Рихтер и НЕ-фортепианная музыка

samlev
Сообщения: 30
Зарегистрирован: Ср июл 06, 2011 4:13 am

Re: Рихтер и НЕ-фортепианная музыка

Сообщение samlev » Пт авг 05, 2011 7:21 am

Artem писал(а): Касательно 8-й Брукнера, то это наверное, запись с Фуртвенглером?!
Восьмая Брукнера в Дневнике упомянута дважды. Очень интересна реакция на два различных исполнения (одно - концертное, другое в записи) - оба раза она положительная. Но разница весьма велика:
"28.08.1971. Брукнер. Симфония № 8 c-moll (Караян).
Моя любимая симфония (знаю ее с юных лет в 4-х ручном переложении). Думаю, что и самое лучшее произведение Брукнера. Особенно люблю 1-ю часть с ее такими острыми неожиданностями. Но и остальное все прекрасно. Караян в этот раз был выразителен, человечен и совершенен на редкость. Я его абсолютно признал. Он меня тронул."
Другая дата:
"29.4.1976. Памяти Теофила Рихтера (104 года со дня рождения). Брукнер. Симфония № 8 c-moll. (Вильгельм Фуртвенглер).
Слушали опять эту прекрасную (лучшую) симфонию Брукнера, которую я так давно знаю и люблю. Фуртвенглер берет чрезвычайно медленные темпы (казалось бы, даже, против автора), но... Это так убедительно и прекрасно, что никаких споров не может быть.
Эта запись уникальна, она как чудо..."

Какая это запись, точно сказать не берусь. У Фуртвенглера известны 4 записи 8-й Брукнера (2 в редакции Хааса и 2 в редакции самого Фуртвенглера - там довольно значительные разночтения). Думаю, все-таки, что это студийная запись с Берлинским Филармоническим 1949 года. Пластинка выходила на EMI и была наиболее распространена.

Кстати, интересный вопрос: нет ли влияния Фуртвенглера на выбор Рихтером весьма умеренных, подчас замедленных темпов в Шуберте, например?

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Re: Рихтер и НЕ-фортепианная музыка

Сообщение M.I. » Пт авг 05, 2011 9:14 pm

samlev писал(а): Кстати, интересный вопрос: нет ли влияния Фуртвенглера на выбор Рихтером весьма умеренных, подчас замедленных темпов в Шуберте, например?
Трудно представить себе, чтобы Рихтер испытал чьё-либо влияние - настолько его искусство органично и самодостаточно. Но полагаю, оба великих музыканта черпали ощущения верного темпа из какого-то одного источника.

В исполнительском искусстве Рихтера и Фуртвенглера на концертной эстраде много общего. Необъяснимо, однако, как технически удавалось Фуртвенглеру подавать музыку как сиюминутно рождаемую и, одновременно, живущую собственной жизнью. У Рихтера объяснимо: он своими пальцами физически касался клавиш иструмента, и через это управлял звучанием как хотел. А как Фуртвенглер управлял нужным ему звучанием оркестра, - безупречным и всякий раз несколько иным, чем прежде, - это для меня загадка.

Artem
Сообщения: 27
Зарегистрирован: Пт июл 22, 2011 12:36 am

Re: Рихтер и НЕ-фортепианная музыка

Сообщение Artem » Сб авг 06, 2011 1:13 am

samlev писал(а):

