И снова 20-е марта!

Фестивали, конкурсы, концерты, связанные с именем Рихтера. Новые диски, книги, фильмы,.. Памятные даты.
Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

И снова 20-е марта!

Сообщение Yuriy » Сб мар 20, 2010 12:28 am

20-го марта, в день рождения великого Музыканта, в киевской газете "Зеркало недели" появится моя статья. Написана он, разумеется, для «широкой» публики, которой, возможно, надо объяснить, кто такой Рихтер.

К 95-летию Святослава Теофиловича Рихтера

В эти дни мы чествуем великого нашего соотечественника, Святослава Теофиловича Рихтера. Он единодушно был назван «Музыкантом века», века минувшего, для искусства которого не существует временных преград. Иначе и быть не может – его творчество высокое и истинное, несущее огромный интеллектуальный, эмоциональный, нравственный заряд. Сейчас, в век молниеносного распространения информации, о великом музыканте можно найти много статей, непреходящее значение его деятельности обсуждается на крупнейших музыкальных форумах, но темы «Рихтер в Киеве», «Рихтер и Украина», увы, практически не разработаны. А ведь такие высокие примеры должны принадлежать образованной нации, людям, чьи интересы не ограничиваются только сиюминутными потребностями. Бескомпромиссное беззаветное служение делу – чем не пример для молодежи!
Рихтер родился 20/03/1915 в Житомире, в семье пианиста и органиста немецкого происхождения, Теофила Данииловича Рихтера, и Анны Павловны Москалевой, русской дворянки. Святослав Теофилович, а в ту пору просто Светик, сохранил в памяти колорит провинциальной жизни. Его воспоминания обаятельны, красочны, сродни картинам.
Но лучше о житомирских годах пусть расскажет сам Рихтер (из книги В.Н. Чемберджи «О Рихтере его словами», М. 2004):

- Я родился в 1915 году в Житомире, на Бердичевской улице. Теперь эта улица уже давным-давно называется улицей Карла Маркса, хотя она переходит в Бердичевское шоссе, так что ее первое название соответствовало действительности. Шоссе приводит к мосту через речку Тетерев.
На спуске из города жила «Магрита» со своей мамой, и там нас кормили. В какой-то хибарке. Идя туда, можно было сковырнуться кубарем. «Магрита» - Ира Иванова - теперь жена Льва Николаевича Наумова. Генрих Густавович обожал его. Замечательный музыкант, святой человек, верный последователь школы Нейгауза, симпатичный и трогательный. Я слышал, как он изумительно играл Четвертое скерцо Шопена...
Если посмотреть с моста налево, далеко-далеко была видна церковь, которая будила надежды на что-то интересное и неизвестное...

