Рихтер и rubato

Ответить
DK
Сообщения: 14
Зарегистрирован: Пн ноя 26, 2007 1:05 pm

Рихтер и rubato

Сообщение DK » Пт ноя 13, 2009 1:32 pm

Хочу поделиться мыслями о двух аспектах ритма у Рихтера и послушать, что думают по этому поводу другие участники форума.

1. Часто, особенно в медленной музыке, Рихтер строит музыкальные фразы, изменяя длительности некоторых нот или пауз. Нота или пауза как бы зависает в воздухе. Это придает музыке большую выразительность, но есть случаи, когда это сильно затрудняет восприятие общего ритма, особенно если он сложный, как, например, в медленной части Hammerklavier или в медленном Музыкальном моменте Шуберта. Иногда даже трудно понять размер пьесы, не прослушав десятка тактов или не заглянув в ноты. Деление музыки на такты, конечно, вещь вторичная искусственная, но все же я воспринимаю это как принесение ясности в жертву выразительности.

2. Многие пианисты, например (и в особенности) Рахманинов, Горовиц, Бенедетти-Микеланджели, используют rubato в разных руках независимо друг от друга. Обычно аккомпанимент играется ритмично, а мелодия - rubato. Это очень сильный эффект - но Рихтер, по-моему, его никогда не использовал! Буду очень рад, если кто-нибудь укажет на обратное. Даже Нейгауз так играл, а Рихтер - нет.

Дмитрий

Ответить