Рихтер и другие пианисты

Обсуждение аудио- и видеонаследия Рихтера
M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Чт апр 03, 2008 7:18 pm

DK писал(а):
Русский язык Раннева прекрасно отражает исключительую непонятность его мыслей.
В целом, заметка хвалебная, хотя написана довольно туманно и с использованием жаргона. Заметна, вместе с тем, и некоторая доля петербургского снобизма.
Последний раз редактировалось M.I. Ср июл 02, 2008 6:55 pm, всего редактировалось 1 раз.

belgian_shepherd
Сообщения: 50
Зарегистрирован: Ср ноя 08, 2006 9:13 pm
Откуда: М.О.

Сообщение belgian_shepherd » Ср апр 16, 2008 10:14 pm

M.I. писал(а): Не поделится ли кто-нибудь своими впечатлениями от этого концерта?
Концерт был преотличный - особенно первое отделение, в котором Соколов исполнял две фа мажорные сонаты Моцарта: №2 K.280 и № 12 К.332 (ах, зачем ее не играл СТ). Больше всего поразило нездешнее какое-то совершенство звука. Создавалось впечатление, что пианиста вовсе нет, а музыка звучит ниоткуда, являлась продуктом химических реакций в воздухе БЗФ. В Адажио сие качество его игры достигало апогея. Тут без зазрения совести можно было наслаждаться и медленными темпами. Мои соседи по толпе на хорах, при всем неудобстве своего положения, стояли не шелохнувшись. После первой сонаты раздалось несколько жалких хлопков. Но не потому, что, как скажут некоторые, наскучив соколовскими длиннотами и любованием собственным звуком в ущерб музыке, слушатели уснули. Vielleicht, неловко было банально бить в ладоши (?).
Если заниматься сравнениями - в особенности сами-знаете-с-кем - то можно, вероятно, обвинять Соколова в искусственности, позерстве и прочая. Я, лично, не вижу особого толку в подобных сравнениях. Мне либо нравится, либо нет. Записи Соколова, исполняющего Бетховена, мне не нравятся. Но очень нравится, что Соколов жив и можно съездить на его концерт. Запись концерта частично выложена в группе Соколова на сайте вконтакте http://vkontakte.ru/club2058968 Сначала надо зарегистрироваться.

timalism
Site Admin
Сообщения: 501
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 1:18 am
Откуда: Уфа-Москва
Контактная информация:

Сообщение timalism » Пт апр 18, 2008 1:08 am

Переношу сюда сообщение Игоря из другой темы.
Игорь писал(а):Кстати, Гилельс так "отгрохал" Лунную сонату Бетховена (особенно 3-ю часть), что после этого исполнения у меня нет желания слушать еще чьи-либо трактовки.
И вот еще, я сравнил исполнение Рихтера и Горовица прелюдии Рахманинова Alla marcia и этюда Скрябина ор. 42 № 5. Мне кажется, что Горовиц сыграл гораздо интереснее. Рахманинов у Рихтера получился достаточно монументально и монолитно, но у Горовица такая интересная нюансировка этого произведения: начало прелюдии начинается как бы издалека (тихо), а затем разворачивает звуковую материю до невиданных размеров, своего рода фейерверк и при этом не увлекается педалей, не создавая при игре тонну грязи. Очень впечатляющая игра. Я всегда предпочитаю слушать эту прелюдию в исполнении Горовица.
А этюд Скрябина Рихтер сыграл - словно пронесся. Все очень мощно, стремительно. А Горовиц очень необычно исполнил тему этого этюда: вместо указанного автором Forte, - у него piano, но вышло настолько убедительно, что у него получился сильный контраст между частями этого произведения. И учитывая перезагруженность пианистической фактурой этой вещи, у Горовица вовсе не чуствуется громоздкость исполнения. Все очень элегантно, а проведение темы получилось очень красиво - певуче, я бы сказал.
Но вышесказанное - это мое личное мнение.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Вс апр 20, 2008 1:33 am

M.I. писал(а):В том, как АБМ играл четвёртую сонату Бетховена, я, к своему неудовольствию, слышал только работу.

