Рихтер на телеканале "Культура"

Фестивали, конкурсы, концерты, связанные с именем Рихтера. Новые диски, книги, фильмы,.. Памятные даты.
M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Рихтер на телеканале "Культура"

Сообщение M.I. » Сб ноя 03, 2007 7:49 pm

В субботу 10 ноября в 17-20 на телеканале "Культура" будет передача "Исторические концерты. Святослав Рихтер". Начало след. передачи по программе 18-20.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Пт ноя 30, 2007 10:06 pm

В субботу, 1 декабря по телеканалу "Культура" будет передача: "Исторические концерты. Давид Ойстрах и Святослав Рихтер". Начало передачи в 17-25. Начало следующей передачи на этом канале в 18-25.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Вс дек 09, 2007 9:58 pm

M.I. писал(а):В субботу, 1 декабря по телеканалу "Культура" будет передача: "Исторические концерты. Давид Ойстрах и Святослав Рихтер".
Маленький комментарий к этой передаче.
Концерт состоялся 6 мая 1970 года. Качество звукозаписи довольно низкое. Очень сильная компрессия звука, из-за чего громкие места и тихие получаются одной громкости, а в тихих местах ещё и вытягиваются посторонние шумы. Есть небольшое несовпадение звука и изображения.
Тем не менее, эта запись бесценна. Два таких музыканта играют вместе! В сонате №1, особенно в начале, заметно некоторое, так сказать, "идейное", несовпадение игры обоих, но всё же очень хорошо. В сонатах нет, по сути, большого драмматизма. Есть много милых, симпатичных, задушевных мест, играемых музыкантами безукоризненно. Но есть и отдельные драматические места, и вот эти места Рихтер предельно драматизирует. В результате получается очень выпуклая, рельефная трактовка.
А Ойстрах вполне подвердил то, что сказано о нём Рихтером в фильме Монсанжёна: играет сильно и без всякого нажима. Жаль только, что скрипач подстраивал свой инструмент в паузах между частями сонат, меня это немного сбивает с толку, раздражает.
Возможно, исполнители были не очень довольны своей игрой в этот вечер. Во всяком случае, на следующий день концерт был повторён в 1 час дня, билеты можно было легко (хотя и в очереди) купить в кассе в свободной продаже (6 мая концерт был абонементный, билетов не продавали), но зал всё равно был полный.
Запись ещё интересна тем, как выглядит Рихтер. На форуме уже высказывалось мнение, что это важно. Здесь в каждую минуту видна охотность, готовность Рихтера играть. Хорошо видна его преданность играемой музыке.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Ср дек 22, 2010 11:35 pm

На телеканале "Культура" объявлено, что в субботу в 14-30 у них будет передача Ю.Башмета"Вокзал мечты", посвящённая Рихтеру.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Пт дек 24, 2010 11:21 am

M.I. писал(а):На телеканале "Культура" объявлено, что в субботу в 14-30 у них будет передача Ю.Башмета"Вокзал мечты", посвящённая Рихтеру.
В связи с этим у меня естественная просьба - записать эту передачу.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Outfor
Сообщения: 5
Зарегистрирован: Вс дек 26, 2010 10:26 am

