Рихтер играет Шопена

Обсуждение аудио- и видеонаследия Рихтера
edd
Сообщения: 88
Зарегистрирован: Чт дек 20, 2007 4:21 pm

Сообщение edd » Пн июн 08, 2009 7:29 pm

Yuriy писал(а):Простите, не совсем понял.
Я имел ввиду, что у Танина этой даты нет (не записи, а даты).

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Вт июн 09, 2009 2:35 am

Предлагаю вашему вниманию еще две записи, сделанные в разные годы:

Ballade No.4 in f, Op.52
* 10/11/54 - Warsaw - Live - (PT)*
http://www.sendspace.com/file/90b4bf

* 28/6/79 - Paris - Live - (PT)*
http://www.sendspace.com/file/j0lgz2
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Вт июн 09, 2009 6:30 pm

Вот еще запись:

* 14/4/86 - Ravenna - Live (PT)*
http://www.sendspace.com/file/ed6ccp

и бис с этого же концерта -

Etude No.12 in c, Op.25
* 14/4/86 - Ravenna - Live (PT)*
http://www.sendspace.com/file/19hews


Таким образом на форуме выложены записи разных лет. Практически каждое десятилетие достойно представлено. Всем, ценящим исключительно аппаратное качество, скачивать их не рекомендуется. Порой удивительно - где они брали такую плохую аппаратуру? В 85-ом я тоже записывал "с колен", но получилось не в пример лучше.
Тема, возникшая на другом форуме, побудила меня послушать разные записи Рихтера, сделанные в разные десятилетия. Все они замечательные в смысле создания цельного художественного образа. Каждый раз переживаешь некое событие, богатое разнообразными ощущениями, но скрепленными общим замыслом. Ни разу не поймал себя на мысли, что в том или ином месте у исполнителя прерывается смысловая нить, что возникает противоречие. Никто так логично мыслить не умеет. И высоты и чистоты помыслов, и такой естественности повествования я не находил ни у кого.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Вт июн 09, 2009 10:09 pm

А я между тем продолжаю, и это вызвано отголосками дискуссии о 4-ой Балладе на другом форуме и личными воспоминаниями, так сказать, "юбилейного" характера.
В памятные дни 7-9/06/1980 (сейчас годовщина тех событий), в дни потрясающих четырех концертов Рихтера-солиста а также ансамблиста в Киеве "я был страшно любопытен" (с) и пытался узнавать любую информацию о нем. Мой добрый знакомый и заодно приятель Рихтера, разумеется, заходил к нему в артистическую и потом рассказывал о планах Маэстро. Тот говорил, что собирается в Туре и Ноане играть все четыре баллады. В Ноане - в память о пребывании там Шопена и Жорж Санд. Сразу скажу, что баллады он там не сыграл, и вообще из Шопена в том году играл на бис избранные этюды и 15-ю Прелюдию (в его исполнении мною особенно любимую). Так вот, мой приятель увидел у него среди прочих нот и ноты баллад в редакции Даниэля (я правильное называю имя, профессионалы?). Он спросил удивленно, почему тот играет их именно в этой редакции. Маэстро ответил, что, мол, в Европе все сейчас так играют. Насколько я помню из рассказа, его это как-то не особенно волновало.
А вообще те дни вспоминаются сейчас так, если бы это происходило на прошлой неделе - не подернутые дымкой времени. Концерты были удачные, и чувствовалось, что музыкант был доволен. 9-го после концерта мы стояли во дворе филармонии, надеясь его увидеть. Он выходил бодрый и веселый. Увидев нашу группу и в ней своего приятеля, быстро подошел к нам и пожал каждому руку. Я бы сравнил его пожатие с пожатием льва (хотя опыта у меня такого, безусловно, нет ) - огромная и очень мягкая рука, в которой чувствовалась скрытая мощь. Утром следующего дня мы провожали его на вокзале. Поезд уходил в 7.40. Короткое, но незабываемое общение! Всегда вспоминаю эти события в начале июня.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Рихтер играет Шопена