Спасибо за список рекомендованных записей АБМ, пока располагаю только третьей сонатой Бетховена (видео). Посмотрим, что в ней.
Увы, впечатление от Третьей сонаты Бетховена в исполнении Микельанжели (цветная видеозапись 1970 года) в целом такое же, как и от Четвёртой.
Вслед за этим прослушал эту сонату в исполнении Рихтера (12.01.1975). Первое впечатление - Рихтер играет технически хуже, чем АБМ. Однако, образная масштабность у Рихтера несравненно больше. Диапазон настроений - от жалобного, почти беспомощного до мужественно-пафосного. Если сравнить эти два исполнения, то получается, что у Микельанджели идёт читка сценария пьесы, у Рихтера - драматический спектакль.

Вот ещё пришло в голову военно-образное сравнение. Исполнение у АБМ - как войско на параде, у Рихтера - бою.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Вс апр 27, 2008 10:51 am

timalism писал(а):Переношу сюда сообщение Игоря из другой темы.
Игорь писал(а):
И вот еще, я сравнил исполнение Рихтера и Горовица... ...этюда Скрябина ор. 42 № 5. Мне кажется, что Горовиц сыграл гораздо интереснее.

А этюд Скрябина Рихтер сыграл - словно пронесся. Все очень мощно, стремительно.
Какую из записей этюда соч. 42 № 5 Вы слушали?

Я знаком с записями: из БЗК 14.01.52 и из Варшавы 1972 года. Предпочитаю запись 1952 г. Собственно, этюд соч. 42 № 5 я воспринимаю в паре с этюдом соч. 42 № 4, сыгранным перед № 5 в одной программе. Оба этюда о весне, только № 4 о тихом безветренном и солнечном дне ранней весной, за городом. Тут и лес, и поле, и тени от ветвей деревьев на снегу, который только-только начинает чуть-чуть сереть. Холодноватый воздух. Огромное синее небо над головой. Дышится хорошо. Ощущение тайного, но спокойного и уверенного счастья.
Этюд соч. 42 № 5 - продолжение той же весны, но позднее, когда стало жарче, побежали, понеслись ручьи и речки. Душа понеслась куда-то вперёд, вперёд - и без всякой цели! Рихтер играет с подкупающей искренностью, передаёт почти жаркое ощущение счастья: и предвкушение счастья и полное пребыванием в нём, почти захлёбывание, опьянение счастьем. Каждый этюд, и № 4, и № 5 - это портрет чистой, ранней молодости, причём № 5 более яркий.

Когда-то давным-давно мне некто говорил, что Скрябин - это "русский Шопен". Но из исполнения этих этюдов видно некоторое душевное сходство скорее с Шуманом, но отнюдь не с Шопеном.

Запись 1972 года мне уже так не нравится. Ощущуется привкус некой тяжеловесной солидности, большей опытности, исполонительского мастерства, но той особенной живости, которая присутствует в записи 1952 года, уже не чувствуется.

Stranger
Moderator
Сообщения: 242
Зарегистрирован: Ср сен 06, 2006 11:02 pm

Сообщение Stranger » Вс апр 27, 2008 4:40 pm

M.I. писал(а):Если сравнить эти два исполнения, то получается, что у Микельанджели идёт читка сценария пьесы, у Рихтера - драматический спектакль.
Мне соотношение этих интерпретаций видится немного по-другому: у Рихтера - яркий психологизм, страсть, у Микеланджели - архитектурная стройность, созерцание.

Игорь
Сообщения: 35
Зарегистрирован: Пн сен 24, 2007 5:18 pm

Сообщение Игорь » Пн апр 28, 2008 9:24 pm

Я слышал запись Горовица этюда Скрябина оп.42 № 5 из "The Complete Masterworks Recordings - Volume IX" by Sony classical. Запись Рихтера этого же произведения я слушаю на кассете, которую купил около м. Маяковской, там, где продаются компакт-диски классической музыки. К сожалению, в кассете не обозначен год и место исполнения. Но судя по запалу рихтеровской игры - где-то 70-е годы. Но не раньше. Т.к. звук явно в формате DDD. Что касается моих сравнений игры Рихтера с другими исполнителями: ну а с кем же еще сравнивать как не с гениальным Рихтером. Кстати, Микеланджело сыграл великолепно Карнавал Шумана и Чакону Бах-Бузони (Карнавал и Чакона в мае, 1973 в Лугано)

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Пн апр 28, 2008 10:25 pm

Игорь писал(а): в кассете не обозначен год и место исполнения. Но судя по запалу рихтеровской игры - где-то 70-е годы. Но не раньше. Т.к. звук явно в формате DDD.
Если на этой же кассете записаны ещё прелюдии Скрябина и его сонаты №№ 2, 5 и 9 (или часть из них), то это, очевидно, перезапись с диска концерта Рихтера в Варшаве 27 октября 1972 года. Формат исходного диска СД-878: АДД.

