Конец времени пианистов

Рихтер умер. Пианизм жив?

Да
10
53%
Нет
5
26%
Сложно дать однозначный ответ
4
21%
 
Всего голосов: 19

timalism
Site Admin
Сообщения: 501
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 1:18 am
Откуда: Уфа-Москва
Контактная информация:

Конец времени пианистов

Сообщение timalism » Ср сен 06, 2006 1:47 pm

Понимаю, что выражаю радикальное мнение, но со смертью С. Т. Рихтера "век" пианизма для меня закончился.
А как считаете вы?

Stranger
Moderator
Сообщения: 242
Зарегистрирован: Ср сен 06, 2006 11:02 pm

Сообщение Stranger » Ср сен 06, 2006 11:18 pm

Возможно, закончился век Великих пианистов, эпоха поклонения исполнителям как полубогам. Но пианистическое искусство в целом не потеряло своей актуальности. Об этом говорят полные залы на концертах, спрос на записи пианистов прошлого и настоящего.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Re: Конец времени пианистов

Сообщение Yuriy » Пт сен 08, 2006 1:47 am

timalism писал(а):Понимаю, что выражаю радикальное мнение, но со смертью С. Т. Рихтера "век" пианизма для меня закончился.
А как считаете вы?
Очень Вас понимаю. После смерти Рихтера несколько лет на концерты не ходил. Ограничивался слушанием его записей, которых у меня и тогда было достаточно много. Потом, появившись как-то в концерте после добровольного затворничества, понял, что произошли изменения, - в иные исполнения (не у всех, разумеется) начали проникать элементы спортивного характера. С другой стороны, некоторые серьезные музыканты стали (а, возможно, давно были, просто я не имел возможности их регулярно слушать) выразителями стиля, который называется сейчас "перфекционизмом". Как по мне, исполнитель, чрезмерно увлекающийся отделкой деталей, извлечением особо утонченных звуков в концептуально содержательном произведении, рискует потерять цельность ради этих деталей, которые, как по мне, перестают служить произведению. Примером такого подхода для меня является известная сравнительно недавняя видеозапись исполнения некоторых сонат Бетховена Соколовым. Не могу слушать у него 9-ю Бетховена. Повторяю - это мое восприятие такого стиля исполнения, которое никому не навязываю.
Не претендую на знакомство с разными течениями, т.к. наша концертная жизнь весьма бедна, некоторых пианистов мы вообще у себя не слышали. Но все же нередко с тревогой ощущаю, что появляются направления, не соответствующие (как я это понимаю) высокому предназначению искусства, и те, кто эти направления избирает.

