П.И.Чайковский о музыкальном исполнительстве.

Ответить
M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

П.И.Чайковский о музыкальном исполнительстве.

Сообщение M.I. » Вс апр 24, 2011 9:29 am

Об исполнительской деятельности Рихтера Д.Д.Шостакович писал: «Мне кажется, что главной задачей, которую ставит себе Рихтер, является точное и, в то же время, творчески-вдохновенное изложение авторского замысла. Этой цели Рихтер посвящает весь свой огромный талант, все свое феноменальное мастерство». Однако, как постичь замысел автора? Ведь формальная запись нотами передаёт лишь часть мыслей автора. П.И.Чайковский считал, что тут нужен талант исполнителя. Вот как передаёт Ю.И.Поплавский мысли Петра Ильича об этом, высказанные им в Клину 6 октября 1893 года.

В это утро, высказывая мнение о чувстве и выражении в музыке, Петр Ильич говорил приблизительно следующее: «Главной целью в исполнении музыкального произведения должна лечь задача – по мере таланта и знания проникать и уяснить скрытую мысль автора, что, собственно, и есть содержание музыки, смысл ее. Нет более прихотливой и более трудной области, как передача смысла в музыке. Как разнообразно и богато должна быть одарена природа музыканта, чтобы выразить только хотя бы главные черты национальности: живость и изящество француза, страсть итальянца, бешеную веселость испанца. Великие музыканты творили для всего мира, но в каждом из их произведений отразилась национальность, их эпоха. Эти два последние качества резко отличают одно произведение от другого и составляют его стиль. Как в зеркальной воде отражаются облака, так в душе художника отражается все, что он видит, слышит. Способность передавать свои чувства другим и есть талант. Чем он выше, тем больше отразится в нем мир и тем ярче и понятнее будет его передача. Музыкант перед художественным творением, как человек, лишившийся зрения, перед когда-то виденными и забытыми им драгоценностями, может отыскать алмаз только в том случае, если его руки способны ощутить форму, грань и плотность этого камня, - и чем тоньше осязание, тем скорее он достигнет цели. Потому-то гения и может постигнуть только гений, как говорил Шуман. В одном заключается сокровищница алмазов, - другой из этой сокровищницы черпает полною рукой. Исполнители одной формы музыкального произведения – слепые от рождения».

Ответить