Рецензия В.Дельсона

Книги, статьи, портреты, фотографии - все, что связано с Рихтером
Ответить
Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Рецензия В.Дельсона

Сообщение Yuriy » Ср окт 03, 2007 4:51 am

Предлагаю вашему вниманию статью известного советского музыкального критика Виктора Юльевича Дельсона, опубликованную в журнале “Музыкальная жизнь” # 16 [258] в августе 1968 года. Далеко не все разделяю из написанного, но, думаю, кому-то интересно будет прочитать, как писали о Рихтере в те далекие годы. Что касается “Симфонических этюдов” Шумана, то я сподобился услышать их в концерте 20 января 1972 года в Малом зале Ленинградской филармонии, и этот концерт, это поразительное и ни с чем не сравнимое исполнение живы в моей памяти по сей день. Никакие возражения, которые возникали у автора статьи не могли прийти мне в голову. Было изумление, что так может звучать это великое произведение, что человек способен на такое – как автор, так и исполнитель, и что ты являешься свидетелем уникального явления в культурной жизни планеты.

Мудрое искусство

Мало кто – даже из самых выдающихся советских и зарубежных исполнителей так заставляет слушателя размышлять о музыке, как Святослав Рихтер. Размышлять об эпохе и стиле исполняемого, об авторском замысле и его воплощении, о принципах интерпретации, об особенностях пианизма. Искусство Рихтера будит мысль прежде всего потому, что оно само – продукт глубочайшей мысли. Страстный интеллектуализм исполнительства Рихтера – тот источник, из которого вытекают и кристальная ясность в лепке формы, и сторогость динамики во фразировке, и чистота накала в экспрессии, и мудрая соотносимость целого и деталей. В этом музыкальном созидании вдохновенность замысла и высокая эстетическая идея удивительно сочетаются с точностью плана и гармоничностью конструкций.
Исполнительское искусство Рихтера не только будит мысль, но и порождает споры, стимулирует столкновения взглядов и вкусов. Только недооценка проблемной сущности рихтеровского искусства, его дискуссионности в постановке исполнительских задач приводит к тому, что концерты выдающегося мастера редко вызывают серьезную эстетическую полемику.
К такого рода проблемным выступлениям пианиста следует отнести и один из его фортепианных вечеров в мае 1968 года в зале им. П.И. Чайковского, когда Рихтером были сыграны не столь часто исполняемая Соната Моцарта до мажор (по Кёхелю - # 309), очень редко звучащее у нас на большой концертной эстраде Пятнадцвть вариаций с фугой на тему из балета “Творения Прометея” Бетховена и “Симфонические этюды” Шумана, с включением в цикл пяти посмертных этюдов.
Сочиненное почти 200 лет тому назад (в 1777 году), произведение австрийского гения прозвучало исключительно свежо, не побоюсь даже сказать, современно. Пианист играет сонату (особенно ее первую часть, Alltgro con spirito) c предельной увлеченностью, с доведенной до высшей точки интенсификацией всех средств выразительности, с богатейшими градациями динамики и темповым разнообразием. Он решительно отказывается от всего, что могло бы привнести в интерпретацию черты “музейного показа” клавесинной литературы (к сожалению, такой стиль исполнения Моцарта практикуется даже рядом видных музыкантов). Характерно, что и образы грациозные, изящные Рихтер органично вводит в сферу классицизма, решительно выключая их из “галантного стиля” рококо (стиля, едва ли не наиболее далекого современному мироощущению). Сохраняя в неприкосновенности определяющие черты моцартовского духа, Рихтер добивается обновления давно знакомых образов.
Трактовка бетховенских вариаций (соч. 35 ми бемоль мажор), сочиненных на тему контрданса из финала балета “Творения Прометея”, является образцом симфонизации материала. Нет сомнения в том, что такой исполнительский замысел соответствует авторскому: не случайно же тема послужила основой для финала “Героической” симфонии.
Прослушивается в интерпретации Рихтера и “направленность” формы выриаций: они воспринимаются как трехчастное сонатное построение, в которм первую часть составляют первые четырнадцать вариаций, пространное adagio пятнадцатой как бы олицетворяет медленную срединную часть сонатной формы, а завершающие фуга и кода образуют сонатный финал. Такое восприятие было потому обоснованно, что быстрые темпы вариаций были пианистом еще убыстрены, а долго длящееся adagio подчеркнуто замедлено (явление типичное для Рихтера, за редким исключением склонного к поляризации темпов).
