Народный артист

Ответить
Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Народный артист

Сообщение Yuriy » Сб окт 02, 2010 12:37 am

«Для кого играет исполнитель?» - эта тема не нова. Сколько людей столько и мнений. От самых категорических, что, мол, играет, по сути, он только для себя, а все остальные неспособны до конца понять, или, по крайней мере, для элиты, к которой всегда хочется отнести и себя, до демократических - «искусство принадлежит народу» (с). Я не сторонник только одной какой-то версии и считаю, что правы по-своему все. У Рихтера можно встретить заявления, что только он один по-настоящему понимает «как это должно звучать» - это в ответ на похвалы и восторги. С другой стороны, в разговоре с Мильштейном он говорит, что публика всегда права, причем, широкая публика. Разумеется, нельзя вырывать и первое и второе из контекста. В воспоминаниях его друзей можно найти высказывания в как бы защиту о его отношении к людям с «периферии». Мол, они же не виноваты, что родились здесь. Будучи человеком, который не особенно пускает других в свой внутренний мир – а иначе, думаю, и не может быть у гения – Рихтер не считал, что он лучше других по «человеческим» критериям.
Из книги Ю.Борисова:
Не упускал случая поиграть в какой-нибудь новой «дыре». «Почему вы так неуважительно — «дыра»? Да, город N. действительно похож на «дыру». Одна длинная улица... (И неподражаемый свист). Но ведь люди там очень хорошие. Они не виноваты, что здесь родились. У них есть корова, а у вас нет».

Какими бы ни были цели Рихтера – любовь к путешествиям, к перемене мест, к новым впечатлениям – но он осуществил почти беспрецедентные концертные турне по союзу в 86-ом и 88-ом. И это был огромный просветительский акт, хотя он об этом не задумывался. Играл он в небольших городах, залах военных гарнизонов, в сельских клубах и в другие годы. Интересно было бы побеседовать сейчас с присутствовашими на тех концертах, узнать, какие остались у них впечатления.
Не случайно в СССР высшим было звание «народный артист Советского союза». Сохранился образчик соцреализма – картина Е.Короленко «Музыка и труд», в которой ее автор попытался отобразить единение разных рабочих профессий и искусства.
http://www.sendspace.com/file/b0jvv7
Олицетворением человека искусства у него является Рихтер. Выбор художника абсолютно правильный. Можно потешаться, глядя на этот образчик ушедшей эпохи с ее символикой, но идея в нем совсем не плохая, а наоборот, призванная продемонстрировать единение разных людей, разных профессий, но граждан одной страны, что сейчас, к сожалению, не наблюдается, хотя, возможно, что-то проходит мимо меня. Художественные, с позволения сказать, качества картины я не обсуждаю.
Привожу и некоторые другие ссылки.
Вот что написал Андрей Вознесенский о знаменитом белорусском председателе колхоза: «Зря разве Владимир Бедуля, земляк Шагала, ломающий бюрократизм и рутину, хочет, чтобы его колхозники в клубе внимали сложной игре Святослава Рихтера и хоральной ноте Беллы Ахмадулиной?»
А вот свидетельство самого Владимира Леонтьевича Бедули: «Если бы многие союзные знаменитости , которые выступали у нас, не чувствовали этого неподдельного, искреннего интереса, чистого волнения наших сельчан, они никогда бы не поехали из избалованной Москвы в далекую белорусскую деревеньку Рясна. А мы принимали великого Святослава Рихтера, легендарного диктора Юрия Левитана, нашего всеобщего любимца Михаила Ульянова и многих других.»
Программа концерта:

27/11/82 - Рясна. Дворец культуры колхоза “Советская Белоруссия”. Концерт в поплнение Советского фонда мира.