Сообщение Yuriy » Вс июн 28, 2009 8:17 pm

Напомню, что написано в известной книге Юрия Борисова:

В stretto Четвертой баллады приближение к Престолу. Фермату держать долго. Чтобы Престол открылся из-за молочного облачка. А сам Престол пуст.
Коду играть, как обрыв в пропасть. С самой высокой точки кубарем. Это не так плохо, что тебя вышвыривают на землю, скорее - радость! Я всегда буду хотеть жить здесь!
Прежде, чем наброситься на коду, нужно набрать воздух на 47 секунд. Именно за это время ее нужно сыграть - не медленней! Все играть "сверху", "не укладывать" пальчики. И не дышать! Надо, чтобы всех унесло смерчем.

Хочу заметить, что разные люди из ближайшего окружения Рихтера, относятся к этой книге негативно.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Re: Рихтер играет Шопена

Сообщение M.I. » Пн июн 29, 2009 4:49 pm

Yuriy писал(а):Напомню, что написано в известной книге Юрия Борисова:...
Хочу заметить, что разные люди из ближайшего окружения Рихтера, относятся к этой книге негативно.
Видимо, они знают что-то такое, что связано с обстоятельствами вокруг этой книги ("Во многой мудрости много печали" (С)). Для меня же, из содержания этой книги не вытекает ничего отрицательного.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Рихтер играет Шопена

Сообщение Yuriy » Вс ноя 01, 2009 7:53 pm

Как отголосок обсуждений с других форумов.

Не уверен, что многие знакомы с этой, самой ранней, если верить каталогу Танина, из существующих записей:

CHOPIN
Polonaise - Fantasy in A-flat, Op.61
* 10/1/52 - Moscow - Live - (PT)*

Думаю, присутствующие не откажутся ее послушать:
http://www.sendspace.com/file/uwb0t7

А концерт 10/10/76 мы знаем и любим. Я слушал ту же программу в живом концерте несколькими днями раньше - в Киеве 3/10/76. Меня тогда поразило начало Полонеза-фантазии - медленное, сосредоточенное, готовящее к чему-то очень серьезному. Дальнейшее развитие музыки подтвердило оправданность такого характера вступления.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Рихтер играет Шопена

Сообщение Yuriy » Вс ноя 29, 2009 10:00 pm

Как отголоски дискуссии с другого форума:
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=2505.0

Были выложены варианты исполнения Chopin Polonaise Op.40 No.2 in C Minor.

Так его играл в разные годы Рихтер:

* 1/2/52 - Leningrad - Live - (PT)*
http://www.sendspace.com/file/zgv0lq

* 20/11/92 - Minsk - Live - (PT)*
http://www.sendspace.com/file/cvjop7
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Рихтер играет Шопена