С другой стороны, артист великолепно раскрывает демократические, бытовые темы контрданса (он был сперва написан в жанре бального танца). Надо полагать, что столь яркое и мастерское прочтение вариаций вызовет последователей, как это уже не раз бывало с произведениями, утверждение которых на концертной эстраде принадлежало Рихтеру (напомним хотя бы о мало исполнявшихся до Рихтера шубертовских сонатах).
В трактовке “Симфонических этюдов” Шумана пианист открывает немало нового. Он меньше всего стремится зачеркнуть возвышенно опоэтизированное, истинно романтическое прочтение гениального цикла, лучшие образцы которого были, начиная с середины 20-х годов, преподнесены советскому слушателю в концертах Робера Казадезюса, Владимира Горовица и, в особенности, Владимира Софроницкого. Воспоминания об этих выступлениях нетленны, и даже столь могучему исполнению, как рихтеровское, их не стереть.
Дело не в отрицании предшествующего, а в том, что здесь воплощена иная концепция – более монументальная, более объективная, однако менее “осердеченная”, как любил говорить Станиславский. Рихтер делает упор не на прочувственности образов, а на их интеллектуальной содержательности. Он преднамеренно поступается интимностью высказывания, но зато выигрывает в компактности целого, теряет в деталях, но приобретает грандиозность единой вариационно-циклической линии. В этой интерпретации есть приближение к современному восприятию романтического начала в искусстве.
Трактовка Рихтера столь проблемна, что о ней хочется поговорить со всей конкретностью. Пианист исполняет трагическую тему с подчеркнутой сдержанностью, почти на ровном и сплошном piano (coвершенно по-иному, чем Софроницкий, акцентировавшей часть темы и возвышавший ее трагедийную выразительность) . В третьем аккорде тема, отданная левой руке, выделялась очень мало – “фоновые” пассажи правой руки приобрели почти равноценную роль с темой (здесь нам показалось, что Рихтер несколько гипертрофированно воплощал свои намерения). Четвертый, исполненный абсолютно ровно и медленнее обычного, и пятый этюды звучали превосходно – власть над звуком и управление ритмом восхищали! Особо крупно, “фресково” был исполнен восьмой этюд (седьмая вариация). Подчеркнуто сухими тембрами играет пианист девяты этюд. Широкими мазками и с огромной интенсивностью выполняется замысел десятого. В интимно-лирическом одиннадцатом хотелось большей откровенности высказывания; за поразительным мастерством ведения кантилены на ритмически взволнованном фоне порой проскальзывает холодок абстрагирования от живых эмоций. В двенадцатом поражала ровность в передаче расходящихся движений. Рихтер отказывается даже от намека на общепринятую задержку перед последним аккордом сфорцандо – никакого “оседания” в завершении – вот немаловажная особенность исполнительской концепции созидаемого образа. Может быть, это один из способов преодоления несомненной “длиннотности” формы этюда? Вспомним, кстати, что в свое время Горовиц, с удивительной выразительностью игравший двенадцатый этюд, как раз тяжело “садился” на эти завершения фразы, чем заметно тормозил общее поступательное движение. Но даже после прекрасного рихтеровского исполнения склоняешься к мысли, что в этюде, вероятно, необходима купюра…
Несколько слов о дополнении цикла пятью посмертными этюдами. Они превосходны, изысканны, но их стилистическая чужеродность очень заметна. Сказывается значительность творческого пути, пройденного Шуманом от периода написания первых двенадцати этюдов до вторых пяти. Как известно, Клара Шуман не включала их в цикл. На большую концертную эстраду эти этюды стали проникать главным образом после Софроницкого. Но он их “незаметно” вкрапливал между этюдами первого цикла, чем достигал большей их “вписанности ” в общий поток. Зато у Рихтера они звучат единым комплексом, утонченным и благоухающим.
И еще одно соображение. Любопытная вещь: Рихтер остро заинтересовывает и в тех случаях, когда его точку приемлешь не до конца или не во всем. Может быть, еще и поэтому концерты Святослава Рихтера – всегда значительное событие в нашей музыкальной жизни.

