Stranger писал(а): Стоит сравнить его посадку за роялем в ранних видеозаписях, зачастую сгорбленную над клавиатурой и даже несколько зажатую, и в поздних: совершенно раскрепощенная фигура, расправленные плечи, свободные руки - и соответствующее звучание рояля.
И все-таки абсолютным пиком рихтеровского искусства я считаю период 1955-1960гг.
Еще Дельсон в своей книге писал о подвижном корпусе, особенно плечах. Какая тут зажатость? Мне рассказывали, что в каком-то французском журнале 60-ых была помещена карикатура на него - руки, ноги и туловище - в разные стороны.
В 70-е он подарил миру непревзойденные шедевры - ор. 106 (18/6/75 - Лондон), ор.111 (12/1/75 - Москва), "Симфонические этюды" (Москва, Ленинград - 1972). Невозможно да и не берусь все перечислить. Физическая форма у него была прекрасная, техника - на высоте, причем явственно ощущался ее огромный запас. От этого удивительная свобода. Но этого мало для создания шедевров. Его прозрения поражали! Все было уникальным - высочайший класс пианизма и глубина проникновения в суть исполняемых произведений. Не раз задумывался (и не я один) - как столько может вместить один человек?
И особенно хочу выделить еще один шедевр, это мне очень близко, что-то личное - 14 Bunte Blatter, Op.99 (Schumann). Запись 8-27/9/71 - Salzburg - MELODIYA/JVC VDC 1027 - для меня "окончательная". Дальше в этом направлении идти просто невозможно. Как он чувствует душу романтизма, каждую пьесу, ее настроение, и как умеет выразить - ритм, движение, причем внутренее, безошибочные акценты, настроение, драматургию, драматизм. И каждая фраза законченная! При этом все живое, естественное.
Будучи знаком с записями
5/6/51 - Moscow - Live - (PT)*
19/11/68 - London - Live - BBC BBCL 4103-2 (CD)** [N]
10/2/69 - Naples - Live - DINO CLASSICS 9075 037 (CD)**
7/6/69 - Brescia - Live - (PT)*
7/4/70 - New York - Live - (MM)*
8-27/9/71 - Salzburg - MELODIYA/JVC VDC 1027 ,
считаю запись из Зальцбурга идеальной. Все замечательные, но эта - совершенство!