Сообщение Yuriy » Чт дек 17, 2009 11:36 pm

Владение, управление временем в музыке отличает действительно большого музыканта. Создание атмосферы, когда слушатель чувствует, что только так, в таком темпе, ритме, с такими смысловыми акцентами сейчас может звучать исполняемое произведение – а все это и определяет “время” - вот самое замечательное, что можно испытать в концерте, да и не только. Можно слушать запись и все это пережить.
Мое собрание записей Рихтера не перестает пополняться. Вот и недавно получил пару бандеролей. Не все успеваю слушать и “переваривать”, но стараюсь. Несколько с опозданием прослушал недостающую запись этюдов Шопена - 2/3/88 - Ulm - Live - (PT) (Лист был у меня и раньше). Вот исполнение, заставляющее забыть дату записи, возраст и подобные внемузыкальные подробности. Музыкант создает шопеновский мир, причем делает это сверхубедительно. Не сверял с секундомером, насколько наиболее эффектные этюды (напр., 4-ый из ор. 10) сыграны быстрее или медленнее, чем в прежние годы, когда о технической стороне и говорить не приходилось. Музыка, которую он в очередной раз создавал, звучала так, что о прежних достижениях можно было не задумываться. Вот это и есть самое замечательное – слушать музыку, которая звучит здесь и сейчас, не занимаясь анализом и сравнениями. Такое и нужно слушать, когда хочешь снова прикоснуться именно к этой музыке. И это как раз тот случай, когда время изменяется по сложному, нелинейному закону, подчиняясь ритму, заданному композитором и воплощенному великим исполнителем, разгадавшим все зависимости и поставив их на службу создания музыкальных образов. Еще порадовало то, что шел все-таки 88-ой год, а Рихтер создавал шедевры и потрясал. Не всякая, пусть даже очень творческая личность способна, невзирая на физические недуги, оставаться на такой высоте, удивлять открытиями, причем давным-давно изученных произведений, в частности, в его исполнении, и при этом поражать и восхищать.
Когда-то писал о посещении Рихтера после концерта в Лондоне племянником Фуртвенглера. Он сказал тогда, что знал одного человека, умевшего управлять временем в музыке. Это был его покойный дядя. Но в этот день (услышав Рихтера) он может сказать, что знает двух.
На другом форуме говорили о времени в связи с теорией относительности. Но, кажется, не сказали о том, что, согласно общей теории относительности, простанство-время изменяется вблизи тел с большой массой. Вот так и в музыке – грандиозные личности могут действительно заставлять течь время согласно их художественному замыслу.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Panzerino
Сообщения: 89
Зарегистрирован: Пт авг 17, 2007 9:32 pm

Сообщение Panzerino » Сб дек 19, 2009 12:26 am

Вопреки этого, многие считают СР и сегодня "посредственным" исполнителем Шопена. Даже была такая страничка (10 самых великих пианистов 20-века), где один идиот (простите за выражение) написал что мол " Шопен и Бетховен у Рихтера были "посредственными" ".
http://pianowizard.www2.50megs.com/top10_pianists.html

"In fact, when I first heard Richter, it was his Liszt, Chopin and Beethoven that I listened to, which are all mediocre or sometimes even below-average performances."

Переводить думаю не нужно а и не стоит... .


В сущности, я лично считаю Рихтера самым великим исполнителем Шопена после Рахманинова. 4 баллады Шопена в исполнение Рихтера- лучше получились даже чем у Рахманинова, на мой взгляд. Именно там суровая натура Рихтера дала внутреннее содержание формы, смысл и стройности замысла.
Ноктюрны и Мазурки у Рахманинова по моему лучше. СР, с его как то суровой натуре, по моему очень трудно вообще "воспроизводить" тот "климат" этих произведении. "Климат", которой у тебя может быть только если ты жил подобным образом. А СР таким образом никогда не жил. Рахманинов был аристократ. Будучи не рожденным аристократом, он стал таким благодаря своей популярности и благосостоянием, которые обрел своим гением в дореволюционной Россией.

Етюды Шопена в исполнение СР- это вершина непокоренная. Все это просто-напросто ->> закрыто. Ни М.А. Хамелен, ни Соколов, Ни Аргерих, Ни Нельсон Фрейре в состояние играть так эти етюды.

Я лично не нахожу ничего "трогательного" в Шопене Рубинштейна, Корто и Горовица, и не понимаю их Шопен вовсе. Рубинштейн вовсе крайне салонно мне звучал и звучит и до сих пор.

Я лично думаю что дело в том, что все представляют себе Шопена или мелодраматично, или слишком "революционно". И так искают его в исполнениях данного пианиста. И никто не в состояние найти нужное равновесие здесь.
К сожалению, крайная виртуозность (здесь как подход) только ухудшает дело -пример - Горовиц.