В. Дельсон

P.S. (Yuriy) Рихтер служил музыке, служил честно, самозабвенно, т.е., действительно забывая о своей личности, поэтому всякие заявления, в каком бы контексте они ни прозвучали, о “зачеркивании” или “стирании” из памяти чьих-либо интерпретаций, считаю, мягко говоря, странными.

Stranger
Moderator
Сообщения: 242
Зарегистрирован: Ср сен 06, 2006 11:02 pm

Re: Рецензия В.Дельсона

Сообщение Stranger » Ср окт 03, 2007 12:22 pm

Yuriy писал(а): P.S. (Yuriy) Рихтер служил музыке, служил честно, самозабвенно, т.е., действительно забывая о своей личности, поэтому всякие заявления, в каком бы контексте они ни прозвучали, о “зачеркивании” или “стирании” из памяти чьих-либо интерпретаций, считаю, мягко говоря, странными.
Мне кажется, что здесь Дельсон говорит скорее о своем впечатлении, чем о предполагаемом намерении Рихтера. (Возможно, автор статьи ожидал, что Рихтер "затмит", а этого на данном концерте не случилось.)
Кроме того, критик справедливо подчеркивает иное образное содержание этюдов у Рихтера, чем у других исполнителей.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Re: Рецензия В.Дельсона

Сообщение Yuriy » Ср окт 03, 2007 1:47 pm

Stranger писал(а):(Возможно, автор статьи ожидал, что Рихтер "затмит", а этого на данном концерте не случилось.)
А как "это" должно случаться? Простите, это должны объявить после концерта?
Я считаю, что такие слова не должны произноситься или писаться. Рихтер меньше всего думал, что кого-то ему надо затмить. Он, повторяю, служил музыке. А в "беллетристически воспаленном мозгу" (с) критиков начинают возникать подобные "речевые фигуры". Понятно, что каждый человек что-то себе думает, какие-то выводы делает, что-то с чем-то сравнивает. Но не все то, что у тебя происходит в мозгу, надо выносить на всеобщее обозрение. От мыслей отделаться невозможно, но не все надо произносить вслух. Такие мысли, замечу, характеризуют больше автора. Напомню молодежи, что 68-ый - это совсем другое время, и не все могут себе это по-настоящему представить. Многие были так тогда воспитаны, что написанное в газете, в журнале, воспринимали абсолютной истиной. Тем более нормальные авторы статей должны были чувствовать ответственность за каждое свое слово.
Еще раз хочу повторить (это лекторская привычка): "В хорошем обществе не говорят подобные вещи. У людей из хорошего общества другой склад ума, и им просто в голову такое не приходит."
Хочется верить, что Маэстро вряд ли читал о неудавшихся "затмениях". На такие заявления хочется ответить известной цитатой: "Какая чушь!"

P.S.
Stranger писал(а):Кроме того, критик справедливо подчеркивает иное образное содержание этюдов у Рихтера, чем у других исполнителей.
Спасибо за разъяснение.

