Конец времени пианистов

Рихтер умер. Пианизм жив?

Да
10
53%
Нет
5
26%
Сложно дать однозначный ответ
4
21%
 
Всего голосов: 19

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Вс фев 25, 2007 7:48 pm

Прошу прошения за допущенную опечатку. Упомянутый мною концерт из произведений Шопена и Скрябина в ДШИ №3 был не 25 декабря, а 25 НОЯБРЯ 1992 года.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Вт мар 27, 2007 10:48 pm

Предлагаю форумчанам один ехидный, ядовитый вопрос.
На форуме было высказывание, что "Рихтер очистил музыку от фальши и штампов". Очень хорошо.
А что делает в этом смысле нынешнее поколение пианистов? По-моему, возможны три ответа:
1. Продолжают дело Рихтера, т.е. очищают музыку от фальши и штампов.
2. Копируют Рихтера.
3. Губят дело Рихтера, привнося в музыку новую (или старую) фальшь и возрождая дорихтеровские штампы.
Интересно, какой из этих трёх ответов кажется форумчанам предпочтительней, и нет ли ещё других точек зрения о том, что делает в указанном смысле нынешнее поколение пианистов?

Stranger
Moderator
Сообщения: 242
Зарегистрирован: Ср сен 06, 2006 11:02 pm

Сообщение Stranger » Ср мар 28, 2007 3:22 am

M.I. писал(а):На форуме было высказывание, что "Рихтер очистил музыку от фальши и штампов".
А что делает в этом смысле нынешнее поколение пианистов?
В основном следуют штампам. Но не рихтеровским - а некоему среднему арифметическому из всех слышанных записей. Вместо фальши теперь чаще всего звучит "правильная", но мертвая музыка. Слава Богу, из этого правила есть исключения!
Последний раз редактировалось Stranger Ср мар 28, 2007 1:25 pm, всего редактировалось 1 раз.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Ср мар 28, 2007 12:12 pm

M.I. писал(а):А что делает в этом смысле нынешнее поколение пианистов?
Многим приходится бороться за место под солнцем - вот и господствует "конкурсный" стиль исполнения. Но это не у всех, разумеется. Есть содержательные молодые музыканты. Среди известных мне в первую очередь назвал бы Вячеслава Попругина. Из наших киевских - уже упоминавшуюся мной Алию Акбергенову.

Chiarina
Сообщения: 23
Зарегистрирован: Ср авг 08, 2007 2:12 am
Откуда: Киев
Контактная информация:

Сообщение Chiarina » Пт авг 10, 2007 8:53 pm

Twirl писал(а):Век пианизма на Рихтере закончился
Но, надеюсь, начнется следующий век
Просто пианисты еще незрелые
Я с Вами не согласна, дело не в незрелости! Мне не нравятся пианисты, коорые выходят на сцену, а на лице у них написано "Да что мне тут играть - раз плюнуть, да я великий пианист". Примерно такое выражение лица было у Крайнева, когда он играл в Киеве, точную дату не назову. Вышел и сыграл так, что на следующий концерт идти не захотелось. И это не только его касается. А когда играют молодые пианисты, у них чувствуется глубокий и серьёзный подход к произведению. Конечно, не у всех, но у многих.
В марте был концерт в Киеве, где исполнялся двойной концерт Шоссона. Играли Евгения Басалаева (препод НМАУ, ф-но) и скрипач Никита Борисоглебский. Настолько контрастный дуэт, до ужасти! скажу только, что Никита тогда сыграл очень хорошо.
Век пианизма со смертью Рихтера не умер, на мой взгляд. Будут ещё великие пианисты, это пока затишье такое.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Пт авг 24, 2007 7:59 pm

Chiarina писал(а):
Twirl писал(а):Век пианизма на Рихтере закончился
Но, надеюсь, начнется следующий век
Просто пианисты еще незрелые
Я с Вами не согласна, дело не в незрелости! Будут ещё великие пианисты, это пока затишье такое.
А я думаю, век пианизма не закончился, но таких (пианистов) как Рихтер уже не будет. Так же как не будет таких (поэтов) как Пушкин.

Интересно узнать, какой смысл Вы вкладываете в понятие "великий пианист", в чём суть "великости" в человеке, чем определяется величие личности? Ну, хотя бы примеры.

