Размышления о природе рихтеровского искусства

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Re: Размышления о природе рихтеровского искусства

Сообщение Yuriy » Чт апр 07, 2016 11:01 pm

По поводу «отрыва музыкальной культуры страны от мировой в тот период». Крупнейшие американские пианисты и скрипачи – выходцы из России, представители нашей школы. Г.Г.Нейгауз учился в Европе, переслушал всех знаменитых виртуозов. Так и не смог «приобщиться»? И в чем это «передовые европейцы» так преуспели и обогнали? Записи доступны. Слушайте, восхищайтесь. Иногда это интересно, любопытно, но передо мной бездн они не разверзают. Из всех разве что Анни Фишер произвела на меня огромное впечатление в одном киевском концерте, и то из-за исполнения нерихтеровского репертуара.

Взгляд на Баха как на представителя исключительно эпохи барокко не выдерживает критики. Музыка многих его современников и предшественников сейчас звучит как музейная. Что же, музей – это хорошо. Но Бах современен не потому, что ввел нас в ту эпоху, т.е., не только потому. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы услышать вневременной характер его музыки. Не о чем здесь спорить, и не всякого лично я могу принимать в собеседники.
Есь в интернете (чего здесь только нет!?) антирихтеровский форум. Но даже там посмеются над подобными «умозаключениями». Народ там ой, как образованный, правда, образованность направляют в странном направлении.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Re: Размышления о природе рихтеровского искусства

Сообщение Yuriy » Пт апр 08, 2016 9:01 am

Это же надо иметь такое поверхностное представление о наследии Рихтера, в частности, о его исполнении и имеющихся записях 1-го Концерта Чайковского! Слушателю открываются разные взгляды на этот шедевр. Насколько по-разному и всякий раз убедительно Рихтер сыграл этот Концерт! Что касается записи с Караяном, то надо смотреть фильм Монсенжона. Что-то может проясниться. Во-вторых, я в этой записи, в замедленных темпах, слышу подход именно Караяна. Позже я услышал, как с ним играл Кисин. Это было еще медленнее. Мне тогда не понравились оба.

Имеющиеся записи Рихтера:

* 25/05/50 - Brno - Live - /Ivanov - (PT)*/ ORGANUM 110020.AL (CD)**
* 04/03/54 - Budapest - Live - Magyar Radio Television O./Komor - (PT)*
**04&05/06/54 - Prague - Czech P.O./Ancerl - SUPRAPHON COCO-80745 (CD)**
* 12/11/54 - Cracow - Live - Cracow P.O./Wodicko - (PT)*/ ORGANUM 110039.AL (CD)**
**10/11/57 - Moscow - Live - USSR S.O./Rachlin - PARNASSUS PACD 96-003/4 (2CD)**
* 28/02/58 - Sofia - Live - Iliev - GOLDEN CLASSIC COLLECTION (CD)**
**58 - Moscow - Live - ?/Rozhdestvensky - excerpt - WARNER/NVC ARTS 23029-3(VHS)/ 3984-23029-2 (DVD)**
**24/07/59 - Leningrad - L.P.O./Mravinsky - CHANT DU MONDE LDC 278 848 (CD)**/MEL CD 1000993
**24-26/09/62 - Vienna - Vienna Symphony O./Karajan - DG 447 420-2 (CD)**
**25/04/69 - Moscow - Live - Moscow State S.O./Kondrashin - REVELATION RV 10057(CD)**
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Re: Размышления о природе рихтеровского искусства

Сообщение Yuriy » Пт апр 08, 2016 8:23 pm

Outback писал(а): Но вот почему он не играл 4-й Бетховена? :D :D :D
Жду размышлений от Юры.
Могу только процитировать известную книгу В.Чемберджи:

Упрямство. Как только мне скажут: «Вы должны играть сонаты Шопена или Третий концерт (Рахманинова)», я сразу же решаю, что не буду ни за что. Сюда относятся Первый концерт Шопена, Третий Прокофьева, Четвертый и Пятый Бетховена.

Кажется, писал, что Виктор Зеленин корил себя, что не убедил Рихтера сыграть 4-й концерт. Не думаю, что у него получилось бы убедить.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Re: Размышления о природе рихтеровского искусства

Сообщение M.I. » Вс апр 10, 2016 4:08 pm

Из темы "Рихтер и другие пианисты":
Yuriy писал(а): Кстати, в книге Мильштейна слова самого Рихтера о Шестой сонате:

— Индустриализация [1 ч.]. Словно прогулка по луна-парку [2 ч.].