А что же было в том, "благодатном", веке пианизма? Чем он так притягателен? Для меня там был Рихтер, которого я взял и в этот век.
Не берусь в коротком сообщении раскрыть "феномен Рихтера". (Возможно, это не соответствует теме этого потока, но все же хочется сказать пару слов.) Позволю себе несколько характеристик, впрочем, после всего написанного о нем, вряд ли отличающихся особой новизной. - Ясность мышления, неумолимая логика, глубина и высота, дар "дойти до самой сути", обоснованность темпов, динамических оттенков, естественность в течении музыки, умение подчинить время, цельность, зримые живые образы, особенно у импрессионистов, а не идеальные экспонаты под стеклом, и всегда - творческий процесс. И это при совершенстве деталей, которые не заслоняли идею, и без которых тоже никак не обойтись - нельзя высокие мысли выражать косноязычно. А потом, особенно в концертах, все ощущали некую высокую жертвенность в его служении музыке. Все это имело мощное не только эстетическое, но и этическое воздействие на аудиторию. Вообще его искусство всегда заставляло задумываться над вопросами глубинными - о предназначении и роли культуры в жизни человечества, над тем, что же первичное в этой жизни, какие ценности должны быть во главе угла...
Я знаю, кто-то скажет и уже не раз сказал на соседнем форуме, что все это выдумки поклонников, которые не в состоянии контролировать себя и свои восторги. Мне по-человечески жаль людей, которых не коснулось это высокое искусство.
Рихтер остается одинокой и недосягаемой вершиной обширной горной страны музыкантов. Вершина эта подчас бывает скрыта за облаками, а для кого-то эти облака так никогда и не рассеются...
Надо сказать, что подчас могут радовать и зеленые холмы у подножья, новая поросль, "племя молодое"... Поставить точку в музыкальном исполнительстве не хотелось бы. Осознаю, что мне никто не заменит Маэстро, но послушать хорошую талантливую молодежь, особенно в "нерихтеровском" репертуаре бывает очень интересно, отрадно и поучительно. В 2004 году впервые услышал студентку Киевской консерватории Алию Акбергенову, которая меня потрясла. Меня не перестают изумлять ее новые открытия. Недавно она сыграла Ночной Гаспар. Такой Ундины я, пожалуй, никогда еще не слышал. Скарбо у нее, особенно в последнем концерте, - настоящий шедевр. Слушая юную пианистку и глубокого музыканта, растущего на глазах, радуясь ее успехам, не хочешь думать о закрытии пианизма.
Замечу, что это не соответствовало бы и взглядам самого Маэстро на дальнейшую судьбу музыкального исполнительства. Ведь в свое время он создал фонд помощи молодым музыкантам. На даче возле Тарусы он распорядился построить помост, а саму дачу мечтал отдавать в распоряжение молодежи, которая жила бы здесь, училась, играла, выступала.
Хочется только пожелать молодым, чтобы они не гнались за спортивными результатами в искусстве, а честно служили бы ему. Не надо копировать Рихтера - это невозможно. А вот высоким образцом служения музыке, жизни в ней, он может для них стать.
Последний раз редактировалось Yuriy Пн дек 04, 2006 1:08 am, всего редактировалось 1 раз.

nikolai
Сообщения: 31
Зарегистрирован: Сб май 27, 2006 7:17 pm

Re: Конец времени пианистов

Сообщение nikolai » Сб дек 02, 2006 1:17 am

timalism писал(а):Понимаю, что выражаю радикальное мнение, но со смертью С. Т. Рихтера "век" пианизма для меня закончился.
А как считаете вы?
Я бы сказал, что заканчивается не век пианизма, а век исполнительства как искусства. Имеются, конечно, исключения, но их не так много, к сожалению.

timalism
Site Admin
Сообщения: 501
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 1:18 am
Откуда: Уфа-Москва
Контактная информация:

Re: Конец времени пианистов

Сообщение timalism » Сб дек 02, 2006 12:26 pm

nikolai писал(а): Я бы сказал, что заканчивается не век пианизма, а век исполнительства как искусства. Имеются, конечно, исключения, но их не так много, к сожалению.
Не стал бы обобщать. Есть великолепные концертирующие артисты разных специальностей. Например, струнники: скрипачи В. Третьяков, М. Венгеров (и другие), альтист Ю. Башмет, виолончелистка Н. Гутман. И традиция пока не прерывается. Так, подрастает новое поколение замечательных виолончелистов: А. Павловский, А. Бузлов.
Думаю, исполнительство живо. Да и с пианистами я, возможно, погорячился. Просто те, которые сейчас на вершине - мне не нравятся.

