Размышления о природе рихтеровского искусства

Muzylo
Сообщения: 12
Зарегистрирован: Вт ноя 13, 2007 9:47 am
Откуда: Киев
Контактная информация:

Сообщение Muzylo » Пт ноя 16, 2007 9:26 am

Yuriy писал(а):
Muzylo писал(а):Этюды-Картины Рахманинова, и одна из записей (к сожалению, не знаю, какого года) 2й сонаты Брамса. За что я их не люблю, думаю, объяснять не стоит - этот сугубый субъектив никого не заинтересует.
Не раз слышал от киевской музыкальной молодежи об их нелюбви к Этюдам-Картинам в записи на "Олимпии" (4/83 - Munich). Переубеждать не буду, но замечу, что его ранние записи Этюдов-Картин заметно отличаются от поздних. Например,
Early 50's - Moscow - Live - (PT)
Очень яркое исполнение!

То же касается Брамса. Некоторые записи на Филипсе нельзя считать (как мне кажется) самыми удачными. Зато вот
Piano Sonata No.2 in f-sharp, Op.2
8/1/59 - Moscow - Live - (PT) -
совершенно замечательна! Вообще сонаты Брамса у него - настоящий шедевр!
Вряд ли кто-то будет спорить, что 7-я Бетховена у него - откровение. Это особенно понятно слушавшим ее в концертах. Но вот исполнение
2/7/76 -Tours - Live - (PT)
на мой взгляд неудачное. Что-то не заладилось с самого начала. Ну и что? Зато сколько у него потрясающих записей этой сонаты!
Я, к сожалению, не слышал ранней записи Этюдов-Картин. Было бы очень интересно послушать. А запись сонаты Брамса, о к-рой я говорю, не 59 г., т.к. это стереозапись. Другая запись этой же сонаты - моно, наверно, именно 59 г., - мне очень нравится.
В спорах рождается только спорная истина. Но другой нам не дано...

Stranger
Moderator
Сообщения: 242
Зарегистрирован: Ср сен 06, 2006 11:02 pm

Сообщение Stranger » Пт ноя 16, 2007 3:38 pm

Yuriy писал(а):Не раз слышал от киевской музыкальной молодежи об их нелюбви к Этюдам-Картинам в записи на "Олимпии" (4/83 - Munich).
Возможно, одна из причин этой нелюбви - посредственное качество звучания в этом издании: звук там бледноватый, обедненный. Однако на пластинке "Мелодии" рояль звучит прекрасно. В этюде "с колоколом" в кульминации просто ошеломительный эффект: кажется, что звук нарастает с огромной внутренней силой и, наконец, разливается в пространстве, заполняя собой все!
Последний раз редактировалось Stranger Пт ноя 16, 2007 11:43 pm, всего редактировалось 1 раз.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Пт ноя 16, 2007 10:15 pm

Muzylo писал(а):Искусство Рихтера является величайшим во 2й половине 20 в. примером "театра переживания" в фортепианном исполнительстве.
А какими средствами это достигалось?
Вспоминаю, что писал Я.И.Мильштейн в статьях о концертах Рихтера, в книжке "Вопросы теории и истории исполнительства" (не ручаюсь за точность названия, книжка представлена на сайте, но самих статей нет, только "По следам бесед со Святославом Рихтером). Самые интересные там две статьи - первая и последняя. В первой (1946 г.), разбирая концерт Рихтера (Чайковский, Рахманинов), автор сказал так (привожу по памяти): "В исполнении пьес Чайковского Рихтер нашёл тот верный тон, ту седечную нотку, которая так понятна слушателям, но которую не так-то легко нащупать исполнителю". В статье 1981 года (концерт Рихтера в БЗК 9.05.1981, Прокофьев), определяя в чём суть пианизма Рихтера, Я.И.Мильштейн высказался так: "Рихтер не просто играет, он свободно интонирует на рояле. Раньше искусство интонации было большой редкостью, теперь же - оно на вес золота".
Все технические приёмы, градации, нюансировки и прочие технические средства служат Рихтеру для достижения нужной интонации, а через интонацию Рихтер передаёт суть испоняемого произведения. Это как раз и есть то, о чём говорил Гульд: "Рихтер создаёт иллюзию того, что он обходит технические трудности". Слушатель слышит именно интонацию, а не техническин приёмы (рояль, в его привычном значении, "исчезает" (с)). Благодаря искусству интонации, Рихтер воздействует на слушателя самыми первоосновами музыки, а это вызывает у слушателя "неотразимое" (гротескно говоря) впечатление.

