Рихтер играет Моцарта

Обсуждение аудио- и видеонаследия Рихтера
Victor
Сообщения: 1
Зарегистрирован: Вт июл 01, 2008 9:05 pm

Рихтер играет Моцарта

Сообщение Victor » Вт июл 01, 2008 9:20 pm

Здравствуйте, уважаемые участники форума! Слышал ли кто-нибудь 24 концерт Моцарта в исполнении Рихтера? Кажется, он его играл. А если вдруг у кого-то есть запись, поделитесь, пож-та. Спасибо создателям этого замечательного сайта, узнал много интересного. Только, к сожалению, больше специальной информации, размещаемой профессионалами, и мало отзывов любителей, кот. видели и слушали Рихтера в концертах и в записях, их мнение очень важно.

Elena
Moderator
Сообщения: 163
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 6:51 pm
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Elena » Сб июл 05, 2008 1:08 am

В дискографии, составленной А.Таниным указано следующее:
Concerto No.24 for Piano and Orchestra in c, K.491
4/7/71 - Tours - Live - London Sinfonietta/Boulez - (PT)*
25/7/71 - Dubrovnik - Live - Dubrovnik City O./Gyadrov - (PT)* [N]
20&21/11/71 - Florence - Live - O.del Mag. Mus.Fioren./Muti - MEMORIES HR 4218 (CD)**
Так что запись существует.
Вы правы, воспоминаний любителей у нас пока не так много, хотя и нам уже есть чем гордиться - профессиональными любителями - M.I и Yuriy, которые делятся своими уникальными воспоминаниями и впечатлениями. Присоединяйтесь и Вы!

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Ср авг 06, 2008 4:14 pm

Моцарт - композитор крайне сложный, труднодоступный. Его музыка словно покрыта оболочкой, скозь которую ещё надо проникнуть, чтобы понять до конца смысл произведения. Рихтер, пожалуй, единственный пианист, которому я доверяю в представлении мне Моцарта. И то, при слушании Моцарта в исполнении Рихтера, может возникать чувство, что что-то спрятано за безупречным исполнением произведения.
Возможно, музыка Моцарта - о потерянном рае. Мы знаем, что потеряли рай, но каков он - можем лишь гадать.
Из лучших исполнений Рихтером Моцарта, известных мне, назову, пожалуй только три. Прежде всего, концерт № 18 (с Кондрашиным) 9 января (именно 9-го, а не 10го) 1977 года в БЗК. Там Моцарт, похоже, совсем без "оболочки". Затем концерт с О.Каганом 20 мая 1975 года в МЗК: сонаты для фортепиано и скрипки К. 380, 404 и 454. Особенно хорошо первое отделени (К. 380 и 404), а в сонате К. 380 - вторая часть. В ней поразительное ощущение: всё немного томительно, но хорошо, а вот-вот - и будет ещё лучше, осталось только протянуть хорошему руку. И, наконец, запись сонаты № 2 из БЗК в марте 1966 года, особенно вторая часть.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Сб авг 22, 2009 6:20 pm

Возник интерес к записям
MOZART
Piano Sonata No.15 in C, K.545

**1/6/56 - Prague - Live - PRAGA PR 254 026 (CD)**
7/8/88 - Leninsk - Live - (PT)
* 2/10/88 - Tokyo - Live - (PT)*
24/2/89 - Deutschlandsberg - Live (PT) [N]
* 29/3/89 - London - Live - PHILIPS 422 583-2 (CD)**
* 29/3/89 - London - Live - (VHS)*
* 3/4/89 - Polling - Live - (PT)* /DOREMI DHR-7909/10 (2CD)** [N]

Думаю, небезынтересно будет узнать, что она и ля минорная - первые сонаты Моцарта в репертуаре Маэстро. Исключительно пунктуальный в фиксировании (для себя) программ своих концертов, в данном случае он пишет неопределенно, что играл их в 40-ом или 41-ом году в Малом зале Московской консерватории в вечерах учеников Г.Г.Нейгауза. Вернулся к ней он много лет спустя -
16/6/52, Moscow, Большой зал консерватории.
Всего он играл ее 35 раз - начал в 40-ых, потом 50-е, в 80-ы и 90-е. Интересно сравнить его понимание этой музыки в разные периоды. Ранняя пражская запись выложена на рихтеровском форуме:
http://www.sviatoslavrichter.ru/records.php