Вскоре семья переехала в Одессу, где отец получил место преподавателя консерватории. Вот тут Светик начал пробовать рояль. С отцом занятия не получались, и тот передал его своей ученице, арфистке. После нескольких занятий она поняла, что дать начинающему пианисту ничего не сможет, поэтому будущий властитель умов и сердец меломанов всего мира музыкально развивался и воспитывался сам. Кто знает, может быть так и надлежит гению. Пианистической технике он особого внимания не уделял, все происходило как-то само собой. Зато задачи художественного порядка, видимо, ставил серьезные. Подтверждением может служить рассказ одного киевского пианиста, уроженца Одессы. Он вспоминает об одном случае, происшедшем со Святославом, ставшим к тому времени корепетитором в оперном театре. В то время в театр определился дирижер Столлерман, который провел свою первую репетицию – «Евгения Онегина». По окончании он поблагодарил певцов, сказав, что все это, наверное, было хорошо, но он никого из них не слушал. Он слушал пианиста-концертмейстера.
Пришло время, и молодому пианисту захотелось попробовать себя в качестве солиста. 19/03/1934 он дал свой первый концерт в Одесском Доме инженера. Об этом Рихтер вспоминает в известном фильме французского музыканта и режиссера музыкальных фильмов Бруно Монсенжона. В программе произведения Шопена. Они положили начало его будущему грандиозному по масштабам репертуару. Первый успех подтвердил правильность выбора и поставил перед необходимостью получить консерваторское образование. Благодаря помощи одесских меценатов, среди которых был известный офтальмолог Филатов, Рихтер приехал в Москву, где судьба свела его с замечательным пианистом, человеком европейски образованным, щедрым и гостеприимным, ставшим вторым отцом талантливому ученику, профессором Московской консерватории Генрихом Густавовичем Нейгаузом. Две души, влюбленных в музыку, искусство, нашли друг друга. Молодой пианист попал в творческую среду, где расцвел его талант. Бытовые условия его не интересовали. Не имея собственного крова над головой, он жил то у Нейгауза, то у друзей. Занимался порой по ночам, в Гнесинском институте, куда по распоряжению Елены Фабиановны Гнесиной его велено было пускать. Стремительно рос его репертуар. Композитор Прокофьев доверил ему, студенту, первое публичное исполнение 6-ой Сонаты. 26/11/40 в Малом зале Московской консерватории состоялась эта премьера, ставшая московской премьерой и пианиста Рихтера. Присутствовавший в концерте автор выкрикнул с места: «И так можно играть эту сонату!»
В небольшой статье нет возможности охватить огромный, захватывающий пятидесятипятилетний путь в искусстве величайшего музыканта-пианиста. Интерес к его искусству никогда не иссякнет. «Сверхмощный дух и глубина», как охарактеризовал его талант Генрих Густавович, проник в самоё сущность музыки, собственно, выйдя на другие высоты и орбиты, где музыка становится частью искусства, а оно, в свою очередь, призвано ответить своим уникальным языком на вечные вопросы. Рихтер, подобно дантовскому Вергилию властно вел за собой слушателей разных аудиторий, стран и континентов. Но, если первому заказаны были высшие светлые миры, то Рихтеру были подвластны как скрытые от иных глубины, так и горние высоты. Бытует мнение, что гениальными бывают только творцы музыки – композиторы. Рихтер доказал, что гениальным творцом может быть и исполнитель. Произведение, будучи написанным и изданным, обретает свою самостоятельную жизнь, как бы принадлежа не только автору. Именно вдумчивый исполнитель способен сделать его близким слушателю, перенося авторский замысел порой через столетия, раскрывая его пророческую суть, которую не всегда могли в полной мере осознать современники. Нет сомнения, что великие творцы, жившие задолго до нас, смогли бы порадоваться, услышав свои творения в таком прочтении.
О концертах Рихтера писали много и восторженно, писали у нас и по всему миру, где бы он ни выступал. Хочется вспомнить о том счастье, которым он одаривал нас, киевлян. Первый его концерт состоялся 15/11/1944. В программе 8-я Соната Моцарта, «Аппассионата» Бетховена, этюды и пьесы из цикла «Годы странствий» Листа, две прелюдии и Вальс си минор Шопена. Сам слышал восторженные рассказы старожилов о 1-ом Концерте Чайковского, исполненном с дирижером Натаном Рахлиным 18/11/1944. Это было нечто неслыханное, настоящее потрясение. Так у молодого пианиста появилась своя публика, свои страстные почитатели. Были у него и друзья, общение с которыми не прекращалось на протяжении всей жизни. Он дружил с семейством академика А.А. Богомольца. С ныне покойной Зоей Вячеславовной Богомолец он был знаком еще с одесских, детских времен. Дружил он с семейством профессора Киевской консерватории, Всеволода Михайловича Воробьева. С ним и его супругой он познакомился в конце 40-ых в Тбилиси, а в Киеве часто их навещал, даже занимался, готовя программу из четырех концертов для фортепиано с оркестром. Вчитаемся в программу его пребывания в Киеве в ноябре 52-го. С 8-го по 20-е он дал девять (!) концертов – три сольных, четыре с оркестром и два – вместе с камерной певицей, спутницей жизни, Ниной Львовной Дорлиак. Именно в Киеве он исполнил некоторые произведения впервые для себя. Так, у нас оформился цикл из восьми Трансцендентных этюдов Листа, вошедших в его репертуар. 14/11/1949 он целиком прозвучал в нашем Колонном зале (фа минорный был сыгран тогда впервые). 17/11/44 он впервые сыграл одно из вершинных произведений музыки, «Симфонические этюды» Шумана, 7/6/1980 впервые был исполнен «Форелленквинтет» Шуберта именно с тем составом, с которым впоследствии была осуществлена историческая запись фирмой EMI.
Невозможно забыть атмосферу его концертов и предшествовавшее их ожидание. Известие, что такого-то числа приезжает Рихтер, было подобно удару тока. Мозг начинал лихорадочно искать пути доставания заветных билетов. Выискивались знакомые, имеющие какое-либо отношение к филармонии, билеты покупались с «нагрузкой» - билетами на «неходовые» концерты. А те, кому не повезло? Сам видел, как в апреле 85-го молодежь взбиралась по пожарной лестнице на крышу филармонии, чтобы потом пролезть в какое-то окно в другой части здания. Ну а меня и ныне покойного пианиста Сергея Скрынченко администрация попросила раздвинуть толпу у служебного входа. Мы предприняли некоторые попытки, но они закончились тем, что красивым черным пиджаком Сергея штурмующие вход вытерли побеленную стену. На пиджак жалко было смотреть. Уж не помню, что он с ним сделал. Я не стал рисковать, тем более, затея расталкивать эти сотни, если не тысячу, была, очевидно, бесперспективной. Мы пытались убеждать, что Рихтер не сможет пройти, что концерт может сорваться. Томительно тянулись минуты. Высказывались предположения, что Рихтер, узнав об ужасающем столпотворении, отказался играть. Мало ли, что могут придумать возбужденные поклонники… Но развязка наступила сама собой: вдруг издали, с улицы, где народа было не меньше, донеслись аплодисменты, чуть ли не овация. Их подхватили стоящие во дворе, народ почтительно расступился, и Рихтер, наклонив голову, прижимая к груди ноты, быстро преодолел опасное пространство.
Мы тогда не знали, что два концерта, сыгранные им 12/4/1985 будут последними в нашем городе. Позже он не раз играл в разных городах Украины, но в Киев больше не приезжал. Всего он дал у нас 90 концертов. Больше он играл только в Москве (851 концерт) и Ленинграде-Петербурге (230 концертов). После нас следуют Тбилиси (70 концертов), Париж (60 концертов), Прага (59 концертов) и Будапешт с Токио (по 49 концертов).
Хочется верить, что наши историки музыки, энтузиасты отдадут должное этому грандиозному пианисту, глубокой и яркой личности, Музыканту всех времен и народов, Святославу Рихтеру.
Последний раз редактировалось Yuriy Пн мар 22, 2010 1:24 am, всего редактировалось 1 раз.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

