Статьи о Рихтере

Книги, статьи, портреты, фотографии - все, что связано с Рихтером
M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Re: Козловский о Рихтере

Сообщение M.I. » Вс сен 23, 2007 1:35 pm

Yuriy писал(а):Предлагаю вашему вниманию статью певца, Ивана Семеновича Козловского, опубликованную в журнале “Кругозор”, в котором помещались также гибкие пластинки. Так вот, в том номере (пятом за, кажется, 1975 г.)
Насколько я помню, это был номер "Кругозора" за 1965 год, а публикация приурочена к 50-летию Рихтера.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Re: Козловский о Рихтере

Сообщение Yuriy » Вс сен 23, 2007 2:45 pm

M.I. писал(а):Насколько я помню, это был номер "Кругозора" за 1965 год, а публикация приурочена к 50-летию Рихтера.
Дело в том, что в 65-ом я не знал о существовании такого журнала, но пластинки с записями Рихтера уже начинал покупать. На журнал обратил внимание случайно, опять же случайно увидев в нем фотографию Рихтера. Но это было уже в середине 70-ых, о чем я помню хорошо.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Re: Козловский о Рихтере

Сообщение M.I. » Вс сен 23, 2007 3:58 pm

Yuriy писал(а):
Но это было уже в середине 70-ых, о чем я помню хорошо.
Да, надо будет разыскать дома этот экземпляр. В нём статья Козловского, кажется, называлась "Просто слушать...", а сходство с приведённой Вами статьёй состоит во фрагменте о том, что Рихтер, отличный пловец погружался под воду и прислушивался к чему-то неведомому...

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

"Вечерняя Одесса" 19/03/85 - Голубовский

Сообщение Yuriy » Ср окт 10, 2007 2:08 am

Статья, опубликованная в газете “Вечерняя Одесса” за 19 марта 1985 года, к семидесятилетию Святослава Рихтера.

Исполняется 70 лет со дня рождения Святослава Рихтера, Героя Социалистического Труда, народного артиста СССР, лауреата Ленинской и Государственной премий. В календаре памятных дат, выпускаемых ТАСС, приведена краткая биография выдающегося пианиста современности, где отмечено, что в 1933-1937 годах он был концертмейстером Одесского театра оперы и балета, а в 1934 году впервые выступил в Одессе с сольным концертом…

