Страница 1 из 2

Современные композиторы

Добавлено: Пт авг 10, 2007 9:41 pm
Chiarina
Наверняка Вы когда-нибудь да были на коцерте, где приходилось слушать произведения не знаменитых гениев - Моцарта, Листа, Равеля, Прокофьева и др., - а современных молодых композиторов. Не в обиду им, скажу, что больше половины из того, что сейчас пишут, слушать второй раз не захочется. Сейчас модно стало писать непонятно, потому что если не понравилось, можно сделать несчастное лицо оскорблённого художника и сказать "Вы не поняли, не оценили... Ах, так всегда - гении опережают своё время!".
Конечно, когда-то и о Прокофьеве писали в газетах, что его вторая соната для ф-но "годна лишь на свадебный марш для мамонтов" (это вправду было). Но у него во всех произведениях есть ясность мысли, у него всегда присутствуют и мелодика, и фактура, и гармония. А сейчас зачастую ничего этого нет. Создаётся впечатление, что большинство современных композиторов записывают просто хаотичные звуки, которые вместе просто давят на психику. Интересно, что вы думаете по этому поводу? И что скажут композиторы, если они сюда заходят?

Добавлено: Пт авг 10, 2007 11:40 pm
Владимир
Да, вы наверное правы, современные композиторы не могут так писать музыку, как, например, Бах, Моцарт.
Я, например, (к своему стыду люблю слушать только Баха, Бетховена, Моцарта, Шопена). Все.
А почему- думаю потому, что любое, абсолютно любое произведение написанное ими- великолепно, гениально.....
Специально не буду слушать других композиторов. Если только услышу в передаче музыку других композиторов- прослушаю.
Лучше лишний раз прослушаю "Реквием" Моцарта, Пассакалию Баха, и т.д.
Наверное, это неправильно.

Re: Современные композиторы

Добавлено: Сб авг 11, 2007 1:53 am
timalism
Chiarina писал(а): ...больше половины из того, что сейчас пишут, слушать второй раз не захочется. Сейчас модно стало писать непонятно, потому что если не понравилось, можно сделать несчастное лицо оскорблённого художника и сказать "Вы не поняли, не оценили... Ах, так всегда - гении опережают своё время!".
Создаётся впечатление, что большинство современных композиторов записывают просто хаотичные звуки, которые вместе просто давят на психику. Интересно, что вы думаете по этому поводу? И что скажут композиторы, если они сюда заходят?
Вы действительно прослушали "больше половины из того, что сейчас пишут" современные композиторы? Если да, то остаётся только снять перед Вами бейсболку.
Будучи современным композитором, я не рискну утверждать, что прослушал хотя бы один процент из написанной в наше время музыки. А потому и не стал бы делать столь категоричных обобщений.

Re: Современные композиторы

Добавлено: Сб авг 11, 2007 1:57 am
Stranger
Chiarina писал(а):Создаётся впечатление, что большинство современных композиторов записывают просто хаотичные звуки, которые вместе просто давят на психику.
Думаю, в этом случае имеет смысл следовать примеру Святослава Рихтера - слушать и пытаться понять, даже если кажется, что это невозможно.

Добавлено: Сб авг 11, 2007 2:05 am
timalism
Stranger писал(а): Думаю, в этом случае имеет смысл следовать примеру Святослава Рихтера - слушать и пытаться понять, даже если кажется, что это невозможно.
Вспомнился фрагмент из прочитанной мной вчера статьи Л. Наумова
( http://sviatoslavrichter.ru/articles.php?show=63 ) :

"Однажды у него в гостях мы слушали «Молоток без мастера» Булеза — поэму для голоса с оркестром. Это трудная музыка, но Рихтер уверял: «Это не шарлатанство, я точно знаю, что Булез — не авантюрист, а замечательный музыкант, поэтому нам надо еще раз послушать и постараться понять».

Добавлено: Сб авг 11, 2007 4:02 pm
Chiarina
Само собой, я не прослушала и половины не только современной музыки! Это была своеобразная психологическая уловка, категоричность мне вообще не свойственна. :D То, что Вы обратили на это внимание - хорошо! :D
Владимир, ну так тоже не очень, это Вы впадаете в крайность. Есть же и хорошая музыка, которую надо учиться понимать. Вы много упускаете, слушая только перечисленных Вами композиторов. Хотя, Вы же сами понимаете, что это неверно, так что...

Да, бывает просто сложная музыка, но не шарлатанская, а истинная. И такую музыку сейчас пишут. А как тогда относиться к тому, что зачастую во время прослушивания современных "шедевров" у людей начинается плохое самочувствие, многие даже способны впасть в депрессию? В частности у меня такое было: на мастер-классе слушали произведение аспирантки. Во-первых, остальные студенты и педагоги сидели, скрестив руки на груди. Кто не знает - скрещённые руки указывают на невосприятие чего-либо. А там так сидели ВСЕ, без исключения. Во-вторых, у моей соседки разболелась голова, у кого-то - сердце, кто-то просто вышел из аудитории. Людям становилось плохо. Так неужто и это можно и нужно понимать?
В Германии была на гала-концерте фестиваля памяти Моцарта. То же самое - большинство произведений были не то что бы непонятны, а просто действительно хаотичны. Попрошу не путать, я вовсе не выступаю за полную простоту и доступность того, что люди пишут, мне важно, чтобы в каждом произведении была мысль, идея, а не халтура.

И ещё Владимиру: современные композиторы и не должны писать музыку так, как Бах и Моцарт. Зачем писать так, как уже было? Каждый должен быть индивидуален.