timalism
Site Admin
Сообщения: 500
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 1:18 am
Откуда: Уфа-Москва
Контактная информация:

Re: И снова 20-е марта!

Сообщение timalism » Сб мар 20, 2010 11:34 am

Yuriy писал(а): Композитор Прокофьев доверил ему, студенту, первое публичное исполнение 6-ой Сонаты. 26/11/40 в Малом зале Московской консерватории состоялась эта премьера, ставшая московской премьерой и пианиста Рихтера.
Достаточно спорный момент. Впервые Шестая соната Прокофьева прозвучала 8 апреля 1940 года по радио, в исполнении автора. Считаю, что это вполне можно назвать публичным исполнением. Рихтер играл Шестую первым после автора. Ни больше, ни меньше.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Re: И снова 20-е марта!

Сообщение Yuriy » Сб мар 20, 2010 3:09 pm

timalism писал(а):
Yuriy писал(а): Композитор Прокофьев доверил ему, студенту, первое публичное исполнение 6-ой Сонаты. 26/11/40 в Малом зале Московской консерватории состоялась эта премьера, ставшая московской премьерой и пианиста Рихтера.
Достаточно спорный момент. Впервые Шестая соната Прокофьева прозвучала 8 апреля 1940 года по радио, в исполнении автора. Считаю, что это вполне можно назвать публичным исполнением. Рихтер играл Шестую первым после автора. Ни больше, ни меньше.
Это, безусловно, всем известно. Об этом писали все музыкальные критики тех времен. И они подчеркивали, что первое исполнение перед публикой, с аплодисментами автору и исполнителю было именно в МЗК.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Сб мар 20, 2010 5:49 pm

