Эта соната сыграла в моей "музыкальной жизни" определяющую роль. В детстве пытался учиться играть на фортепиано. Отдыхая летом в ceле, всегда посещал свою старенькую учительницу, которую еще ветрами гражданской войны занесло сюда. А ведь она окончила Варшавскую консерваторию и была одной из любимейших учениц Александра Михайловского, ученика Шопена! Так вот у нее выучил первую часть сонаты. Когда пришло время собираться в школу, уезжать в Киев, пришел проститься, и она сыграла мне эту сонату целиком! Я не думал, что музыка бывает такой! Третья часть ошеломила и, приехав в Киев, решил найти запись. Это была моя первая пластинка - 1-я и 14-я сонаты Бетховена в исполнении Гринберг. Я слушал эти сонаты буквально каждый день, приходя из школы (не музыкальной - музыкальную вскоре бросил по причине отсутствия способностей). Правда, покупая пластинку, спросил, нет ли записи Рихтера. Почему Рихтера? Я ведь не был знаком с его искусством. Да и в том возрасте что я мог понимать? Просто мне нравилась эта красивая фамилия. Понятно, что его записи не оказалось. Познакомившись с этими двумя сонатами я понял, что классическая музыка - это очень интересно и решил понемногу покупать пластинки. Следующим пианистом должен стать Рихтер! - Я так решил. И действительно следующей стала запись до минорной Фантазии Бетховена для ф-но, оркестра и хора. Она меня совершенно потрясла. А потом была его гениальная запись Аппассионаты. Вот это и определило мои предпочтения. С годами я понял, что тот выбор был правильным, в чем убеждаюсь снова и снова.
А вот о "Лунной" спрашивал у Олега Кагана - почему Маэстро ее не играет. Он не дал четкого однозначного ответа. Сказал, что есть произведения, которые тот считает кем-то "сыгранными", и что ему вряд ли удастся внести что-то новое. Тогда я не понял, относилось ли сказанное и к "Лунной", но переспрашивать не стал.
В моем собрании пластинок, а позднее - дисков, есть много записей "Лунной", но я до сих пор не определился, какое прочтение мне наиболее близко. Думаю, эта соната так и останется загадкой. Наиболее полного воплощения я не слышал ни у кого. В концерте как-то понравился Штаркман. Башкиров хорошо сыграл ее полностью на бис. Но гениальных исполнений (с моей точки зрения) не знаю. Каким-то внутренним слухом иногда слышал (и то лишь фрагменты), как бы ее мог сыграть Рихтер. Но это из области мечтаний.
Виталий писал(а):Целиком поддерживаю Игоря в отношении Гилельса - его концертная запись этой сонаты от 1968 года (студийная не столь сильно взывает к моему внутреннему миру) показывает, насколько глубоко Эмиль Григорьевич чувствовал эту контрастность (и плюс - его красивейший звук, пожалуй, самый красивый в истории пианизма).
О звуке Гилельса много читал и слышал, да и с его записями этой сонаты знаком. Но я ведь и в концертах его слышал. Играл он действительно очень профессионально. Это был пианист высокого класса. Сравнивая его запись, например, 4-го Концерта Бетховена с записью Шнабеля, сразу ощущаешь разницу. Его пианизм, профессиональные достоинства заметно выше. Но звук у него был
сделанный. Это был результат титанической работы, но за ним ощущался актерский пот. Всегда отмечаешь высокий уровень его исполнения, но оно рукотворное. Звук Рихтера (что понимать под определением "красивый"?) был крайне насыщенным. Он нес огромную смысловую нагрузку. Он изменялся в зависимости от исполняемых произведений и композиторов. Ему были свойственны такие спектры, тембры, звучания, о которых передать словами невозможно! Прочтение же Гилельса "Лунной" меня не задевает, я не "вибрирую" (с).
Что касается этой загадочной сонаты, то я сейчас слушаю ее крайне редко. Иногда Г.Г.Нейгауз производил очень хорошее впечатление. Но больше неудовлетворительного (для меня) в ее трактовках - чужд мне и знаменитый "бетховенист" Шнабель. О Гульде вообще не хотелось бы говорить. Надо бы Анни Фишер снова послушать... Жаль, с Бакхаузом не знаком. Возможно, он предложил бы что-то интересное...
А вообще можно смириться - есть столько музыки, "открытой" (а потом и "закрытой") Маэстро. А идеальная "Лунная" может звучать в уме. Вот такое исключение!..