Stranger
Moderator
Сообщения: 242
Зарегистрирован: Ср сен 06, 2006 11:02 pm

Re: Рецензия В.Дельсона

Сообщение Stranger » Ср окт 03, 2007 3:12 pm

Yuriy писал(а): Напомню молодежи, что 68-ый - это совсем другое время, и не все могут себе это по-настоящему представить.
Уважаемый Yuгiy! Конечно, Вам понятнее контекст и ситуация того времени! Но я воспринимаю эту статью в современном контексте и не нахожу в оценках критика ничего криминального. Ни спорить, ни соглашаться с автором я не могу, так как записи с того концерта я не слушал.
Yuriy писал(а):Рихтер меньше всего думал, что кого-то ему надо затмить.
Этого, кажется, никто и не утверждает. :?
Yuriy писал(а): Я считаю, что такие слова не должны произноситься или писаться.
Прошу прощения, но я так и не могу понять, что именно в статье Дельсона вызывает у Вас возмущение...

P.S. Спасибо за интересную публикацию!

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Чт окт 04, 2007 12:40 am

После беглого просмотра статьи В.Дельсона хочу сказать следующее.
1. Спасибо Юрию за размещение её на сайте. Она не только содержательна и интересна сама по себе, но ещё немного доносит отголосок того времени, когда была написана - конец 60-х годов.
2. Мнение автора, что исполнение Рихтера не может "затмить" иные исполнения не страшно. Не может, и не надо. Слушая Рихтера, я никогда не думал, затмевает он кого-то или нет. Его игра интересна и дорога сама по себе, но она никогда не толкала на сравнения с игрой других пианистов.
3. Автор был на концерте и слушал "Симфонические этюды" внимательно и не равнодушно. У него своё мнение, и это его право.
4. Чувствуется искренность высказываний автора.

Как рецензия, эта статья на голову выше статьи Л.Наумова, размещённой ранее на сайте. В статье Л.Наумова есть ценные моменты, но отнюдь не в той части, которая является собственно рецензией на концерты Рихтера 24 и 27 апреля 1991 года.
Последний раз редактировалось M.I. Чт окт 04, 2007 8:28 pm, всего редактировалось 2 раза.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Re: Рецензия В.Дельсона

Сообщение M.I. » Чт окт 04, 2007 8:25 pm

Yuriy писал(а): Многие были так тогда воспитаны, что написанное в газете, в журнале, воспринимали абсолютной истиной.
Возможно, многие, но не все. А Рихтер был славен не только благодаря газетам и журналам.

Помню, в начале 70-х годов я стоял у билетной кассы зала им. Чайковского. Один из представителей "той" (возможно, консерваторской) молодёжи объснял другому, почему он так ценит Рихтера. Слова были такие: "Рихтер играет с кровью..."
Ещё. Перед концертами в апреле 1972 года, с участием Рихтера в "Прометее" Скрябина, некто сказал: стоит ли идти на эту вещь, ведь там Рихтер играет какие-то три ноты... Ему ответили: "Даже если Рихтер сыграет одну ноту, стоит идти слушать".
Последний раз редактировалось M.I. Сб июл 12, 2008 4:37 pm, всего редактировалось 1 раз.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Re: Рецензия В.Дельсона

Сообщение M.I. » Сб июл 12, 2008 3:34 pm

Yuriy писал(а): (Рецензия В.Дельсона)

Мудрое искусство

Мало кто – даже из самых выдающихся советских и зарубежных исполнителей так заставляет слушателя размышлять о музыке, как Святослав Рихтер. ...Искусство Рихтера будит мысль прежде всего потому, что оно само – продукт глубочайшей мысли. Страстный интеллектуализм исполнительства Рихтера....

Только недооценка проблемной сущности рихтеровского искусства, его дискуссионности в постановке исполнительских задач приводит к тому, что концерты выдающегося мастера редко вызывают серьезную эстетическую полемику.

И еще одно соображение. Любопытная вещь: Рихтер остро заинтересовывает и в тех случаях, когда его точку приемлешь не до конца или не во всем. Может быть, еще и поэтому концерты Святослава Рихтера – всегда значительное событие в нашей музыкальной жизни.
Снова перечитал эту интересную, живую статью В.Дельсона о концерте Рихтера в зале им. Чайковского в мае 1968 года. Книга этого автора о Рихтере гораздо скучнее.