Сейчас желающие могут послушать следующую из списка неизданную любительскую запись:

* 2/10/88 - Tokyo - Live - (PT)*
http://www.sendspace.com/file/k7z9o9
http://www.sendspace.com/file/ey7ie4
http://www.sendspace.com/file/bw3pmf

Хочу сказать, что этот токийский концерт - не самый удачный у Маэстро. Явно сказывалось плохое состояние здоровья. Особенно это видно по Сонате ля минор, прозвучавшей в том же концерте. Некоторые участники требуют не бездумных восхвалений, а "объективной оценки". Вот она, эта оценка. О наследии великого пианиста надо судить не по отдельным выступлениям, состоявшимся, к тому же, накануне тяжелой операции на сердце. В любом случае ему всегда было, что сказать. Я по-своему понимаю ценность подобных концертов: преодоление бренного естества вызывает уважение к этой сильной личности и великому музыкальному мыслителю (хотя сам Маэстро, думаю, отверг бы такое определение).

P.S. Напомню, что отсутствие звездочек в списке слева и справа говорит о том, что известно о существовании записи, но у Танина или у меня их нет. В связи с этим обращаюсь к участникам с просьбой информировать и делиться подобными раритетами, если вдруг таковые у кого-то окажутся. Взамен дарю любые записи в любых количествах: "В награду возьмешь ты любого коня!"
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Сб авг 22, 2009 6:23 pm

Piano Sonata No.15 in C, K.545
* 29/3/89 - London - Live - PHILIPS 422 583-2 (CD)**
http://www.sendspace.com/file/1te4nx
http://www.sendspace.com/file/ksuis2
http://www.sendspace.com/file/jxgx6y

Piano Sonata No.15 in C, K.545
* 3/4/89 - Polling - Live - (PT)*
http://www.sendspace.com/file/9yexy3

Замечу, что в этом концерте в зале библиотеки Поллинга (Великобритания) Святослав Теофилович исполнил Сонату в последний раз. В 90-ых он играл ее с Леонской в переложении Грига для двух фортепиано.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Сб авг 22, 2009 7:28 pm

В книге “Cвятослав Рихтер. О музыке”, издания ГМИИ им. Пушкина, на стр. 553 написано:
Февраль (имеется в виду 1972 г. – прим. мое)
Киев
11. Концерт С.Рихтера и Московского камерного оркестра под упр. Р.Баршая; исп. Концерт Моцарта си-бемоль мажор, К.456. Запись концерта была сделана Всесоюзной студией грамзаписи (16124). (В тетрадях Рихтера не отмечен.)

Возникают вопросы. И пока без ответов.
12-го февраля Рихтер дал в Киеве сольный концерт, о котором меня уже не раз спрашивали, и о котором действительно надо написать. Знающим людям не надо объяснять, что значило достать билет на его концерт, и каких усилий это стоило. А мне надо было сразу три! Поэтому приходилось действовать по разным направлениям. Обращался к распространительнице билетов, обслуживающей университет, а также к матери своего приятеля, брат которой играл в нашем симфоническом оркестре. Мне сказано было прийти на репетицию оркестра и в перерыве взять у него входной билет. Я, разумеется, выполнил все, что мне предписывалось. Почти уверен, что это было днем 11-го февраля. В фойе спустились оркестранты, и со мной почему-то разговорился словоохотливый пожилой альтист. Он начал что-то вспоминать о разных музыкантах, в том числе и о Рихтере – все-таки это была главная тема в те дни. Из всего сказанного следует, что ни о каком оркестре Баршая и речи не было – оркестр был наш, киевский. Если бы они играли с Рихтером, этот альтист мне сказал. Я, естественно, допустил оплошность и, возможно, бестактность – надо было все же спросить, что они репетировали. Но такое событие – концерт Рихтера с оркестром, да еще с приезжим оркестром - как-то не могло пройти незамеченным. А потом после концерта 12-го немного разговаривал с тогда еще не очень знакомыми администраторами филармонии и рассказывал о том, что в январе слушал Рихтера в Ленинграде – и тоже ни слова о концерте 11-го.
У меня предположение, что он мог играть не в Киеве, а в Москве. Но все же странно, что нет никакой информации о записи с Баршаем в том году. Возможно, москвичи смогут помочь разгадать эту загадку.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Сб авг 22, 2009 8:21 pm

