Рихтер и реалии советской жизни

Panzerino
Сообщения: 89
Зарегистрирован: Пт авг 17, 2007 9:32 pm

Сообщение Panzerino » Ср ноя 14, 2007 2:42 am

"...Он вполне может жить в этой действительности, параллельно находясь в своем духовном мире. "

Мне до сих пор непонятно как это было вообще возможно, имея ввиду реалиях Советской жизни.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Чт ноя 15, 2007 1:50 am

Panzerino писал(а):"...Он вполне может жить в этой действительности, параллельно находясь в своем духовном мире. "

Мне до сих пор непонятно как это было вообще возможно, имея ввиду реалиях Советской жизни.
Не стоит так сгущать краски. Много можно негативного сказать о партийном диктате, но мы не жили в 80-е, как при крепостном праве. Нельзя было истебить русскую интеллигенцию старого воспитания. Трудности и нестроения даются (попускаются) Господом для нашего вразумления. Преодолевающий их, не идущий на сделки с совестью, духовно укрепляется и спасается для жизни вечной. Таков православный взгляд, хотя говорить об этом нужно не в двух словах и не на этом форуме.
Вспомните, что говорил Рихтер об исключении Солженицына из Союза писателей. Тогда на кухнях, любимом пристанище интеллигенции, его жалели, возмущались действиями властей. Именно Святослав Теофилович, не рассуждавший о политике и на всякие модные темы, объяснил присутствовавшим, что Солженицын сам избрал этот путь. Не могу сейчас искать точную цитату. Может быть, кто-нибудь поможет.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Сб ноя 17, 2007 12:23 am

Yuriy писал(а): Именно Святослав Теофилович, не рассуждавший о политике и на всякие модные темы, объяснил присутствовавшим, что Солженицын сам избрал этот путь. Не могу сейчас искать точную цитату. Может быть, кто-нибудь поможет.
Кажется, в воспоминаниях В.Горностаевой есть такой эпизод. Рихтер слушая (удобно усевшись в кресле) возмущения об исключении Солженицина из Союза писателей (кажется, не главного, а переферийного), заметил, что его исключили из плохого союза плохих писателей. О чём же тут сожалеть?

Panzerino
Сообщения: 89
Зарегистрирован: Пт авг 17, 2007 9:32 pm

Сообщение Panzerino » Вс ноя 18, 2007 5:31 am

"Не стоит так сгущать краски. Много можно негативного сказать о партийном диктате, но мы не жили в 80-е, как при крепостном праве. Нельзя было истребить русскую интеллигенцию старого воспитания."

А как насчет 30-40-50 годах, когда все практически уничтожено было?
Об этом речь идет, не о "потепление" 80-ых годов... :)
Это вообще не только об партийном диктате, а вообще об атмосфере этих десятилетии...

"...Теофил Рихтер давал частные уроки, в частности, детям германского консула (потом это станет поводом для обвинения в шпионаже), сыну В. П. Филатова Сергею... Рихтеры жили небогато, и, когда Святослава отправляли в Москву, деньги собирали «всем миром». Очень помог Филатов, а его сестра помогала Рихтеру в Москве (свидетельство профессора В. А. Проскурова).
У Теофила Рихтера органы взяли подписку о том, что он будет сообщать им о деятельности сотрудников консульства. Фактически он этого не делал, а когда потребовали объяснения, сказал, что «не знал ничего интересного».
Мучительным было для Теофила Даниловича увлечение его жены профессором консерватории, который даже поселился в их квартире. Святослав до конца своих дней ненавидел этого человека.
После ареста Теофила Рихтера заставляли признаться, что он агент немецкой разведки. Его сломили, когда начали расспрашивать о сыне и жене. Он «признался» со словами о пощаде родных.
Т. С. Сидоренко: «Когда наши отступали, все заключенные были расстреляны и свалены в противотанковые рвы. А. П. Рихтер несколько недель вместе с другими ходила разгребать захоронения. Кому-то удавалось найти близких, ей не удалось».
До сих пор неизвестно место захоронения Теофила Рихтера. В московском доме Святослава Теофиловича был большой альбом с фотографиями отца и матери. На последней странице фотографии не было. Только надпись: «расстрелян в Одессе в сентябре 1941 г., реабилитирован в...»
Уточним. Теофил Рихтер был расстрелян в октябре 1941 года. Реабилитирован в феврале 1962 г. «за отсутствием состава преступления».
Т. Фоогд-Стоянова в 1997 г. писала о пребывании в доме Святослава Рихтера: «Помню, Свет встал, выключил свет, зажег свечи, вышел в другую комнату. Послышались звуки «Фауста», оперы, которую любил отец...».
До конца своих дней Святослав Теофилович отмечал день рождения отца... И ни разу не приехал в Одессу: так велика была боль сына.

