Музыкальные потрясения

penderecki
Сообщения: 149
Зарегистрирован: Вс мар 20, 2011 3:22 pm

Re: Музыкальные потрясения

Сообщение penderecki » Ср июн 27, 2012 10:54 pm

Во все времена искусство создавалось коллективами талантливых и гениальных людей, и как бы мы тщательно не рассматривали их порознь, индивидуально, нельзя отрешиться от целостности восприятия и понимания эпохи, времени, социального облика, обусловленности данного явления как части целого.
Если начинать разговор о различных исполнителях, то в конце концов мы неизбежно прийдем к самому главному - к отношению артиста к целям, сути, смыслу музыки.
В самом деле, что такое концерт? В чем смысл выступления музыканта перед публикой?
Концерт доставляет удовольствие. Приносит отдых. Обращаясь к нашим чувствам, музыка их облагораживает. Все это так. Но есть высшая цель концерта, которую высказала Маргарита Лонг: "Концертная эстрада - кафедра истины, откуда должно исходить доброе слово. Миссия артиста - убеждать...Концерт представляет собой усилие убеждения, своего рода проповедь".
Исполнение должно влиять на человеческую сущность, как об этом мечтали Бетховен, Лист, Чайковский, и т.д. Исполнение должно заставить забыть о буднях жизни, пробудив лучшее, возвышенное, что есть в человеке.
Лично для меня, таким убеждением стали записи бельгийского струнного квартета "Pro Arte". Конечно, качество записи, все таки 1931 - 1938 г.г, довольно среднего качества. Но исполнение - ... :!: :!: :!:
У меня довольно много архивных записей практически всех значительных струнных квартетов первой половины 20 века, и записи многих из них я искренне люблю, но мое сердце и разум говорят мне - все таки бельгийский квартет первый среди равных. Такого искреннего проникновения в суть и смысл исполняемого произведения (как здесь не вспомнить Рихтера?), и в то же время гениальная простота исполнения, без всякой вычурности я не встречал! Так могут играть только конгениальные исполнители, соавторы. Особенно это касается исполнения квартетов Гайдна. При прослушивании отчетливо понимаешь, что исполнители вкладывают всю свою душу, всю свою человеческую сущность в исполняемое произведение, они живут Музыкой.

Владимир
Сообщения: 131
Зарегистрирован: Сб июл 29, 2006 10:59 am
Откуда: г.Москва

Re: Музыкальные потрясения

Сообщение Владимир » Пт сен 07, 2012 7:11 pm

http://www.youtube.com/watch?v=lnfRA62Xv24

Был поражен вот этим.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Re: Музыкальные потрясения

Сообщение Yuriy » Пт сен 07, 2012 10:54 pm

Владимир писал(а):http://www.youtube.com/watch?v=lnfRA62Xv24

Был поражен вот этим.
Я тоже поражен. Как можно так препарировать музыку? А это нон легато в фрагменте, который должен звучать возвышенно? (Не могу цифру указать.) Звукоизвлечение прекрасное, но музыка распадается. Я понимаю, Гульд находит свою истину именно в таком подходе. Это его эстетика. Я же очередной раз убедился в неприемлемости для себя такого исполнения музыки. Пианист превосходный. Музыкант чуждый.
Вы с лондонской или любой другой записью Рихтера знакомы?
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Re: Музыкальные потрясения

Сообщение M.I. » Сб сен 08, 2012 10:51 am

У меня неожиданное впечатление другого рода, и связано оно с оперной музыкой. Стал переписывать с магнитной ленты на компьютер оперу В.А.Моцарта "Дон Жуан", - студийная запись 1948 года на русском языке, - и одновременно всю прослушал. Впечатление более сильное, чем даже от видеозаписи с Фуртвенглером, но на итальянском языке. Я ведь по-итальянски не знаю ни слова. Конечно, перевод на русский язык не абсолютно адекватный, но весьма близкий по сути. Слышать текст, котрый поют исполнители, и одновременно слышать оркестровое сопровождение в этой опере, - это даёт верх наслаждения. В результате - впечатление, действительно, потрясающее. Оркестр не просто дорисовывает музыкальные образы, создаваетые на текстовой основе певцами. Он, лучше сказать, прорисовывает их. Как в детской "раскраске", когда по чёрно-белым контурам вносят цветное заполнение.
И всё это впечатление от того, что тектс певцы исполняли на русском языке! Даже оркестр приобрёл для меня новое, впечатляющее звучание. Понятно теперь, почему в своё время Н.Л.Дорлиак и С.Т.Рихтер считали, что опера должна исполняться на языке той страны, где идёт постановка.
Последний раз редактировалось M.I. Сб мар 14, 2015 5:33 pm, всего редактировалось 1 раз.