Добавлено: Вс авг 12, 2007 12:32 am
Владимир
Согласен с Вами, глупо ограничиваться Бахом, Бетховеном, Моцартом, Шопеном, Шубертом и некоторыми вещами Брамса, Чайковского, Листа и.т.д.
А происходит это оттого, что эти мастера написали такое огромное количество прекрасной музыки- что не остается времени на другое.
И хочется прослушать многое из-того, что было ими написано....
Кстати, в свое время, меня обучал игре на фортепиано известный (молодой) в то время композитор- С.Беринский.
Очень много создал он произведений. Недавно слушал их на его сайте. Что-то нравится-что то не понимаю.
А когда он со мной занимался- своих произведений не исполнял- слушали "Страсти по Матфею" и Мессу си-минор Баха. И я понимал- что они ему нравятся больше- чем современная музыка.

Добавлено: Вс авг 12, 2007 2:02 pm
Chiarina
Ну что Вам сказать по этому поводу? Даже и не знаю. Мне кажется, что, хоть они и создатели шедевров, но современная музыка тоже может быть интересна. Поверьте, и классики, и романтики, и современные композиторы незаменимы. Само собой, не всех будут помнить через сто лет, двести, так же, как мы не знаем бОльшую часть композиторов, что жили до нас. Время и отделяет халтуру от искусства. А сайт не подскажете? Интересно послушать.
Кстати, педагоги довольно редко ставят ученикам свои произведения, или, ещё чего, дают играть.

Добавлено: Вс авг 12, 2007 6:53 pm
Владимир
Пишете в Яндексе "Беринский Сергей". Там сайт ему посвященный.

Добавлено: Пн авг 13, 2007 8:14 pm
M.I.
Chiarina писал(а): "...важно, чтобы в каждом произведении была мысль, идея, а не халтура.

И ещё Владимиру: современные композиторы и не должны писать музыку так, как Бах и Моцарт. Зачем писать так, как уже было? Каждый должен быть индивидуален."
По-моему, надо писать только хорошую музыку. Вряд ли можно написать хорошо, если нарочито стараться писать так, как было... Но, из чистого занудства, напомню точку зрения Гегеля. Её смысл такой: бывает оригинальность, а бывает дурное своеобразие. Не следует путать одно с другим...
А Лев Толстой считал, что художественное произведение должно быть только высочайшего качества. Приблизительно хороший результат творчества в художественной сфере лишён смысла - в отличие от других (более практических) сфер деятельности, напрмер, инженерного дела, производства, политики.

Добавлено: Вт авг 14, 2007 12:39 am
Chiarina
Владимир, большое спасибо, обязательно зайду туда.

М. І., так это ясное дело, что надо писать хорошую музыку! Но это понятие довольно растяжимое. Моцарт и Лигети. Оба же писали хорошую музыку? Возражения есть?нет?вот и хорошо. Если писать так как было - это ж плагиат. Разве что можно пошутить (музыкальные шутки сейчас в моде) и назвать "То, что не успел написать Гайдн".
О занудстве можно было и умолчать, мнение Гегеля довольно интересно. Так вот сейчас приходится сталкиваться даже не с дурным своеобразием. Часто после концерта вспомнить музыку того или иного молодого дарования сложно - все пишут так, будто списывают, зато легко откладывается в памяти, кто бил локтями по клавишам, кто дёргал струны, а кто переворачивал свою скрыпочку и начинал по ней хлопать.
Лев Толстой прав. Того же мнения придерживался Шопен. Это вообще вполне логично: зачем писать посредственно, если всё равно потом забудут - в самом деле, много ведь хорошей музыки.

Добавлено: Вт авг 14, 2007 8:55 pm
M.I.
Один человек (Бодров, из Тарусы) так передал ответ Рихтера на вопрос, кажется, сорокалетней давности, о том, почему он только играет, а не сочиняет? Ответ был такой: лучше играть хорошую чужую музыку, чем сочинять плохую свою.

Добавлено: Вт авг 14, 2007 9:02 pm
timalism
M.I. писал(а):Один человек (Бодров, из Тарусы) так передал ответ Рихтера на вопрос, кажется, сорокалетней давности, о том, почему он только играет, а не сочиняет? Ответ был такой: лучше играть хорошую чужую музыку, чем сочинять плохую свою.
Кстати говоря, Рихтер в молодости сочинял, и немало. Вопрос в том, сохранились ли эти произведения, и если да - то где с ними можно ознакомиться. Вопрос этот я уже задавал:
viewtopic.php?t=378
К сожалению, пока никто не ответил.

Добавлено: Пт авг 24, 2007 10:31 pm
Chiarina
Владимир, я нашла записи Беринского на каком-то другом сайте, у меня далеко не всё открывается, но произведения для арфы очень понравились. Спасибо! :)

Добавлено: Сб авг 25, 2007 1:10 am
Yuriy
timalism писал(а):Кстати говоря, Рихтер в молодости сочинял, и немало. Вопрос в том, сохранились ли эти произведения, и если да - то где с ними можно ознакомиться. Вопрос этот я уже задавал:
viewtopic.php?t=378
К сожалению, пока никто не ответил.
Насколько я знаю из общения с музыкантами и людьми близкими к Рихтеру, записи, к сожалению, не сохранились. Есть только запись, сделанная во время домашнего музыкального вечера, но произведения не Святослава Рихтера, а его отца, в исполнении сына -

RICHTER, TEOFIL
Valse “Old Vien”- 2nd part
1/1/88 - Moscow - Live - (PT)

Думаю, что ноты могли сохраниться. Об этом можно узнать в музее-квартире.