День памяти Святослава Рихтера

Фестивали, конкурсы, концерты, связанные с именем Рихтера. Новые диски, книги, фильмы,.. Памятные даты.
Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

День памяти Святослава Рихтера

Сообщение Yuriy » Сб авг 01, 2009 9:14 am

Руководство молодежного московского канала радио “Комсомольская правда” попросило меня подготовить передачу памяти Святослава Теофиловича Рихтера. Рассказ должен был быть достаточно популярным. Не знаю, насколько мне это удалось. Привожу первоначальный вариант моего выступления.

Сегодня мы отмечаем день памяти великого нашего соотечественника, музыканта Святослава Теофиловича Рихтера. Пианист века – такое определение дано было ему еще при жизни, и оно абсолютно точно отражает его место и неоценимый вклад в культуру ХХ-го века. Благодаря записям, этому бесценному наследию, оно живо и в наши дни. В 80-ых журналистами был проведен опрос – обращались к крупнейшим пианистам с вопросом, кого же они считают первым на музыкальном олимпе. Ответ был единодушным – Святослава Рихтера.

Звучит заключительный фрагмент четвертой части Сонаты №6 Прокофьева.

Только что прозвучал заключительный фрагмент четвертой части Сонаты № 6 ля мажор, соч. 82 Сергея Прокофьева. А ведь первым ее исполнителем в 40-ом году был еще мало кому известный студент Рихтер, за один вечер завоевавший тогда признание москвичей! Присутствовавший в зале автор крикнул: “И так можно играть эту сонату!”

Жизненный путь артиста не был безоблачным. Он рано потерял отца. Перед приходом немцев в Одессу, где жила их семья, отец, Теофил Даниилович, был арестован органами НКВД как немец и вскоре расстрелян. Мать, русская дворянка, эмигрировала в Германию. Святослав, учившийся в то время в Московской консерватории, об этом совершенно не знал. Много позже, став всемирно известным, начав ездить с концертами по всему миру, он навестит мать в Германии. Он отдаст весь свой гонорар, чтобы помочь ей справиться с тяжелым недугом. Это не поможет, но свой сыновний долг он выполнит.

Будущий великий пианист родился в Житомире 20/03/1915. Интересно вспомнить, что рассказал его житомирский родственник, дядя Сеня. Из роддома Светика принесли почему-то не к родителям, а в дом, где жила семья этого дяди. В возникшей суете не знали, куда положить новорожденного и положили… на рояль! Он был красный и ужасно кричал. Кто-то сказал: “Кричи-кричи! Будешь кричать на весь мир!” Трудно понять, что тогда имел в виду сказавший, но его слова оказались пророческими! Сохранились интересные воспоминания Святослава Теофиловича о годах, проведенных в Житомире. Вскоре семья переехала в Одессу. О своем общении с молодым Святославом в ту пору мне рассказывала Зоя Вячеславовна Богомолец. Ей даже удалось тогда слушать начинающего пианиста.

Рихтер не прошел обычного пути вундеркинда. Несмотря на отца-музыканта, дирижера, преподавателя Одесской консерватории, он не получил специального музыкального образования. Учился играть он фактически сам. Несколько уроков дала ему ученица отца, арфистка, говорившая, что его пальцы не приспособлены для фортепиано, советовала стать арфистом. К счастью, он не внял ее совету. А ведь что такое рояль? Это, как шутят музыканты, и есть арфа, только в гробу. Рихтер после окончания обычной школы начал работать концертмейстером в оперном кружке, а затем и в Одесском оперном театре. У него даже возникло желание дирижировать балетом – тогда ставили “Раймонду” Глазунова - но его дебют сорвался – “кто-то дирижировал совсем по другой линии,” – вспоминает сам Маэстро. А вот в качестве пианиста дать концерт ему удалось. Он состоялся в доме инженера в 34-ом году. В программе произведения Шопена. И заканчивал концерт Этюдом до диез минор, соч. 10, №4 – на бис.

Звучит Этюд до диез минор, соч. 10, №4.

Замечательно, что в этом году в музее-квартире Рихтера, что на углу Большой и Малой Бронной, был организован вечер-прослушивание, в котором по инициативе Виктора Зеленина, на протяжении многих лет общавшегося с Маэстро, в записи прозвучали произведения, сыгранные в том первом концерте.

