Музыкальные потрясения

timalism
Site Admin
Сообщения: 501
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 1:18 am
Откуда: Уфа-Москва
Контактная информация:

Музыкальные потрясения

Сообщение timalism » Ср сен 06, 2006 3:43 pm

П. И. Чайковский. Симфония № 6, «Патетическая». Евгений Мравинский, Академический симфонический оркестр Ленинградской государственной филармонии. Запись 1960 года, Вена.
Потрясение почти на физическом уровне. С одной стороны, звучит суше, классичнее и техничнее многих исполнений. Благодаря этому, в частности, было внятно начало репризы первой части – обычно оно сливается на слух с концом разработки. С другой стороны, произвольнее по темпам и взрывнее.
Разработка I части просто несется к обрыву. Но к цитате православного песнопения «Со святыми упокой» в моих глазах уже стояли слезы, хлынувшие в генеральной кульминации части (неодолимое стремление скрипок и тромбонов друг к другу). Во второй части симфонии Е. А. Мравинский темпом, аккомпанементом и штрихами струнных подчеркнул вальсовость (физически невозможную: «раз-два-три-четыре-пять-раз…»!). III часть исполнена феерически. Реминисценции из Пятой симфонии Бетховена («так судьба стучится в дверь»), насмешливый кларнет, инфернальные вихри оркестра – великолепно! И в то же время, Евгений Александрович со своим оркестром сделали очевидной заложенную в музыке этой части фатальность игры в русскую рулетку под названием жизнь. Логично вторгается пронзительно исполненный финал, звучащий здесь почти гимнично. Его я дослушивал уже на коленях. На коленях перед П. Чайковским и Е. Мравинским…

Если Вы испытывали подобные потрясения от музыки и (или) исполнения - поделитесь, пожалуйста!

Twirl
Сообщения: 16
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 5:03 pm

Сообщение Twirl » Чт сен 07, 2006 4:10 am

Есть, конечно есть. И много.
Например, кто слышал такую вот интересную запись: Первый концерт Чайковского, Артур Рубинштейн/Димитрий Митропулос, 1946 года? Старая, малоизвестная запись - но какой эффект! Это надо слышать: как громогласно вступает Рубинштейн вместе с оркестром, и как нежно и тонко играет сольные фрагменты - залюбуешься!

nikolai
Сообщения: 31
Зарегистрирован: Сб май 27, 2006 7:17 pm

Сообщение nikolai » Сб окт 28, 2006 12:51 am

Много было таких потрясений. Шестая Чайковского с Мравинским в их числе. Сюда же могу добавить две Пятые: Шостаковича и Чайковского, слушал в концерте в Москве осенью 1982 года.
Рихтер: Бетховен, op.111 (БЗК, январь 1975), 3-й концерт с Баршаем, Шуберт - Соната G-dur, op.78, D-894 (май 1978) - это все живые гениальные концерты. Этот список можно продолжать довольно долго...
Четвертая Брамса и "Кориолан" Бетховена с Карлосом Кляйбером на DVD. Из относительно недавних сильнейших музыкальных впечатлений - Ирмгард Зеефрид с "Ich bin der Welt abhanden gekommen" Малера на стихи Рюккерта. В этом была такая невероятная теплота и сердечность, которую нечасто можно встретить. Меня пробрало до слез

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Музыкальные потрясения

Сообщение Yuriy » Вс окт 29, 2006 11:38 pm

Потрясений было много.
Начну с концертов Святослава Рихтера.

