на откровенную, необоснованную травлю 30х-40 г.) только еще больше доказали свою необходимость, правильность и жизнеспособность.
Центральная линия творчества пианиста Фейнберга – музыка Баха. Изумительные по красоте интерпретации его сочинений одни из самых ярких примеров творческих откровений пианиста. Удивительная, всепобеждающая вера музыканта в силу, способность МУЗЫКИ творить чудеса, воистину не знает примеров. Еще на выпускном экзамене консерватории по Хорошо темперированному клавиру Баха, Фейнберг приготовил все 48 прелюдий и фуг наизусть! Случаев такой феноменальной памяти, до этого (и, наверное, нашего) времени, история знает мало (Таузиг играл их все, и мог транспонировать в любую тональность, кроме него Каун, и это, пожалуй, все).
В 1961 г. семидесятилетним музыкантом сделана запись ХТК Баха. Без преувелечения, это шедевр исполнительского мастерства. Здесь, и в изумительных собственных переложениях хоральных прелюдий, особенно в Концерте BWV 593 (по Вивальди) еще больше раскрываются импульсивные, своеобразные и высокохудожественные черты исполнительской интерпретации Фейнберга. Здесь генезис творчества пианиста – изумительное соединение аналитического ума и оригинальности, гибкость исполнительского "аппарата". Фейнберг никогда не смешивает голоса, не теряет темы, голосоведение безукоризненно, неповторимо. Не побоюсь этого слова, это самая выдающаяся интерпретация из известных мне. Несмотря на оригинальность и своеобразие трактовок таких знаковых исполнителей музыки Баха как Ландовская, Тьюрек, Гульд, и даже Рихтер – исполнение Фейнберга стоит обособленно. Это действительно исторически выдающееся исполнение, поражающее чувством колорита, прозрачностью звучания, поразительной убежденностью и оригинальностью исполнительских приемов.
Чистота служения музыке естественное состоянием пианиста. Никогда не было даже малейших уступок вкусу публики, это не было высокомерием или снобизмом. В этом, наверное, одна из причин его ограниченной популярности. Но здесь же и залог его неувядаемой свежести, возвышенности, выразительности и молодости. "