Благодаря помощи трех одесских меценатов молодой Святослав попадает в Москву. Его педагог, замечательный пианист, профессор консерватории Генрих Густавович Нейгауз, рассказал о знакомстве с будущим любимым учеником.

Звучит фрагмент из фильма – рассказ Нейгауза.

Сейчас нет возможности познакомить слушателей с полной биографией великого музыканта. Хочется рассказать не только о Рихтере-пианисте, но и личности. Человеком он был необыкновенным. Для него высшей ценностью в жизни было искусство. Служил он ему самозабвенно и в высшей степени честно. Он был бессребреник, деньги и прочие материальные блага для него не имели никакого значения. Известен случай, происшедший уже в конце деятельности Маэстро. Рихтер жил тогда на вилле у отца известного музыкального режиссера Монсенжона, снявшего о нем фильм. Приехал импрессарио из Нью Йорка с предложением устроить два концерта в знаменитом зале “Карнеги Холл”. За эти концерты он предлагал полмиллиона, но при этом вел себя настолько бесцеремонно, что Рихтер не захотел с ним разговаривать.

В конце июля состоялся 17-ый тарусский фестиваль Фонда Рихтера, последний день которого - 1-е августа. Один из концертов по традиции проходил возле дачи Рихтера на Оке, в шести километрах от Тарусы. На даче - никаких удобств. При жизни Рихтера там не было ни электричества, ни воды. Он жил на природе, как живут птички – вставал и ложился с солнцем. Но там был рояль. Паустовский описал, как местные жительницы подходили к даче и слушали занимающегося пианиста.

Звучит Прелюдия Рахманинова соль минор, соч. 23, №5.

Маэстро чужда была всяческая показуха, он практически не давал интервью, не комментировал события политического характера. Когда он в очередной раз вернулся с гастролей, это было после ГКЧП, возле дома ожидали журналисты, желающие услышать его оценку событиям, Рихтер отказался с ними разговаривать. Но вот четкую позицию он имел, имел принципы и никогда им не изменял. Рассказывают, что когда-то на официальном мероприятии министр культуры Фурцева пожаловалась ему, что это ужасно - Солженицын живет на даче у Ростроповича. Святослав Теофилович простодушно ответил, что это действительно ужасно – у них тесно. И добавил: “Жил бы лучше у нас.”

Независимость – независимость от имеющих власть, от жизненных обстоятельств – вот характернейшая черта его характера. Помню, как мы в 80-ом провожали его на вокзале в Киеве. Возникла какая-то путаница с номером вагона. Администрация филармонии суетится, бегает. И я помню этот впечатляющий образ: человек идет по перрону, возвышаясь над толпой, думает о чем-то своем, не обращая внимания на все эти мелочи. И я тогда понял, ощутил: вот свободный человек.

Даже находиться рядом с ним было счастьем. Он создавал какое-то особое поле, атмосферу, его смех был заразительным. Ну а бездна фантазии в его поступках! Помню концерт в Киеве 24/11/1969. Аплодисменты не смолкают, публика не отпускает, а музыканту надо спешить на поезд. И вот он выходит - длинный белый шарф на шее, раскланивается. Все стало понятно, народ одобрительно рассмеялся и успокоился.

Рихтер вел напряженную концертную деятельность – он выступал в десятках городов у нас, в Европе, Америке, на Ближнем Востоке, в Китае, Корее. В 86-ом он осуществил беспрецедентную поездку по Советскому Союзу – от Ленинграда до Дальнего Востока, потом концерты в Японии, и такой же обратный путь, закончившийся в Москве, на “Декабрьских вечерах”. Фестивалю можно посвящать отдельные передачи. Он возник благодаря инициативе Святослава Теофиловича и директора ГМИИ им. Пушкина, Ирины Александровны Антоновой. Это необыкновенное событие в культурной жизни страны, в общем-то, не имеющее аналогов в мировой практике. Органичное сочетание музыки, живописи и театра, интересные темы, отражающие культурную среду определенного периода, народа. Во всем этом бездна вкуса, фантазии. А какой уровень исполнителей! Но чему же здесь удивляться? Все закономерно – иначе и быть не может, когда за дело берется гений.

