Страница 1 из 1

"Я себе не нравлюсь"

Добавлено: Чт ноя 04, 2010 6:06 pm
Yuriy
На разных форумах когда-то обсуждали последнюю фразу в фильме Монсенжона: «Я себе не нравлюсь». Там Рихтер еще добавляет: «Всё!» Я тогда еще не был участником форумов и слышал это в пересказе бывшего приятеля с «Классики». Естественно, высказывались разные мнения. В частности, кто-то нашел такие же слова в Дневниках. Действительно, читаем (1990 г.):
№1127. Вена. Lobau-Josefshof.
Бетховен
Соната B-dur op. 106 (Hammerklavier)
(дважды)
Исп. С.Р. (Лондон)

Труднейшая задача решить: можно ли эту запись опубликовать?...
Это был хороший концерт (один старичок даже прыгал от восторга…) и … промахов почти нет – все ясно.
Думаю рискнуть и дать разрешение, однако что-то (го что?) меня не совсем устраивает в этом исполнении.
… Я себе не нравлюсь…

Действительно, слова те же. С другой стороны, в словах Рихтера в фильме недовольство собой: «Вещи мешают. Что развлекает – ненужное.» А потом: «Я себе не нравлюсь. Всё!» Тоже логично. Удивляться не приходится, зная требовательность Святослава Теофиловича прежде всего к себе. Например, на вопрос в фильме «что вы требуете от рояля?» он отвечает: «Я прежде всего от себя требую!» В книге Борисова читаем, что он готов уничтожить все свои записи, правда, потом соглашается на некоторые исключения. Снова-таки, в фильме он говорит, что ненавидит свои записи. Сколько горьких слов можно найти об исполнении Вариаций Брамса на тему Паганини и т.д. А его сетования на «долг» – недозанимался столько-то часов. И лентяем себя называл... Да мало ли можно найти критики в свой адрес по разным поводам? Если заняться статистикой, то отрицательных или критических отзывов в свой адрес, не сомневаюсь, будет больше, чем одобрительных. Всё это вполне может подвести к логичности такой оценки себя, чему мы и являемся свидетелями, обращаясь к фильму. Но, оказывается, на то он и фильм, а не передача в прямом эфире. - Автору пришлось компоновать его из кусков, многочисленных проб. Это была поистине гигантская работа. Иногда Рихтер читает Дневник. Это хорошо видно, а текст можно проверить, заглянув в издание. Совпадение полное. Например, когда речь идет об исполнении сюит Генделя. Так что вполне можно поверить, что в конце Рихтер читает запись из Дневника, но размышление по поводу возможности издать лондонскую запись (ставшую знаменитой) отсутствует. Итак, можно строить гипотезы, выстраивать доказательства. Можно даже ругаться, что, к сожалению, как это ни прискорбно, бывает, причем одновременно на двух оставшихся (у меня) и уважаемых мною форумах. А надежнее всего спросить у автора фильма. Что я и сделал. И получил ответ, что Рихтер действительно читал запись из Дневника, но режиссер счел уместным поставить это в конце – ведь это фильм. Тут я повторяюсь, но с целью донести объяснение автора. Перед показом окончательного варианта самому Маэстро режиссер очень волновался: как тот оценит его работу, какие слова найдет? Ответ Рихтера поразил его лаконичностью и точностью: «Это я.»

Добавлено: Чт ноя 04, 2010 7:00 pm
timalism
Спасибо за это сообщение, уважаемый Юрий!
Я тоже хотел написать про эту фразу, про то, что не стоит её расширительно толковать, поскольку это - фраза, извлечённая из контекста дневниковой записи, относящейся к вполне определённому поводу.

С другой стороны, фраза производит сильнейшее впечатление в фильме. Надо отдать должное режиссёрской интуиции Бруно Монсенжона, поместившего её в самый конец.

Добавлено: Чт ноя 04, 2010 11:16 pm
M.I.
timalism писал(а):С другой стороны, фраза производит сильнейшее впечатление в фильме. Надо отдать должное режиссёрской интуиции Бруно Монсенжона, поместившего её в самый конец.
Возможно, поступив так режиссёр фильма лишь выполнил пожелание Рихтера.