Соната Прокофьева # 8 (Киев, 24.11.69). Колоссальный накал! Создание шедевра на глазах ошеломленной аудитории.
Ленинградский концерт 20.01.72. Непревзойденное исполнение 31-ой Сонаты Бетховена. Помню эти аккорды в последней части перед второй фугой. – Мурашки по коже! Симфонические этюды Шумана в том же концерте – тоже, как по мне, его лучшее исполнение. Монументальное произведение, выполненное волей и мастерством гения, равновеликого автору. И удивительное исполнение на бис Ноктюрна фа мажор Шопена, соч.15, #1. Невозможно забыть: после томительной паузы взлет, как на гребне волны, - начало второй части. Крайние были сыграны с неземной чистотой, целомудренно.
Соната до минор Шуберта – киевский концерт 12.02.72. - Восторг, ликование в финале. Бис - “Остров радости” Дебюсси. Слушать такое – счастье!
Шопен: два до диез минорных этюда, ор.10 и ор.25, 4-е Скерцо (Киев, 8.10.76). Скерцо поразило драматизмом и глубиной. Вот что значит уметь услышать и понять глубинное содержание музыки и с непостижимым совершенством исполнить, донести до слушателя, поверяя ему личные тайны, вводя его в мир шопеновских образов, какими они представлялись ему, великому музыкальному мыслителю!
Экспромт ля бемоль мажор, ор.90,# 4 (Киев, октябрь 1979). Звуки неземной чистоты. Во время слушания явственно ощутил как бы волну, окутавшую на несколько мгновений.
“Танец Пека” Дебюсси (Киев, 8.06.80). Об этом уже писал. Образ этой прелюдии навсегда запечатлелся в памяти.
Прелюдия, Хорал и Фуга Франка (Киев, 17.09.82). Очень люблю у него эти щемящие аккорды в Прелюдии. - Пауза… Приготовился к откровению… Но реальный звук, его насыщенность превзошли ожидания! Почувствовал мгновенно выступившие слезы, которые усилием воли все же удалось вернуть назад. Нерукотворное исполнение!
“Ludus Tonalis” Хиндемита (12.04.85, последнее выступление великого музыканта в Киеве). Грандиозное по форме и содержанию произведение. Это был нелегкий труд – пытаться осмыслить его, слушая впервые. Но исполнитель подобно дантовскому Вергилию провел нас через этот шедевр. Это была поистине “ожившая архитектура” (с)! Подобный принцип, как я считаю, у него и в подходе к раскрытию смысла и значения ХТК.
А вообще могу сказать, что потрясением был каждый его концерт без исключения.

Были и другие замечательные музыканты, оставившие след в памяти.

Соната Шопена си минор у Ани Фишер (Киев, 1968).

Сюиты Баха у Наталии Гутман (Киев, начало 80-ых). Для меня ее исполнение остается эталонным. Сонаты и Партиты Баха у Олега Кагана, сыгранные в то же время.

7-я Симфония Бетховена с Игорем Маркевичем, приехавшим в Киев, на свою родину. Оркестр постарался, чтобы быть в тот вечер достойным великого дирижера. Через месяц после этого концерта музыканта не стало…

Радуют и молодые музыканты!
В марте этого года в зале Киевской филармонии нам посчастливилось услышать шедевр – “Ночной Гаспар” Равеля в исполнении талантливой обаятельной студентки Алии Акбергеновой. Я всегда жду от нее новых находок, но на сей раз это было поистине открытие! После концерта я говорил знакомым, что, по моему мнению, этот зал не слышал звуков такой чистоты и красоты (особенно в “Ундине”) уже 21 год!

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Вс апр 08, 2007 7:58 pm

Трудно сказать, испытывал ли я когда-нибудь потрясения от слушания музыки, но сильные впечатления бывали. Например, при слушании записей дирижёра Вильгельма Фуртвенглера. Это был великий дирижёр. У Рихтера (в "дневиках", если не ошибаюсь) записано суждение о нём: "Между Фуртвенглером и остальными дирижёрами - пропасть". К сожалению, я довольно поздно, лишь в начале 90-х годов, "заметил" записи Фуртвенглера (а можно ведь было и раньше!). Благодаря им я понял, что такое симфоническая музыка.

Здесь, в рубрике "музыкальные потрясения", упомяну про запись 3-ей симфонии Бетховена с концерта в Вене с Венским симфоническим оркестром 12 декабря 1944 года (недорогое издание из госфонда СССР). Особенно впечатляет вторая часть. Здесь это уже не просто траурный марш, а картина шествия на Голгофу и казни Христа. Апогей образности достигается в кульминации второй части, ассоциирующейся у меня с моментом земной смерти Христа, когда дневной свет померк и земля разверзлась.

