Пастернак. "Музыка"

Книги, статьи, портреты, фотографии - все, что связано с Рихтером
Ответить
belgian_shepherd
Сообщения: 50
Зарегистрирован: Ср ноя 08, 2006 9:13 pm
Откуда: М.О.

Пастернак. "Музыка"

Сообщение belgian_shepherd » Пт янв 19, 2007 11:06 pm

Музыка

Дом высился, как каланча.
По тесной лестнице угольной
Несли рояль два силача,
Как колокол на колокольню.

Они тащили вверх рояль
Над ширью городского моря,
Как с заповедями скрижаль
На каменное плоскогорье.

И вот в гостиной инструмент,
И город в свисте, шуме, гаме,
Как под водой на дне легенд,
Bнизу остался под ногами.

Жилец шестого этажа
На землю посмотрел с балкона,
Как бы ее в руках держа
И ею властвуя законно.

Вернувшись внутрь, он заиграл
Не чью-нибудь чужую пьесу,
Но собственную мысль, хорал,
Гуденье мессы, шелест леса.

Раскат импровизаций нес
Ночь, пламя, гром пожарных бочек,
Бульвар под ливнем, стук колес,
Жизнь улиц, участь одиночек.

Так ночью, при свечах, взамен
Былой наивности нехитрой,
Свой сон записывал Шопен
На черной выпилке пюпитра.

Или, опередивши мир
На поколения четыре,
По крышам городских квартир
Грозой гремел полет валькирий.

Или консерваторский зал
При адском грохоте и треске
До слез Чайковский потрясал
Судьбой Паоло и Франчески.

1956



Одно из "музыкальных"стихотворений Пастернака, написанное по мотивам переезда Рихтера на новую квартиру в Дом композиторов на ул. Неждановой (сейчас Брюсов переулок). Подтверждение тому мы можем обнаружить, например, в книге Д. Терехова "Рихтер и его время", где автор приводит черновик одного из своих писем Святославу Теофиловичу: "... Мы с Ни­ной зашли в Церковь на улице Неждано­вой, прямо под окнами недавней Вашей квартиры, окнами шестого этажа. Кажет­ся, только вчера мы перевозили сюда кни­ги и ноты с улицы Левитана. ...

Дом высился, как каланча,

По тесной лестнице угольной

Несли рояль два силача,

Как колокол на колокольню.

И дальше:

Жилец шестого этажа...

Я всегда вспоминаю это, проходя здесь. Почему-то именно здесь, а не на Бронной..."

В общем, это обычное лирическое стихотворение с присутсвием фабулы, однако ввиду присутвия в нем и Рихтера, мне кажется, интересным будет его немного рассмореть. Вслед за фабулой, все образы как бы стремятся вверх. Экспрессия их по мере развертывания стихотворения возрастает. В первой строфе, высшая точка - это "колокольня", во-второй - "каменное плоскогорье", а в четвертой "жилец шестого этажа" уже возвысился надо всей землей, "ею властвуя законно". Далее, если до пятой строфы мы имеем дело с простыми сравнениями - дом... как каланча, рояль.... как колокол, как с заповедями скрижаль, ... как бы в руках ее держа, как под водой на дне легенд, т. е, субьект (что сравнивается) и объект (с чем сравнивается) сравнения пока далеки друг от друга, то в пятой строфе, с появлением собственно темы музыки, когда "жилец" "заиграл", появляются и чистые метафоры, в которых явления эти уже полностью сливаются, образуя новые смыслы (количество которых ограничивается только мерой любви читателя к "жильцу";)). А в заключительных строфах и вовсе развивается цепь обратных сравнений, где субъект и объект меняются местами, т.е. "сон Шопена", "полет валькирий" и "Франческа да Римини" Чайковского уподобляются импровизациям героя, а не наоборот...

Пастернак, насколько я понимаю, не был восторженным поклонником Рихтера, да и к 1956-му году его любовь к музыке поугасла, но вот - последний привет, наверное...

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Сб авг 25, 2007 5:50 pm

Прозаический вопрос: какой номер этого дома?

belgian_shepherd
Сообщения: 50
Зарегистрирован: Ср ноя 08, 2006 9:13 pm
Откуда: М.О.

Сообщение belgian_shepherd » Вс авг 26, 2007 10:43 am

M.I. писал(а):Прозаический вопрос: какой номер этого дома?
8/10

Ответить