К признаниям самого Рихтера нужно относиться с уважением и пониманием. Но обязательно ли, слушая музыку, представлять себе что-то конкретное?
В другом месте приводится ещё высказывание Рихтера о первой части Шестой сонаты: "...там рельсы, шпалы. Всё время что-то падает...".
Сам Рихтер высказывался в том смысле, что музыка вызывает у него зрительные образы. Но они не обязательны, и не помогают исполнителю во время концерта.
Что касается первой части Шестой сонаты Прокофьева, там можно представить себе образы индустриализации в СССР, но это не только конструктивно-победоносное строительство. Там слышны и стоны жертв индустриализации. Можно и так сказать: мощь и ужас индустриализации. Само же исполнение Рихтером этого произведения никак не назовёшь "индустриальным". Это отменное, увлекательное, высокохудожественное исполнение, передающее дух времени. Особенно мне нравится запись 1985 г. (28/6/85 - Tours - Live).

P.S. Прослушал сейчас упомянутую запись 1985. Четвёртая часть очень яркая. Вызывает образы предвоенной Москвы, "звон трамваев и людской водоворот" (С). А одна слушательница после концерта 9 мая 1981 года сказала о четвёртой части: "там... вдруг бабочка пролетает". И это подходит.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Re: Размышления о природе рихтеровского искусства

Сообщение M.I. » Вт апр 12, 2016 10:27 pm

Очень трудно описать стиль Рихтера, потому что трудно описать совершенство. Однако есть такой приём: сказать, каких отрицательных черт нет в совершенсте. Этот приём использует Пушкин, представляя читателю "Евгения Онегина" облик Татьяны (в девичестве Лариной), когда она, уже княгиня, появляется на светском рауте в Петербурге. Приведу это небольшое описание, поскольку оно подходит к описанию стиля игры Рихтера.
=
Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей...
Все тихо, просто было в ней,
Она казалась верный снимок
Du comme il faut...
=
Вот так, комильфо - благородство. Именно образцом благородства и простоты является игра Рихтера. Какой стоит за этим труд, какая черновая работа - разговор отдельный; здесь нам важен результат.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Re: Размышления о природе рихтеровского искусства

Сообщение M.I. » Пн май 02, 2016 4:48 pm

sd01 писал(а): Гениальность Рихтера - не сколько в музыкальной одаренности,сколько в способности трудиться.Просто феноменальной способности ставить цель,идти к ней,отсекая все что мешает достичь цель.
Действительно,он являет собой сплав немецкой педантичности и славянской духовности при сильно развитой интуиции и вкусе.Но при отсутствии школы.
Он много трудился,что бы компенсировать это,но некоторые пробелы остались.
По мнению sd01, выходит, что Рихтер много трудился для того, чтобы компенсировать пробелы, обусловленные недостаточной музыкальной одарённостью и отсутствием школы. А какова вообще роль труда в работе художника?
Вот, наткнулся на фрагмент письма П.И.Чайковского: "Нет никакого сомнения, что даже и величайшие музыкальные гении работали иногда, не согретые вдохновением. Это такой гость, который не всегда является на первый зов. Между тем работать нужно всегда, и настоящий честный артист не может сидеть сложа руки под предлогом, что он не расположен. Если ждать расположения и не пытаться идти навстречу к нему, то легко впасть в лень и апатию. Нужно терпеть и верить, и вдохновение неминуемо явится тому, кто сумел победить свое нерасположение".
А.С.Пушкин касается этого так:
"И пред созданьями искусств и вдохновенья
Трепеща радостно в восторгах умиленья".
Искусства в данном случае - результат труда, мастерства, ремесленная сторона дела, т.е. одна из сторон творчества художника, наряду с вдохновением.
Но надо сказать, Рихтер не был рабом труда. Вот, что записано со слов В.И.Прохоровой.
"Для меня он был и ребенком наивным, который мог часами играть с кошкой, при этом даже опаздывая куда-то. Как-то все наши друзья его ждали. Светик задерживался - пришел в какую-то семью, а там были черепахи.
"Они ползали, я стал с ними играть. Черепахи лапы вытягивали, а они у них, как у кошек. Я так заинтересовался, что не мог уйти", - рассказывал он.
В этом весь Святослав.
И при этом он же не отойдет от рояля, пока не выполнит то, что задумал. В нем были точность и верность тому, во что верит".
Последнее, по-моему, есть важнейшая черта личности Рихтера: точность и верность тому, во что верит.

Ответить