Кстати, интересный вопрос: нет ли влияния Фуртвенглера на выбор Рихтером весьма умеренных, подчас замедленных темпов в Шуберте, например?
Я тоже думаю, что влияния не было, хотя бы потому, что Рихтер смог познакомиться с записями Фуртвенглера уже тогда, когда в основном его концепция исполнения произведений Шуберта и других композиторов сложилась.
Для меня как раз в его преклонении перед дирижированием Фуртвенглера хоть и НЕТ загадки потому что дирижер - ВЕЛИЧАЙШИЙ, но загадка всё-таки ЕСТЬ, потому что они - ТАКИЕ РАЗНЫЕ! Мне кажется, что эта их РАЗНОСТЬ - в степени спонтанности. Рихтер, особенно в концертных записях, спонтанен и сам говорит, что собственные концертные записи ему бывают интересны потому, что в них - "неожиданность". Но и в студии, и на концерте его игру всегда отличает совершенно невероятный КОНТРОЛЬ времени, динамики, пропорций, соотношений темпов, метра и т.д., а в результате - всегда непостижимая монолитность и при этом пластичность "лепки" формы исполнямого произведения, будь то небольшая пьеса или - соната или - концерт с оркестром.
Дирижирование Фуртвенглера, действительно, всегда создаёт ощущение сиюминутности рождения музыки - там спонтанность в квадрате, там метр "плывет", там - нет монолитности. Там не так, как у Рихтера, когда кажется, что Исполнитель, взяв первую ноту, уже ВИДИТ далеко вперёд и СЛЫШИТ последнюю - как итог музыкальных "событий" исполняемого произведения. Форма прослушанного в исполнении Ф. произведения - остаётся в памяти слушателя НЕ-монолитной, а подвижной, словно вибрирующей, эта форма, на мой взгляд, с помощью НЕВЕРОЯТНОЙ энергетики дирижера удерживается в целости, не распадаясь.

Интересны знакомые наверное многим воспоминания Лео Гинзбурга, которому удалось в 30-е годы с профессиональным интересом понаблюдать за многими знаменитыми дирижерами - со стороны оркестра. Он, насколько я помню, прямо говорит о гипнотическом воздействии Фуртвенглера на оркестр. И при этом рассказывает о совершенно "непонятных" с точки зрения дирижерской техники ("мимо" тактовой черты) движениях рук дирижера.

Artem
Сообщения: 27
Зарегистрирован: Пт июл 22, 2011 12:36 am

Re: Рихтер и НЕ-фортепианная музыка

Сообщение Artem » Сб авг 06, 2011 1:21 am

edd писал(а): Ничего не нужно покупать.
Нажимаете на ссылку, например, Rapidshare Link, Cd 1, Pt. 1 (Flac format) и в появившемся окне нажимаете на зеленом фоне - DOWNLOAD,далее, сохраняете на комп. и распаковываете.
Уважаемый edd ! Спасибо за ответ. Вы знаете, я догадывался, что платить НЕ надо, но есть проблемы со вторым файлом Mediafire (он повреэден), а мои попытки скачать этот файл в Rapidshare приводят всякий раз к тому, что меня выбрасывает на страничку, которая предлагает КУПИТЬ время для скачивания.
Не подскажете, что делать с этим Rapidshar'ом?

edd
Сообщения: 88
Зарегистрирован: Чт дек 20, 2007 4:21 pm

Re: Рихтер и НЕ-фортепианная музыка

Сообщение edd » Сб авг 06, 2011 2:39 am

Artem писал(а):мои попытки скачать этот файл в Rapidshare приводят всякий раз к тому, что меня выбрасывает на страничку, которая предлагает КУПИТЬ время для скачивания.
Не подскажете, что делать с этим Rapidshar'ом?
Перед каждым следующим скачиванием с Rapidshare нужно подождать некоторое время (минут 30-40), там должно быть написано, и снова качайте.

Artem
Сообщения: 27
Зарегистрирован: Пт июл 22, 2011 12:36 am

Сообщение Artem » Пн авг 08, 2011 10:40 am

Спасибо! Ожидание - помогло.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Чт авг 11, 2011 7:29 pm

M.I. писал(а): Из исполнителей - непианистов отметил квартет "Джульяр": "...они начали (абсолютно) вместе и - вдруг".
Точно: "...они начали так, как один человек, и вдруг."

Artem
Сообщения: 27
Зарегистрирован: Пт июл 22, 2011 12:36 am

Сообщение Artem » Пн авг 22, 2011 1:50 pm

Уважаемые участники форума! Обсуждение данной темы - "Рихтер и НЕ-фортепианная музыка" не может проходить с достаточной полнотой без упоминания музыки Вагнера. Ведь Вагнер был самым любимым и, при этом, самым НЕ-фортепианным из любимых композиторов С.Т.

