M.I. писал(а):Со смертью Рихтера пианизм не умер, а остановился. Нет движения вперёд, и, как будто, не может быть.
Уровень музыкальной жизни в Москве позорно упал по сравнению с советскими временами. Не только уровень исполнения, но уровень слушания, уровень публики так низко пал, что только можно диву даваться. За пустую игру хлопают самозабвенно. Исполнители бессовестно дурят народ, а народ так счастлив! Сплошь и рядом можно спросить, вот идёт концерт, слушают, потом хлопают. А для чего это? И что хотели сказать музыканты своим выступлением? И в чём удовольствие у слушателей от игры?
При жизни Рихтера бывали неудачные выступления у не самых первых музыкантов. Но ведь по их выражению было видно, что они понимают свою неудачу, стесняются, стыдятся. Сейчас понятие стыд за плохое выступление у концертантов отсутствует. Уровень исполнительства низок, а залы полны.
Завсегдатай музыкальных концертов советского времени не стал бы слушать нынешние концерты. И у исполнителей, и у слушателей, похоже, пропало уважение к себе самим.
Сейчас, постите за сарказм, исполнители делают вид, что играют музыку, а слушатели делают вид, что слушают, но охотно платят деньги, иногда немалые, за билеты.
Послушайте хотя быигру Гилельса в записи. Не самый лучший музыкант тех времён. А кто из теперешних с ним может сравниться? Ну, хотя бы по качеству звука?
Олега Кагана навывают на афишах Великим музыкантом. Простите, а как же тогда назвать Рихтера?!
В консерватории устраивают концерт учащихся "Приношение Сергею Доренскому". Надо же, живому-то? Откуда такой естественный подхалимаж? Он кто, светский лев консерватории, главный чиновник от музыки?
Так и хочется крикнуть, вы что с ума все посходили, что ли?
Где внутренняя мера ответсвенности, где благородство, хотя бы в замыслах?
А известное интервью Гаврилова?
Да, Рихтер и его музыкальная эпоха просто вредны теперешнему музыкальному сообществу. Забыть их, забыть скорее - вот девиз теперешней "музыкальной" жизни!
Прочитав Ваш пост, со многим соглашусь.
Но хотелось бы добавить все же несколько слов, вселяющих надежду (для меня лично), что не все еще так упадочно.
Могу сказать как постоянный слушатель - посетитель концертов по долгу службы и велению сердца, что есть еще коллективы и исполнители, у которых уровень ответственности, честность по отношению к музыке, и, безусловно, талант не превратились в "былое и воспоминания". Я не застала, к сожалению, советской музыкальной эпохи, сравнивать мне не с чем. О коммерциализации всего и вся, дурном PR etc тоже не хочется говорить, это и так все понимают. Но как пример - в защиту не до конца подпорченной музыкальной жизни Москвы приведу несколько концертов за последние полгода, оставивших зарубку в памяти. Мстислав Ростропович и ГАСО (8 симфония Шостаковича). Михаил Плетнев - сольные концерты (Шопен, Шуман, Моцарт). Михаил Плетнев и Российский Национальный оркестр (1 и 15 симфонии Шостаковича). Татьяна Гринденко и Ансамбль "Академия старинной музыки" (Монтеверди. Мартынов). Евгений Кисин в рамках "Декабрьских вечеров" (Бетховен, Шопен, Брамс). Константин Щербаков (24 прелюдии Рахманинова). Борис Березовский (13 прелюдий Рахманинова). Были и разочарования - концерты Фредди Кемпфа и Анжеллы Хьюитт. Конечно, многие из перечисленных мной пианистов (Кисин, Березовский, Щербаков) - "возвращенцы", но (все же) они - прежде всего представители нашей фортепианной школы, несмотря на свое нынешнее гражданство.
Спешу добавить: я не сравниваю всех перечисленных пианистов с Рихтером. Просто моя надежда на то, что не все ориентиры еще потеряны в наше время, пока теплится.