Сегодня в 12 часов дня у могилы Рихтера на Новодевичьем кладбище в Москве под дождём прошла небольшая гражданская панихида. Присутствовало полтора десятка человек. Выступали четверо.
Одним из выступавших был представитель фортепианной фабрики "Ямаха". Он сказал (через переводчика), что его фирма чтит память Рихтера. Рихтер участвовал в создании звука рояля "Ямаха". Фирма называет Рихтера "пианистом Ямахи". У них на фабрике на стене висит портрет, даже несколько портретов Рихтера. Работники фабрики с благоговением смотрят на эти портреты, и это вдохновляет их на работу. В каждом из роялей "Ямаха" есть кусочек души Рихтера.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Сб мар 20, 2010 7:35 pm

M.I. писал(а):Сегодня в 12 часов дня у могилы Рихтера на Новодевичьем кладбище в Москве под дождём прошла небольшая гражданская панихида. Присутствовало полтора десятка человек. Выступали четверо.
А кто еще выступал? Звучала ли музыка?
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Вс мар 21, 2010 12:47 pm

Yuriy писал(а): А кто еще выступал? Звучала ли музыка?
Выступали ещё А.Золотов, руководитель Тарусского фонда Святослава Рихтера, представиель от школы искусств им. Рихтера.
Музыка звучала не очень заметно (этюд Шопена) из-за слабости муз. центра и от того, что он был закрыт полиэтиленовой плёнкой от дождя.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Re: И снова 20-е марта!

Сообщение M.I. » Вс мар 21, 2010 12:58 pm

timalism писал(а): 8 апреля 1940 года по радио, в исполнении автора. Считаю, что это вполне можно назвать публичным исполнением.
И да, и нет. Исполнение публичное, но без аплодисментов. А слушатели не общаются, не видят друг друга.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Вс мар 20, 2011 11:43 am

Поздравим друг друга с сегодняшним праздником! В жизни пишущих здесь участников Рихтер занимает особое место. Мне страшно подумать, что я жил бы в другом веке и не мог бы слушать музыку в той первозданной чистоте, которую я слышу у него, именно у него. Его искусство приносило и приносит не только эстетическое наслаждение, оно затрагивает этические проблемы, оно помогает взглянуть на мир, на события, на личные неурядицы и радости в другом ракурсе. Г.Г.Нейгауз писал, что, играя Баха, он благословляет мир. То же самое можно сказать, когда слушаешь Рихтера. Последнее время, после стольких лет слушания его записей, которых у меня огромное количество, я вновь и вновь открываю для себя что-то новое в его искусстве. Возможно, это как-то ложится на моё состояние, попадает в резонанс с какими-то мыслями, с чем-то в душе, чего я сам в себе не знаю. Примером тому является на днях прослушанная запись 4-ой Французской сюиты, Es-dur, BWV 815. Вслед за Бахом он создает такой мир, который не хочется покидать. Так, собственно, я и пытаюсь делать: находясь в сутолоке большого города, слышу внутри отголоски откровения, полученного от него, от его высокого и мудрого искусства, и мыслями уношусь в другое пространство. Высшая простота, которая не достигается упражнениями, но жизнью, «уходом в музыку, как в монастырь» - вот её можно познать у него, как ни у кого другого. Мне очень понятно и близко написанное Сергеем Островым («Правда», 6/04/1981):

Вот он тронул клавиши. И стало
Тихо в каждом доме. И светло.
Небо до земных камней достало.
Чью-то душу болью обожгло.