«Папа мне часто снится... Дает дельные советы. Так, он буквально приказал учить второй том «Темперированного клавира» (И. С. Баха. — В. М.)... В-dur’ная соната Моцарта. Ее играл папа, так она для меня и осталась знаком папы...». Видение сына: «Я увидел затылок папы. Он был в шляпе. У него за спиной стояла свеча. Я подошел и зажег ее от своей свечи...». Теофилу Даниловичу мир обязан рождением великого музыканта, который даровал отцу бессмертие — «зажег его свечу от своей свечи». "

Простите, но для всякого нормального человека это вовсе не "сгущённые краски"... . Сначала Вас расстреляют, а потом Вы должны доказывать свою невиновность... (или Ваши близкие)... . Странный мир, не думаете ли Вы?

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Вс ноя 18, 2007 10:56 am

Panzerino писал(а):Простите, но для всякого нормального человека это вовсе не "сгущённые краски"... . Сначала Вас расстреляют, а потом Вы должны доказывать свою невиновность... (или Ваши близкие)... . Странный мир, не думаете ли Вы?
К чему эти риторические вопросы? Да и "странный" - совершенно не та его характеристика после всего написанного Вами о тех временах.
В предыдущем сообщении Вы пишете, не указывая времени: "Мне до сих пор непонятно как это было вообще возможно, имея ввиду реалиях Советской жизни." - Это на цитату: "...Он вполне может жить в этой действительности, параллельно находясь в своем духовном мире. " Здесь имеется в виду, насколько я понимаю, время "настоящее" для автора цитаты, а Вы как бы распространяете свое заявление на все времена. Я же ясно сказал о 80-ых, поэтому не заставляйте меня оправдываться, доказывать свою "нормальность" и выражать свое отношение к "30-40-50-ым". Замечу, что знаю о них не только с чужих слов. Наша семья потеряла двух близких родственников. Но подобными обсуждениями на этом форуме я лично заниматься не собираюсь.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Вс ноя 18, 2007 12:59 pm

Panzerino писал(а):
Мне до сих пор непонятно как это было вообще возможно, имея ввиду реалиях Советской жизни.
Очень даже было возможно. Советская жизнь состояла как бы из двух частей: государственно-общественной и личной. Если в личной жизни человека не было ничего такого, что задевало бы государство, то государству не было никакого дела до личной жизни этого человека.

Panzerino
Сообщения: 89
Зарегистрирован: Пт авг 17, 2007 9:32 pm

Сообщение Panzerino » Вс ноя 18, 2007 4:00 pm

Простите, но здесь есть очень мелкие детали, которые Вы как то не замечаете.

"Если в личной жизни человека не было ничего такого, что задевало бы государство, то государству не было никакого дела до личной жизни этого человека."
->Это вообще так не было, по моему. Сталинское государство не делало никакого различия между двумя этими понятиями. Оно было в жизни каждого, не имея ввиду интересовалось ли личность государственной жизни, или нет. Рихтер яркий пример этого. Он был всегда аполитичен (или по крайней мере всегда так утверждал). Но вопреки этого, за него ходили, не пускали играть на Западе вплоть до 1960, не давали наград без утверждения сверху. Как извольте все этого понимать-ведь личность то и была аполитична? По моему никакого такого деления попросту не было- личность скрывала свое отвращение общественной действительности глубокой личной интровертности. Сначала Рихтера оберегал чистой шанс, потом его популярность. Сколько не репрессированных, у которых родители сбежали вместе (или за) с немцами на Запад Вы знаете?