СР нашел именно тот баланс-
*Шопен как поверхностной революционер ( знаете- это революция хороша, но я далеко, а из далека все как то иное).
*Шопен как личность- когда странствовал и голодал годы вместе с той куртизанки Санд, но при все это- совсем не салонной, "избалованной". Скорее- вспыльчивом, слишком наивным и непрактичным.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Рихтер играет Шопена

Сообщение Yuriy » Вт дек 29, 2009 3:17 am

Видео:
CHOPIN
Polonaise - Fantasy in A-flat, Op.61
10/10/76 - Moscow - Live
http://www.sendspace.com/file/qgov0w

Не раз вспоминал, как 3/10/76 слушал в Киеве ту же программу, что и 10/10/76 в Москве, не веря, что такое может быть на свете. Я ведь тогда слушал Рихтера в концерте всего шестой раз в своей жизни. Очень живо до сих пор представляю, как слушал и смотрел с третьего ряда. Какая это была насыщенная программа! К счастью, многое в последующих московских концертах, которых было больше, чем у нас, засняли, хотя смонтировали не очень талантливо, или просто не думая о музыке, перемежая некоторые фрагменты ненужными разговорами. Лучше бы музыка звучала – играющий Рихтер не в пример интереснее тех комментариев.
Надо бы еще 4-е Скерцо выложить.

P.S. Не проверял – может быть, это есть на Youtube?
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Рихтер играет Шопена

Сообщение Yuriy » Вт дек 29, 2009 8:25 pm

И остальные произведения шопеновской программы 10/10/76 - Moscow – Live:

http://www.sendspace.com/file/vi37lk
http://www.sendspace.com/file/u2isz1
http://www.sendspace.com/file/ew7vls

Думаю, с произведениями все разберутся самостоятельно.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Рихтер играет Шопена

Сообщение Yuriy » Сб янв 09, 2010 11:46 pm

Predlogoff заразил меня прекрасной болезнью – вновь вспыхнувшим интересом ко 2-му Скерцо. Не могу сказать, что у меня этого состояния не было. Сейчас началась очередная стадия. Пока выкладывал, переслушал массу записей. Некоторые, увы, слушать нелегко из-за отвратительного аппаратного качества. Но и в этих случаях невозможно скрыть страсть и эмоциональный накал исполнения. Внутреннее напряжение порождает эмоциональные выбросы, и это при сохранении формы и единства замысла. Ритмы Рихтера естественны и органичны, произведение живет, а не покоится экспонатом под стеклом.
Я бы рекомендовал послушать еще такие записи:

CHOPIN
Scherzo No.2 in b-flat, Op.31

* 9/11/54 - Lodz - Live - (PT)* (28/11/54 ?)
http://www.sendspace.com/file/vkj3gt

* 10/1/65 - Moscow - Live - YEDANG YCC-0114 (CD)** [N]
http://www.sendspace.com/file/ge0r16

15/4/65 – New York – Live – (PT)
http://www.sendspace.com/file/96zkyi

**26/8/77 - Salzburg - Live - ORFEO C 491 981 B (CD)**
http://www.sendspace.com/file/vd6xy4
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Рихтер играет Шопена

Сообщение Yuriy » Ср янв 20, 2010 11:30 pm

Я хочу предложить вашему вниманию уникальную запись. Она до недавнего времени была лишь в личном архиве Наталии Гутман. С ее любезного согласия запись эта потом я послал Танину и другим моим друзьям, членам рихтеровского форума Геффена на yahoo.

CHOPIN
Sonata for Cello and Piano in g, Op.65
26/6/86 - Tours - Live - Gutman - 3rd&4th mvts encored - (PT)
http://www.sendspace.com/file/6ndwx7
http://www.sendspace.com/file/5fpg0r
http://www.sendspace.com/file/gjy1r3
http://www.sendspace.com/file/umv6am

bis (3)
http://www.sendspace.com/file/0lz65s

bis (4)
http://www.sendspace.com/file/9u4p9h
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Рихтер играет Шопена

Сообщение Yuriy » Пт янв 22, 2010 2:25 pm

Chopin
Rondo a la Mazur, Op.5
27/11/67 - Milan - Live - (PT)*

http://www.sendspace.com/file/1ky4eh
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Ответить