nikolai
Сообщения: 31
Зарегистрирован: Сб май 27, 2006 7:17 pm

Re: Конец времени пианистов

Сообщение nikolai » Пн дек 04, 2006 12:53 am

timalism писал(а):
Не стал бы обобщать. Есть великолепные концертирующие артисты разных специальностей. Например, струнники: скрипачи В. Третьяков, М. Венгеров (и другие), альтист Ю. Башмет, виолончелистка Н. Гутман. И традиция пока не прерывается. Так, подрастает новое поколение замечательных виолончелистов: А. Павловский, А. Бузлов.
Думаю, исполнительство живо. Да и с пианистами я, возможно, погорячился. Просто те, которые сейчас на вершине - мне не нравятся.
Венгеров, на мой взгляд, живет по попсовым законам, раньше он играл лучше, я недавно имел неосторожность нарваться на какую-то передачу по "Культуре", где он играл скрипичные виртуозные штучки где-то на улице в Амстердаме, на меня это зрелище произвело отталкивающее впечатление.
Третьяков, Башмет, Гутман принадлежат к числу исключений. Сюда же можно добавить Вирсаладзе, Эшенбаха, бородинцев... Из более молодых назову Луганского и Березовского.
Павловского не слышал, а Бузлов на последнем конкурсе Чайковского играл, на мой взгляд, плохо. Не знаю, как сейчас.
Последний раз редактировалось nikolai Пн дек 04, 2006 1:01 am, всего редактировалось 2 раза.

Elena
Moderator
Сообщения: 163
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 6:51 pm
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Конец времени пианистов

Сообщение Elena » Пн дек 04, 2006 12:53 am

timalism писал(а): Да и с пианистами я, возможно, погорячился. Просто те, которые сейчас на вершине - мне не нравятся.
Тимур, неужели совсем никто не нравится?
А как же Соколов, Плетнев, Кисин, Гримо на худой конец ;)?
Возможно, мы здесь (в России) многих (кто находится на вершине) еще и не знаем. Ведь у нас, к сожалению, на концерты Мацуева билеты раскуплены, а вот на предстоящее выступление Анжелы Хьюитт - полно билетов. Она, кстати, тоже на вершине. Надо обязательно послушать.

nikolai
Сообщения: 31
Зарегистрирован: Сб май 27, 2006 7:17 pm

Re: Конец времени пианистов

Сообщение nikolai » Пн дек 04, 2006 12:59 am

Elena писал(а): А как же Соколов, Плетнев, Кисин, Гримо на худой конец ;)?
Я извиняюсь, так как вопрос адресован не мне. Но я был бы благодарен, если бы мне объяснили, чем так хорош Соколов.

Elena
Moderator
Сообщения: 163
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 6:51 pm
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Конец времени пианистов

Сообщение Elena » Пн дек 04, 2006 1:17 am

nikolai писал(а): Я извиняюсь, так как вопрос адресован не мне. Но я был бы благодарен, если бы мне объяснили, чем так хорош Соколов.
Николай, объяснить чем же так ХОРОШ Соколов, у меня навряд ли получится. С его исполнительским искусством (live) я познакомилась чуть более полугода назад на апрельском концерте в Санкт-Петербурге. До этого были записи. На форуме Лифановского перья уже летели, кто-то отстаивал, кто-то ругал. Но у меня остались воспоминания, если Вам угодно, вот они (надеюсь, что не утомлю). Возможно, у меня чересчур романтизированное восприятие, но я пока не дожила до седых висков и сердечной сухости отвоевавшего полковника ;), посему - пусть будет так.

Объявили концерт, Французскую сюиту Баха. Ждем, когда выйдет. Не
выходит. Кто-то робко захлопал. Наконец, вышел, поклонился и - сразу играть. Звук - это первое, что у меня отшибло ощущение реальности.

Совершеннейшая четкость, почти чеканность, но очень тонкая, филигранная.
У каждого есть свой идеал, который он слышит внутренним слухом, и вот Соколов с Бахом - мой, с Бетховеным - мой, с Шуманом - мой, но до которого я еще не дошла (маленькая пока), с Шопеном - мой. Но все по порядку. Дело в том, что я последнее время очень страдаю от того, что нет пианиста, на концерт которого я бы полетела во Владивосток, не говоря уж о том, что летела бы как на крыльях на выступление в Москве. Поэтому я перестала ходить на выступления новоявленных гениев или наскучивших пожилых. Все было узнано, но не приживалось.

Соколов вжился в мою давнюю, неистребимую тоску, он ее развеял, он стал тем единственным на сегодняшний момент исполнителем, который не предает твоего внутреннего идеала.