Chiarina
Сообщения: 23
Зарегистрирован: Ср авг 08, 2007 2:12 am
Откуда: Киев
Контактная информация:

Сообщение Chiarina » Пт авг 24, 2007 9:43 pm

М. І., как Вам сказать... Даже и не знаю. Горовиц, Ашкенази - великие пианисты. Рихтер - нет, он гениальный пианист. Вряд ли Вас такое объяснение устроит, но это хоть что-то. Может, Вы и правы насчёт Рихтера и Пушкина. Время покажет.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Пт авг 24, 2007 11:31 pm

Chiarina писал(а):М. І., как Вам сказать... Даже и не знаю. Горовиц, Ашкенази - великие пианисты. Рихтер - нет, он гениальный пианист.
На большом форуме был такой опрос - делили места... Зарекся участвовать в их обсуждениях, но хотел написать, что и делаю здесь, - Рихтер не укладывается в разные там шкалы, рейтинги и проч. Есть РИХТЕР, а потом, если кому-то угодно, пусть кто-то будет первым, кто-то вторым и т.д.
Что касается Ашкенази, то это действительно хороший музыкант, но великим его вряд ли можно назвать. Не берусь (видимо из-за жары :) ) дать определение "великого пианиста" или "великого музыканта". Возможно, уже рассказывал здесь, как смотрел и слушал по ТВ в начале 70-х передачу "Музыканты - лауреаты Ленинской премии". Можете представить себе эту плеяду! Рихтеру там уделили меньше всего внимания - прозвучал только Этюд Шопена c-moll, ор.10,#12 - из фильма Рижской киностудии. Слышавшие знают это фантастическое исполнение. Так вот, после этого я поставил пластинку с записью Ашкенази. Прослушать смог половину. Дальше было невмоготу. Сравнивать их не собирался. Просто интересно было вспомнить - а вдруг этот музыкант тоже прилично играет. Не хочу сказать, что это было плохо, но рядом с гением ему нечего было делать.
О Горовице много писали да и продолжают писать на большом форуме. Его искусство можно сейчас воспринимать, как по мне, в качестве некоей экзотики. Да, было такое явление и даже занимало чьи-то умы. Было такое время, а некоторые его и эту эстетику перетаскивают в наш век. Его трактовки порой вызывают недоумение и просто кажутся смешными. А когда благообразный старец такое делает с 28-ой Бетховена, это уже просто грустно. Ну ладно, поневоле свыклись с мыслью, что многие играют этот "салат ассорти" (меткое определение ленинградского пианиста В.В. Нильсена по поводу сонат ##8,14,21,23) и там проявляют немыслимую бесвкусицу. Такова уж судьба этих замечательных сонат! Но зачем посягать на столь непростую и весьма нечасто исполняемую 28-ю? Единственное, что мне у него интересно бывает послушать, так это "Крейслериана".
И вообще хотел бы сделать общее замечание - очень люблю некоторых пианистов в "нерихтеровском репертуаре". Как только они начинают играть что-то из репертуара великого и гениального Рихтера, любовь угасает, чтобы со, скажем, си минорной сонатой Шопена вспыхнуть вновь...

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Пт авг 24, 2007 11:59 pm

Yuriy писал(а):Его искусство можно сейчас воспринимать, как по мне, в качестве некоей экзотики. Да, было такое явление и даже занимало чьи-то умы. Было такое время, а некоторые его и эту эстетику перетаскивают в наш век.
Но иногда очень интересно услышать представителя "той эпохи". Так было, когда в Киев приехал ученик Иосифа Гофмана, Шура Черкасский. Носитель традиции, так сказать. Вряд ли его можно было сравнивать с такой яркой фигурой, как Гофман, но ту атмосферу, эстетику, он сохранил. Несмотря на вторую половину ХХ-го века он пронес понятия об исполнительстве, столь принимаемые в его начале. Как в музее побывали, причем в по-своему замечательном, из лучших!

timalism
Site Admin
Сообщения: 501
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 1:18 am
Откуда: Уфа-Москва
Контактная информация:

Сообщение timalism » Сб авг 25, 2007 12:01 am

Yuriy писал(а): О Горовице много писали да и продолжают писать на большом форуме. Его искусство можно сейчас воспринимать, как по мне, в качестве некоей экзотики. Да, было такое явление и даже занимало чьи-то умы. Было такое время, а некоторые его и эту эстетику перетаскивают в наш век. Его трактовки порой вызывают недоумение и просто кажутся смешными. А когда благообразный старец такое делает с 28-ой Бетховена, это уже просто грустно. Ну ладно, поневоле свыклись с мыслью, что многие играют этот "салат ассорти" (меткое определение ленинградского пианиста В.В. Нильсена по поводу сонат ##8,14,21,23) и там проявляют немыслимую бесвкусицу. Такова уж судьба этих замечательных сонат! Но зачем посягать на столь непростую и весьма нечасто исполняемую 28-ю? Единственное, что мне у него интересно бывает послушать, так это "Крейслериана".
Горовиц в защите не нуждается, но я всё же выскажусь.