Понятно, что "вагнеранство" Рихтер унаследовал от отца, оно - генетическое в "прямом" смысле, но также и в "переносном": ведь Рихтер являлся (через отца, а также и через Г.Нейгауза) ПРЯМЫМ НАСЛЕДНИКОМ сокровищ венско-германской музыкальной культуры.
В его "вагнерианстве", мне кажется, есть также и мощный отголосок того увлечения музыкой и ТЕАТРОМ Вагнера, которым были охвачены в начале 20 века Блок и русские символисты.
Но это всё - "косвенные" причины.

Всё таки: что музыка Вагнера значила для Рихтера? ПОЧЕМУ он её так любил? (Если, конечно, мы можем подозревать причины другие, кроме тех, что я назвал выше и - ещё одной: что это ПРОСТО действительно ОЧЕНЬ КРАСИВАЯ МУЗЫКА?)

Artem
Сообщения: 27
Зарегистрирован: Пт июл 22, 2011 12:36 am

Сообщение Artem » Вт авг 30, 2011 1:36 pm

Уважаемые участники форума, сожалею, если своим вопросом я завожу дискуссию в тупик. Вопрос о музыке и Театре Вагнера мне не кажется праздным и лишним. Почему?
Честно говоря, для меня почитание памяти Маэстро неотделимо от попыток (по мере сил и собственного понимания, конечно :-) помнить и понимать то, что было ему особенно дорого - в музыке и других искусствах.
А Вагнер, похоже, даже для "всеядного", по его собственному выражению, С.Р. - стоял особняком. Почему? Есть ли "объективная" составляющая его любви к Вагнеру?
Есть ли связь между тем, что "ГОРАЗДО БОЛЬШЕ ЧЕМ МУЗЫКА" Вагнера была ТАК любима тем, кто был гораздо "БОЛЬШЕ ЧЕМ ПИАНИСТ", тем, кто не только "ВСЮ МУЗЫКУ", но и всю европейскую художественную культуру видел словно с высоты орлиного полёта.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Пт сен 09, 2011 5:38 pm

Кажется, никто не вспомнил о «Море» Дебюсси в исполнении Роже Дезормье, а ведь это была любимая запись Г.Г.Нейгауза и Святослава Теофиловича. Благодаря samlev’y её можно послушать на www.classic-online.ru . Более точно - http://classic-online.ru/ru/performer/1558
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Artem
Сообщения: 27
Зарегистрирован: Пт июл 22, 2011 12:36 am

Сообщение Artem » Вс сен 11, 2011 1:44 am

Yuriy писал(а):Кажется, никто не вспомнил о «Море» Дебюсси в исполнении Роже Дезормье, а ведь это была любимая запись Г.Г.Нейгауза и Святослава Теофиловича.
Нет, Юрий, что Вы, мы начали эту тему с "Моря" с Дезормье (см.выше) и даже выяснили, где его можно скачать. Только вот не обсудили и не сравнили ни с каким другим "Морем". Я, например, каюсь, пока не нашёл времени устроить себе прослушивание "Моря" с Дезормье не на компьютере, а на стерео-системе - у меня трудности технические. А поскольку не послушал нормально - боюсь что-либо говорить.
Хотя, конечно, хотел бы сравнить со своим (пока что) самым любимым "Морем" - живой записью, прекрасно продирижированной Аббадо и потрясающе сыгранной Фестивальным оркестром - с Люцернского фестиваля.
Я, признаюсь, иногда, если что-то ДЕЙСТВИТЕЛЬНО нравится, то ПРИМЕРЯЮ, пытаясь догадаться: понравилось бы С.Т.? Особенно его любимые вещи. Например, "Пеллеаса" я очень люблю тоже с Аббадо и - примеряю! Хотя понимаю, конечно: чтобы судить, нужно хотя бы сотую долю понимать и знать об этой музыке того, что понимал и знал ОН.
Вообще считаю, что, правда уже в 21 веке, соперничество двух итальянских маэстро, Мути и Аббадо, о котором С.Т. писал в своём дневнике, закончилось тем, что Мути "сошёл с ринга". Не в том смысле, что его "победили", а просто Аббадо после своей болезни и отсутствия в 2001 году - невероятно ВОСПАРИЛ!

Ответить