МОЛОДОСТЬ МУДРОСТИ

Захотелось встретиться с людьми, которые были свидетелями начала творческой биографии пианиста, друзьями его той, уже отдаленной от нас полувеком поры. И вот в архиве, точнее, домашнем альбоме доцента госуниверситета Татьяны Диомидовны Вербицкой мы смотрим одесские фотографии Святослава Рихтера, а затем в консерватории профессор Людмила Наумовна Гинзбург показывает письма, поздравительные открытки, приглашения на концерты.
- Людмила Наумовна, как и когда вы познакомились со Святославом Теофиловичем? Когда его впервые слушали?
- Увы, дневников я не вела им не веду, поэтому точную дату назвать затрудняюсь. Училась в Одесской консерватории я с 1931 по 1936 год. И вот в самом начале тридцатых годов познакомились мы со Святославом. Правда, тогда его все называли Светик – и было в этом нечто большее, чем созвучие с именем; он действительно светился, горел… Познакомились мы в филармонии. В те годы Одесская филармония проводила к каждому празднику массу концертов в рабочих клубах и общежитиях. Аккомпаниаторов штатных, конечно же, не хватало. Поэтому многие пианисты приходили в филармонию, чтобы получить путевки для разового выступления. Условие одно: нужно было уметь аккомпанировать без репетиций. На репетиции не было времени. И вот тут я услышала легенды о Светике Рихтере, мальчишке, который нигде не учится, но лучше всех аккомпанирует.
Рихтер, действительно, в Одессе ни в музыкальной школе, ни в консерватории не учился. У него было то, что называлось когда-то “домашним образованием”. Правда, помню, что много общался он не только с отцом, пианистом и органистом, но и с известным музыкантом Б.Тюнеевым.
А в 1933 году Святослав Теофилович начал работать концертмейстером балета. Он увлекся этой работой, Ему был интересен оркестр, возможность играть для солистов. Уже в эти годы проявилось качество, ставшее одним из самых характерных для него, - жадность к познанию музыки. Он уже тогда, в юности, сыграл все, что было в библиотеке театра. Вот это желание узнать как можно больше, заразить своей любовью окружающих осталось у него не всю жизнь.
На первом концерте Рихтера я не была. Но о нем говорили в городе, его обсуждали. А, согласитесь, это не часто бывает, чтобы тебя заметили, запомнили после первого же концерта.
- И Рихтер, и вы учились у Г.Г.Нейгауза в Москве. Какие эпизоды тех предвоенных, первых послевоенных лет наиболее памятны?
- Когда в 1937 году Святослав приехал в Московскую консерваторию, его прослушал Генрих Нейгауз. И сказал фразу, которую запомнили все: “По-моему, это гениальный музыкант”. Время подтвердило, что ощущение нашего учителя после первого же прослушивания не было преувеличенным.
В классе Нейгауза царили дружба и товарищество. Мы жили одними интересами, одними заботами. Душой класса был Рихтер. Он организовал музыкальные вечера, пропагандировал новые произведения, увлекал на спектакли, выставки. В нем была неуемная энергия просветителя. И сейчас, когда Рихтер стал организатором традиционных “Декабрьских вечеров” в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, я вижу в этом продолжение той же подвижнической просветительской деятельности.
Эпизодов могла бы рассказать много. Но вот один, достаточно ярко его характеризующий. В 1946 году я заканчивала аспирантуру. Готовила второй фортепианный концерт Прокофьева. И аккомпанировать мне должен был Нейгауз. Но профессор был перегружен и предложил переговорить с Рихтером, попросить его выступить со мной. Признаюсь, не без волнения я подошла к нему, знала, насколько он уже загружен сольными концертами. Ведь уже в это время к нему пришла слава. Но Рихтер сейчас же согласился. Он много работал со мной. Прокофьев был и остается одним из любимейших его композиторов – и Рихтер вводил меня в мир Прокофьева, объяснял, показывал его так, как он его слышал, чувствовал, понимал. Как-то зашел Нейгауз, постоял, послушал, улыбнулся и ушел, сказав: “Я вам теперь не нужен”.
Это эпизод. Но он характерен и для Рихтера, и как проявление того духа, который царил в классе Нейгауза.
В конце прошлого года я получила вот это письмо от Святослава, связанное с организованным им вечером памяти Нейгауза. Он пригласил меня в Москву. Был большой концерт в консерватории. И были встречи в доме у Рихтера, где он играл любимые произведения Г.Г. Нейгауза, новые произведения. В один из вечеров он сыграл для нас, бывших учеников Нейгауза, оперу Вагнера “Тристан и Изольда”, причем приготовил для нас листы с либретто, чуть ли не с описанием сценографии. И в этом был все тот же молодой Святослав Рихтер – неутомимый пропагандист музыки, человек, влюбленный в музыку.
Была я и на одном концерте в Пушкинском музее. Это был вечер, посвященный Метнеру. В зале висели полотна русских художников на темы музыки. И в этом синтезе музыки и живописи возник для нас рихтеровский Метнер.
– Когда-то в доме известного чтеца, народного артиста СССР Дмитрия Николаевича Журавлева я увидел десятки живописных работ Святослава Рихтера…
– Живописью он увлекался всегда. О нем говорили, что, если бы не музыка, он стал бы великолепным художником. Но, думаю, что выбор был сделан им правильно – музыкант он гениальный.
– Что вкладываете вы в это понятие?
– Его исполнение потрясает. Не хочется говорить о технике, о звуке, обо всем том, что характеризует хорошего музыканта. Здесь можно говорить о смысле, об образе музыки. Я всегда восхищалась и восхищаюсь поразительной образностью его музыкального мышления. Вот это умение донести смысл, обрах музыки – редчайший дар, дар художника. И им Святослав Рихтер наделен в высочайшей мере.
Говорят, что с возрастом приходит мудрость, но утрачивается молодая сила. А у Рихтера, мне кажется, этого не произошло. Он молод и мудр одновременно. Он увлечен новой музыкой и пропагандирует классику. Если нужно подтверждение, что и в ХХ веке рождаются фигуры возрожденческого масштаба, уверена, что Рихтер – великолепный пример.
50 лет назад фотограф-любитель заснял у фортепиано романтического юношу с открытым, красивым лицом. Тогда это был Светик Рихтер. Сегодня, спустя полвека, Святослава Теофиловича Рихтера знают во всем мире, его имя стало одним из синонимов музыки.