yulia
Сообщения: 36
Зарегистрирован: Пн окт 27, 2014 9:33 pm

Re: Рихтер играет Баха

Сообщение yulia » Вс дек 28, 2014 6:48 pm

penderecki писал(а): "С первого же знакомства с записями пианиста, меня покорило, сразило наповал совершенство и своеобразие исполнения, прекрасный звук рояля, "оживление, материализация звука " и какое-то запредельное погружение в музыку, все это завораживает, создает атмосферу естественности, глубокой заинтересованности, вплоть до мельчайших деталей, при темпераментности, безупречном вкусе и способности «пламенеть в музыке». Необычайная смена динамики, соразмерность и стройность формы исполняемого произведения только подчеркивают его индивидуальность (сонаты Бетховена, сочинения Шумана и Скрябина). На начальном этапе становления Фейнберга как пианиста (намеренно не поднимаю вопросы его композиторского творчества – слишком большой объем информации и уложиться в одно сообщение не представляется возможным) современников настораживала чрезмерная экспрессивность игры, ее смелость и оригинальность. Прошло время, и выразительность, проникновенность, индивидуальность трактовок сочинений (несмотря на откровенную, необоснованную травлю 30х-40 г.) только еще больше доказали свою необходимость, правильность и жизнеспособность.
Центральная линия творчества пианиста Фейнберга – музыка Баха. Изумительные по красоте интерпретации его сочинений одни из самых ярких примеров творческих откровений пианиста. Удивительная, всепобеждающая вера музыканта в силу, способность МУЗЫКИ творить чудеса, воистину не знает примеров. Еще на выпускном экзамене консерватории по Хорошо темперированному клавиру Баха, Фейнберг приготовил все 48 прелюдий и фуг наизусть! Случаев такой феноменальной памяти, до этого (и, наверное, нашего) времени, история знает мало (Таузиг играл их все, и мог транспонировать в любую тональность, кроме него Каун, и это, пожалуй, все).
В 1961 г. семидесятилетним музыкантом сделана запись ХТК Баха. Без преувелечения, это шедевр исполнительского мастерства. Здесь, и в изумительных собственных переложениях хоральных прелюдий, особенно в Концерте BWV 593 (по Вивальди) еще больше раскрываются импульсивные, своеобразные и высокохудожественные черты исполнительской интерпретации Фейнберга. Здесь генезис творчества пианиста – изумительное соединение аналитического ума и оригинальности, гибкость исполнительского "аппарата". Фейнберг никогда не смешивает голоса, не теряет темы, голосоведение безукоризненно, неповторимо. Не побоюсь этого слова, это самая выдающаяся интерпретация из известных мне. Несмотря на оригинальность и своеобразие трактовок таких знаковых исполнителей музыки Баха как Ландовская, Тьюрек, Гульд, и даже Рихтер – исполнение Фейнберга стоит обособленно. Это действительно исторически выдающееся исполнение, поражающее чувством колорита, прозрачностью звучания, поразительной убежденностью и оригинальностью исполнительских приемов.
Чистота служения музыке естественное состоянием пианиста. Никогда не было даже малейших уступок вкусу публики, это не было высокомерием или снобизмом. В этом, наверное, одна из причин его ограниченной популярности. Но здесь же и залог его неувядаемой свежести, возвышенности, выразительности и молодости. "
Спасибо за основательную характеристику. Написано убедительно. Никогда раньше не слышала Фейнберга, поэтому решила послушать хотя бы 1 прелюдию и фугу из 1-го тома ХТК (больше, к сожалению, время не позволяет). И как начала слушать, сразу вспомнила ее в исполнении Рихтера. Ну, думаю, ладно. Послушала еще Рихтера. Конечно, сравнения возникли. Так подробно охарактеризовать, как Вы, вряд ли смогу, но кое-какие мысли выскажу. Это чисто мое субъективное мнение. Объективно, может быть, Вы и правы. Мне исполнение Рихтера кажется каким-то более простым, естественным. Ненавязчивым, что-ли? Не обращаю внимания "ага, вот здесь тема, а там то-то, а там то". Слушаю музыку и все. С другой стороны, прослушанная единая прелюдия и фуга в жизни, наверное, не дает основания, для того, чтобы делать серьезные заявления. Надо будет еще когда-то послушать. Повторю, может быть, Вы и правы. Вообще, трудно, объективно что-то оценивать. Ведь наши суждения относительны, наверное. По-моему, каждый слышит по-разному.. Мне вот Рихтер самый близкий. Можно сказать, он "оказал определяющее влияние на формирование моего музыкального мировоззрения"©. Хотя я не слышала его вживую. И достраивать в голове не могу. Но то, что слышно в записях, впечатляет. Не могу даже представить, что слышали люди в концертах... Счастливые!
Юрий, благодарю Вас за записи. Уже скачала все остальные. Это что-то невероятное! Очень люблю фантазию BWV 921. А прелюдия, фуга и аллегро Es dur! А фантазия BWV 906, адажио и фуга! Это просто чудо, спасибо! Фуга BWV 906 мне особенно полюбилась.
Но это ведь не весь концерт? Можно поинтересоваться, что еще было?