Владимир
Сообщения: 131
Зарегистрирован: Сб июл 29, 2006 10:59 am
Откуда: г.Москва

Re: Музыкальные потрясения

Сообщение Владимир » Вс сен 09, 2012 4:14 pm

Юрий- я знаком с Лодноской записью Рихтера. Прекрасное исполнение, бесподобно.

Но и Гульд прекрасно исполняет, совершенно по другому, понятно.

Владимир
Сообщения: 131
Зарегистрирован: Сб июл 29, 2006 10:59 am
Откуда: г.Москва

Re: Музыкальные потрясения

Сообщение Владимир » Вс сен 09, 2012 4:50 pm

Юрий- в приведенном отрывке из 29 сонаты Бетховена есть обалденный кусочек- с 8 мин 36 сек по 10 минуту отрывка.
Который выше приведен, где Гульд играет.

Поскольку я сам выучил этот кусочек, т.к. это почти единственное, что я могу сыграть из этой вещи- скажу- он изумительно это сыграл. Я старался похоже сыграть. но.. но..

он великолепно отслеживает структуру каждого куска

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Re: Музыкальные потрясения

Сообщение Yuriy » Пн сен 10, 2012 12:46 am

Владимир писал(а):Юрий- в приведенном отрывке из 29 сонаты Бетховена есть обалденный кусочек- с 8 мин 36 сек по 10 минуту отрывка.
Я знаком с его исполнением. В голове держу далеко не все, хотя образ некий возник давно. С исполнением Рихтера совсем другое дело. Послушал Гульда еще раз. Пианистически очень хорошо, но меня, повторяю, чистый пианизм не интересует. Интересует музыка. Ну, а "Хаммерклавир" - это целый мир. Не ощущаю я у Гульда высокого состояния, которое там есть и которого хотелось бы в этой сонате. У него это прежде всего рояль. Весьма конкретно и поэтому, простите, очень земное. Вы понимаете меня? Я ведь не говорю, что это плохо. Но это не так хорошо, чтобы я "вибрировал" (помните такое определение у Рихтера в Дневниках?). Рихтер же поднимает ввысь или, как читаем о нем, он спускается к нам с высот. Ладно, пусть так. В таком случае, спускаясь, умудряется поднимать тех, кто к этому стремится и предрасположен.
Не раз слышал, как отмечают уникальный пианизм Гульда. Да, он большой пианист. Но это иногда говорится как бы в противовес Рихтеру. Никогда не ощущал пианистических проблем у него. Не надо забывать, что абсолютное большинство записей Гульда студийные. У Рихтера - концертные. В студии можно добиваться абсолютной точности и проч. Никакая точность попадания по нужным клавишам для меня не заменит попадания в музыку. А уж сугубо пианистические эффекты у Рихтера (сам слышал в концертах), например, в "Танце Пека" (не раз вспоминал) вообще и в принципе не имеют аналогов. Так сыграть вообще невозможно. Это сверхзадачи, которые, наверное, не решаются за счет только пианизма. Не хочу называть имена известных пианистов, чтобы не раздувать полемику, но ничего подобного у них и близко нет в Дебюсси.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Stranger
Moderator
Сообщения: 242
Зарегистрирован: Ср сен 06, 2006 11:02 pm

Re: Музыкальные потрясения

Сообщение Stranger » Пн сен 10, 2012 11:09 am

Yuriy писал(а):Ну, а "Хаммерклавир" - это целый мир. Не ощущаю я у Гульда высокого состояния, которое там есть и которого хотелось бы в этой сонате.
Когда я впервые послушал "Хаммерклавир" в исполнении Гульда, это стало одним из самых ярких музыкальных впечатлений в моей жизни. Поразило как Гульд глубоко погружается в созерцательные рамышления в медленной части, а затем в фуге - воспаряет. Сегодня, когда я знаю и ценю немало прекрасных исполнений этой сонаты, в том числе Рихтера, Юдиной, Бренделя, гульдовская интерпретация для меня остается исходным импульсом для понимания этой музыки.