Игорь
Сообщения: 35
Зарегистрирован: Пн сен 24, 2007 5:18 pm

Сообщение Игорь » Пн апр 28, 2008 10:40 pm

Если Рихтер еще сыграл и прелюдии Скрябина оп.11, то это та самая запись. Спасибо за просвещение! Но прелюдии Рихтер сыграл очень мягко, душевно. Рихтер иногда мне напоминает своей игрой как-будто встретился с любимой девушкой: все очень тактично, интимно, тепло.

Виталий
Сообщения: 34
Зарегистрирован: Вс мар 23, 2008 10:25 pm
Откуда: одинцово

Сообщение Виталий » Вт апр 29, 2008 12:10 am

Да, есть у Рихтера такие нежные, ностальгические записи, которые отличаются большой интимной ранимостью. Например, его прочтение До-минорной французской сюиты (1991 год) - это прямое лирическое обращение пианиста к слушателю, который получает замечательную возможность увидеть и услышать нежную сторону рихтеровской натуры, - настолько искренно и проникновенно он исполняет эти барочные танцы. Разве можно после такого чуда, и в особенности после нежнейших и печальнейших аллеманды и сарабанды, обращаться к концептуальной записи Гульда того же сочинения? Да и Ми-мажорная сюита звучит изумительно и не может не затронуть чувствительных струн в душе слушателя (невольно вспоминается фраза Рубинштейна о Рихтере: "Я имел слезы в глазах"). Не могу представить более искреннего и любящего исполнения этих двух французских сюит.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Ср июл 02, 2008 6:49 pm

Прослушал диск, выпущенный компанией VISTA VERA, с записью Софроницкого с концертов в МЗК 20 и 28 октября 1960 года. Раньше я слушал Софроницкого неохотно, поддавшись молве о нём как о неровном пианисте, до пяти раз переносившем свои концерты. Но от этого диска впечатление очень сильное. Почти все музыкальные произведения, представленные на нём, входили и в репертуар Рихтера, что даёт возможность сравнения двух пианистов.
Вот, например, соната № 23 Бетховена. При первых звуках я внутренне ахнул. Так это напомнило по живости исполнения рихтеровскую запись от 9 июня того же 1960 года. Но только в первый момент, далее впечатления разошлись. Тем не менее заметил, что в игре Софроницкого и Рихтера много общих моментов, как будто один учился у другого.
А в чём различия?
У Софроницкого цельное и самостоятельной истолковывание этой сонаты. По сравнению с Рихтером оно романтизировано. Первая и вторая части как бы смещены в сторону Шумана, третья - в сторону Шопена. У Рихтера Бетховен ближе к самому себе.
У Софроницкого более импровизационный характер игры, у Рихтера более логический. У Софроницкого темперамент, почти горячность, у Рихтера - накал.
У Софроницкого видно благородство, честность, чистота в отношении к музыке. Виден этический портрет исполнителя. Рихтер же реализует своё стремление быть "слугой музыки", Рихтер лично, так сказать, прячется за портьерой.
Играя сонату, Софроницкий предстаёт как первопроходчик её музыкального пространства. Его впечатления от сонаты рождаются тут же, сразу. Он разнообразит трактовку по ходу исполнения, питается мгновенными озарениями, вспышками молний. Другое дело Рихтер. Он - путешественник по произведению отлично экипированный, подготовленный, и с точной географической картой.
Софроницкий играет простодушно и сразу. Рихтер - как бы "с дальним прицелом", и, вероятно, с замахом на охват сразу всего вместе.
Слушаешь Софроницкого и думаешь: "тут нет шедевра...". И тут же ясно: шедевра и не надо. Пианист даёт простое, естественное, удовлетворяющее слушателя исполнение.