MOZART
Sonata No.21 for Violin and Piano in e, K.304
Sonata No.22 for Violin and Piano in A, K.305
------------------------------------------------------
Sonata No.23 for Violin and Piano in D, K.306
[Sonata No.31 for Violin and Piano in C, K.404 ]

Скрипка – Олег Каган

Вот еще фотография - Рихтер и бригадир шахтеров Б.Г. Беседин:
http://www.sendspace.com/file/odcq81

Могу постараться и несколько позже составить список концертов Рихтера в провинции. Не ручаюсь за полноту, но попытаться можно. А еще меня попросили о списке концертов в музыкальных школах, но это несколько другая тема. А ведь вдуматься – великий музыкант приезжает к тем, кто, готовится посвятить жизнь музыке. Какой это урок! Эту тему обязательно нужно разрабатывать.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Чт окт 07, 2010 12:47 am

Возможно, ничего нового не открою, но привожу эти цитаты в продолжение темы о Рихтере, не гнушавшемся «простыми» людьми, об отсутствии у него барских замашек.

Из разговора с Лилией Григорьевной Батыревой:

И никто не говорил о Бресте как о провинции?
- Никто ни разу не сказал. Музыканты встречают в Бресте такую публику, что уезжают в восторге. Рихтер поражался, считал, что брестская публика дышала вместе с ним во время исполнения труднейших произведений.


Из воспоминаний Д.Терехова о пребывании Рихтера в гостях у А.И. Трояновской.

Летом она жила в Коктебеле. Снимала комнатушку с террасой. Рихтер приехал к ней на неделю, а она не хотела этого, боясь за него. Она считала, что солнце для него теперь опасно. Он уже чувствовал себя хорошо и уверял, что нет таких болезней, которые не проходили бы в Коктебеле. Тайком от нее он пристрастился к татарской бане. В этом он видел что-то пушкинское, что-то от “Путешествия в Арзрум”.
Баня была старинная. На крыше каменного сарая стоял дубовый короб, обмазанный дегтем. В него накачивали морскую воду. На солнцепеке вода в какой-то час-полтора страшно нагревалась. Обслуживал баню отъявленный пьяница - татарин Юсуп. Он клал человека на топчан под широченной трубой, торчащей из потолка, намыливал, отходил и дергал за веревку. Целая тонна нестерпимо горячей воды падала с грохотом, обжигая почти до волдырей. На этом все и кончалось.
Не прошло и трех дней, как Анне Ивановне сообщили, что видели Рихтера в татарской бане.
Она отправилась к банщику.
- Юсуп! Молчание...
- Юсу-уп!!
- Ну?
- Что ты нукаешь, дурак, выйди, что ль!
- Что тебе?
- Юсуп, хочешь три рубля? (Три рубля стоила бутылка водки. - Д.Т.) Знаешь, у меня живет такой длинный? Рыжий. Всё босой ходит.
- Ну?
- Чего “ну”? Бывает он у тебя?
- Ну, бывает.
- Так вот ты его больше не пускай.
- Как не пускай? Он деньги платит.
- Я сама тебе платить буду. Больше него заплачу. Не пускай, говорю. Скажи, баня сломалась. Понял, что ль?
- Ну, понял. Давай еще рубль.
Три рубля и рубль - это водка и пиво. Так оплачивалась услуга повышенной сложности.
Вечером Рихтер сказал:
- Знаете, баня сломалась. Чему там ломаться, не пойму. Хотел зайти. Интересно все-таки. Помните 'Путешествие в Арзрум'?

Из статьи Игоря Изгаршева «Неизвестный Рихтер»:
Музыканта отличало чувство абсолютного равенства с людьми. Когда он видел женщину, моющую полы, то тут же бросался ей помогать. А если его звали в гости соседи по коммуналке, Святослав никогда не отказывался. Ваша жареная картошка бешено вкусная, — благодарил он за угощение.
Однажды, прогулявшись, он решил искупаться. И пока плавал, у него украли рубашку. Делать нечего — вышел из воды, надел брюки и отправился на станцию. А там какие-то рабочие сидели и выпивали. Ты чего голый-то ходишь? — обратился к Рихтеру один из них. — Иди, выпей с нами. И возьми вот мою тельняшку. А то как ты в Москву поедешь? И Святослав надел тельняшку, поехал в ней в Москву и потом очень переживал, когда ее выбросили.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Сб окт 09, 2010 11:43 am

Из рассказа Прохоровой:

http://narod.ru/disk/25792155000/prokhorova.avi.html
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Ответить