Я чувствовала себя преданой всеми, кого до этого слушала (о записях уже умерших речь сейчас не идет). А здесь - проводник в твое отречение от мирского чернушного, суетливого, повседневного налета.
Здесь - та даль, что изредка видна только праведникам. Насколько нами избиты и затерты уже почти все слова, что как ни старайся, мне все будет казаться, что не то, не так, не сердцевина.

На 17 сонате слезы покатились непроизвольно и без стеснения. ТАК играть нельзя (прямо фраза из судьбы Рихтера). А сейчас спорят о его затянутой 2 части, о безразмерных и нудных паузах. Господи, да я бы многое отдала, чтобы еще раз подышать тем воздухом молчаливых событий, той прогулкой в вечность. Сейчас есть запись с того концерта. Можно сколь угодно долго спорить о том, что передает запись, чего не передает, я скажу, что в моем случае - она как фотогафия, с которой у тебя связан тот, быть может, самый главный кусочек-момент твоей жизни, что, когда ты смотришь на нее, все оживает и ты уже не просто созерцаешь картинку, а ты - в ней, ты начинаешь жить и чувствовать в прошлом, ходишь по облакам, цветам, краскам, слышишь дыхание, дуновение,
запахи...
С Шуманом вышло следующее: 1 соната шла не гладко, она как бы откладывалась в буфер сознания, а потом уже, оттуда начинала восприниматься. Но закодированная информация когда-либо расшифровывается и ты понимаешь смысл написанного и
сыгранного. Вот какая хитрая штука получилась. Соколов пытался разгадать код Шумана, он его разгадал, конечно, еще раньше, до непосредственного исполнения на концерте. Но своим исполнением он его зашифровал в свою тайнопись, теперьуже слушатель должен стать дешифратором. А кто не сможет, то это его проблемы, но не Соколова. Я пока еще не разгадала.

Я совсем не пишу о звукописи, о педали, о техническом совершенстве, о фразировке , о мысли, о пианиссимо и фортиссимо, вообщем, никакого подробного анализа исполнения.Но думаю,что все вышеперечисленное Вам и так прекрасно понятно, что для меня - это
совершенно и этим все сказано. Я вообще не любитель препарировать
исполнения.

Чудные бисы, чудные, чудные, чудные, чудные, чудные, чудные, чудные, чудные, чудные. Не хотелось его отпускать, хотя мысль, что он уже весь изнеможен, глодала, все равно, аплодисменты не смолкали, не смолкали. Как можно отказаться от прекрасного?

Поздравляя Соколова в артистической, мы попросили его только об одном: о приезде в Москву. Он улыбался и говорил:"Спасибо, хорошо, спасибо, хорошо, спасибо, спасибо".

Я теперь в надежде, конечно, не на его стеснительные обещания, но на то, что его приезд все-таки состоится.

timalism
Site Admin
Сообщения: 501
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 1:18 am
Откуда: Уфа-Москва
Контактная информация:

Re: Конец времени пианистов

Сообщение timalism » Пн дек 04, 2006 1:59 am

nikolai писал(а): Венгеров, на мой взгляд, живет по попсовым законам, раньше он играл лучше, я недавно имел неосторожность нарваться на какую-то передачу по "Культуре", где он играл скрипичные виртуозные штучки где-то на улице в Амстердаме, на меня это зрелище произвело отталкивающее впечатление.
Третьяков, Башмет, Гутман принадлежат к числу исключений. Сюда же можно добавить Вирсаладзе, Эшенбаха, бородинцев... Из более молодых назову Луганского и Березовского.
Павловского не слышал, а Бузлов на последнем конкурсе Чайковского играл, на мой взгляд, плохо. Не знаю, как сейчас.
Антон Павловский - замечательный виолончелист из Уфы, сейчас учится в Московской консерватории. Знаю его очень давно, в детстве вместе играли в трио. :) Он действительно хорош.
Бузлова слышал лишь однажды на концерте, с сонатами Шнитке. Мне понравилось.
С Венгеровым слушал запись Первого концерта Прокофьева (под управлением Ростроповича) - просто в восторге.
Согласен с оценкой Вирсаладзе и Эшенбаха. Великолепна также Марта Аргерих.
Луганский, по-моему, безлик. Березовский хорош, но не более того.