Евгений Голубовский.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Ср окт 10, 2007 10:53 pm

Хорошо!

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Пн окт 15, 2007 3:05 am

Журнал “Советская музыка”, 1985 г., #6, стр.45.
В этом номере были опубликованы поздравления Святославу Теофиловичу Рихтеру к его семидесятилетию.

Дитрих Фишер-Дискау, Юлия Варади

Западный Берлин

Дорогой Слава!
Шлем сердечнейшие пожелания счастья к Твоему почтенному и вовсе Тебе не подходящему юбилею. Мы шлем также благодарность судьбе, которая близко свела нас с Тобой. Ибо Твой художнический способ существования являл нам пример самоотверженного служения творениям великих, Твоя человеческая отзывчивость делала нас внутренне богаче. Мы сохраняем нашу мысленную связь с Тобой и Ниной.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Re: Козловский о Рихтере

Сообщение M.I. » Пт окт 19, 2007 9:23 pm

Yuriy писал(а):
M.I. писал(а):Насколько я помню, это был номер "Кругозора" за 1965 год, а публикация приурочена к 50-летию Рихтера.
Дело в том, что в 65-ом я не знал о существовании такого журнала, но пластинки с записями Рихтера уже начинал покупать. На журнал обратил внимание случайно, опять же случайно увидев в нем фотографию Рихтера. Но это было уже в середине 70-ых, о чем я помню хорошо.
Проверил. Прав оказался Юрий. Статья "Просто слушать", автор Георгий Кухарский, была опубликована в "Кругозоре" за 1965 год, а статья И.Козловского датируется 1975 годом.
А ещё в 1984 году в "Кругозоре" опубликована статья Д.Журавлёва о Рихтере.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Пн окт 22, 2007 9:00 pm

"У этого пышущего энергией, иногда по-львиному завораживающего публику русского мать живет в южной части Германии - поэтому его контакты с Западом теснее, чем у других советских музыкантов".

Это цитата из высказываний Д.Фишера-Дискау, помещённых на форуме в разделе "Статьи". Как мог Д.Фишер-Дискау написать такое? Ведь мать Рихтера скончалась в 1963 году, а воспоминания Д.Ф-Д содержат описание того, что произошло значительно позднее.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Чт ноя 08, 2007 10:41 pm

Интересно сопоставить два отзыва об одном и том же концерте разных людей, взятые из статей, размещённых на сайте. Это концерт с песнями Гуго Вольфа (Д.Фишер-Дискау - С.Рихтер), Ленинград, октября 1977 года.

1. Дитрих Фишер-Дискау:
Радость Славы, если концерт удался, приобретает буйные формы, его уныние по поводу чуть менее удачного концерта граничит с трагедией. Его поразило в самое сердце, что более консервативная ленинградская публика признала концерт с песнями Хуго Вольфа слишком трудным, слишком "современным".

Фишер-Дискау Д. Отзвуки былого: Размышления и воспоминания.- М.: Музыка, 1991

2. Леонид Гаккель:
Что же касается песен Гуго Вольфа — в них больше, чем у Шу­берта, театральности, больше сцены. И надо сказать, что публика внимала Вольфу спокойнее: все здесь для нее было проще, ибо обычнее — при всей приподнятости совместного творчества на эстраде в тот вечер. А Шуберт днем раньше был необычен, он создал животворное напряжение новых горизонтов, дал надышаться воздухом высокогорья. Он был уроком...

Из книги “Музыкальное исполнительство”. М.: 1983, “Музыка”. Л. Гаккель. “Пианистический Ленинград, 70-е годы”

Что же получается?
"...публика внимала Вольфу спокойнее..." (Л.Гаккель), а Рихтера это "...поразило в самое сердце..." (Д.Фишер-Дискау)! Получается, Вольф не дошёл до ленинградской публики, а Л.Гаккель заступился за неё. Удачно ли? По Рихтеру (со слов Д.Фишера-Дискау) Вольф был для публики "слишком трудным, слишком "современным"", по Гаккелю - "...проще, ибо обычнее..."
Боюсь, Рихтер был ближе к истине.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Пт ноя 23, 2007 10:09 pm