Рихтер-пианист... Этой теме посвящено много книг, статей. Ему принадлежат немеркнущие интерпретации произведений старых классиков и композиторов ХХ-го века. Бах, Гендель, Моцарт, Гайдн, Бетховен, Шуберт, Шуман, Шопен, Лист, Чайковский, Мусоргский, Дебюсси, Равель, Рахманинов, Скрябин, Прокофьев, Шостакович – вот далеко не полный список композиторов из его необъятного репертуара. Какими новыми красками засверкали их произведения в руках их тончайшего истолкователя, какие глубины открылись! Представители старшего поколения, которым посчастливилось побывать на его концертах, помнят высокое состояние, охватывавшее слушателей. Искусство Рихтера затрагивало потаенные струны души, оно очищало, заставляло задумываться о смысле искусства, жизни, о своем месте в ней. Я не знаю других музыкантов, искусство которых имело бы подобное воздействие нравственного порядка.

Хорошо помню настроение публики в его концертах и отношение к нему. Это была любовь, доходившая до обожания. Как сейчас – концерт 4-го июня 83-го, в Большом зале Московской консерватории. Второе отделение, Квартет Брамса ля мажор, Маэстро играет с участниками квартета им. Бородина. Медленно, под вежливые аплодисмены выходят инструменталисты, и вдруг левая часть зала буквально взрывается – они первыми видят появившегося в глубине дверного проема Рихтера! И дальше уже музыканты раскланиваются под несмолкающую овацию.

Сегодня, 1-го августа, в день памяти Святослава Теофиловича Рихтера, невольно вспоминаешь “Август” Бориса Пастернака: “образ мира в звуке явленный” - позволил себе изменить лишь одно слово. Да, его жизнь, его мировосприятие неотделимы от искусства, собственно, искусство и было его настоящей жизнью. И этим видением он щедро делился с нами в своих концертах и продолжает делиться, благодаря записям. Язык не поворачивается сказать “Рихтер играл”. Он играет и будет играть, Пианист всех времен и народов - Святослав Рихтер!

Звучит “Порыв” Шумана.
Последний раз редактировалось Yuriy Сб авг 01, 2009 11:46 pm, всего редактировалось 1 раз.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Re: День памяти Святослава Рихтера

Сообщение M.I. » Сб авг 01, 2009 10:42 pm

Спасибо Yuriy`ю за превосходный рассказ о Рихтере!
В конце текста есть замечательные слова:
Yuriy писал(а):...искусство и было его настоящей жизнью.
Эти слова вполне можно было бы предпослать в качестве эпиграфа к рассказу о великом музыканте.

P.S. В качестве эпилога к рассказу Yuriy`я сделал себе подарок: прослушал первую част сонаты Шуберта ля минор (02.03.1957), размещённую на сайте. А теперь слушаю сонату дальше. Очень "рихтеровская" соната.

belgian_shepherd
Сообщения: 50
Зарегистрирован: Ср ноя 08, 2006 9:13 pm
Откуда: М.О.

Сообщение belgian_shepherd » Чт авг 06, 2009 12:10 am

Передачу можно послушать в архиве радио "Комсомольская правда" за 1 августа по ссылке:
http://www.moskva.fm/stations/FM_97.2/20090801

Бегунок нужно передвинуть на 20.41
К сожалению, рассказ Юрия, не вместившийся в отведенное время, близко к концу несуразно оборвали на полуфразе.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Сб авг 08, 2009 2:25 am

1-е августа 97-го вспоминаю как личное горе. Время от времени получая достоверную информацию о его здоровье, понимал, что хорошего ждать не приходится, но все же надеялся на чудо. Он перестал приезжать в Киев после 85-го, но я знал, что он где-то есть, где-то выступает, и от этого становилось теплее на душе. Особенно его искусство помогало в постперестроечные годы безвременщины. Вспоминал рассказ папиной учительницы словесности о том, как в далекие страшные годы они читали Гумилева и укреплялись духом. "Но забыли мы, что осиянно только слово средь земных тревог..." - всегда помню эту пронзительную мысль. Такой "осиянной" для меня была и есть музыка в его исполнении. "Бог бе Слово" мне очень близко, но это совсем другая тема. Знаю разных людей, на формирование которых как личностей, искусство Рихтера повлияло, как, возможно, ничто другое. Себя причисляю к их числу.
В этом году в Тарусе, в день окончания фестиваля, 1-го августа, звучала Ариэтта из оп.111 Бетховена. Мне не хотелось, чтобы это была музыка, имеющая траурный характер - в прошлом году звучала 2-я часть из посмертной Сонаты B-dur Шуберта, которую я очень люблю в его исполнении. И все же музыка в этот день должна нести его мысль, проникшую в замысел автора, обгоняющий время, в которой есть от вечности, есть утверждение и надежда.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Вс авг 01, 2010 1:02 am

Снова в этот день мыслями возвращаюсь к тому времени. Он жил где-то рядом, точнее, мы жили в эпоху, которую он создал в музыке, Музыкант века, Святослав Рихтер.