А каково было впечатление у слушателей в зале? Представьте себя на их месте. Ведь идёт декабрь 1944 года, Германия в сжимающемся кольце фронтов и её военная гибель уже предрешена.
Более поздние записи этой симфонии в исполнении Фуртвенглера тоже очень хороши по исполнению и лучше по качеству звукозаписи, но по художественной силе воздействия эта - наилучшая.

Chiarina
Сообщения: 23
Зарегистрирован: Ср авг 08, 2007 2:12 am
Откуда: Киев
Контактная информация:

Сообщение Chiarina » Пт авг 10, 2007 8:38 pm

Для меня последним музыкальным потрясением является 3й концерт Прокофьева. К сожалению, неизвестно, кто исполняет, но и оркестр, и пианист на высоте!
Ещё недавно услышала исполнение Симфонии №41 Моцарта, дирижёр - Герберт фон Караян. Так же есть запись его репетиции с оркестром - очень интересно! Насколько дирижёр работает с оркестром, как он всё объясняет, буквально каждую ноту, - поразительно!
А те записи Рихтера, которые я слышала, все гениальны, Соната №8 Прокофьева тоже ...сказать "впечатляет" - это ничего не сказать.
Исполнение "Ундины" из "Ночных призраков" Равеля меня поразило только в исполнении студентки Харьковской Консерватории Оли Кожокарь. Даже Марта Аргерих настолько "Ундину" не прочувствовала, по-моему.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Пт авг 24, 2007 8:30 pm

Chiarina писал(а):А те записи Рихтера, которые я слышала, все гениальны, Соната №8 Прокофьева тоже ...сказать "впечатляет" - это ничего не сказать.
Нельзя ли поделиться, какая именно из записей Восьмой сонаты Прокофьева произвела столь сильное впечатление? Записей этой сонаты есть не менее трёх.

Chiarina
Сообщения: 23
Зарегистрирован: Ср авг 08, 2007 2:12 am
Откуда: Киев
Контактная информация:

Сообщение Chiarina » Пт авг 24, 2007 9:15 pm

Поделиться, конечно, можно, но я знаю только год записи - 1962.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Сб авг 25, 2007 2:58 am

Chiarina писал(а):Поделиться, конечно, можно, но я знаю только год записи - 1962.
Вряд ли это 62-ой. В дискографии Танина указаны официальные записи 60-го, 61-го, 70-го, 73-го и 74-го годов. Есть еще и неофициальные, но их доставать труднее. Неужели Вы располагаете уникальной записью?
А вообще 8-я Прокофьева у Рихтера - нечто совершенно незабываемое! Живое исполнение было способно (особенно при первом слушании) изменить представления о музыке, человеческих возможностях, поднять слушателя на новый уровень постижения искусства.

timalism
Site Admin
Сообщения: 501
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 1:18 am
Откуда: Уфа-Москва
Контактная информация:

Сообщение timalism » Сб авг 25, 2007 11:58 am

Yuriy писал(а):
Chiarina писал(а):Поделиться, конечно, можно, но я знаю только год записи - 1962.
Вряд ли это 62-ой. В дискографии Танина указаны официальные записи 60-го, 61-го, 70-го, 73-го и 74-го годов. Есть еще и неофициальные, но их доставать труднее. Неужели Вы располагаете уникальной записью?
Скорее всего, 1962-й в данном случае - год издания студийной записи
(Лондон, 28 июля - 1 августа 1961).

Chiarina
Сообщения: 23
Зарегистрирован: Ср авг 08, 2007 2:12 am
Откуда: Киев
Контактная информация:

Сообщение Chiarina » Сб авг 25, 2007 2:10 pm

Очень может быть. Вряд ли это уникальная запись, она скачана из интернета. :D
К сожалению, я никогда не слышала Рихтера вживую.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Музыкальные потрясения

Сообщение Yuriy » Ср апр 30, 2008 12:47 am

На forumklassika.ru есть такая тема: "Какие произведения вызывают у вас слезы". Она, безусловно, пересекается с нашей - "Музыкальные потрясения".
Предлагаю вашему вниманию свое сообщение, опубликованное на том форуме. Где-то я повторяюсь, т.е., о каких-то потрясениях писал здесь и раньше.