"...Он вполне может жить в этой действительности, параллельно находясь в своем духовном мире. "
->Простите, но я это воспринимаю не ограниченно по времени. Кстати, это очень сложной разговор. Это стадийной процесс от полного понимания действительности до полного безразличия происходящего так характерно для последних лет Рихтеровской жизни. В этом аспекте, не думаете ли Вы что в фильме Монсенжона Рихтер сжигал все мосты? почему ему понадобилось все это делать? Ради полной удовлетворённости Советской действительности? :)
Аполитичность было то самое отвращение, выражено другим способом. Рихтер был по моему очень неоднозначной и многоплановой личностью. Противоречива-это субъективно сказано... .

Эсли Вас интересует этот разговор, то у меня весьма убедительные аргументы. :) А я знаком некоторыми деталями...
Последний раз редактировалось Panzerino Вс ноя 18, 2007 4:35 pm, всего редактировалось 3 раза.

Panzerino
Сообщения: 89
Зарегистрирован: Пт авг 17, 2007 9:32 pm

Сообщение Panzerino » Вс ноя 18, 2007 4:14 pm

Спасибо что отделили эту тему.
По моему это важнейший вопрос. Это ключ понимания личности Рихтера как музыканта и человека.

***
В:Вы представляете Рихтера скорее как аскета. Но такой человек, такой музыкант, не мог не любить жизнь

Ответ: Я думаю, что в нем было все. Я был на днях у Натальи Гутман. Она записала мне кассету - Рихтер играет концерт Шумана 10 лет назад в Минске. Было такое ощущение, что играет юноша, который очень сильно в кого-то влюблен. Он играет с такой свежестью! Вы знаете, он был довольно суровый, очень честный - он говорил, что надо играть то, что написано. А здесь, в концерте Шумана, вдруг - ну, такие моменты, и в то же самое время - он знает, что он делает. И в тоже время это молодой человек, который импровизирует, говорит"Я тебя люблю!" А в жизни, в быту - он совершенно спокойно относился к комфорту, не требовал каких-то особых удобств. Я его как-то спросил"Ну как в Вашем возрасте можно гастролировать по Сибири?" На что он мне ответил"Да мне не нужен Крым каждый вечер". Но, когда он был в Крыму, он тоже был очень доволен. Это как наивный царь - он просто наслождался всеми сторонами жизни.

*****
В:Расскажите, как Вы с ним познакомились и, собственно, о работе над фильмом.
Ответ: А лично мы познакомились в начале 70-х. А совсем близко - во время его фестиваля в Туре. Рихтер нашел там маленький амбар XII века - в этом амбаре проходили концерты. Каждый год он собирал там своих друзей и играл камерную музыку. Я впервые был там с венгерским пианистом Золотоном Кочеш и мы там играли вместе. Я переводил для Кочеша и для Рихтера - с английского на русский. Так что мы постоянно общались. Он часто репетировал у меня дома. Надо сказать, что за Рихтером все время следил агент. Этих агентов Рихтер просто терпеть не мог, один раз он просто исчез на три дня и никто не знал, где он, а Рихтер в это время просто наслаждался свободой.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Вс ноя 18, 2007 4:48 pm

Yuriy писал(а): отношение к "30-40-50-ым". Замечу, что знаю о них не только с чужих слов. Наша семья потеряла двух близких родственников.
Раз уж наш многоуважаемый Yuriy включил в текст нечто личное, то рискну сделать то же. Мой дед, немец, был выслан из Москвы в самом начале войны. Его никто не допрашивал и не пытал, ему просто предписали покинуть город в 24 часа. И указали средство для этого - грузовик с открытым кузовом. Провожавшие родственники только его и видели в этом кузове, с понуро опущенной головой. Менее чем через год он умер в Карагандинской области, очевидно, от тяжелейших условий жизни. Только то, что бабушка развелась с дедом за несколько лет до войны, спасло семью. Никого почти "не тронули", были лишь "мелкие" непрятности.
Как известно, за Святославом Рихтером ведь тоже "приходили". Спасла ошибка в бумаге, опечатка - там стояло не "Рихтер", а "Лихтер". А затем сработала обычная ("классическая"!) советская неразбериха и всебщая паника в Москве, апогей которой пришёлся на 16 октября 1941 года. В общем же, я считаю чудом или рукой Провидения то, что Святослав Рихтер физически остался цел и невредим в тот момент. Сава Богу, что в Москве были прекрасные люди, дававшие ему кров.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Вс ноя 18, 2007 5:15 pm