Статья содержательна, полемична и смела, даже остра. Профессиональна. За полемичность ей - "пятёрка", даже с плюсом!
Но, к сожалению, статье не достаёт вдохновенного единства, артистической стройности. Статья словно написана умственным усилием, даже несёт следы некоторой вымученности.

Позиция автора в целом представляется эклектичной. В начале разбора концерта автор напирает на мудрость, интеллектуализм ("страстный") игры Рихтера, особенно это относится к исполнению "Симфонических этюдов". Затем сообщает читателю о "проблемной сущности рихтеровского искусства", о дискуссионности, не только не разбирая, но даже не формулируя проблему. И тут уже думай, что хочешь. А вдруг у Рихтера проблема с музыкой? В конце статьи автор делает, из необходимой вежливости, учтивый реверанс в сторону Рихтера, чтобы "подсластить пилюлю".

Общий дух статьи двойственный. Автор умом восхищается Рихтером, но душой не симпатизирует ему. Не удивительно, что у кого-то из поклонников искусства Рихтера эта статья может вызывать неудовлетворённость, внутренний протест.
Последний раз редактировалось M.I. Сб июл 12, 2008 4:42 pm, всего редактировалось 1 раз.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Re: Рецензия В.Дельсона

Сообщение M.I. » Сб июл 12, 2008 4:33 pm

Stranger писал(а):
Yuriy писал(а): P.S. (Yuriy) Рихтер служил музыке, служил честно, самозабвенно, т.е., действительно забывая о своей личности, поэтому всякие заявления, в каком бы контексте они ни прозвучали, о “зачеркивании” или “стирании” из памяти чьих-либо интерпретаций, считаю, мягко говоря, странными.
Мне кажется, что здесь Дельсон говорит скорее о своем впечатлении, чем о предполагаемом намерении Рихтера. (Возможно, автор статьи ожидал, что Рихтер "затмит", а этого на данном концерте не случилось.)
Кроме того, критик справедливо подчеркивает иное образное содержание этюдов у Рихтера, чем у других исполнителей.
По-моему, возле слов "зачеркнуть, "затмить" в тексте В.Дельсона Yuriy справедливо почувствовал некоторую двусмысленность, сомнительную тональность высказывания. Ну как же, "Рихтер меньше всего стремится зачеркнуть...". Да, "меньше всего" - а всё-таки стремится!
Похоже, тут В.Дельсон невольно выдал своё ощущение, что игра Рихтера представляется ему не вполне органичной, что он не приемлет её вполне и до конца. Но прямо этого не сказал. А Yuriy раскусил его.

Спасибо Юрию!

Stranger
Moderator
Сообщения: 242
Зарегистрирован: Ср сен 06, 2006 11:02 pm

Re: Рецензия В.Дельсона

Сообщение Stranger » Сб июл 12, 2008 5:11 pm

M.I. писал(а): Похоже, тут В.Дельсон невольно выдал своё ощущение, что игра Рихтера представляется ему не вполне органичной, что он не приемлет её вполне и до конца. Но прямо этого не сказал. А Yuriy раскусил его.
Интересно, а были ли в советское время статьи, в которых игра Рихтера подвергалась критике напрямую?

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Re: Рецензия В.Дельсона

Сообщение M.I. » Сб июл 12, 2008 5:34 pm

Stranger писал(а):
Yuriy писал(а): Напомню молодежи, что 68-ый - это совсем другое время, и не все могут себе это по-настоящему представить.
Уважаемый Yuгiy! Конечно, Вам понятнее контекст и ситуация того времени! Но я воспринимаю эту статью в современном контексте и не нахожу в оценках критика ничего криминального. Ни спорить, ни соглашаться с автором я не могу, так как записи с того концерта я не слушал.
Yuriy писал(а):Рихтер меньше всего думал, что кого-то ему надо затмить.
Этого, кажется, никто и не утверждает. :?
Попробуем перенестись в то время, в 1968 год.

