К вопросу о репертуаре Рихтера
-
- Site Admin
- Сообщения: 501
- Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 1:18 am
- Откуда: Уфа-Москва
- Контактная информация:
К вопросу о репертуаре Рихтера
12-я глава книги Вадима Могильницкого "Святослав Рихтер", Хронограф из которой уже обсуждался на форуме, содержит репертуар Рихтера. В нём есть любопытные сведения. Но больше всего меня заинтересовала следующая строчка:
Бах. Искусство фуги: Контрапункты 1-4, 6, 9, 11
Причем, Могильницкий в одной из сносок указывает:
"знак ? означает, что автор не считает имеющуюся у него информацию вполне достоверной (или не располагает таковой)."
Так вот, рядом с контрапунктами из Искусства фуги вопросительного знака нет!
Есть ли у кого-нибудь из вас информация на сей счёт?
Бах. Искусство фуги: Контрапункты 1-4, 6, 9, 11
Причем, Могильницкий в одной из сносок указывает:
"знак ? означает, что автор не считает имеющуюся у него информацию вполне достоверной (или не располагает таковой)."
Так вот, рядом с контрапунктами из Искусства фуги вопросительного знака нет!
Есть ли у кого-нибудь из вас информация на сей счёт?
-
- Site Admin
- Сообщения: 501
- Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 1:18 am
- Откуда: Уфа-Москва
- Контактная информация:
Другие любопытные моменты из репертуарного списка Могильницкого:
Брамс. Две сонаты для кларнета и ф-но (Камышев)
(в репертуаре на нашем сайте указана только одна - f-moll)
Лист. Венгерские рапсодии 17, 18 (это, видимо, ошибка, основанная на уже известной нам опечатке в статье Гаккеля)
Метнер. Соната для скрипки и ф-но № 3 (?) (Каган)
Прокофьев. Токката (?)
Сибелиус. Две пьесы для скрипки и ф-но ор. ? (Ситковецкий ?)
Скрябин. Листок из альбома ор. 45 № 1 (? или ор. 58 )
Чайковский. "Времена года": февраль (?), декабрь (?)
Шимановский. Фантазия (без уточнения опуса)
Шуман. 3 фантастические пьесы для виолончели и ф-но op. 73 (Фурнье). Фантастическая пьеса для кларнета и ф-но
ор. 72 № 3 (Камышев)
(в репертуаре на нашем сайте только 3 фантастические пьесы для кларнета и ф-но op. 73 - опус совпадает, но инструменты разные...)
Шуман. Соната для скрипки и ф-но (Каган) - ? (этот момент, думаю, можно было бы уточнить у Н. Гутман)
P. S. Мои комментарии выделены курсивом.
Брамс. Две сонаты для кларнета и ф-но (Камышев)
(в репертуаре на нашем сайте указана только одна - f-moll)
Лист. Венгерские рапсодии 17, 18 (это, видимо, ошибка, основанная на уже известной нам опечатке в статье Гаккеля)
Метнер. Соната для скрипки и ф-но № 3 (?) (Каган)
Прокофьев. Токката (?)
Сибелиус. Две пьесы для скрипки и ф-но ор. ? (Ситковецкий ?)
Скрябин. Листок из альбома ор. 45 № 1 (? или ор. 58 )
Чайковский. "Времена года": февраль (?), декабрь (?)
Шимановский. Фантазия (без уточнения опуса)
Шуман. 3 фантастические пьесы для виолончели и ф-но op. 73 (Фурнье). Фантастическая пьеса для кларнета и ф-но
ор. 72 № 3 (Камышев)
(в репертуаре на нашем сайте только 3 фантастические пьесы для кларнета и ф-но op. 73 - опус совпадает, но инструменты разные...)
Шуман. Соната для скрипки и ф-но (Каган) - ? (этот момент, думаю, можно было бы уточнить у Н. Гутман)
P. S. Мои комментарии выделены курсивом.
Re: К вопросу о репертуаре Рихтера
Прежде, чем дать ответ "нет" , я все же проконсультировался со знающим человеком. Он категорически отрицал исполнение Рихтером "Искусства фуги". Тем не менее было бы интересно пригласить на форум самого Могильницкого и спросить у него. Думаю, SSK мог бы попробовать.timalism писал(а): Но больше всего меня заинтересовала следующая строчка:
Бах. Искусство фуги: Контрапункты 1-4, 6, 9, 11
Есть ли у кого-нибудь из вас информация на сей счёт?