Мужчине плакать не годится. Но бывают мгновения, когда случается пробОй в защите… Таких в концертах у меня было два. Кажется, в какой-то теме об этом писал (всего не упомнишь, где и по какому поводу писал, так что прошу прощения, если повторяюсь). Первый раз это было где-то в 83-ем, в концерте Наталии Гутман. Играла с Сухаребской, и тогда захотелось, чтобы она сыграла без пианистки. И вот первый бис – она выходит одна. Тогда подумал, что сейчас будет что-то из какой-нибудь Сюиты Баха. И правда – Прелюдия из 5-ой! Хоть и ожидавшаяся, но неожиданность! Какой звук и какое необыкновенное состояние! Кажется, почувствовал слезы, но кажется, каким-то усилием смог втянуть их назад. Я ей недавно об этом рассказал, а она не поверила, что играла на бис именно Прелюдию. Сказала, что она в качестве биса не годится. Но у меня ведь и программка сохранилась, я там отметил бисы.
16.09.1982, Киев, концерт Рихтера, второе отделение: Прелюдия, Хорал и Фуга Франка. Казалось бы, ну что я могу услышать нового? Пластинку с его записью запилил до дыр, знаю там каждый звук и шорох… Вот тема Прелюдии, пауза и эти ожидаемые, но превосходящие все ожидания щемящие аккорды! (Поправьте меня, музыканты, если неграмотно выражаюсь.) Никакая запись этого не передает! Это и свойство записи, и свойство Рихтера… Вот тут тоже такое состояние. Не помню уж, что делал со слезами – не до того было!
А вообще слезы – необязательная реакция на высокие откровения. Вот мурашки по коже… - Такое бывало чаще. Во время исполнения Рихтером “Симфонических этюдов” в ленинградском концерте (январь 1972 г.) они (мурашки) почти не переводились. В тот же вечер, во время исполнения 31-й Бетховена, в 3-ей части аккорды перед второй фугой (как это грамотно сказать?). Послушаете записи этой сонаты с других его концертов и по-настоящему этого не ощутите. Просто такое аппаратура, особенно та, передать не могла. “Впрыскивание музыки в пустоту” – вот так можно попытаться объяснить, но при этом не было прямолинейно-однообразного заполнения этой пустоты, не было тупого равномерного крещендо. Тут моего словарного запаса недостаточно, точнее, не хочу даже пытаться. Интересно: есть ли тут на форуме участники, бывшие в том концерте?
Ну а в знаменитом Largo из 7-ой Сонаты - после грозных аккордов нисходящие шестнадцатые (я правильно выражаюсь?) – это и в записи ощущается, но в концерте наводит “пиитический ужас” (с). Только это все же не ужас в плохом смысле. И вот такой случай. Три года тому назад, будучи в Москве, пришел в музей-квартиру Рихтера. Разговорились на кухне с сотрудниками, а мой друг, сотрудник музея, незаметно вышел и включил это Largo. Такая неожиданность! Из зала хлынули звуки: играет хозяин! Тут такое нахлынуло... Но уместнее помолчать...
А сколько откровений у него в 17-ой Сонате! Все это переживалось в концертах и впитывалось.
Точно где-то писал о медленной части 2-го квартета Брамса (снова в живом концертном исполнении, хотя в записи тоже звучит замечательно). Таких образов, музыки такой выразительности не слышал ни у кого. А удары большого колокола в “Затонувшем соборе”, да и других тоже! “Остров радости” – сплошной восторг! Тут не слезы, тут захлестывающая радость от того, что можешь окунуться в это чудо! А мне ведь трижды посчастливилось слушать у него в концертах эту замечательную пьесу. Но я, чувствую, перешел от “слез” к “потрясениям”. А потрясений было много, но это другая тема…
Все же из “потрясений” хотел бы вспомнить увертюру “Кориолан” у Фуртвенглера, 9-ю Симфонию Брукнера у него же.
Да, а "Клубится волною" у Шаляпина! Тут, кажется, о нем не вспоминают.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Ср апр 30, 2008 11:50 pm