В ту эпоху всё, что выходило из печати, подвергалось цензуре. Поэтому авторами иногда мог употребляться "эзопов язык" - использование намёков для выражения своей мысли. К слову сказать, основатель СССР В.И.Ульянов (Ленин) вынужден был пользоваться этим в своей дореволюционной открытой публицистике, и писал тогда, что проклинает эту необходимость. Так вот, какой-нибудь намёк в советском печатном издании мог восприниматься читателем, как неявно "одобренный сверху". Сами же авторы открытых публикаций могли восприниматься кем-то из читателей как оракулы, вещающие "истину в последней инстанции". Отсюда - особая ответственность авторов того времени перед читателями за каждое вышедшее в печати за их подписью высказывание.
Последний раз редактировалось M.I. Сб июл 12, 2008 6:03 pm, всего редактировалось 1 раз.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Re: Рецензия В.Дельсона

Сообщение M.I. » Сб июл 12, 2008 6:00 pm

Stranger писал(а): Интересно, а были ли в советское время статьи, в которых игра Рихтера подвергалась критике напрямую?
Не могу утверждать это со всей определённостью, т.к. не располагаю необходимым материалом. Скорее всего, да. Перелом произошёл, очевидно, после 1960 года, когда власти "утвердили " Рихтера пианистом № 1 в СССР. После баснословного успеха его гастролей в США в конце 1960 года. В 1961 году Рихтер стал Народным артистом СССР и лауреатом Ленинской премии, - как говорили злые языки не только за то, что хорошо играл в США, но и за то, что вернулся оттуда.
Перед самой поездкой в США тональность печатных высказываний о Рихтере явно улучшилась. Сужу об этом косвенно, помятуя одно из писем Г.Г.Нейгауза 1960 года, где он упоминает, что вот теперь Рихтера готовят к отправке на гастроли в США, и по этому поводу в печати раздался "малиновый звон".
Тут стоит вспомнить, с каким трудом Рихтеру была открыта свободная дорога на Запад. В фильме Монсанжёна есть кадры, где Н.Л.Дорлиак рассказывает, что это было сделано лично главой СССР Хрущёвым с подачи министра культуры Фурцевой.

Леонид
Сообщения: 4
Зарегистрирован: Вт мар 04, 2008 1:43 am

Сообщение Леонид » Пт апр 08, 2011 11:48 pm

Прошу прощения, если этот вопрос уже обсуждался.
Правда, не в статье, а в книге Дельсона о Рихтере (1961) написано, что пианист включал в свой репертуар произведения КИТАЙСКИХ композиторов (стр. 82).
Уважаемые знатоки творчества Святослава Теофиловича! Просветите, что это за китайцы, которых играл Рихтер? Я, честно, впервые встретил такую информацию и очень удивлен.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Сб апр 09, 2011 2:08 am

Леонид писал(а):Прошу прощения, если этот вопрос уже обсуждался.
Правда, не в статье, а в книге Дельсона о Рихтере (1961) написано, что пианист включал в свой репертуар произведения КИТАЙСКИХ композиторов (стр. 82).
Уважаемые знатоки творчества Святослава Теофиловича! Просветите, что это за китайцы, которых играл Рихтер? Я, честно, впервые встретил такую информацию и очень удивлен.
Да, вопрос интересный. Я когда-то обратил внимание (еще в 69-ом) на это заявление, а потом как-то о нем забыл. Тогда, разумеется, у меня не было никаких специальных источников, поэтому приходилось принимать на веру, хотя сомнения были. Сейчас могу точно сказать, что никогда в программах Рихтера не появлялись китайские композиторы. Возможно, он что-то услышал в Китае, с чем-то познакомился, но, повторяю, ничего подобного не играл. В Китае он дал довольно много концертов - с 1/9/57 по 30/9/57 - 10 сольных, 6 - с Ниной Дорлиак; города: Пекин, Шанхай, Кантон, Тянцзин.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Ответить