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Re: Рихтер играет Баха

Сообщение Yuriy » Ср дек 31, 2014 9:22 pm

yulia писал(а):По-моему, каждый слышит по-разному..
Да и сам Рихтер в разные годы. Если не слышал, то играл иногда очень по-разному. Например, Баха, в частности, особенно любимую мною 3-ю Английскую, о которой он говорил как об идеальной. Уже давно хотелось написать о некоторых его взглядах на одну и ту же музыку, сыгранную в разные годы. В фильме Монсенжона мы слышим его признание, что эволюция в его творчестве была, но он ее не заметил. Мне же часто она очень заметна. Не может живой человек жить, думать, дышать одинаково в разные периоды своей жизни. Другое дело – хорошо, если ему есть, что сказать, если он не играет раз и навсегда усвоенный законсервированный репертуар в приглаженной манере. Пусть меня простят за нелицеприятную критику, но подобное я слушал, в конце 70-х в Киеве у Мержанова, в шопеновской программе. И вскоре, в 80-м приехал Рихтер. Это было совершенно феноменально и в смысле обновления репертуара (6-я Бетховена), и в смысле новизны взглядов (Фантазия Шумана). Ну, а 17-ю Бетховена я тогда у него в живом исполнении услышал впервые. Это был идеал. Шедевр шекспировского масштаба.
80-е – это еще не «поздний период». Мне сейчас особенно интересен как раз «поздний». Как играл Мастер в последние годы его концертной деятельности? Иногда чувствовалось преодоление материала, иногда – банальные проблемы со здоровьем. И, несмотря ни на что. его игра обладала удивительной энергетикой. А еще некий взгляд человека, заглянувшего в вечность. Меня умиляют суждения молодых неоперившихся пианистов, мыслящих конкурсными категориями, пытающихся оценивать исполнение Рихтера в 90-е. Во-первых, перед этим были 40-е – 60-е, во-вторых, он музыку нам открывал, а не в конкурсе участвовал. Конкурс предполагает конкуренцию. Какие у него конкуренты? Это его видение музыки, искусства, жизни, в конце концов. Для меня это видение и воплощение – высшая ценность в жизни. Кто-то не слышит, не хочет, не может, кому-то не дано – его личное дело или даже недостаток. «Знаете, одним нравится, другим не нравится…» - никогда не забываю его слов, сказанных мне лично.
Несколько часов осталось до наступления «года Святослава Рихтера». Как хочется объяснить новым поколениям – что же это за «феномен» такой, о котором не один десяток лет толкуют музыковеды и многие другие, слушающие музыку. Раньше мне казалось, что я могу найти, так сказать, окончательные слова для объяснения. Сейчас я не столь самоуверен. У меня есть «свои» произведения, к которым хочется постоянно возвращаться. Есть и такие, которые я уважаю, но часто слушать как-то не тянет. И вот возникает ситуация, что надо послушать одно из таких, и всё тут. Слушаю и удивляюсь себе – как же я это пропустил?! Нет, я знаю его и помню, но почему эти звуки, эти состояния раньше не затронули внутренние струны? Ну, ничего, пусть поздно, но я к этому приблизился, я это для себя открыл. Желаю и другим подобных прозрений.
С наступающим годом Святослава Рихтера!
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

yulia
Сообщения: 36
Зарегистрирован: Пн окт 27, 2014 9:33 pm

Re: Рихтер играет Баха

Сообщение yulia » Пт янв 02, 2015 3:15 pm

Yuriy писал(а): С наступающим годом Святослава Рихтера!
Спасибо, Юрий! И я хочу поздравить почитателей Святослава Рихтера с наступлением этого года. Желаю всем, чтобы творчество великого Маэстро всегда было у ваших сердцах!
Я встретила этот год слушанием Концерта Баха для клавира с оркестром №2 Ми мажор. Рекомендую его послушать в праздничное время. Концерт создает совершенно особое возвышенное настроение. Думая о предстоящих радостях и трудностях, возможных удачах и неудачах я ощутила, что эта музыка дает мне силу идти в будущее, не оглядываясь в прошлое.
Yuriy писал(а): У меня есть «свои» произведения, к которым хочется постоянно возвращаться. Есть и такие, которые я уважаю, но часто слушать как-то не тянет. И вот возникает ситуация, что надо послушать одно из таких, и всё тут. Слушаю и удивляюсь себе – как же я это пропустил?! Нет, я знаю его и помню, но почему эти звуки, эти состояния раньше не затронули внутренние струны? Ну, ничего, пусть поздно, но я к этому приблизился, я это для себя открыл.
А я вот хотела как-нибудь написать о возникших ощущениях, но не знала, как правильно выразиться. А Вы все так точно сказали! У меня последнее время после постоянного слушания Маэстро как будто изменился слух. (Или это восприятие музыки?) Произведения, которые давно не слушала, или даже совсем недавно, слышу совершенно иначе. Удивительно. Так несколько дней назад открыла для себя заново 5-й концерт Сен-Санса. Слушала много раз, не могла оторваться. И так очень со многими произведениями.
Простите, если я немного неуклюже излагаю свои мысли. Чувств много, много хочется сказать, но мне не очень хорошо это удается. Да и язык не очень-то хорошо знаю.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Re: Рихтер играет Баха