Передача о Рихтере

Сообщение Outfor » Вс дек 26, 2010 12:14 pm


Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Re: Передача о Рихтере

Сообщение Yuriy » Вс дек 26, 2010 6:13 pm

Спасибо огромное! Скачал и посмотрел. Не так всё плохо, как показалось сначала, после знакомства с разными отзывами. Но и особой глубины не заметил. От такого музыканта ждешь серьезного осмысления грандиозного явления, имя которому «Святослав Рихтер». Безусловно, что-то прозвучало, но опять-таки - для «широкой» публики. Возможно, так и нужно в передаче, которую смотрит вся страна, да и другие вместе с ней. Да, согласен: объяснить гениальность невозможно, но рассказать о том, что дали для личного становления как музыканта совместные выступления, занятия – вполне возможно. Я понимаю – рассказывать интересные истории, которые всегда можно найти в жизни незаурядной и великой личности, гораздо проще и «выигрышнее», когда это делается по телевидению, но хотелось бы сочетания того и другого. Очень узнаваем Рихтер со случаем с появившейся из-под снега травинкой – опуститься на колено, попав при этом в лужу. Действительно, не думал он о таких мелочах. Я от себя могу добавить, если не написал ранее в своих воспоминаниях о «Декабрьских вечерах-85». Первое отделение концерта Роберта Холла я слушал, стоя рядом с ним, в фойе, возле открытой двери. В антракте мы вошли в зал, и тут я увидел, что к его брючине прицепился большой кусок грязного снега. Удивительно, что за такое время он не растаял и не отвалился. Я обратил его внимание на такой непорядок, но он отмахнулся: ерунда, мол, какая. Меня тут же поддержала Нина Львовна, которая ему уже сказала то же самое, но он и её слушать не захотел.
Ну, а ответ на вопрос о совместных выступлениях с Ростроповичем, точнее, об их отсутствии, я понял (что значит самому посмотреть). Конечно, это была шутка. И всё же в устах Маэстро, не думавшего о деньгах и славе, шутка, прямо скажем, неожиданная. Это такие вещи, которые далеко не всякой аудитории понятны. Уж поверьте мне – я ведь общаюсь с молодежью и не только. Многие вполне способны понять эту шутку буквально. Башмет должен это понимать. Одно дело – писать на форум, где тебя поймут, да и то только единомышленники, и совсем другое дело – совершенно разные люди, да еще и не знающие, кто такой Рихтер. Не надо думать, что это имя у каждого сразу же вызывает осмысленный отклик в душе. Вот я, например, иду каждое утро по улице Голосеевской и каждый раз вижу вывеску «рихтовка» чего-то, связанного с автомобилями. И всякий раз во мне как электрический разряд, и совсем не потому, что мне нужно что-то рихтовать. Очень уж сочетание первых четырех букв для меня важное. А у другого - никаких отвлеченных ассоциаций.
Что касается нового материала, то для меня его почти не было, но тут трудно что-либо возразить: ведь не у каждого зрителя такое собрание записей и других документов, как у меня. Поэтому для всё той же «широкой» публики подобрано неплохо. Но хотелось бы, чтобы кто-нибудь действительно нашел бы что-нибудь и для «продвинутых».
И несомненное достоинство передачи: Башмет молодец, что сказал об особой красоте Маэстро. Я вот признаю красоту женскую, а что такое мужская? Рихтер, как редко кто другой, - печать интеллекта, выражение внутренней свободы, «избранность», гений – вот это и есть мужская красота. Да, гений, но, как сказал Берлинский, «земной гений».
И вместе с тем какой-то стереотип в рассказе Башмета – Рихтер выходит и сразу начинает играть. Ничего вызывающего возмущение в этом заявлении нет, но ведь это неправда. Я даже хотел когда-то проанализировать, как это бывало, как зависело от исполняемого произведения, от публики, еще от каких-нибудь причин. Ведь не всегда он начинал срузу. Вспомним хотя бы Сонату Листа. В развитии этой темы я очень надеюсь на поддержку M.I.
И еще о роли Леонской в передаче. Она, безусловно, могла бы многое рассказать, но передача это Башмета, и тут трудно было слово вставить. Но так и в жизни бывает – в компании кто-то завладевает вниманием компании, кто-то больше молчит, причем, не всегда потому, что ему сказать нечего. Но меня удивило, что она сказала, как в концерте играла 31-ю сонату Бетховена, а Рихтер сказал о ней как об ор.111. Возможно, это была случайная оговорка.
Какой вывод всё же можно сделать? Такие передачи нужны, но авторы должны чувствовать особую ответственность, ведь говорят они о Святославе Рихтере!
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Re: Передача о Рихтере

Сообщение M.I. » Сб янв 01, 2011 6:22 pm

Yuriy писал(а):
Ну, а ответ на вопрос о совместных выступлениях с Ростроповичем, точнее, об их отсутствии, я понял (что значит самому посмотреть). Конечно, это была шутка. И всё же в устах Маэстро, не думавшего о деньгах и славе, шутка, прямо скажем, неожиданная.
Скорее, это был ответ в форме артистичной шутки, а сказал Рихтер именно то, что думал. Ведь был же Рихтер недоволен участием Ростроповича в записи Тройного концерта Бетховена (с Ойстрахом, Караяном): Ростропович всё время лез на первый план. А насчёт любви к славе и деньгам Ростроповича - видимо таково было понимание у Рихтера, и, видимо, эта черта Ростроповича раздражала Рихтера.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Сб янв 01, 2011 6:59 pm