На заглавной странице сайта перешёл от "Общения" к "Ссылкам", а оттуда на форум Бориса Лифановского в раздел "Современники о Рихтере". В "Дневниках Я.Мильштейна" неточности с датировками. Например, к 1963 году отнесено исполнение Рихтером концерта Грига, а это был в действительности 1964 год. К 1964 году ошибочно отнесены заметки о майских концертах Рихтера 1967 года. Даже странно, как можно так "мазать", ведь всё это легко проверить по книжке Мильштейна "Вопросы теории и истории исполнительства".

timalism
Site Admin
Сообщения: 501
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 1:18 am
Откуда: Уфа-Москва
Контактная информация:

Сообщение timalism » Пт ноя 23, 2007 10:12 pm

M.I. писал(а):На заглавной странице сайта перешёл от "Общения" к "Ссылкам", а оттуда на форум Бориса Лифановского в раздел "Современники о Рихтере". В "Дневниках Я.Мильштейна" неточности с датировками. Например, к 1963 году отнесено исполнение Рихтером концерта Грига, а это был в действительности 1964 год. К 1964 году ошибочно отнесены заметки о майских концертах Рихтера 1967 года. Даже странно, как можно так "мазать", ведь всё это легко проверить по книжке Мильштейна "Вопросы теории и истории исполнительства".
То есть в самой книге Мильштейна те даты, которые Вы называете?

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Сб ноя 24, 2007 9:04 pm

timalism писал(а): То есть в самой книге Мильштейна те даты, которые Вы называете?
Про 1964 год - концерт Грига - там нет, но про это событие своего времени и так хорошо известно.
А про май 1967 года в книге Мильштейна "Вопросы теории и истории исполнительства", изд. "Советский композитор", 1983, рассказано в статье "На вершинах искусства", стр. 145 -152. Некоторые предложения текстов буквально совпадают. Упоминается концерт с программой, влючающей прелюдии Дебюсси, а это 26 мая 1967 года. Разбирается исполнение концертов Моцарта №22 с каденциями Бриттена и Брамса №2, а они оба исполнялись в мае 1967 года. Концерты названы майскими, а публикации статьи была впервые в журнале "Советская музыка" №1 за 1968 год. Значит "майские" концерты - от предыдущего (1967) года, иначе бы год этих концертов был назван.

timalism
Site Admin
Сообщения: 501
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 1:18 am
Откуда: Уфа-Москва
Контактная информация:

Сообщение timalism » Сб ноя 24, 2007 10:40 pm

Уважаемый M.I.!
Спасибо за подробное разъяснение!

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Сб дек 15, 2007 1:45 am

Опубликовано в газете, издаваемой типографским способом в городе Минске
9 СЕНТЯБРЯ 1997г. ВТОРНИК №171 (8729)
Владимир Шелихин.