А вообще странно, что Могильницкий, насколько я знаю, не является участником форума.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)
Так это и есть одно и тоже сочинение, написанное в оригинале для кларнета, но его играют практически все виолончелисты.timalism писал(а):Другие любопытные моменты из репертуарного списка Могильницкого:
Шуман. 3 фантастические пьесы для виолончели и ф-но op. 73 (Фурнье). Фантастическая пьеса для кларнета и ф-но
ор. 72 № 3 (Камышев)
(в репертуаре на нашем сайте только 3 фантастические пьесы для кларнета и ф-но op. 73 - опус совпадает, но инструменты разные...)
Простите, не разглядел. Конечно имеется в виду op.73№3. Но они, кажется, играли все три пьсы в шумановской программе на "Декабрьских" 1985 года.timalism писал(а):Да, но у Могильницкого указан другой опус для единичной пьесы (ор. 72 № 3).nikolai писал(а): Так это и есть одно и тоже сочинение, написанное в оригинале для кларнета, но его играют практически все виолончелисты.
Вообще, книга Могильницкого - очень ненадежный источник.
Вопросы по репертуару.
Первый. Почему-то Трио Франка, op.1 обозначено Fis-dur, хотя оно fis-moll.
Второй вопрос более заковыристый: куда относить Концертино Яначека и правомочно ли называть 7 инструментов оркестром? Или при наличии дирижера любой состав должен считаться оркестром? У меня самого нет однозначного ответа.
Первый. Почему-то Трио Франка, op.1 обозначено Fis-dur, хотя оно fis-moll.
Второй вопрос более заковыристый: куда относить Концертино Яначека и правомочно ли называть 7 инструментов оркестром? Или при наличии дирижера любой состав должен считаться оркестром? У меня самого нет однозначного ответа.
-
- Site Admin
- Сообщения: 501
- Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 1:18 am
- Откуда: Уфа-Москва
- Контактная информация:
1. Спасибо за наблюдательность, исправил. Видимо, я сориентировался на какой-то источник, где была указана тональность Fis-dur.nikolai писал(а): Первый. Почему-то Трио Франка, op.1 обозначено Fis-dur, хотя оно fis-moll.
Второй вопрос более заковыристый: куда относить Концертино Яначека и правомочно ли называть 7 инструментов оркестром? Или при наличии дирижера любой состав должен считаться оркестром? У меня самого нет однозначного ответа.
2. Думаю, это всё же камерная музыка. Сработал недостаток информации. У Монсенжона как жанр указано "Концерт", вот я и подумал, что с оркестром. Сейчас изменю.
P. S. Вы можете дополнить, какие там инструменты кроме ф-но?
Тут всё уже на грани с игрой слов. Можно сказать: "оркестр из стольких-то инструментов", а можно и так: "столько-то инструментов с дирижёром". Но вот какой факт. Когда в Концертино Рихтер играл довольно длинный кусок соло (по нотам, как и всё Концертино), дирижёр продолжал дирижировать, стоя лицом к оркестру. Кому дирижировал? Видимо, молчащему оркесту.nikolai писал(а): куда относить Концертино Яначека и правомочно ли называть 7 инструментов оркестром? Или при наличии дирижера любой состав должен считаться оркестром?
Я такой детали не помню, в памяти осталось какое-то особое радостное чувство от этого сочинения. Жаль, что не осталось записи.M.I. писал(а):Тут всё уже на грани с игрой слов. Можно сказать: "оркестр из стольких-то инструментов", а можно и так: "столько-то инструментов с дирижёром". Но вот какой факт. Когда в Концертино Рихтер играл довольно длинный кусок соло (по нотам, как и всё Концертино), дирижёр продолжал дирижировать, стоя лицом к оркестру. Кому дирижировал? Видимо, молчащему оркесту.nikolai писал(а): куда относить Концертино Яначека и правомочно ли называть 7 инструментов оркестром? Или при наличии дирижера любой состав должен считаться оркестром?
Запись из Малого зала чем-то Маэстро не устроила, а в Доме художника, где мне довелось слышать Концертино во второй раз никто, наверное и не записывал.
А по поводу жанра, соглашусь с Тимуром, скорее все же ансамблевое, исходя из своеобразного состава. Предусматривался ли самим Яначеком дирижер, мне неизвестно.
Вы знаете, эти записи "существуют в природе". Запись из МЗК я в своё время записал с передачи по радио, следовательно, она, как и весь концерт 2 августа 1980 года, должна храниться в фондах радио. Из Дома художника любители делали самодельные записи, у меня такая есть, но качество, конечно же, так себе ("на любителя"!).nikolai писал(а): Жаль, что не осталось записи.
Запись из Малого зала чем-то Маэстро не устроила, а в Доме художника, где мне довелось слышать Концертино во второй раз никто, наверное и не записывал.