Софроницкий - крупный художник и виртуоз. Он в одном ряду с Гилельсом, Липатти... Но в чём-то для меня лучше. В ту эпоху, когда играл Гилельс, я иногда ходил на его концерты, а иногда нет. Живи я в эпоху Софроницкого - ходил бы на все его концерты без исключения, желал бы их.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Пт июл 18, 2008 11:16 pm

Прослушал в записи Г.Г.Нейгауза с концерта 1958 года Полонез-Фантазию Шопена, и решил сравнить полученное впечатление с моим представлением (собирательным, за разные годы) об исполнении этого произведения Рихтером.
У Нейгауза получается образ какого-то общественного собрания, некрупного. Может быть вечеринка, сход гостей, какое-то близкое, родное общество. Нейгауз присутствует при этом событии, наблюдает сидя, оживлён, но сам в нём не участвует. Потом, когда игра заканчивается, остаётся ощущение, что слушатель побывал на празднике, испытал радость, отдохнул. Но в общем-то ничего не изменилось.
После игры Рихтера остаётся ощущение не праздника, а события. Рихтер играет более собранно, ответственно. При этом сам он как-бы и незаметен (это как на киносеансе в кинотеатре: мы видим действие на экране, а киномеханика не видим и не помним о нём). После игры Рихтера возникает ощущёние, что я чем-то наполнился, и это наполнение остается со мной, его можно нести долгое время. Иногда даже кажется, что от этого я и сам стал лучше.
У Нейгауза характер игры несёт оттенок некоторой сумбурности, впрочем, никак не противоречащей общему состоянию праздника. У Рихтера игра точно рассчитана, безупречна, и это придаёт ей художественную весомость.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Вс сен 21, 2008 1:53 pm

Неделю назад по телеканалу "Культура" передавали запись концерта В.Горовица 1972 года в Вашингтоне, в зале Белого дома с присутствием среди публики тогдашнего президента США Дж. Картера. Показали исполнение произведений Шопена, Рахманинова, Бизе-Горовица. К сожалениею, не записал эту передачу.
Больше всего мне понравилась соната Шопена (с похоронным маршем), а ней особенно вторая и третья части. По сравнению со знакомыми мне исполнениями разными музыкантами третьей части, исполнение Горовица сильно выигрывало: началом части, благодаря очень насыщенному звуку и среднему ("просветлённому") эпизоду, который был сыгран в более трагичном настроении, чем обычно, и прекрасно сочетался со всем содержанием части. Третья часть для меня оказалась сильнее, чем слышу в записи Г.Г.Нейгауза.
Было одно произведение, которое играл и Рихтер в 1977 году. Это Вальс Шопена соч. 34 № 2. Вот тут заметилась разница игры Рихтера и Горовица. Если Рихтер играет, именно играет, этот Вальс, то к исполнению Горовица, на мой взгляд, хорошо подходит слово: наигрывает.
Предпоследним произведением в концерте Горовица показали Польку Рахманинова. Когда она кончилась, среди публики возникло оживление о одобрительный смех. Мне это не понравилось, казалось, пианист переходит на балаганное настроение. Вообще, при поклонах он много улыбался. Правда, потом мне объяснили, что так проходили концерты сто лет назад, публику развлекали тогда, и эту манеру проведения концерта Горовиц и продемонстрировал.

Спустя несколько часов после этой передачи захотелось послушать Рихтера, что-нибудь. Наугад достал запись "Симфонических этюдов" Шумана с концерта 1968 года. Рихтер - совсем другой музыкант! Когда слушал Горовица, слушал с удовольствием, то находился в обычном, реальном мире. Слушая Рихтера попадаешь в другой мир, "параллельный", как теперь иногда говорят, реальному. Мир Рихтера безграничный, цельный, самодостаточный, и нигде не касается мира реального, не нуждается в нём. Это особая образная материя, особое пространство. Может быть это и не музыка только, а что-то большее, лучшее. А может быть, музыка, играемая Рихтером, это особое средство для слушателя, чтобы войти в рихтеровский мир, - подобно трапу спускаемому с огромного океанского корабля на палубу маленькой, качаемой морем шлюпки.
Последний раз редактировалось M.I. Вт окт 07, 2008 7:52 pm, всего редактировалось 2 раза.

Panzerino
Сообщения: 89
Зарегистрирован: Пт авг 17, 2007 9:32 pm

Сообщение Panzerino » Ср сен 24, 2008 10:10 pm

Кто корабль и кто шлюпка... вот вопрос :)

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Чт сен 25, 2008 8:33 pm

Panzerino писал(а):Кто корабль и кто шлюпка... вот вопрос :)
Корабль - мир Рихтера.
Шлюпка - мир слушателя.
Музыка Рихтера - трап, позволяющий войти с шлюпки на корабль. Трап безупречен, по нему легко входить.

Ответить