Думаю, исполнительство не умрет. Да и тему, отчасти, формулировал как аллюзию на заглавие книги Мартынова "Конец времени композиторов". С основной идеей Мартынова (что время авторской музыки прошло, и настало время неавторской, "канонической" - рок, попса, ритуальная музыка...) можно спорить, можно соглашаться. Но исключения, о которых Вы пишете, могут количественно (и качественно) перевесить формулу правила. А могут и не...

timalism
Site Admin
Сообщения: 501
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 1:18 am
Откуда: Уфа-Москва
Контактная информация:

Re: Конец времени пианистов

Сообщение timalism » Пн дек 04, 2006 2:05 am

Elena писал(а):
timalism писал(а): Да и с пианистами я, возможно, погорячился. Просто те, которые сейчас на вершине - мне не нравятся.
Тимур, неужели совсем никто не нравится?
А как же Соколов, Плетнев, Кисин, Гримо на худой конец ;)?
Лена, просвети, пожалуйста - кто такой Гримо "на худой конец"? :lol:

Twirl
Сообщения: 16
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 5:03 pm

Сообщение Twirl » Пн дек 04, 2006 9:02 am

Век пианизма на Рихтере закончился
Но, надеюсь, начнется следующий век
Просто пианисты еще незрелые

Elena
Moderator
Сообщения: 163
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 6:51 pm
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Конец времени пианистов

Сообщение Elena » Пн дек 04, 2006 11:35 am

timalism писал(а): Лена, просвети, пожалуйста - кто такой Гримо "на худой конец"? :lol:
Элен Гримо - французская пианистка. Красавица к тому же. :lol:
http://www.helenegrimaud.com/

timalism
Site Admin
Сообщения: 501
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 1:18 am
Откуда: Уфа-Москва
Контактная информация:

Сообщение timalism » Пн дек 04, 2006 1:29 pm

Twirl писал(а):Век пианизма на Рихтере закончился.
Но, надеюсь, начнется следующий век
Просто пианисты еще незрелые
Сложно назвать "незрелыми" Соколова, Плетнева и ряд других пианистов. Они уже давно сформировавшиеся.

timalism
Site Admin
Сообщения: 501
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 1:18 am
Откуда: Уфа-Москва
Контактная информация:

Re: Конец времени пианистов

Сообщение timalism » Пн дек 04, 2006 1:42 pm

Elena писал(а):
timalism писал(а): Да и с пианистами я, возможно, погорячился. Просто те, которые сейчас на вершине - мне не нравятся.
Тимур, неужели совсем никто не нравится?
А как же Соколов, Плетнев, Кисин, Гримо на худой конец ;)?
Возможно, мы здесь (в России) многих (кто находится на вершине) еще и не знаем. Ведь у нас, к сожалению, на концерты Мацуева билеты раскуплены, а вот на предстоящее выступление Анжелы Хьюитт - полно билетов. Она, кстати, тоже на вершине. Надо обязательно послушать.
Гримо я никогда не слышал. Не слышал и Хьюитт, хотя слышал о ней. Ты права в том, что мы многих просто не знаем. Но если сейчас, в век глобальных информационных коммуникаций, появился бы пианист действительно и бесспорно великий - мы бы об этом точно узнали.
Остальные перечисленные (Соколов, Плетнев, Кисин, Мацуев, я бы еще добавил Гаврилова) мне как раз и не нравятся. Кажется, они (особенно Плетнев и Гаврилов) считают (цитирую Г. Нейгауза) "Я играю Шопена", но не "Я играю Шопена". С таким посылом великим исполнителем не стать.
Ближе других к величию Соколов. У него есть замечательные достижения. Но после 2-й части 7-й сонаты Прокофьева я боюсь Соколова в мистическом плане (так же, как боюсь позднего Скрябина): он заигрывает с теми силами, от которых нужно держаться подальше.

Ответить