Panzerino писал(а): Аполитичность было то самое отвращение, выражено другим способом. Рихтер был по моему очень неоднозначной и многоплановой личностью. Противоречива-это субъективно сказано... .
Рихтер был, прежде всего, художественной личностью. Конечно, он прекрасно понимал реальную жизнь, политику. Но ему это, как таковое, было не интересно. Мы можем увидеть его "политическую" оценку Сталину (рассказ в фильме Монсанжёна). На похоронах Сталина в один момент игра одного оркестра нелепым, чудовищным (с точки зрения музыкального восприятия) образом сменилась игрой другого оркестра. И Рихтер оценил это так: "Что заслужил, то и получил". Т.е., с точки зрения Рихтера, это и было для Сталина справедливой "мерой наказания".

timalism
Site Admin
Сообщения: 501
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 1:18 am
Откуда: Уфа-Москва
Контактная информация:

Сообщение timalism » Вс ноя 18, 2007 5:28 pm

Panzerino писал(а): ***
В:Вы представляете Рихтера скорее как аскета. Но такой человек, такой музыкант, не мог не любить жизнь

Ответ: Я думаю, что в нем было все. Я был на днях у Натальи Гутман. ...
Уважаемый Panzerino!
Пожалуйста, уточняйте, кого Вы цитируете!
Так, в этом случае из контекста можно догадаться, что это беседа с Монсенжоном (я прав?), но я понял это лишь ко второй половине текста. А хочется знать сразу - что именно ты читаешь.

Panzerino
Сообщения: 89
Зарегистрирован: Пт авг 17, 2007 9:32 pm

Сообщение Panzerino » Вс ноя 18, 2007 6:30 pm

Да, это Монсенжон. :D
Простите... .

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Вс дек 02, 2007 8:46 pm

Panzerino писал(а):Простите, но здесь есть очень мелкие детали, которые Вы как то не замечаете.

"Если в личной жизни человека не было ничего такого, что задевало бы государство, то государству не было никакого дела до личной жизни этого человека."
->Это вообще так не было, по моему. Сталинское государство не делало никакого различия между двумя этими понятиями. Оно было в жизни каждого, не имея ввиду интересовалось ли личность государственной жизни, или нет. Рихтер яркий пример этого.
Всё было не так схематично, как теперь кажется. Мой дядя, проработавший непрерывно рабочим на Электрозаводе в Москве более сорока лет (до, во время и после войны), рассказывал, что в основном рабочих "не трогали". За весь сталинский период из их цеха (несколько сот человек) "исчезло" только два человека. Про Сталина рабочие говорили разное, ругали, рассказывали анекдоты. И ничего. Не опасны были для режима.

Panzerino
Сообщения: 89
Зарегистрирован: Пт авг 17, 2007 9:32 pm

Сообщение Panzerino » Пт апр 25, 2008 5:38 pm

Я попросила его (Рихтера) показать мне руки. Он ответил что-то вроде: "Руки здесь ни при чем". Обожает Вагнера. Холоден к Рахманинову.
Всю ночь у Булгаковой. Была Ахматова, еще кто-то. Рихтер играл всю ночь до утра, не отходя от рояля. Я плакала. Это нельзя забыть до конца жизни.