Замечание по фильму "Вокзал мечты. Вспоминая Рихтера". В самом конце фильма есть небольшой фрагмент выступления Рихтера и О.Кагана 7.12.1985 на "Декабрьских вечерах". Титры: "Шуберт - Дуэт для скрипки и фортепиано". А зале было так. Рихтер сам объявил это выступление, сказав: "Соната для скрипки и фортепиано. Она почему-то всегда называлась Дуэтом, это неверно".
Странно, что в титрах эта соната названа дуэтом.
Последний раз редактировалось M.I. Чт ноя 17, 2011 9:14 am, всего редактировалось 1 раз.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Re: Передача о Рихтере

Сообщение M.I. » Вс янв 02, 2011 12:05 am

Yuriy писал(а):
И еще о роли Леонской в передаче. Она, безусловно, могла бы многое рассказать...
С Леонской состоялось первое выступление Рихтера в ДШИ №3 у Ираиды Тимофеевны. Она рассказывала, что когда был назначен этот концерт, она поставила в известность тех, кого хотела пригласить. И сказала всем: пропуском на концерт будет букет цветов. Когда после поклонов слушатели стали подносить цветы, то их образовалась целая горка высотой вровень с роялем. На Рихтера это поизвело впечатление.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Вс янв 02, 2011 11:42 am

M.I. писал(а):Замечание по фильму "Вокзал мечты. Вспоминая Рихтера". В самом конце фильма есть небольшой фрагмент выступления Рихтера и О.Кагана 7.12.1985 на "Декабрьских вечерах". Титры: "Шуберт - Дуэт для скрипки и фортепиано". А зале было так. Рихтер сам объявил это выступление, сказав: "Соната для скрипки и фортепиано. Она почему-то всегда называлась Дуэтом, это неверно".
Странно, что в титрах эта соната названа дуетом.
Я хорошо помню, как сказал тогда о правильном названии Рихтер. Поэтому в передаче название «Дуэт» звучит каким-то диссонансом. Хотя в «Дневниках» в записи 1192 читаем: «Соната-дуэт Шуберта мне очень понравилась [можно делать диск]». Готовящий передачу о Рихтере должен внимательнее относиться к таким вещам. У Рихтера было ругательное слово - «халтура». Послушайте рассказ Наталии Журавлевой в телепередаче «Шкала Рихтера». Почитайте «Бал Глори» в книге В.Н.Чемберджи. Маэстро после бала выставляет оценки участникам. Думаю, это тот случай, за который можно оценку снизить. Кстати, Башмет и раньше допускал оплошности. Разговаривая с Прохоровой в одной из передач, вспоминает, как в доме у Нейгаузов дети били тарелки, но при этом он почему-то говорит, что тарелки били с Гилельсом. То ли оговорился, то ли Гилельса взял в компанию разбивателей тарелок. В любом случае странно – ведь передача идет не в прямом эфире, можно было бы отнестись более внимательно, всё еще раз проверить. Рихтер, как описывает Чемберджи, оценил «Бал Глори» в восемь с половиной – это по десятибалльной системе. Я уже писал, что не считаю передачи Башмета плохими, но высшего балла я бы им не присудил.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Re: Передача о Рихтере

Сообщение Yuriy » Вс янв 02, 2011 12:09 pm

M.I. писал(а):
Yuriy писал(а):
И еще о роли Леонской в передаче. Она, безусловно, могла бы многое рассказать...
С Леонской состоялось первое выступление Рихтера в ДШИ №3 у Ираиды Тимофеевны.
Это 11/6/78 - "Предвечерний концерт для педагогов и учащихся" (с).
Интересно, что они тогда впервые исполнили произведение Шумана, которое не было официально записано:
Andante con variazioni in B-flat for Piano Duet
Рихтер играл на втором рояле.

Интересно также заметить, что тогда же Рихтер впервые сыграл новую для себя сонату Шуберта:
Piano Sonata No.11 in f, D.625

Во втором отделении были 6 Фантастических отрывков Шумана, ор.12.
На следующий день похожая программа была в музее им.Пушкина - по пригласительным. Только во втором отделении он играл Дебюсси;
DEBUSSY
Suite Bergamasque
Estampes No.1 - Pagodes
Estampes No.2 - La Soiree dans Grenade
Estampes No.3 - Jardins sous la Pluie

[Estampes No.3 - Jardins sous la Pluie
Preludes, Book II - No.4 - Les fees sont d'exquises danseuses
Preludes, Book II - No.5 - Bruyeres]