Владимир
Сообщения: 131
Зарегистрирован: Сб июл 29, 2006 10:59 am
Откуда: г.Москва

Re: Музыкальные потрясения

Сообщение Владимир » Пн сен 10, 2012 1:19 pm

http://www.youtube.com/watch?v=x2lDDyAibck

В конце этого ролика звучит кусок из 29 сонаты- о котором я говорил выше.

Владимир
Сообщения: 131
Зарегистрирован: Сб июл 29, 2006 10:59 am
Откуда: г.Москва

Re: Музыкальные потрясения

Сообщение Владимир » Вт сен 11, 2012 11:48 am

Прослушал многократно этот кусок из 29 сонаты в исполнении Э.Гилельса, М.Юдиной и Глена Гульда.

Гилельс играет наиболее медленно, Юдина-наиболее быстро, Гульд- в середине по темпу.

Самый лучший звук- у Глена Гульда. Он у него чистый, хрустальный. И есть еще что то такое, что трудно выразить в словах.

как читал на форумклассике, там кто-то считал, что Гульд препарирует музыку.
Может и так, но на выходе- просто здорово.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Re: Музыкальные потрясения

Сообщение M.I. » Сб окт 06, 2012 9:29 pm

Мне представляется, что в культурной истории России из музыкантов-исполнителей были две фигуры, сравнимые по масштабу художественного дарования: это Ф.И.Шаляпин и С.Т.Рихтер. Хочу привести здесь фрагмент текста из воспоминаний Д.Ф.Тархова, одного из выдающихся советских оперных певцов (1890 - 1966), о том, как он впервые побывал на опере "Дон Кихот" с участием Ф.И.Шаляпина. До этого Дмитрий Фёдорович, начинающий певец, был знаком с творчеством Шаляпина лишь по граммофонным пластинкам.