Ф.Г. Раневская
Из книги "Судьба-шлюха"

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Ср фев 04, 2009 5:07 pm

На форуме "Классика" обсуждался вопрос: "Был ли Рихтер продуктом советской пропаганды?". Нелепый, на первый взгляд, вопрос, вероятно, затрагивает многих, и его стоит рассмотреть, раз он будорожит умы. Было бы хорошо, если бы удалось помочь людям, интересующимся такими вещами, отойти от фантастического представления о советской действительности.
Сначала о словоупотреблении. Что такое "продукт"? Это нечто, произведённое чем-то, и это нечто, во-первых, меньше по содержанию, чем то, что его произвело, а, во-вторых, продукт может в принципе неограниченно тиражироваться. Например, человек обстругивает ножом палочку, и получает продукт - обструганную палочку. Он, вооружённый ножом, есть нечто большее, чем продукт его деятельности, а палочек может обстругать сколько угодно. Или, скажем, автомобиль - сложное изделие, но предприятие по выпуску автомобилей (в наше время автогигант) куда сложнее и больше чем автомобиль, а автомобилей производит сотни тысяч штук в год. С этой точки зрения Рихтер не может быть ни чьим продуктом.
Но, может быть, вопрос просто не точно сформулирован, а имеется в виду, что известность и успех Рихтера были вызаны именно работой советской пропаганды? Вряд ли политическая пропаганда идеалов коммунизма могла добавить что-то к успеху Рихтера. А культурная пропаганда? Но ведь пропаганда не существует сама по себе, её кто-то создаёт. И в случае советской культурной пропаганды это делало Министерство культуры СССР. Могло ли Минкультуры создать популярность для Рихтера, сделать его "продуктом своей пропаганды" или, хотя бы на худой конец, примазаться к его славе?
Позвольте два свидетельства из той ушедшей эпохи. Одно из них безличностное, анекдот того времени, второе - вполне реальная история.
Анекдот такой. Вызывают Рихтера в Министерство культуры и просят поехать за рубеж, заработать валюты для министерства. Куда он хочет: в Париж, Токио, Бомбей... Сначала Рихтер отказывается, он устал, да надо готовить новую программу... Его уговаривают, валюта, мол, нужна, постараемся помогать молодым дарованиям. Наконец Рихтер соглашается, а счастливый чиновник министерства радостно протягивет к нему руки и говорит: "Ну, вот и отлично. Только у нас к вам одна просьба, не затягивайте с отъездом, а берите вашу скрипочку, и скорее поезжайте".
Другое, реальное, свидетельство было рассказано виолончелистом М.Ростроповичем. Он должен был отправиться на концерты за рубеж. В Минкульте существовал строгий порядок: выезжающий обязан был сообщить министерству о том, какие произведения он будет играть за рубежом. Это злило Ростроповича, и вот он сыграл с министерством издевательскую шутку. Он сообщил программы своих выступлений, включив туда такие "произведения": "Моцарт - сонатата для виолончели, Бетховен - соната №6 для виолончели и фортепиано". И, что вы думаете? Министерство переслало эти программы туда, где ждали Ростроповича. Там поднялся переполох. Как? Что такое! Неужели обнаружены новые шедевры виолончельной музыки? Но всё разъяснилось, когда Ростропович прибыл на место.
Могло ли Минкультуры СССР создавать славу, успех, популярность выдающимся советским музыкантам? Увы, нет. Кто же тогда лелеет сказки о том,что Рихтер мог быть "продуктом советской пропаганды"? Каков психологический портрет этих людей, причастных, очевидно, к музыке, и неравнодушных к успеху Рихтера? Полагаю, это люди чрезмерно тщеславные и болезненно самолюбивые. "Да, Рихтер был прославлен" - убеждают они себя и других. "Но почему? Ясно ведь, на него работала советскаяпропаганда! Успех Рихтера ненастоящий, да и сам он не настоящий. А вот мы живём в эпоху, когда пропаганды нет. И мы сами горбатимся для своего успеха, сами делаем себя. Наш успех настоящий, и мы сами - настоящие".
Не позорьтесь, господа!
Последний раз редактировалось M.I. Пт сен 24, 2010 2:34 pm, всего редактировалось 1 раз.

Закрыто