Stranger
Moderator
Сообщения: 242
Зарегистрирован: Ср сен 06, 2006 11:02 pm

Сообщение Stranger » Пт ноя 16, 2007 10:42 pm

Слушал и смотрел на днях видеозапись фортепианного квартета Моцарта, исполненного Рихтером в ансамбле с Третьяковым, Башметом и Гутман, и обратил внимание на такую вещь: в игре партнеров Рихтера можно услушать, как они извлекают каждый звук, интонируют, а у самого Рихтера музыка как-будто сама, без усилия, вытекает из-под пальцев, звуки сливаются в единую линию, обретая нужную пластику. Рихтеровская лепка музыкальной фразы подобна идеальному вокалу, в котором дыхание и смысл музыки связаны воедино.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Пт ноя 16, 2007 10:52 pm

Muzylo писал(а): Если Вы выйдете на улицу, и там присоединитесь к группе подростков (я Вас не агитирую :wink: , а лишь моделирую ситуацию), - услышите речь, далёкую (мягко говоря) от литературной, речь, в которой логическая структура мысли напоминает решето («я короче, типа, вся такая, ваще блин!»), - где, по сути, основным информационным каналом служит тембр голоса. А слова - так себе, "для блезиру" :) .
:
Всё правильно, только ведь эта информация будет, - хоть за целый день, - крайне скудной и однообразной. А я имел в виду огромный объём информации, предаваемой Рихтером всего за десять минут игры на рояле.

Muzylo
Сообщения: 12
Зарегистрирован: Вт ноя 13, 2007 9:47 am
Откуда: Киев
Контактная информация:

Сообщение Muzylo » Пт ноя 16, 2007 10:55 pm

M.I. писал(а):
Muzylo писал(а):Искусство Рихтера является величайшим во 2й половине 20 в. примером "театра переживания" в фортепианном исполнительстве.
Слушатель слышит именно интонацию, а не технические приёмы (рояль, в его привычном значении, "исчезает" (с)). Благодаря искусству интонации, Рихтер воздействует на слушателя самыми первоосновами музыки, а это вызывает у слушателя "неотразимое" (гротескно говоря) впечатление.
Совершенно верно
В спорах рождается только спорная истина. Но другой нам не дано...

Muzylo
Сообщения: 12
Зарегистрирован: Вт ноя 13, 2007 9:47 am
Откуда: Киев
Контактная информация:

Сообщение Muzylo » Пт ноя 16, 2007 10:58 pm

M.I. писал(а):
Muzylo писал(а): Если Вы выйдете на улицу, и там присоединитесь к группе подростков (я Вас не агитирую :wink: , а лишь моделирую ситуацию), - услышите речь, далёкую (мягко говоря) от литературной, речь, в которой логическая структура мысли напоминает решето («я короче, типа, вся такая, ваще блин!»), - где, по сути, основным информационным каналом служит тембр голоса. А слова - так себе, "для блезиру" :) .
:
Всё правильно, только ведь эта информация будет, - хоть за целый день, - крайне скудной и однообразной. А я имел в виду огромный объём информации, предаваемой Рихтером всего за десять минут игры на рояле.
Информация в толпе тинейджеров - да (по своему качеству), но не многообразие человеческих чувствований в целом, отраженное в выразительном потенциале разговорной интонационности.
Это знали и воплощали великие актеры. Скажем, Смоктуновский, появляясь в "Дяде Ване" со знаменитой репликой "- Да...", передает ею колоссальный объем информации!
Рихтер также являлся великим актером...
В спорах рождается только спорная истина. Но другой нам не дано...

Muzylo
Сообщения: 12
Зарегистрирован: Вт ноя 13, 2007 9:47 am
Откуда: Киев
Контактная информация:

Сообщение Muzylo » Пт ноя 16, 2007 11:02 pm

Stranger писал(а): Рихтеровская лепка музыкальной фразы подобна идеальному вокалу, в котором дыхание и смысл музыки связаны воедино.
А уникален Рихтер тем, что внутренний процесс такой "лепки" у него не прерывается ни на секунду. Непрерывность, векторность, мобиьность, поток, динамика, процесс... такие слова приходят на ум, когда подыскиваешь "научное определение этому феномену :)
В спорах рождается только спорная истина. Но другой нам не дано...

Stranger
Moderator
Сообщения: 242
Зарегистрирован: Ср сен 06, 2006 11:02 pm

Сообщение Stranger » Пт ноя 16, 2007 11:24 pm

Muzylo писал(а): Непрерывность, векторность, мобиьность, поток, динамика, процесс...
Это уже немножко смахивает на "Музыку я разъял как труп." :)

Помню, как-то после прослушивания ре-минорного концерта Баха (показывали по телевизору) я от переизбытка чувств отправил своему знакомому (поклоннику Рихтера) SMS следущего содержания:
"Рихтер - это живой нерв!!!"

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Сб ноя 17, 2007 12:10 am

Muzylo писал(а): Другая запись этой же сонаты - моно, наверно, именно 59 г., - мне очень нравится.
Запись 59-го не издавалась. У Танина она помечена (РТ), что означает, что она из частного собрания. Коллекционеры, которые, как правило, являются участниками рихтеровского форума http://launch.groups.yahoo.com/group/sviatoslavrichter/, обмениваются такими записями между собой. Кое-что и мне перепадает. :) Да и от меня - им.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Сб ноя 17, 2007 1:31 am

M.I. писал(а): Уважаемый Muzylo!
Страшно интересно,- чисто по-человечески,- а какие записи у Рихтера Вы совсем не любите?
Ответ:
Muzylo писал(а):
"Этюды-Картины Рахманинова, и одна из записей (к сожалению, не знаю, какого года) 2й сонаты Брамса. За что я их не люблю, думаю, объяснять не стоит - этот сугубый субъектив никого не заинтересует".
Наоборот, меня крайне интересуют любые критические высказывания в адрес Рихтера!
Если это с моей стороны не слишком уж неделикатная просьба, не могли бы Вы поделиться сутью Вашей нелюбви к этим записям?