Когда-то покойная учительница словесности, учившая еще моего отца, рассказывала мне, как в тяжелые «годы безвременщины» они собирались и читали Гумилева. Это давало силу. В годы, возможно, не такие трагические, но тоже воспринимаемые как «безвременщина», которые выпало пережить нам, я постоянно обращался к Рихтеру. Но тогда, к тому же, грела мысль, что он где-то живет, где-то играет, а значит, есть правда и жизнь, а всё преходящее пройдет. И как хорошо было узнать, что не только тебя посещали подобные мысли. Подобное рассказывала, например, Н.Д.Журавлева, другие мои друзья.
Август 97-го и последующие месяцы – это состояние щемящей и не проходящей боли. И всё равно он играет! И несет в мир истину, выраженную самым универсальным языком, не требующим переводчиков, только бы душа была открыта навстречу прекрасному, - великий Музыкант Святослав Рихтер.

BACH
French Suite No.4 in E-flat, BWV 815
26/2/91 - Clos de Vouget - Live - (PT)

http://www.sendspace.com/file/w35wk6
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Ср мар 23, 2011 1:00 am

Святослав Рихтер - сверхмощный дух и глубина
http://www.ruskline.ru/monitoring_smi/2 ... i_glubina/
и то же, но с комментариями:
http://odnarodyna.com.ua/articles/3/1839.html

Написал кто-то с Украины, возможно, из Киева. И цитаты из воспоминаний, размещенных на нашем форуме.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Re: И снова 20-е марта!

Сообщение Yuriy » Вт мар 20, 2012 12:31 am

Выдержки из книги житомирской преподавательницы музыки А.Г.Рябцовой.

По настоянию матери сына крестили по православному обряду. Об этом свидетельствует запись №95 (исследовано Г.Мокрицким) в части первой «О родившихся» метрической книги Свято-Михайловской церкви за 1915 год, сделанной протоиереем М.М.Бурчаком-Абрамовичем 13-го марта по старому стилю: «7 марта родился Святослав. Родители: свободный художник Теофил Даниилович Рихтер, лютеранского вероисповедания, и жена его Анна Павловна, православная. Крестные родители: дворянин Николай Павлович Москалев, дочь купца Каролина Юлиановна Арндт».
Родился Святослав, по воспоминаниям родственников, хмурым весенним днем в частном родильном доме братьев Дурилиных (теперь Бердичевская, 89). После крещения сына молодая чета поселилась по ул.Бердичевской (теперь 29-а), где жил родной дядя Анны Павловны – Николай Петрович, брат её отца, арендовавший этот дом у члена Общества исследователей Волыни В.Ф.Ксенжопольского. Николай Петрович был отцом многим житомирянам известного Семена Николаевича Москалева – двоюродного дяди Святослава Теофиловича – в течение многих лет бессменного руководителя духового оркестра Центра творчества детей и молодежи. Умер в 1998 г. (От себя добавлю – уже писал об этом на форумах – от него мы узнали, что, когда Святослава принесли из роддома, в суете не смогли найти места и положили его на рояль!).
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Re: И снова 20-е марта!

Сообщение Yuriy » Вт мар 20, 2012 10:58 am

http://www.newsmusic.ru/news_4_24939.htm
«Публика с удовольствием приходит на этот ежегодный концерт, отдавая дань памяти одному из самых гениальных музыкантов ХХ века. Играть концерт в свой день рождения было традицией Святослава Теофиловича, которую мы продолжаем», - отмечает генеральный директор Фонда Святослава Рихтера Святослав Писаренко.
---------------

Не было такой традиции! Я помню юбилейные концерты Давида Ойстраха, посвященные своему 60-летию. Это так и было обставлено. Рихтер играл 7 раз в жизни в день своего рождения, но концерты не носили характер «юбилейности». Известны случаи, когда он пригрозил не выступать в Европе, узнав от посла Франции, что ЮНЕСКО собирается год его 75-летия назвать «Годом Рихтера». В том же году он сказал, что если в Москве будут проводиться какие-либо торжества, он в Москве выступать больше не будет. Эти сведения я получил в 90-м году буквально дней за десять до его дня рождения от ближайшего к нему человека.
Вот и получается, что люди, родившиеся позже, черпают информацию такого качества.
Но у нас свои представления о человеке и Музыканте – Святославе Рихтере.
И совсем не лишним будет познакомить с программами его концертов, сыгранных 20-го марта. Думаю, они были плановыми.


