А откуда это видно?Stranger писал(а):
Софроницкий... ...служил эталоном исполнения Скрябина для самого Рихтера.
Рихтер и другие пианисты
Отсюда видно, что у Горовица и Рихтера были разные эстетические позиции. Рихтер не только не играл Третий концерт, но и считал Второй концерт одним из лучших произведений Рахманинова (по его словам: "именно Второй, не Третий").Stranger писал(а): Я сам долгое время воспринимал Горовица именно как американского пианиста, яркого и немного поверхностного виртуоза - пока не послушал запись живого исполнения 3-го концерта Рахманинова с З.Метой (1978г.).
Рихтер играл Скрябина, как и всё остальное, в своём собственном, - классическом (в смысле: образцовом), - исполнительском стиле. В рихтеровском Скрябине можно слышать и горячую взволнованность и поэтическую мечтательность, но отнюдь не психопатическую нервозность или эстетическое томление. Рихтер ничего "не выпускает из рук" во время игры, он целиком и полностью контролирует процесс исполнения музыки.Игорь писал(а):Кстати, Горовиц играл 9 сонату Скрябина великолепно. Какая нюансировка, каждая нота слышна. Мне кажется после Софроницкого только Горовиц смог сыграть Скрябинв так изломанно, такие перебады в темпах и такое Rubato. Я до сих пор не могу слушать Скрябина в исполнении Рихтера. Мне кажется, у него не особо получается.
Вот небольшой повод для сопоставления Эдвина Фишера и Святослава Рихтера - запись в их исполнении Фантазии Моцарта до минор, К.475.
Фишер в аннотации к записи назван "королём рояля", ещё его называли "патриарх европейского пианизма". Д.Фишер - Дискау назвал Рихтера "русским гигантом рояля".
В самых общих чертах исполнения Фишера (1931 г.) и Рихтера (1992) похожи. Оба исполнения довольно мрачные. К ним подходит стихотворение Пушкина "Стихи, сочинённые ночью во время бессонницы", особенно первые строки:
Мне не спится, нет огня;
Всюду мрак и сон докучный.
Ход часов лишь однозвучный
Раздаётся близ меня
У Фишера темп исполнения более быстрый. Вообще, он напомнил Г.Нейгауза: техническое мастерство не самое лучшее (даже хочется сказать: играет косолапо, что-ли), зато чувствуется понимание музыки и увлечённость процессом исполнения. Сразу видно, что он предаёт Моцарта в том духе, как представлял себе Чичерин: концентрация мысли в небольшом объёме пространства. У Фишера просматривается движение мысли (и больше ничего) от начала к концу Фантазии.
У Рихтера мастерство игры кажется абсолютным. А движения как-бы и нет. Чувствуется некая объёмная статика, как вода в большом аквариуме. Зато отсчёт времени, бесчувственный и неумолимый, присутствует постоянно. И, - как это ни странно,- нет никакого результата. Загадка. Эта Фантазия - вопрос без ответа. Далее в этой концертной записи Рихтер играет без перерыва Сонату Моцарта до минор К.457. И возникает недоумение, а почему, собственно, сложилась такая традиция, играть эту Фантазию и эту Сонату вместе? Ведь образный строй этих двух произведений разный, явной связи не заметно.
Фишер в аннотации к записи назван "королём рояля", ещё его называли "патриарх европейского пианизма". Д.Фишер - Дискау назвал Рихтера "русским гигантом рояля".
В самых общих чертах исполнения Фишера (1931 г.) и Рихтера (1992) похожи. Оба исполнения довольно мрачные. К ним подходит стихотворение Пушкина "Стихи, сочинённые ночью во время бессонницы", особенно первые строки:
Мне не спится, нет огня;
Всюду мрак и сон докучный.
Ход часов лишь однозвучный
Раздаётся близ меня
У Фишера темп исполнения более быстрый. Вообще, он напомнил Г.Нейгауза: техническое мастерство не самое лучшее (даже хочется сказать: играет косолапо, что-ли), зато чувствуется понимание музыки и увлечённость процессом исполнения. Сразу видно, что он предаёт Моцарта в том духе, как представлял себе Чичерин: концентрация мысли в небольшом объёме пространства. У Фишера просматривается движение мысли (и больше ничего) от начала к концу Фантазии.
У Рихтера мастерство игры кажется абсолютным. А движения как-бы и нет. Чувствуется некая объёмная статика, как вода в большом аквариуме. Зато отсчёт времени, бесчувственный и неумолимый, присутствует постоянно. И, - как это ни странно,- нет никакого результата. Загадка. Эта Фантазия - вопрос без ответа. Далее в этой концертной записи Рихтер играет без перерыва Сонату Моцарта до минор К.457. И возникает недоумение, а почему, собственно, сложилась такая традиция, играть эту Фантазию и эту Сонату вместе? Ведь образный строй этих двух произведений разный, явной связи не заметно.
Последний раз редактировалось M.I. Вс мар 16, 2008 4:53 pm, всего редактировалось 1 раз.
У меня немного другое ощущение от интерпретации Рихтера. На протяжении всего произведения медленно и неуклонно нагнетается напряжение, которое затем прорывается ярчайшей вспышкой в кульминации. Этот сгусток энергии, света, для меня и составляет центральный смысл всей пьесы.M.I. писал(а):Чувствуется некая объёмная статика, как вода в большом аквариуме. Зато отсчёт времени, бесчувственный и неумолимый, присутствует постоянно. И, - как это ни странно,- нет никакого результата.
Еще эту фантазию удивительно исполняет Фридрих Гульда, на мой взгляд, один из величайших моцартианцев.