Yuriy писал(а):Возник интерес к записям
MOZART
Piano Sonata No.15 in C, K.545
...
* 2/10/88 - Tokyo - Live - (PT)*
http://www.sendspace.com/file/k7z9o9
http://www.sendspace.com/file/ey7ie4
http://www.sendspace.com/file/bw3pmf
Хочу сказать, что этот токийский концерт - не самый удачный у Маэстро. Явно сказывалось плохое состояние здоровья.
Странно, а я ничего такого по по этой записи не замечаю. Мешает слушать её низковатое ("любительское") качество записи. Но если попытаться абстрагироваться от него, то через акустическую дымку проступает вполне качественное исполнение на концерте.
Yuriy писал(а): Хочу сказать, что этот токийский концерт - не самый удачный у Маэстро. Явно сказывалось плохое состояние здоровья. Особенно это видно по Сонате ля минор, прозвучавшей в том же концерте. Некоторые участники требуют не бездумных восхвалений, а "объективной оценки". Вот она, эта оценка.
Тогда придётся выложить и Сонату ля минор с этого концерта.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Вс авг 23, 2009 2:05 am

M.I. писал(а):Тогда придётся выложить и Сонату ля минор с этого концерта.
Действительно, с До мажорной все в порядке. Теперь
Piano Sonata No.8 in a, K.310
* 2/10/88 - Tokyo - Live - (PT)*
http://www.sendspace.com/file/251d48
http://www.sendspace.com/file/pygotv
http://www.sendspace.com/file/jwmmkq
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Вс авг 23, 2009 1:37 pm

Yuriy писал(а): * 2/10/88 - Tokyo - Live - (PT)*
Хочу сказать, что этот токийский концерт - не самый удачный у Маэстро. Явно сказывалось плохое состояние здоровья. Особенно это видно по Сонате ля минор, прозвучавшей в том же концерте.
Мне по записи этого исполнения трудно судить, как на него повлияло состояние здоровья играющего. В записи сонаты ля минор всё совсем не так плохо. Но в ней как будто несколько противостоят друг другу две тенденции. С одной стороны, это неспешное, основательное исполнение, с тягой даже к монументальности, а с другой - некий элемент импровизационности. Похоже, эти две тенденции не очень-то связались одна с другой. Всё равно, я эту запись полностью принимаю.
P.S. Кстати, при повторных прослушиваниях "любительское" качество записи мешает всё меньше и меньше.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Вс авг 23, 2009 3:21 pm

M.I. писал(а): Всё равно, я эту запись полностью принимаю.
P.S. Кстати, при повторных прослушиваниях "любительское" качество записи мешает всё меньше и меньше.
Я ведь не сказал, что не принимаю ее. Просто здесь есть погрешности, что Святослав Теофилович переносил болезненно, о чем можно прочитать в изданных дневниках. В смысле концепции там все в порядке. Слушаю ее с интересом, хотя есть записи, которые мне ближе. Кстати, кажется, в книге Борисова написано, что он в "поздний период" понял, в каком темпе надо играть эту Сонату. Прежний свой темп считал чересчур быстрым. Не смея полемизировать с Маэстро, скажу, что ранние записи неизменно вызывают восторг. Третья часть на одном дыхании - ловишь каждый звук.
Помню старинные времена, когда о ПК и речи быть не могло, кассетный магнитофон - и тот был роскошью. Один хороший знакомый спросил, какое исполнение этой Сонаты я чаще всего слушаю. Тогда уже были пластинки Гилельса, Гизекинга, кажется, еще чьи-то еще. Я сказал, что близких мне по духу записей пока нет. Слушаю, разумеется, разных, но чувствую, что можно по-другому сыграть - гораздо более естественно - ведь ощущал тогда, что "высота не покорена". И тут он мне сообщил, что у него есть запись Рихтера, переписанная с радио. Качество, сами понимаете какое. Да разве в этом дело?! Переписал на свой катушечный магнитофон и слушал, буквально не переставая, не меньше недели. Вот "как это было". А сейчас откуда-то состояние пресыщенности - есть девять записей и начинаю вроде как бы "носом крутить". Сравнивать его взгляды в разные периоды - это интересно и поучительно. Рихтер неинтересно не играл! Он мог находиться в лучшей форме, мог быть нездоров, но это никак не влияло на его видение музыки, содержание исполняемых произведений.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Пн авг 24, 2009 8:17 pm