20/3/46 - Moscow, Большой зал ЦДРИ. Вечер памяти Сурикова.
The Well-Tempered Clavier, Book II -
In C, in c, in E-flat,
in e-flat I
----------------------------------

20/3/51 - Moscow, GCH
MOZART
Concerto No.20 for Piano and Orchestra in d, K.466
SCHUMANN
Introduction and Allegro Appassionato for Piano and Orchestra in G, Op.92
---
BRAHMS
Concerto No.2 for Piano and Orchestra in B-flat, Op.83
[Cond. Kurt Sanderling]

-------------------------------

20/3/66 - Moscow. GCH (дневной концерт).
MOZART
Piano Sonata No.13 in B-flat, K.333
BRAHMS
Ballade No.1 in d, Op.10
Ballade No.2 in D, Op.10
CHOPIN
Barcarolle in F-sharp, Op.60
---
DEBUSSY
Preludes, Book I - No.6 - Des pas sur la neige
Preludes, Book I - No.7 - Ce qu'a vu le vent d'ouest
Preludes, Book I - No.9 - La serenade interrompue
Preludes, Book I - No.10 - La cathedrale engloutie
PROKOFIEV
Piano Sonata No.4 in c, Op.29
[RACHMANINOFF
Etude Tableau in e-flat, Op.33/6(5)
Etude Tableau in f-sharp, Op.39/3
DEBUSSY
Preludes, Book I - No.11 - La danse de Puck]

--------------------------------
20/3/77 - Brest. Palais des Arts.
BEETHOVEN
Andante Favori in F, WoO 57
SCHUMANN
Faschingsschwank aus Wien, Op.26
---
CHOPIN
Scherzo No.1 in b, Op.20
Scherzo No.2 in b-flat, Op.31
Scherzo No.3 in c-sharp, Op.39
Barcarolle in F-sharp, Op.60
[Etude No.6 in e-flat, Op.10
Etude No.10 in A-flat, Op.10
Etude No.4 in c-sharp, Op.10]
------------------------------
20/3/79 - Yokogama. Канагава Кеммин Холл.
SCHUBERT
Piano Sonata No.11 in f, D.625 (parts 1,2,3,4)
SCHUMANN
Novelette No.2 in D, Op.21
Novelette No.4 in D, Op.21
Novelette No.8 in f-sharp, Op.21
---
CHOPIN
Scherzo No.4 in E, Op.54
Prelude in e, Op.28/4
Prelude in D, Op.28/5
Prelude in b, Op.28/6
Prelude in A, Op.28/7
Prelude in f-sharp, Op.28/8
Prelude in E, Op.28/9
Prelude in c-sharp, Op.28/10
Prelude in F-sharp, Op.28/13
Prelude in E-flat, Op.28/19
Prelude in B, Op.28/11
Prelude in a, Op.28/2
Prelude in F, Op.28/23
Prelude in B-flat, Op.28/21
Ballade No.3 in A-flat, Op.47
Ballade No.4 in f, Op.52
[Nocturne in F, Op.15/1]

-------------------------------
20/3/89 - London. Royal Festival Hall.

SCHUBERT
Piano Sonata No.18 in G, D.894, Op.78
---
SCHUMANN
4 Nachtstucke, Op.23
No. 1, in C,
No. 2, in F,
No. 3, in D-flat,
No. 4, in F
PROKOFIEV
Piano Sonata No.4 in c, Op.29
[BARTOK
3 Burlesques, Op.8c:
No. 1 (querelle)
No. 2 (un peau gris)
No. 3]

------------------------------
20/3/92 - Pamplona, Conservatorio Pablo Sarasate.
BACH
Sonata in D, BWV 963
Toccata No.6 in g, BWV 915
Toccata No.7 in G, BWV 916
Fantasia in c, BWV 906
---
HAYDN
Andante and Variations in f, Hob.XVII:6
BEETHOVEN
Piano Sonata No.31 in A-flat, Op.110
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

timalism
Site Admin
Сообщения: 500
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 1:18 am
Откуда: Уфа-Москва
Контактная информация:

Re: И снова 20-е марта!

