Различные виды деятельности Рихтера

Ответить
Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Различные виды деятельности Рихтера

Сообщение Yuriy » Сб июл 03, 2010 10:38 pm

На днях, на поминках по киевскому пианисту, преподавателю киевской консерватории, Всеволоду Михайловичу Воробьеву, поддерживавшему с Рихтером добрые приятельские отношения, вспоминали случаи из жизни обоих. Как-то Рихтер и Воробьев провожали на вокзале Аджемова с женой. Рихтер увидел, как железнодорожники, вероятно, стрелочники, что-то не могут сделать на путях, возможно, перевести стрелки. Он спрыгнул к ним, сам что-то повернул, поднажал, и все получилось. Делал он это, как вспоминал Всеволод Михайлович, с нескрываемым удовольствием.

Известно, что Рихтер любил, когда его хвалят не за его исполнительскую деятельность. Например, за постановку опер. Кстати, Борис Покровский по телевидению (сам слышал), рассказывал, что всегда потешался над Рихтером, говоря ему, что тот занимается не своим делом – он ведь лучший в мире оперный режиссер!

Было бы любопытно вспомнить обо всех видах деятельности, за которые можно похвалить Маэстро.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Re: Различные виды деятельности Рихтера

Сообщение Yuriy » Пт фев 17, 2017 12:03 pm

Предлагаю вашему вниманию рассказ Александра Розинкина о постановке Рихтером оперы Бриттена «Поворот винта»:

http://rm.mosconsv.ru/?tag=dhdhdhdhdhdhdhdh-dh

Каждый может прочитать его самостоятельно, но я не могу удержаться и позволю себе процитировать особенно понравившиеся фрагменты.
-----------------------------------------------------

Я помню, как однажды во время репетиции Святослав Теофилович, желая показать исполнителю, каким образом нужно сыграть эпизод, чтобы зрителю стало страшно, вдруг, словно ящерица, прилип к декорации, распластав на ней руки и изменив до неузнаваемости выражение лица. Сделано это было так неожиданно и правдоподобно, что мальчик, исполнявший роль Майлса, заплакал от страха.


После репетиции на вопрос Рихтера (точных слов я уже не помню, но хорошо запомнил содержание диалога): «Ну что вы можете сказать?» Покровский ответил: «Мне кажется, вам стоит заняться оперной режиссурой». Реакция последовала незамедлительно: «А что, я уже плохо играю на рояле?», – великий Рихтер любил шутку.

Предъявляя строгие требования к слову, Рихтер против небольших переделок не возражал. А в некоторых местах простой перевод ничего не давал русскому слушателю. Рихтер, например, предложил свой вариант текста взамен цитаты из стихотворения ирландского поэта У. Йейтса «Второе пришествие», которая русскому слушателю не предлагала никаких аллюзий. Помимо этого, Святослав Теофилович сам перевел «Пролог» к опере. Таким образом, С. Рихтер мог бы справедливо быть упомянутым на афише и в программках как один из авторов русского текста, но из скромности он не позволил упомянуть себя даже в качестве режиссера.
-----------------------------------------------------------------

От себя добавлю, что в Киеве был аншлаг, когда оперу давали в концертном исполнении. Не в обиду замечательным исполнителям будь сказано, но аншлаг был обеспечен также и тем, что на афише было упомянуто великое имя режиссера. Он не приехал в Киев, но незримо присутствовал. Уже одно его имя действовало. Так бывает и сейчас, когда кто-то из гастролеров дает концерт в память о нем.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Ответить