…И вот как-то сестра принесла мне с трудом добытый билет в Большой театр на Шаляпина в «Дон Кихоте», так как Шаляпина до этого я не видел.
Но я остался холоден. Я был уверен, что пою интересней, а шаляпинская слава раздута. Сестре пришлось меня долго упрашивать, - так я ломался, - а билет, кажется в одиннадцатом ряду партера, был дорогой. И как же стыдно мне было потом!
Дворец Дульцинеи, сама Дульцинея – её исполняла Стефанович – всё было в общем обыкновенно, хотя и неплохо. Но вот на Росинанте выехал Дон Кихот – преобразились и слушатели, и я, и сама сцена… Я почувствовал сразу, что говорить, какой у Шаляпина голос, как он играет, в чём его главные свойства, - значило бы ничего не понять, потому что я видел самого Дон Кихота, живого.
Сквозь все чудачества роли в меня проникало небывалое обаяние. Комическое делалось святым, хоть становись на колени. И умиляли разбойники, которые, поразившись кротостью и простотой старика, его неприятием зла и верой в прекрасное, возвращают ему украденное ожерелье Дульцинеи и провожают с благоговением, как доброго отца.
В сердце моём воцарилась какая-то облагораживающая чистота и благодарность. И то же самое ощущали и все вокруг. Мне были знакомы разговоры о том, как Шаляпин делал себе грим, из толстого умел стать тонким; как рисовал тощую шею, удлинял её на груди (что я потом использовал, гримируясь Элизаром в «Дочери кардинала»); как сам он гримировал Росинанта, создавая необыкновенного одра из обыкновенной белой лошади, так как вполне подходящего одра будто бы не нашли, да он, пожалуй, Фёдора Ивановича и не поднял, - но об этих частностях рассуждать не хотелось. Глаза и уши поверили, что познакомились, с настоящим Дон Кихотом: с подлинной его трагикомедией и настоящей смертью – бессмертием.
Особенно сильна была встреча с Дульцинеей для торжественного вручения ей ожерелья. Дон Кихот приходил в ореоле непередаваемого величия. Он приближался, как король, протягивающий свой великолепный дар. Победитель ждал награды. Прекрасная дама, пожелания которой исполнены, удостоверившись в верности и непобедимости своего рыцаря, должна была, по условию, тут же при общих знаках восторга отдать ему руку и сердце…
Но Дульцинея и не думала исполнять обещание. Ожерелье для неё особой ценности не составляло. «Она хохотала» как жестокая женщина в балладе Лишина из шаляпинского репертуара, и, подобно ей же, отрицательно качала головой, всё обращая в шутку. Вслед за нею хохотали её кавалеры, весь хор. Действительность начинала открываться Дон Кихоту, и он у всех на глазах увядал, как цветок, склоняющий стебель, - сгибался всё больше; делался бедным, больным стариком и, как в бреду, с подкосившимися ногами, цепляясь за стены, уходил, подгоняемый шумом насмешек.
Какая музыка была при этом? Музыканты утверждали, что Массне написал слабую оперу, но могу поклясться – она казалась в этот миг гениальной. Что пели и говорили артисты? Быть может, привычную переводную чепуху, но публика, не слыша, как всегда в опере слов, воображала нечто равное шекспировским сценам. Такова была мощь артистического таланта, всё подымавшего до себя… И с такой же неотразимой силой шла сцена смерти.
Измученный Дон Кихот и влюблённый в своего хозяина наивный младенец Санчо-Панча (Лосский) располагаются на отдых у высокого холма. «Спи, Панчо» - приказывает Рыцарь Печального Образа. - «Отдохни. Я буду на страже».
Бедный оруженосец видит опасное состояние Рыцаря, но не смеет ослушаться и, кряхтя от усталости, быстро засыпает. А Дон Кихот с длинным копьём взбирается на холм и там, на вершине, прислоняется к стволу развесистого дерева, ветви которого опускаются на ним.
Несбыточные фантазии преследуют его, застилая злое лицо жизни. Ему чудится голос Дульцинеи, и в своих грёзах он снова ей верит и всё прощает. Горение вечной любви, мысли о новых подвигах, долженствующих обновить мир, борются в нём с предельной слабостью и обидой. Силы его иссякают. Фигура старика то распрямляется картинно и могуче, то колеблется и обвисает. Копьё дрожит в его руках.
Опираясь на него, дон Кихот делает несколько шагов, чтобы лучше утвердиться наместе или, может быть, ринуться в бой с каким-то великаном, особенно бессовестным и докучным. С рыданием боли и торжествующим кликом, широко раскрывая остановившиеся глаза, глядящие в последние ослепительные видения, Рыцарь наконец бросается вперёд, вниз по холму, на неведомого врага. Но враг этот – смерть. Колени Дон Кихота подгибаются. Споткнувшись, он роняет копьё. Он падает – и уже бесчувственными трупом скатывается по склону всё ниже. Лишь ровная плоскость рампы прекращает это движение. Дон Кихот, как живой, переворачивается ещё раз, выпрямляется, валится на спину, вверх лицом, и в этом положении застывает на месте, остаётся лежать неподвижно, раскрывая объятия для всех угнетённых на земле.
Осталась пластинка, записанная на французском языке, - «Смерть Дон Кихота». Она дразнит только живые впечатления от Шаляпина. Нет!. Этого не воскресить. И кто знает: не лучше ли, чтобы так и было?. Сознания неповторимости неповторимого не заглушишь.
Моё ошеломление Шаляпиным мне дорого было тем, что показало безграничность искусства – идеал, к которому должно стремиться. Недостатки, свойственные всем, несовершенства тех или иных частностей, находимые и у Шаляпина, - велика ли их роль в этом подлинном величии? Разве это только певец? Разве это только актёр? Это – стихия, которая подчиняла и была выше обычных требований и представлений.

P.S. Полагаю, слова: "Такова была мощь артистического таланта, всё подымавшего до себя…" вполне подходят и для характеристики творческой деятельности Рихтера.

yamabikay
Сообщения: 1
Зарегистрирован: Пт ноя 30, 2012 1:51 pm
Откуда: Украина, Киев.
Контактная информация:

Re: Музыкальные потрясения

Сообщение yamabikay » Вс дек 02, 2012 3:40 pm

Владимир писал(а):http://www.youtube.com/watch?v=x2lDDyAibck

В конце этого ролика звучит кусок из 29 сонаты- о котором я говорил выше.
Спасибо за линк! Гениальное выступление.