Сообщение timalism » Вт мар 20, 2012 2:29 pm

Yuriy писал(а): [...] совсем не лишним будет познакомить с программами его концертов, сыгранных 20-го марта.

20/3/46 - Moscow, Большой зал ЦДРИ. Вечер памяти Сурикова.
The Well-Tempered Clavier, Book II -
In C, in c, in E-flat,
in e-flat I
----------------------------------

20/3/51 - Moscow, GCH
MOZART
Concerto No.20 for Piano and Orchestra in d, K.466
SCHUMANN
Introduction and Allegro Appassionato for Piano and Orchestra in G, Op.92
---
BRAHMS
Concerto No.2 for Piano and Orchestra in B-flat, Op.83
[Cond. Kurt Sanderling]
-------------------------------

20/3/66 - Moscow. GCH (дневной концерт).
MOZART
Piano Sonata No.13 in B-flat, K.333
BRAHMS
Ballade No.1 in d, Op.10
Ballade No.2 in D, Op.10
CHOPIN
Barcarolle in F-sharp, Op.60
---
DEBUSSY
Preludes, Book I - No.6 - Des pas sur la neige
Preludes, Book I - No.7 - Ce qu'a vu le vent d'ouest
Preludes, Book I - No.9 - La serenade interrompue
Preludes, Book I - No.10 - La cathedrale engloutie
PROKOFIEV
Piano Sonata No.4 in c, Op.29
[RACHMANINOFF
Etude Tableau in e-flat, Op.33/6(5)
Etude Tableau in f-sharp, Op.39/3
DEBUSSY
Preludes, Book I - No.11 - La danse de Puck]
--------------------------------

20/3/77 - Brest. Palais des Arts.
BEETHOVEN
Andante Favori in F, WoO 57
SCHUMANN
Faschingsschwank aus Wien, Op.26
---
CHOPIN
Scherzo No.1 in b, Op.20
Scherzo No.2 in b-flat, Op.31
Scherzo No.3 in c-sharp, Op.39
Barcarolle in F-sharp, Op.60
[Etude No.6 in e-flat, Op.10
Etude No.10 in A-flat, Op.10
Etude No.4 in c-sharp, Op.10]
------------------------------

20/3/79 - Yokogama. Канагава Кеммин Холл.
SCHUBERT
Piano Sonata No.11 in f, D.625 (parts 1,2,3,4)
SCHUMANN
Novelette No.2 in D, Op.21
Novelette No.4 in D, Op.21
Novelette No.8 in f-sharp, Op.21
---
CHOPIN
Scherzo No.4 in E, Op.54
Prelude in e, Op.28/4
Prelude in D, Op.28/5
Prelude in b, Op.28/6
Prelude in A, Op.28/7
Prelude in f-sharp, Op.28/8
Prelude in E, Op.28/9
Prelude in c-sharp, Op.28/10
Prelude in F-sharp, Op.28/13
Prelude in E-flat, Op.28/19
Prelude in B, Op.28/11
Prelude in a, Op.28/2
Prelude in F, Op.28/23
Prelude in B-flat, Op.28/21
Ballade No.3 in A-flat, Op.47
Ballade No.4 in f, Op.52
[Nocturne in F, Op.15/1]
-------------------------------

20/3/89 - London. Royal Festival Hall.
SCHUBERT
Piano Sonata No.18 in G, D.894, Op.78
---
SCHUMANN
4 Nachtstucke, Op.23
No. 1, in C,
No. 2, in F,
No. 3, in D-flat,
No. 4, in F
PROKOFIEV
Piano Sonata No.4 in c, Op.29
[BARTOK
3 Burlesques, Op.8c:
No. 1 (querelle)
No. 2 (un peau gris)
No. 3]
------------------------------

20/3/92 - Pamplona, Conservatorio Pablo Sarasate.
BACH
Sonata in D, BWV 963
Toccata No.6 in g, BWV 915
Toccata No.7 in G, BWV 916
Fantasia in c, BWV 906
---
HAYDN
Andante and Variations in f, Hob.XVII:6
BEETHOVEN
Piano Sonata No.31 in A-flat, Op.110
Спасибо за интересную информацию!

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Re: И снова 20-е марта!