Собственно, музыкальных потрясений как таковых, в самом буквальном смысле этого слова , т.е. впечалений взрывного, ошеломляющего характера, у меня не было. Концертами Рихтера я не потрясался, а, скорее, насыщался, впитывал их. Очень важно и то, что обычно впечатление от концерта Рихтера усиливалось, росло ещё затем в течение нескольких дней. Кое-что, однако, по природе напоминающее потрясение, можно отметить. Как ни странно, это связано с Бахом - композитором, не очень мне понятным.

Вероятно, лето 1968 года, самое начало моего слушания Рихтера и его записей. Прослушал на пластинке Фантазию и фугу ля минор BWV 944, известная запись 1948 года. Прослушал несколько раз, и так был ошеломлён впечатлением, особенно от фуги, что схватил пластинку и помчался через пол-Москвы к приятелю, чтобы поделиться с ним таким неожиданным впечатлением. До сих пор помню, что центром этого впечатления было то, как открыто, искренне, щедро играет пианист: "душа нараспашку"! Впечатление изливалось из фуги, как изливается из ключа вода: безостановочно откуда-то из глубины поднимаются всё новые и новые порции чистой холодной воды.

8 мая 1991 года. Рихтер играл Английские сюиты № 4 и № 6. Всё было сыграно великолепно. Но финальные части обеих сюит игрались так, как я никогда ещё не слышал. Ритм в них имел колоссальную силу. Тогда я понял, что ТАК можно играть только по нотам. Без нот - невозможно. Пожалуй, это был для меня единственный случай, когда игра по нотам имела явное преимущество перед игрой на-память.

22 мая 1991 года, БЗК Французские сюиты №№ 2, 4 и 6, Французская увертюра. Тут было не потрясение, а изумление. Раньше Рихтер играл с сильной выразительностью, напряжением, психологическими нагнетаниями и спадами, паузами, взрывами. Здесь - он играл одним средством - звуком, и больше ничем! Это было так неожиданно, ново... Один звук , и больше ничего! Такого впечатления раньше никогда не было. Впрочем... в последствии тоже.

Совершенно особенное, единственное в жизни впечатление было 9 января 1977 года. Рихтер играл тогда в БЗК днём с оркестром Кондрашина Концерт Моцарта № 18. Но это совсем отдельный разговор. Могу лишь сказать, что видеозапись этого концерта передаёт, в лучшем случае, лишь одну десятую от того, что было на концерте. Но и эта одна десятая - бесценна.
Последний раз редактировалось M.I. Пн дек 05, 2011 7:07 pm, всего редактировалось 1 раз.

Виталий
Сообщения: 34
Зарегистрирован: Вс мар 23, 2008 10:25 pm
Откуда: одинцово

Сообщение Виталий » Чт май 01, 2008 1:06 am

Позволю и я себе написать несколько слов на эту тему.

Конечно, и Юрию, и M. I. несказанно повезло, что они имели драгоценные возможности слушать и видеть Рихтера на его концертах. Уверен: то были ни с чем не сравнимые переживания, которые вряд ли когда-либо доводилось испытывать. Но, к сожалению, я, представитель более молодого поколения, был лишен того сказочного счастья. Поэтому для меня искусство Рихтера воплощается прежде всего в его записях. Я усматриваю в этом и положительный момент: если в концертных залах часто приходилось сдерживать слезы, то оставаясь с музыкой Святослава Теофиловича один на один, можно смело дать эмоциям восторжествовать над диктатом скупого рассудка. Поэтому я бы хотел упомянуть некоторые записи Рихтера, явившиеся для меня настоящим откровением.