Приглашаю посмотреть эти уникальные кадры:

http://www.sendspace.com/file/098vku
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

timalism
Site Admin
Сообщения: 501
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 1:18 am
Откуда: Уфа-Москва
Контактная информация:

Сообщение timalism » Вс авг 01, 2010 2:13 am

Думаю, самое подходящее в этот день прослушивание - соната Шуберта B-dur в студийной записи. Одно из высочайших достижений Святослава Теофиловича Рихтера.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Вс авг 01, 2010 2:30 am

timalism писал(а):Думаю, самое подходящее в этот день прослушивание - соната Шуберта B-dur в студийной записи. Одно из высочайших достижений Святослава Теофиловича Рихтера.
Я чаще всего так и делаю. Именно эту сонату хочется слушать. Два года тому назад в Тарусе в этот день после концерта звучала вторая часть из нее.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Вс авг 01, 2010 1:20 pm

Прощание с Рихтером (ТВ):
http://www.sendspace.com/file/ryyzai

Хочу немного уточнить. Отпевал р.Б. Святослава протоиерей, о. Николай Ведерников, настоятель церкви Иоанна Воина. Мне рассказывали, что он был духовником Нины Львовны. Постараюсь узнать подробнее.
Последний раз редактировалось Yuriy Пн авг 01, 2011 10:00 am, всего редактировалось 1 раз.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Пн авг 01, 2011 9:59 am

В эти дни невольно возвращаешься мыслями в тот август 97-го. По крупицам воссоздаешь последние дни великого Музыканта. Помогают старые друзья и новые знакомые. Вот и сейчас узнал, что в конце июля Рихтер играл посвященную ему пьесу «Лунный свет над Окой» пятнадцатилетней девочки, Юлии Козьминой-Бороздиной. Она также посвятила ему литературную зарисовку «Когда шумят леса». Святослав Теофилович дал согласие начать им Тарусский фестиваль. Об этом рассказал мне Юлин отец. Есть также свидетельство Галины Писаренко в Юлиной книге «Все мы творения мечты» (Москва - 2009).
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

samlev
Сообщения: 30
Зарегистрирован: Ср июл 06, 2011 4:13 am

Re: День памяти Святослава Рихтера

Сообщение samlev » Пн авг 01, 2011 11:57 pm

Yuriy писал(а):Руководство молодежного московского канала радио “Комсомольская правда” попросило меня подготовить передачу памяти Святослава Теофиловича Рихтера. Рассказ должен был быть достаточно популярным.
Спасибо Юрию за передачу. Она сделана с любовью, гармонично выстроена, увлекательна и верна по тону. Жаль, что короткая!

Artem
Сообщения: 27
Зарегистрирован: Пт июл 22, 2011 12:36 am

Сообщение Artem » Вт авг 02, 2011 12:02 pm

Уважаемый Yuriy! Cпасибо ещё раз за передачу и за верные слова памяти!
я тоже один из тех, для кого эти дни стали наверное самыми печальными в жизни. Помню, как когда позвонил мне В. и СООБЩИЛ, что Маэстро не стало - я был за рулем, на кассете в машине была запись 2-го концерта Сен-Санса (из последних), протянул руку и нажал кнопку - зазвучала первая часть, помню мерное не в такт движение дворников - слёзы - дорога передо мной расплывалась.
Потом мне выпала горькая честь в числе других выносить гроб из квартиры и нести потом по Новодевичьему, помнится многое из того горького дня.
Царство небесное!