Сообщение M.I. » Пт мар 30, 2012 11:52 pm

Yuriy писал(а):Выдержки из книги житомирской преподавательницы музыки А.Г.Рябцовой.

...запись №95 (исследовано Г.Мокрицким) в части первой «О родившихся» метрической книги Свято-Михайловской церкви за 1915 год, сделанной протоиереем М.М.Бурчаком-Абрамовичем 13-го марта по старому стилю: «7 марта родился Святослав. Родители: свободный художник Теофил Даниилович Рихтер, лютеранского вероисповедания, и жена его Анна Павловна, православная. Крестные родители: дворянин Николай Павлович Москалев, дочь купца Каролина Юлиановна Арндт».
Эта метрическая запись весьма ценна тем, что устраняет сомнения о годе рождения С.Т.Рихтера. А то ведь в некоторых советских публикациях назывался 1914 год. Известно также высказывание А.Гаврилова про то, что ему лично Рихтер сообщил год своего рождения как 1914.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Re: И снова 20-е марта!

Сообщение Yuriy » Вс мар 20, 2016 12:55 am

При поддержке немецкого общества “Wiedergeburt” с моим участием в год 100-летия Рихтера были проведены вечера – два в Киеве (в КПИ и в Доме кино), два в Житомире и по одному в Одессе, Харькове и Николаеве.
Вечер в Харькове:
http://izvestia.kharkov.ua/on-line/18/1207774.html

В Житомире 11-13-го марта прошла конференция, посвященная Рихтеру. Главным гостем стал Бруно Монсенжон. Здесь его первое появление на телевидении Житомира:
https://www.youtube.com/watch?v=L1CaRYwyIUE

Интервью было много на следующий день, в том числе, и моих. Признаться, я хотел поменьше мелькать перед камерой, но так не всегда получалось. Помню, какому-то журналисту, хотевшему поспрашивать меня, указал на Монсенжона – он здесь сейчас самая большая знаменитость, у него надо брать интервью.
В ФБ можно найти фото, сделанные во время возложения цветов к мемориальной доске Рихтера на музыкальной школе им. Рихтера.

Лично я плохо справился с личной программой. Например, не смог, выяснить у Монсенжона некоторые интересующие меня сведения, например, об известном видео – 1-й Концерт Чайковского с Рождественским. Когда-то я задавал ему такой вопрос. Но тепер появилось продолжение, так сказать, – октавы в конце 3-й части. Есть ли всё-таки полная запись? – Никакого ответа. (с)

Пока писал это сообщение наступило 20-е марта. «Некруглая» дата – условность, ничего не выражающая. Праздник ничего не теряет. А это действительно празник! В Николаеве получилось так, что до поезда оставалось достаточно времени, и я прослушал записи двух концертов 60-го года. Потрясающе! У кого еще музыка звучит так естественно? Для меня он – главное событие в культуре свого времени, и оно продолжается, это великое событие – Святослав Рихтер!
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Re: И снова 20-е марта!

Сообщение M.I. » Вс мар 20, 2016 5:37 pm

Yuriy писал(а): «Некруглая» дата – условность, ничего не выражающая. Праздник ничего не теряет.
А по-моему, дата очень даже круглая, 101 - симметричная, во всяком случае.
Похоже, на Украине сейчас Рихтера ценят больше, чем в России. Случайно, вполуха, услышал сегодня как по "Орфею" сказали что-то про Рихтера, а потом включили запись второй части 19-й сонаты Бетховена. Это была запись Рихтера, тут радио "Орфей" не ошиблось. А вот когда она окончилась, было сказано следующее: "Вторую часть 19-й сонаты Бетховена исполнил Святослав Рихтер, выпускник московской консерватории". Конечно, такое представление Рихтера должно льстить всем выпускникам этого учебного заведения. Да вот загвоздка: Рихтер был не совсем обычным выпускником, он не сдавал выпускной экзамен. В качестве выпускного экзамена ему зачли ряд публичных концертов, сыгранных до того в Большом зале консерватории. А так представить Рихтера слушателям, как это было на радио "Орфей", это знаете ли, конфуз.

Ответить