Yuriy писал(а):Piano Sonata No.15 in C, K.545
Piano Sonata No.15 in C, K.545
* 3/4/89 - Polling - Live - (PT)*
http://www.sendspace.com/file/9yexy3

Замечу, что в этом концерте в зале библиотеки Поллинга (Великобритания) Святослав Теофилович исполнил Сонату в последний раз. В 90-ых он играл ее с Леонской в переложении Грига для двух фортепиано.
Я бы уточнил. То, что он играл с Леонской в июле 1993 года в Москве было обозначено программке коцерта так (привожу по памяти): Сонаты Моцарта в свободно сочинённом сопровожденеии Грига. Т.е. получается, что не в переложении, а с добавлением от Грига. В зале Чайковского на концерте Леонской и Рихтера стояли два рояля с поднятыми крышками, один за другим. Леонская играла на рояле, более близком к публике, Рихтер - на более дальнем. Таким образом, для публики рояль Леонской частично перекрывал путь звуку, идущему от рояля Рихтера. Поэтому вероятно, Рихтер играл григовское сопровождение, а Леонская - оригинальную музыку Моцарта.

P.S. Запись сонаты Моцарта до мажор из библиотеки Поллинга воспринята мною как менее интересная, чем из Токио. Там как-то ярче, шире.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Вт авг 25, 2009 2:34 am

M.I. писал(а):Я бы уточнил. То, что он играл с Леонской в июле 1993 года в Москве было обозначено программке коцерта так (привожу по памяти): Сонаты Моцарта в свободно сочинённом сопровожденеии Грига. Т.е. получается, что не в переложении, а с добавлением от Грига.
Да, конечно. Это я так "для удобства" выразился. Сам Рихтер писал “со свободно присоединенным вторым роялем к Моцарту”.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Чт авг 27, 2009 2:32 am

На форумклассике непрекращающийся бум, связанный с обсуждением и слушанием записей Шуберта, Моцарта и Стравинского в исполнении Рихтера. Много выложено записей. Кого интересует, заглядывайте туда:
http://www.forumklassika.ru/showthread. ... post858551
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Рихтер играет Моцарта

Сообщение Yuriy » Чт окт 15, 2009 5:54 pm

Меня попросили начать выкладывать запии 20-го Концерта Моцарта, сделанные в разные годы.
Пока самая ранняя запись:
http://www.sendspace.com/file/2rgl6b
Ее качество оставляет желать лучшего. У фортепиано часто "молоточковый" (c) звук. Ничего не поделаешь - посмотрите на год записи:

Concerto No.20 for Piano and Orchestra in d, K.466

* 23/5/50 - Prague - Live - Czech P.O./Kondrashin - ANDANTE AN 2150 (4CD)** [N]

Но люди понимающие все поймут.
Вы видели, как вел себя Рихтер за роялем, играя с оркестром? Именно, с оркестром. Разница изумляла. Я был подряд на двух его концертах в Ленинграде, в январе 72-го - на сольном и с оркестром. В 24-ом Моцарта, он играл не только руками, но и плечами, всем туловищем... Насколько я понимаю, это была работа над звуком. Каждая фраза была выверена до самых мелочей, впрочем, мелочей здесь не бывает. Это было невозможное совершенство. Редкое единение играющих музыкантов. Оркестр совершенно молодежный. Невозможно было не заметить, как они глазами его ели. Это читалось на их лицах. Жаль, вряд ли существует запись с того исторического концерта. По крайней мере, на Петербургском радио ее нет, как они мне сказали.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Рихтер играет Моцарта

Сообщение Yuriy » Чт окт 15, 2009 6:44 pm

А теперь самая известная:

Mozart

Concerto No.20 for Piano and Orchestra in d, K.466
**25-26/4/59 - Warsaw - Warsaw P.O./Wislocki **

http://www.sendspace.com/file/q63xbw
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Ответить