Сообщение Yuriy » Пт янв 02, 2015 4:51 pm

yulia писал(а):Я встретила этот год слушанием Концерта Баха для клавира с оркестром №2 Ми мажор. Рекомендую его послушать в праздничное время. Концерт создает совершенно особое возвышенное настроение. Думая о предстоящих радостях и трудностях, возможных удачах и неудачах я ощутила, что эта музыка дает мне силу идти в будущее, не оглядываясь в прошлое.
Я Вас очень понимаю. Есть грандиозные концерты – 2-й Брамса, 3-й Рахманинова etc. Но для приведения мыслей и чувств в порядок хочется слушать Баха. Недаром Генрих Густавович писал, что когда он играет Баха, пребывает в согласии с миром и благословляет его. Помню нелегкое лето «чернобыльского», 86-го года. Мои спасались подальше от Киева, мне всё же приходилось оставаться здесь, ходить на работу. Переслушал тогда весь ХТК, разумеется, в исполнении Рихтера. Во рту назойливый железный привкус, как объясняли, от быстро разлагающегося изотопа йода. Приятного мало, но и не смертельно (в моем, по крайней мере, случае). Помню духовное наслаждение от этой вечной музыки. Некоторые прелюдии и фуги, особенно си минорную из первого тома повторил несколько раз. Непостижимо, как такое открывалось автору. Но мне бы не открылось без исполнителя.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

yulia
Сообщения: 36
Зарегистрирован: Пн окт 27, 2014 9:33 pm

Re: Рихтер играет Баха

Сообщение yulia » Пн янв 05, 2015 5:48 pm

Yuriy писал(а):Некоторые прелюдии и фуги, особенно си минорную из первого тома повторил несколько раз. Непостижимо, как такое открывалось автору. Но мне бы не открылось без исполнителя.
Я вчера послушала 1-й том. Так мог сыграть только Рихтер. Си минорную прелюдию и фугу очень люблю. А еще ми-бемоль минорную, ре минорную, До-диез мажорную и минорную особенно, Фа-диез мажорную, соль минорную.
Мне часто кажется, что звучит лютня, а не фортепиано. Особенно это слышно в ми-бемоль минорной. Оказывается, необязательно играть на лютне, чтобы звучала лютня :D

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Re: Рихтер играет Баха

Сообщение Yuriy » Пн янв 05, 2015 10:08 pm

yulia писал(а): А еще ми-бемоль минорную
Удивительное произведение! Могло быть написано и в более поздние времена, т.е., оно и им созвучно. Для меня это как пробный камень - если исполнитель не чувствует высоту этой музыки - он чужой для меня как музыкант. Не раз писал, как мы сошлись с Витей Зелениным во мнениях. Находясь в разных городах, не будучи тогда знакомы, слушали одну и ту же передачу по радио (тогда была одна страна) - передавали избранные прелюдии и фуги в исполнении Гульда. Обоим захотелось разбить приемник, слушая эту, es-moll'ную, и оба этого не сделали. :) Приемник мне пригодился - много лет спустя по нему впервые услышал 17-ю Бетховена у Рихтера. Естественно, я ее уже хорошо знал по записям других пианистов. Та трансляция произвела грандиозное впечатление. Помните, как Софроницкий дня три не мог ничего делать, прочитав "Август" Пастернака? Я не такая увлекающаяся художественная личность, не могу вдруг перестать ходить на работу и т.п. Но впечатление было ошеломляющее. Я впитал мельчайшие детали и был потрясен необыкновенной их слаженностью и грандиозностью общего замысла - всё "как с орлиного полета". А потом уж услышал живое исполнение - там соната предстала во всей истинной красе. О таких прочтениях как-то не хочется говорить, что он играл. Он творил - так гораздо точнее! Понимаю, что это лишь слова, которые не у каждого находят понимание. Как-то раз Витя вдруг заявил самому Маэстро, что тот то ли обделенный, то ли несчастный человек.
- Почему?!
- Вы не слушали Святослава Рихтера!

Признаться, мне это пафос не по душе, но такой разговор между ними состоялся. Что бы услышал он, находясь в зале, если бы возможно было раздвоение личности? Глупый вопрос, и всё же... Мы, наверное, слышали и слушали очень по-разному. Он часто не понимал восторгов публики. "Только я знаю, как это должно звучать," - кажется, правильно процитировал.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Ответить