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Пт авг 05, 2011 1:41 am

1-го августа по Московскому телевидению был показан замечательный концерт Рихтера. В концерте 29/3/89 – в Барбикан-центре в Лондоне Рихтер сыграл кроме 8-ой сонаты Моцарта еще и 4-ю, ми бемоль мажор, и 15-ю, до мажор. Всё это записано и есть у всех, кто занимается изучением наследия Рихтера, причем, существуют как аудио, так и видео варианты. Hа classic-online.ru уже давно выложена 8-я соната. Но когда показывают по телевизору, всё равно хочется посмотреть и послушать. Сам такой. Незадолго до концерта сообщили, что сотрудники музея-квартиры якобы «открыли» уникальную запись Рихтера с «Декабрьских вечеров»-1985 («Три “Ш”»). Печально было слушать такое. У всех давно есть, а те, кто должны быть в курсе дела в первую очередь, только «открывают», причем, передают это на всю страну. Я сам когда-то подарил им много записей. Неужели еще не разобрались?
Когда-то на другом форуме подвергли критике Этюд Шопена ля минор, ор.10 №2 с этого концерта. Могу сказать, что запись 3/4/89, сделанная в Поллинг-библиотеке, мне нравится больше. Это у нас есть благодаря незабвенному Виктору Зеленину. Мы слушали его в посвященном памяти Вити концерте-прослушивании записей Рихтера на его даче возле Тарусы. Подобрал записи и
вел это музыкальное мероприятие я.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Пт авг 05, 2011 9:46 pm

Yuriy писал(а):1-го августа по Московскому телевидению был показан замечательный концерт Рихтера. В концерте 29/3/89 – в Барбикан-центре в Лондоне Рихтер сыграл кроме 8-ой сонаты Моцарта еще и 4-ю, ми бемоль мажор, и 15-ю, до мажор.
Именно с этой записью у меня связано неожиданное впечатление, чисто зрительное. Когда в начале 4-ой сонаты Моцарта показали крупным планом руки Рихтера, как его пальцы касаются клавиатуры, я буквально испытал иллюзию, что клавиатура материально мягкая. Из резины или силикона - не знаю. То, что руки Рихтера чуткие, деликатные - это я видео и раньше. Но чтоб сама клавиатура мягкая - это впечатляло!

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Пт авг 05, 2011 10:21 pm

Yuriy писал(а): Когда-то на другом форуме подвергли критике Этюд Шопена ля минор, ор.10 №2 с этого концерта. Могу сказать, что запись 3/4/89, сделанная в Поллинг-библиотеке, мне нравится больше.
Прочитал эти строки, и стал слушать этюды Шопена соч. 10, размещённые на:http://classic-online.ru/ru/performer/1 ... r_sort=150.
Почувствовал личность автора музыки: его аристократизм и естественную простоту, его "прямую честь" (С).

Не в первый раз замечаю: Рихтер игрой на рояле передаёт, представляет слушателю личность автора исполняемой музыки.
В музыкально-психологическом портрете композитора, даваемым Рихтером, у Шопена органически присутствуют капризность и бескомпомисная стойкость духа, и то, что называется "знает себе цену". Вот это "знает себе цену", как музыкой изображает это Рихтер, присутствует у Бетховена, у Прокофьева, и напрочь отсутствует у Шумана, у Чайковского.

Artem
Сообщения: 27
Зарегистрирован: Пт июл 22, 2011 12:36 am

Сообщение Artem » Вс авг 21, 2011 4:13 pm

M.I. писал(а): Не в первый раз замечаю: Рихтер игрой на рояле передаёт, представляет слушателю личность автора исполняемой музыки.
В музыкально-психологическом портрете композитора, даваемым Рихтером, у Шопена органически присутствуют капризность и бескомпомисная стойкость духа, и то, что называется "знает себе цену".
Хочу в связи с Вашими словами вспомнить историю, рассказанную покойным В.Зелениным. Виктор с С.Т. однажды слушали шопеновскую запись одного известного пианиста, достаточно профессиональную и "благополучную". Первым и главным замечанием Маэстро после прослушивания было: "нет польской гордости".

Можно только догадываться, сколько нюансов ОН слышал ВНУТРЕННИМ слухом, и поэтому требовал - от своего исполнения, ну и, конечно, ожидал от исполнения других музыкантов. Это всё, конечно, шло оттого, что для него первичным был созданный им ОБРАЗ самого композитора и, во вторую очередь, произведения (в случае произведения, как уже вспоминали неоднократно на Форуме, это был часто образ - ЗРИМЫЙ, иногда даже целая ИСТОРИЯ) .

Ответить