Думаю, эти два произведения просто удобно вместе компановать в концертной программе.M.I. писал(а): Далее в этой концертной записи Рихтер играет без перерыва Сонату Моцарта до минор К.457. И возникает недоумение, а почему, собственно, сложилась такая традиция, играть эту Фантазию и эту Сонату вместе?
Несколько раз видел упоминание (издание сонат под редакцией Гольденвейзера; уртекст под редакцией К.Мартинсена и В.Вайсмана;timalism писал(а):Откуда такая информация? По Кёхелю они отстоят друг от друга: 457 и 475.neuhaus44 писал(а): Моцарт сам объединил Фантазию с ранее написанной сонатой.
"История западноевропейской музыки до 1789 года" Ливановой; точно были ещё источники, но уже не помню). К сожалению, у меня нет соответствующего тома Аберта. Гольденвейзер и Мартинсен с Вайсманом приводят, например, полное заглавие опубликованного цикла.
Во всех случаях подчёркивается разное время написания (с последующим объединением).
Может быть, мои данные устарели.
Мне больше нравится именно "объединенный" вариант. Фантазия и соната дополняют друг друга.
Хочу обратить внимание уважаемых форумчан на Марию Юдину.
Прослушал концерт Баха для клавира с оркестром- ре-минор в ее исполнении. Очень нравится этот концерт.
Безусловно слышал его в исполнении Рихтера- великолепно.
Но... Юдина играет не хуже. На мой взгляд лучше. И лучше Глена Гульда....
Прослушать его можно- если открыть Википедию (Мария Юдина).
Оторваться невозможно хотя и запись неважная.
Внизу- ссылка. Запись 1956 года.
Гениальная пианистка.
Юдина отвергла подарок Сталина!
Сталину понравилась ее игра- и он прислал ей большую сумму денег.
Но она не взяла... И объяснила ему почему...
Он промолчал. Когда умер- нашли в его комнате патефон-где стояла пластинка с игрой Юдиной....
Прослушал концерт Баха для клавира с оркестром- ре-минор в ее исполнении. Очень нравится этот концерт.
Безусловно слышал его в исполнении Рихтера- великолепно.
Но... Юдина играет не хуже. На мой взгляд лучше. И лучше Глена Гульда....
Прослушать его можно- если открыть Википедию (Мария Юдина).
Оторваться невозможно хотя и запись неважная.
Внизу- ссылка. Запись 1956 года.
Гениальная пианистка.
Юдина отвергла подарок Сталина!
Сталину понравилась ее игра- и он прислал ей большую сумму денег.
Но она не взяла... И объяснила ему почему...
Он промолчал. Когда умер- нашли в его комнате патефон-где стояла пластинка с игрой Юдиной....
Владимир писал(а):
Юдина отвергла подарок Сталина!
Сталину понравилась ее игра- и он прислал ей большую сумму денег.
Но она не взяла... И объяснила ему почему...
Было бы интересно узнать суть этого объяснения.
Я слышал (только слышал, поэтому не ручаюсь за точность) эту историю в таком виде. Сталин захотел, что бы ему доставили пластинку с концертом Моцарта №23 в исполнении Юдиной. Такой пластинки не было в природе. Тогда в одну ночь была сделана эта запись и отпечатана на пластинке. Сталину понравилась запись, и он направил Юдиной, действительно, много денег. Она отказалась от них в пользу церкви или монастыря с объяснением Сталину: что бы церковь отмаливала его грехи.
Эту история изложена в мемуарах Д.Д.Шостаковича, установить ее истинность не представляется возможным. Вероятно, все было не совсем так.
Вот, вроде бы, оригинальная цитата:
Вот, вроде бы, оригинальная цитата:
Однажды Сталин позвонил в Радиокомитет, где заседали руководители нашего радиовещания. И спросил, есть ли пластинка фортепианного концерта Моцарта N23, которую он слушал по радио накануне. "Играла пианистка Юдина,"- добавил он. Сталину отрапортовали, что, конечно, есть. На самом деле ее не было. Концерт передавали из студии. Но Сталину смертельно боялись сказать нет. Никто не знал, какие будут последствия. Жизнь человеческая ничего не стоила. Можно было только поддакивать. А поддакивать надо было сумасшедшему.
Сталин велел, чтобы пластинку с концертом Моцарта в этом исполнении доставили к нему на дачу. В Радиокомитете паника. Вызывают Юдину. Собирают оркестр. Ночью устраивается срочная запись. Все тряслись от страха. Кроме Юдиной - ей море по колено. Она позднее рассказывала, что дирижера пришлось отправить домой. Он от страха ничего не соображал. Вызвали другого. Но и этот дрожал и только оркестр сбивал. Только третий оказался в состоянии довести запись до конца. Думаю, это уникальный случай в истории звукозаписи. Факт смены трех дирижеров в течение одной записи. К утру она была готова. На другой день изготовили единственный экземпляр пластинки. В исторически кратчайшие сроки. И отправили ее Сталину. Это тоже был рекорд. Рекорд подхалимажа.
Вскоре Юдина получила конверт, в который было вложено 20 000 рублей. Ей сообщили, что это сделано по личному указанию Сталина. Тогда она написала Сталину письмо. Рассказ ее звучал неправдоподобно. Но она никогда не лгала. А писала она следующее: "Я буду о вас молиться денно и нощно и просить Господа, чтобы он простил Ваши прегрешения перед народом и страной. А деньги я отдала на ремонт церкви". С Юдиной ничего не сделали. Сталин промолчал. Утверждают, что пластинка с моцартовским концертом стояла на его патефоне, когда его нашли мертвым.