Мой покойный приятель, преподаватель Киевской консерватории, В.М.Воробьев, побывал на этом концерте. Кажется, писал здесь, как он впервые тогда понял фигурации в правой руке в "Садах под дождем" - это были капли дождя, отскакивающие от листьев. Такого ему перед этим ни у кого не приходилось слышать, даже у Рихтера, как он рассказывал. Он, действительно, мог их слушать раньше, например, в Киеве 10/7/62.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Re: Передача о Рихтере

Сообщение M.I. » Вс янв 02, 2011 3:11 pm

Yuriy писал(а): И вместе с тем какой-то стереотип в рассказе Башмета – Рихтер выходит и сразу начинает играть. Ничего вызывающего возмущение в этом заявлении нет, но ведь это неправда. Я даже хотел когда-то проанализировать, как это бывало, как зависело от исполняемого произведения, от публики, еще от каких-нибудь причин. Ведь не всегда он начинал срузу. Вспомним хотя бы Сонату Листа. В развитии этой темы я очень надеюсь на поддержку M.I.
Рихтер сказал в радиоинтервью, что это зависело от того, что он играет. Например, 5-ю сонату Скрябина начинал сразу, почти не успев сесть. А сонату Листа - наоборот. Она начинается с двух соль. Ну что такое два соль? Поэтому Рихтер садится и долго не начинает. В зале какое-то волнение, почему не начинает? Может быть, что-то случилось? И когда затем возникают первые звуки, это доходит до слушателей. Дмитрий Журавлёв слушал сонату Листа, и запомнил роль паузы перед началом музыки. Он сказал: "Соната как-бы оттолкнулась от этой паузы".
Рихтер начинал всегда по-разному. Сразу начинал сонату Бетховена №1 или Венский карнавал Шумана. А вот представить, что сразу начнёт сонату №18 соль мажор Шуберта невозможно. Помню, как 8 октября 1971 года он вышел играть сонату Шуберта №19 в зале им. Чайковского. Вышел, сел за рояль, а затем повернулся в зал, как бы спрашивая у публики: ну что, сыграем? А затем заиграл.
Самая длинная пауза перед началом произведения была 26 сентября 1982 года во втором отделении смешанного концерта в БЗК. В первом отделении играли разные музыканты, в том числе В.Лобанов. Во втором отделении Рихтер с Башметом играли Сонату для альта и фортепиано Д.Шостаковича. Музыканты вышли к своим местам, Рихтер сел за рояль, Башмет встал у своего пюпитра. Рихтер вглядывается в ноты и.... стоит пауза. Зал притих, замер. Все ждут, не шелохнутся. Тишина. Рихтер глазами вперился в ноты. Пауза длилась, вероятно, минуты три. Из тишины Башмет начал, - негромкими щипками, - свою партию. Это начало - как настройка инструмента, и тишина очень подходила для такого начала. Потом зазвучал рояль. И если Журавлёв про сонату Листа сказал, что она как-бы оттолкнулась от паузы, то в случае с альтовой сонатой Шостаковича вернее будет сказать, что соната отчалила, отделилась от паузы, и пустилсь в свободное плавание.
Последний раз редактировалось M.I. Вс янв 02, 2011 5:02 pm, всего редактировалось 2 раза.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Re: Передача о Рихтере

Сообщение Yuriy » Вс янв 02, 2011 3:26 pm

M.I. писал(а):Рихтер сказал в радиоинтервью, что это зависело от того, что он играет.
Трудно себе представить большую паузу перед 4-ым Этюдом ор.10 Шопена. Помню, как он после аплодисментов и многочисленных поклонов (Киев, 3/10/76) очередной раз вышел стремительно, не глядя в зал и, такое впечатление, что еще не сев, набросился на рояль - вот тогда я впервые услышал в его исполнении этот этюд. Ничего подобного я себе представить не мог. Вот уж когда "публика выла и орала" (с).
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Чт ноя 17, 2011 9:09 am

Из еженедельника "Семь дней".
В субботу 26 ноября 2011 г. По "Культуре" с 14:25 до 15:30 будет передача:
ИГРЫ КЛАССИКОВ С РОМАНОМ ВИКТЮКОМ. СВЯТОСЛАВ РИХТЕР И ОЛЕГ КАГАН. В программе сонаты для скрипки и фортепиано - Л.Бетховен. Соната №5 "Весенняя" (запись 1975 года); И.Брамс. Соната №3.
Очевидно, покажут фрагменты концертов 27.10.1975, Бетховен, соната № 5 и 13.05.1985, Брамс, соната № 1 (а не №3, как написано в "Семи днях").

Ответить