Рихтер для меня - это прежде всего Бах, который является моим самым любимым и почитаемым композитором. Много музыкантов замечательно играли и играют его музыку, но в глобальном отношении лишь двое исполнителей сумели подобраться, подобно океанскому батискафу, ко дну его бесконечной Вселенной (на мой взгляд, разумеется) - Святослав Рихтер и Розалин Тюрек. Я никогда не забуду ту дрожь в позвоночнике, которую испытал от первых аккордов Фантазии и фуги Ля минор в исполнении Рихтера, - словно величайшее божественное откровение, некий божественный абсолют открылись мне в бездонно глубоких, поражающих своей внечеловеческой космичностью звуках рихтеровского рояля. Это было невероятное потрясение, настоящее чудо, явившее собой рождение новой, трансцендентной Вселенной, - ни одна запись баховской музыки, за исключением разве что скрипичной партиты Ре минор с Кристианой Эдингер и Хроматической фантазии и фуги Ре минор со Скоттом Россом, не имела на меня такого немыслимого воздействия. В тот день я переслушал первую минуту с небольшим более ста раз, будучи не в силах поверить в то, что человек своими руками мог сотворить целый космос, пусть даже этим человеком был Рихтер. Это прозрение наступило у меня с первой секунды первого раза, - как только я услышал Фантазию, - следующая за ней фуга даже несколько разочаровала меня по началу: уж больно не хотелось, чтобы гипнотическая Фантазия когда-либо закончилась (чуть позже я, конечно же, целиком осмыслил этот шедевр). А затем - в тот же вечер - я услышал вторую часть Ре-минорного концерта Баха, о которой писал в другой теме. С того самого дня я уже знал, что Рихтер являет собой совершенно особенное олицетворение баховского искусства. Затем были "Хорошо темперированный клавир", ставший, наряду с версией Тюрек, моим самым любимым исполнением, к которому я постоянно возвращаюсь и который неизменно дает мне новую пищу для духовного роста, французские и английские сюиты, Французская увертюра, Итальянский концерт - иными словами, абсолютно все рихтеровские записи Баха. Невозможно передать тот восторг и то упоение, во власти которых я оказался, прослушав Си-мажорную фугу из ХТК-2 в исполнении Святослава Теофиловича, - это божественное сочинение, которое для многих бахианцев является не чем иным, как скачкой с препятствиями. Не так у Рихтера: он играет её очень медленно, но именно эта размеренность позволяет придать сочинению особенное возвышенное значение, которое красноречиво напоминает о том, что Бах был прежде всего не специалистом-ремесленником полифонии, а глубоко верующим человеком, стремившимся воплотить религиозные борения духа в своих произведениях. Я был потрясен этим прочтением: мне казалось, что сам Бах разговаривает со мной.

Я бы мог писать и писать о других композиторах, которые стали дороги и близки мне именно благодаря Рихтеру, но, оглядываясь на уже написанное, очень боюсь утомить уважаемых читателей. Завершая свой маленький рассказ, хочу сказать, что если бы не искусство Рихтера, то я, возможно, ничего не знал бы об искусстве Иоганна Себастьяна Баха или, по крайней мере, об очень важной его составляющей. А моя душа не знала бы тех великих потрясений, которые я испытал от соприкосновения с рихтеровским Бахом. Я вполне могу считать себя счастливым человеком.

Владимир
Сообщения: 131
Зарегистрирован: Сб июл 29, 2006 10:59 am
Откуда: г.Москва

Сообщение Владимир » Сб май 10, 2008 1:37 am

Для меня музыкальным потрясением стало исполнение Рихтером Шуберта и Мендельсона (Серьезные Вариации) из фильма. Также Бах- Фантазия и фуга.

Еще- исполнение Леонидом Коганом Чаконы Баха и Паганини (концерта). Когда- давным-давно видел его по телевизору-был ошеломлен его игрой. Недаром в фильме о Паганини- задействовали именно Л.Когана.
Также 20, 23, 24 концерты Моцарта- в исполнении Венского оркестра.
Реквием, Волшебная флейта- аналогично.

До бесконечности также можно слушать Баха: "Страсти по Матфею, Страсти по Иоанну, Магнификат, Месса-си-минор- в первую очередь начало,1 часть и sanktus.
Ну, а на закуску из Баха- неплохо- Пасскалия-до-минор, Дорическая токатта и фуга-ре-минор. 6 Браденбургский концерт.

Ответить