28-ю сонату Бетховена слушал в очень живой записи live. Лирико-драматичный Горовиц «попал» в I и III части. Во время II-й я поймал себя на мысли, что эта часть всё же «для Рихтера». Даже тема фугато финала прозвучала невнятно. Но в целом исполнение мне понравилось, хотя Горовиц и не «держал» в своей власти.

Лучшее для меня исполнение Третьего концерта Рахманинова - Владимир Горовиц в записи 1951-го года с Райнером.

Далее хочется упомянуть ряд записей с концертов в Карнеги-холл:
великолепная Десятая соната Скрябина, изумительное прочтение си-минорной мазурки Шопена (хоть и с прорывами «демонического» темперамента, присущего Горовицу, но не вполне — Шопену), захватывающее исполнение шопеновских же Ноктюрна e-moll и Полонеза fis-moll.

Уже упомянутая Вами "Крейслериана" Шумана (в студийной записи). "Детские сцены" (концерт в Вене, 1987-й год, если не ошибаюсь). 23-й концерт Моцарта (видео).

И это - только первое, что пришло на ум.

Stranger
Moderator
Сообщения: 242
Зарегистрирован: Ср сен 06, 2006 11:02 pm

Сообщение Stranger » Сб авг 25, 2007 12:15 am

Yuriy писал(а):Единственное, что мне у него интересно бывает послушать, так это "Крейслериана".
Кроме того, что уже упомянул Тимур, из "нерихтеровского" репертуара у Горовица великолепны:
Рахманинов. 3-й концерт с Зубином Метой, 1978г., видео. 2-я соната.
Скрябин. Соната №3.
Бетховен. Соната №21. 5-й концерт.
Шопен. Соната №2 (1949).
Шуман. Соната №3.
Скарлатти. Сонаты.

Что касается места Горовица в истории пианизма, то оно, очевидно, на самой вершине Олимпа, рядом с Рахманиновым, Рихтером, Гульдом. Каждый из названных гениальных пианистов создал в искусстве нечто уникальное, недосягаемое для других.

Chiarina
Сообщения: 23
Зарегистрирован: Ср авг 08, 2007 2:12 am
Откуда: Киев
Контактная информация:

Сообщение Chiarina » Сб авг 25, 2007 1:57 pm

Юрий, конечно, у каждого своё мнение, но я слышала в исполнении Ашкенази 4й концерт Рахманинова, после этого я могу его так назвать. Остальные исполнения не затронули. Само собой, Рихтер - это Рихтер, нельзя его ставить в один ряд с остальными пианистами, точнее, нельзя остальных пианистов ставить в один ряд с Рихтером.
У Горовица мне очень нравится вторая соната Скрябина. А вот "Картинки с выставки" - это совсем не его музыка, по-моему. Вообще мало с ним знакома.
А вот Гульд - это отдельный разговор. Наверное, я до него не доросла, потому что многого не понимаю.

timalism
Site Admin
Сообщения: 501
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 1:18 am
Откуда: Уфа-Москва
Контактная информация:

Сообщение timalism » Сб авг 25, 2007 2:33 pm

Chiarina писал(а): А вот Гульд - это отдельный разговор.
И этот разговор уже был на нашем форуме:
viewtopic.php?t=109

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Сб авг 25, 2007 4:54 pm

Chiarina писал(а): Горовиц, Ашкенази - великие пианисты. Рихтер - нет, он гениальный пианист.
Я думаю, что великость и гениальность - это категории разного порядка. Гениальность, но не ГЕНИЙ, а именно гениальность - это мера таланта вчеловеке. Великость - это человеческая категория. Наверное, в человеке эти категории как-то соизмеримы и могут расти вместе, но суть их разная. Можно быть более гениальным (талантливым), но менее великим (ну, не во всём очень хорошим) человеком, или, наоборот, менее талантливым, но более великим как человек.
Слышал два высказывания о великости, величии человека, кои полностью принимаю.
1. Истинное величие начинаетмся с осознания собственного ничтожества (это для тех, особенно молодых, кто хочет стать великим).
2. Мера величия человека определяется теми требованиями, которые он сам к себе предъявляет. Это хорошо видно на примере Рихтера. Его требовательность, сверхтребовательность к себе отлично всем известна.
Последний раз редактировалось M.I. Вс авг 26, 2007 8:03 pm, всего редактировалось 1 раз.

Stranger
Moderator
Сообщения: 242
Зарегистрирован: Ср сен 06, 2006 11:02 pm

Сообщение Stranger » Сб авг 25, 2007 8:11 pm

Chiarina писал(а):.
У Горовица мне очень нравится вторая соната Скрябина.
Вроде бы он ее не играл... Если все-таки - да, то не могли бы Вы поделиться записью или информацией об источнике?

P.S. Эталоном исполнения Второй сонаты для меня остается запись Фейнберга.

Ответить