Владимир
Сообщения: 131
Зарегистрирован: Сб июл 29, 2006 10:59 am
Откуда: г.Москва

Re: Музыкальные потрясения

Сообщение Владимир » Вс дек 09, 2012 6:59 pm

Прослушав многократно 29 сонату Л.Бетховена в исполнении разных мастеров, сам выучив этот кусочек из 29 сонаты, я стал понимать высказывание, кого-то из знаменитых композиторов прошлого (может Шарля Гуно):

Любимый мой композитор- Л.Бетховен, а Моцарт- единственный.

Один этот маленький кусочек, лишенный мелодии, показывает, насколько велик Бетховен. Эта музыка- музыка человека, у которого уже все позади, впереди-ничего нет. Причем осознанно и без страха это понимаемое..

Владимир
Сообщения: 131
Зарегистрирован: Сб июл 29, 2006 10:59 am
Откуда: г.Москва

Re: Музыкальные потрясения

Сообщение Владимир » Сб дек 15, 2012 9:08 pm

http://www.youtube.com/watch?v=GFVymVw2DQI

исполняет В.Софроницкий. Очень здорово!

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Re: Музыкальные потрясения

Сообщение Yuriy » Вс дек 16, 2012 3:19 am

Владимир писал(а):http://www.youtube.com/watch?v=GFVymVw2DQI

исполняет В.Софроницкий. Очень здорово!
Трудно сказать, как долго не слушал эту сонату в исполнении Софроницкого. Пластинку приобрел гораздо раньше, чем пластинку Рихтера. В те годы, будучи новичком, не знал многих произведений. Трехчастную ля минорную у Софроницкого любил. Хорошо отношусь к ней и сейчас, а вот посмертная соната B-dur «не пошла». Особенно первая часть. Что-то очень земное. Отложил пластинку до лучших времен, а тем временем подоспела и великая запись Рихтера из Зальцбурга. Вот где был пир ума. Куда делись все мои предубеждения? В этой музыке я растворялся. Надо сказать, что на протяжении многих лет я что-то новое открывал в ней. Помню, как во время одного слушания поразился таинственному рокотанию трелей в первой части – как гром вдалеке. Даже вспоминалась цитата из Апокалипсиса о громах.
Хотел продолжить некролог на уход своего друга, Вадима Могильницкого, рассказать о его последнем письме, в котором он задает вопрос – какие бы три записи я взял бы с собой на необитаемый остров. По крайней мере, в отношении к этой записи Рихтера мы сошлись безоговорочно.
Что сказать об исполнении Софроницкого? Здесь, к счастью, нельзя действовать в духе формальной логики – если Рихтер играет хорошо, то Софроницкий плохо, т.к. он совсем другой человек, с другим пониманием и устремлениями. У него по-своему очень хорошо. Есть настроение, прекрасный звук, чувство этой «музыки всея земли» - его высказывание именно об этой части. Но взял бы я его на тот остров? - Ни за что. В ней надо подняться над этой грешной землей, прощаться, если уж намек на «путь всея земли». Да еще иногда звучит у него какая-то декламация. Нет, это не для меня. Прекрасно задумал Монсенжон начать фильм с этой части. Вот там передано настроение, которое под стать отрешенной фигуре идущего Рихтера. Вроде бы и люди попадаются, но он отгородился от них и пребывает в своем мире. Музыка точно передает это состояние. Главное, исполнитель может его создать языком этой музыки.

P.S. Как-то на «классике» кто-то чуть ли не возмущался, что о ком бы ни стали говорить, разговор вскоре переходит на Рихтера. Ну да, он поднял исполнительское искусство на невиданную высоту, став вровень с композитором. Но ему такое сказать нельзя было – осерчал бы зело. Виктор Зеленин не раз цитировал его слова, что, мол, мы лишь исполнители их воли, а они гении! Согласен с великим Маэстро лишь наполовину.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Ответить