Muzylo
Сообщения: 12
Зарегистрирован: Вт ноя 13, 2007 9:47 am
Откуда: Киев
Контактная информация:

Сообщение Muzylo » Сб ноя 17, 2007 9:11 am

Stranger писал(а):
Muzylo писал(а): Непрерывность, векторность, мобиьность, поток, динамика, процесс...
Это уже немножко смахивает на "Музыку я разъял как труп." :)
Что же поделать, ежели любая попытка вербализации музыкальных впечатлений (т.е. все то, чем мы здесь занимаемся) именно на это и смахивает? :roll: приходится закрывать на это глаза - и коллективно "разъимать" любимые рихтеровские записи в свое удовольствие...
M.I. писал(а):Наоборот, меня крайне интересуют любые критические высказывания в адрес Рихтера!
Если это с моей стороны не слишком уж неделикатная просьба, не могли бы Вы поделиться сутью Вашей нелюбви к этим записям?
Вы меня, новичка, провоцируете на неполиткорректные высказывания :wink: не будет ли неделикатным рассуждать о подобных вещах здесь?
Этюды Рахманинова у Р. мне не очень нравятся благодаря малой степени интонационной детализации, прежде всего ритмической и звукотембровой (последнее для Рихтера совсем не характерно, кстати...), что лишает эту музыку её театральной характеристичности - особенно этюды ор.39 №1 и 9.
Ор.33 мне нравится гораздо больше.
Соната Брамса - мне кажется, что стремление Рихтера ко "вселенскому масштабу" здесь перешло за некие эстетические рамки: благодаря неумеренному "утяжелению" крупной фактуры почти везде появляется грязь; исчезает живое дыхание, музыкальный поток словно застывает, "каменеет", становится статикой.
Кроме того, по этой причине сглажен декламационный рельеф мелодики Сонаты.
Все эти качества остутствуют в другой записи Сонаты - как бы узнать её дату?
В спорах рождается только спорная истина. Но другой нам не дано...

Stranger
Moderator
Сообщения: 242
Зарегистрирован: Ср сен 06, 2006 11:02 pm

Сообщение Stranger » Сб ноя 17, 2007 11:07 am

Muzylo писал(а):Все эти качества остутствуют в другой записи Сонаты - как бы узнать её дату?
Думаю стоит искать среди изданных записей, а их всего три:

(Pilzen, 13 June 1984) on Praga PR 254 059 (CD)

(Mantova, 27 May 1986) Decca / London 436457 (CD) or Decca 455976 or 458807 (CD) [ labelled 2/1987 ]
Amadeus AM 094 (CD) [ labelled 2/1987 ]

(Tours, 19 June 1988) on Philips 438477 (CD)
(Scherzo only, from Tours, 19 June) on Philips 454166 (CD) or 454168 (CD)

http://www.trovar.com/str/discs/brahms.html

Насколько я понимаю, запись моно - это пражская.
А грязь у Рихтера в крупной технике необязательно идет от стремления к "масштабу". Возможно, он просто плохо себя чувствовал, был не в форме. Впрочем, мне в рихтеровской интерпретации сонат Брамса тоже не хватает ритмической гибкости и лиризма, которые есть, например, в исполнении Юлиуса Кэтчена.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Вс ноя 18, 2007 7:49 pm

Stranger писал(а):

Помню, как-то после прослушивания ре-минорного концерта Баха (показывали по телевизору) я от переизбытка чувств отправил своему знакомому (поклоннику Рихтера) SMS следущего содержания:
"Рихтер - это живой нерв!!!"
Как сильно это расходится с впечатлением Л.Гаккеля от ленинградского концерта! Вот фрагмент его статьи, размещённой на сайте:
Были ли выступления... ...или исполнение пианистом концертов Баха с камерным оркестром Московской консерватории в апреле 1978 года явлениями прежнего гип­нотически напряженного, беспощадно ясного и резкого пианизма? Нет, не были... Концерты Баха звучали очень насыщен­но, тонус был очень высокий, но больше было сосредо­точенности, чем напряжения, — и вовсе не было пугающе ярких контрастов, подобных, например, динамическим контрастам до-мажорной и до-минорной прелюдий и фуг Баха в майской программе 1973 года. Все стало плот­нее, теплее, «уютнее»...

Stranger
Moderator
Сообщения: 242
Зарегистрирован: Ср сен 06, 2006 11:02 pm

Сообщение Stranger » Вс ноя 18, 2007 8:01 pm

M.I. писал(а): Как сильно это расходится с впечатлением Л.Гаккеля от ленинградского концерта!
Вполне возможно, что Рихтер сыграл эту программу в Москве (где и записано видео) несколько в другом характере, чем в Ленинграде...

Ответить