Как я "играл" с Рихтером

Минчанам повезло на встречи с великим пианистом. Он выступал у нас около
тридцати раз. Сколько прекрасной музыки услышали мы в его исполнении,
сколько душ озарил его могучий талант! Ну а мне выпало счастье вести все
эти незабываемые концерты. Рассказать о том, как играл Рихтер, — это все
равно что сыграть так, как он.
Впервые Рихтер выступил в Минске в июле 1957 года. Святослав Теофилович —
великий труженик и в чем-то большой ребенок. За кулисами был прост и
общителен. Потрясала его работоспособность. Случалось, сразу после
концерта он закрывался в классе и занимался там четыре-пять часов. С
годами у нас установились уважительные отношения. Каждый год я регулярно
поздравлял его с днем рождения и Новым годом. И не было случая, чтобы он
не ответил мне. А новогодние поздравления он порой присылал первым. У меня
много открыток от него из-за рубежа. Разные страны, разные виды...
Сначала Рихтер выступал у нас только с сольными концертами. А потом мы уже
слышали его в ансамбле со скрипачом Олегом Коганом, виолончелисткой
Натальей Гутман, пианистом Василием Лобановым, певицей Галиной Писаренко,
квартетом Бородина. И вот здесь я уже сидел во время концерта рядом с
Рихтером — "помогал" ему играть: переворачивал ноты. Надо сказать, что
эта, казалось бы, не столько сложная миссия весьма ответственна.
Рихтер был не только великий пианист, но и великий гражданин своей страны.
Чего стоило его историческое турне от Москвы до Дальнего Востока с заездом
даже в те города, где рояля не видели и не слышали! И это — не баловство
гения. Он хотел как можно большему количеству людей открыть мир музыки,
который обогащает жизнь человеческую. Бывая в Беларуси, Рихтер играл не
только в Минске. И как-то по дороге в Молодечно, сидя рядом с ним в
машине, я пытался скрасить дорогу забавными выдержками из писем
радиослушателей (я в то время работал на радио). Больше всего Святослава
Теофиловича развеселило такое "откровение": "Я хоть и замужем, а все равно
очень люблю музыку".
Смело могу утверждать: каждое выступление Рихтера становилось событием.
Однажды он исполнял концерт Гайдна с нашим камерным оркестром. Публика так
долго неистовствовала, что он с дирижером Юрием Цирюком решили исполнить
какую-нибудь часть на "бис". Первую, вторую или финал? Долго
судили-рядили, и вдруг Рихтер решительно сказал: "Сыграем весь концерт
снова". Переполненный зал счастлив... Позднее по инициативе пианиста этот
концерт с камерным оркестром Беларуси он сыграл в Большом зале Московской
консерватории.
В поисках наиболее точного раскрытия авторского замысла Святослав
Теофилович порой удивлял публику. Так, в концерте Шумана фортепианная
партия начинается сразу после аккорда оркестра бурным нисходящим
темпераментным пассажем. И Рихтер буквально набросился на рояль, еще не
сев за него. Мне рассказывал известный в свое время белорусский дирижер,
заслуженный деятель искусств Владимир Мошенский, что именно такое начало и
было задумано. Без традиционного приготовления солист и дирижер
стремительно вышли к оркестру, и сразу зазвучала музыка. Волею судеб
Мошенский покинул музыкальное искусство и стал служителем в духовном мире.
Теперь он дьякон отец Геннадий. Но снимок запечатлел нас в антракте
репетиции, а по радио порой звучит запись этого концерта, красноречиво
подтверждая, что трудно себе представить лучшее исполнение дивной музыки
Шумана.
Из всех выдающихся исполнителей чаще всех в Минск приезжал именно Рихтер.
Более двадцати раз играли Владимир Третьяков, Наум Штаркман, Николай
Петров, Игорь Ойстрах. Но чемпионом оставался Святослав Рихтер. Попасть на
его концерты всегда было сложно. Филармония стала продавать билеты и на
сцену. А в последние годы пианист исполнял музыку только по нотам, не
наизусть, как прежде. Маэстро считал, что, кроме расширения репертуара,
это освобождает исполнителя от ненужных усилий и риска и дает ему
возможность целиком погрузиться в настроение исполняемого произведения. С
этой же целью, чтобы ничто постороннее не отвлекало ни солиста, ни
публику, Рихтер играл в зале, погруженном в полный мрак. Лишь небольшой
прожектор освещал ноты. Не потому ли его последние концерты в Минске
особенно запечатлелись в памяти и в сердце? В одном из них он играл этюды
Листа высшей степени сложности. Впервые мы услышали их в исполнении
Рихтера более тридцати лет назад. Время не наложило отпечатка на его
виртуозность. Добавило лишь мудрости. "Бисы" он играл уже без нот.
Незабываемы вечера с английскими и французскими сюитами Баха. Во время
исполнения одной из них Святослав Теофилович попросил меня после того, как
он снимет руку с клавиши в басу (нота "фа диез"), подержать ее пальцем.
Его руки в это время находились в другом регистре клавиатуры. "А можно я
потом возьму и "соль"? — спросил я. "Нет, ее я сыграю сам", — ответил,
улыбаясь, маэстро. "Что ты там делал?" — спрашивали меня многие после
концерта. "Помогал Рихтеру играть", — с шутливой гордостью отвечал я.
Прощаясь, попросил: "Приезжайте, пожалуйста. Еще "сыграем" дуэтом".
Огненным мечом пронзила меня весть о смерти дорогого Святослава
Теофиловича. Слезы сдавили горло. Мы не увидимся больше.

Эти воспоминания были опубликованы в сороковой день со дня смерти великого
пианиста.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Сб дек 15, 2007 10:08 pm

Yuriy писал(а): Позднее по инициативе пианиста этот
концерт с камерным оркестром Беларуси он сыграл в Большом зале Московской
консерватории.
В БЗК концерт Гайдна исполнялся 19.12.1983 и был повторён на-бис целиком. А накануне, 18-го в ГМИИ им. Пушкина на-бис исполнялись 2-я и 3-я части (как один бис).

Ответить