Страница 1 из 1

Первый среди равных

Добавлено: Ср июл 08, 2009 8:29 pm
игорь вегеле
Отдавая должное Мастеру, необходимо сказать, что наше искусство, и музыкальное в том числе, богато дарованиями и талантами. Перечислю хотя бы тех, что довелось услышать лично. Это Штаркман и Доренский - выдающиеся мастера звукописи, г. Воскресенский, поразивший оригинальнейшей трактовкой Мусоргского; это, несомненно, Севидов, которого довелось услышать еще в 74-м, в полном блеске, молодым, ярким, темпераментным. Думаю, что на определенных отрезках творчества эти художники не уступали герою сайта. Да и наконец искусство - не спорт, не делит участников на первых и отстающих. Что же касается отдачи и рыцарского служения Искусству, о чем немало говорится на форуме, то названные господа - это знаю наверное- не уступают Мастеру вовсе.
Вегеле И. Уфа

Re: Первый среди равных

Добавлено: Ср июл 08, 2009 11:14 pm
M.I.
игорь вегеле писал(а):Штаркман и Доренский... Воскресенский,.. Севидов... Думаю, что на определенных отрезках творчества эти художники не уступали герою сайта.
Вегеле И. Уфа
Да, вполне вероятно допустить, что у названных пианистов могли быть творческие взлеты до рихтеровской высоты. У Рихтера же всегда был очень высокий художественный уровень. Сам он назвал в фильме Монсанжёна один случай провала - концерт в Вене в день похорон его матери. Другое что-либо подобное мне не известно. Но среди концертов стабильно высокого уровня у Рихтера иногда случались такие взлёты, что, наверное, и не передать никакими словами.

Добавлено: Ср июл 08, 2009 11:39 pm
M.I.
Полагаю, Рихтер не стал бы спорить против формулировки, что он - первый среди равных.

Кстати, 20 и 21 декабря 1980 года Рихтер давал в БЗК два концерта с одинаковой программой: Бетховен - сонаты №№ 6, 7, 17 и 18. Оба концерта были назначены на 16 часов. А на вечер (19-30) одного из этих дней был назначен концерт А.Севидова. Говорили, что Рихтер позвонил Севидову и сказал : "Я должен играть". Тогда мне это представлялось в таком свете, что он, с одной стороны, представил Севидову необходимость, неизбежность своего выступления, а, с другой стороны, как бы извинялся за то, что его концерт может в какой-то степени затмить выступление Севидова.

первый среди...

Добавлено: Пт июл 10, 2009 11:19 pm
игорь вегеле
благодарю MI за внимание к теме, за интересные мнения, сведения. Все-таки мне близки слова режиссера Чухрая-старшего утверждавшего - Художники друг с другом не конкурируют!

Что касается того же Севидова: весной далекого 74 года зал Челябинской филармонии сотрясался от оваций восторженных слушателей и бисам не было конца. До сих пор слышу и лиризм Времен года и натиск Погребального шествия. Исполнитель предстал смелым, незаурядным, самобытным артистом. Сомнительно, что пианист такого уровня мог перед кем-либо или чем-либо стушеваться. Вегеле

Re: Первый среди равных

Добавлено: Вс июл 12, 2009 1:51 am
M.I.
игорь вегеле писал(а):Отдавая должное Мастеру, необходимо сказать, что наше искусство, и музыкальное в том числе, богато дарованиями и талантами... Штаркман и Доренский... Воскресенский,.. Севидов... Что же касается отдачи и рыцарского служения Искусству, о чем немало говорится на форуме, то названные господа - это знаю наверное- не уступают Мастеру вовсе.
Вегеле И. Уфа
Лично для меня Рихтер ПЕРВЫЙ среди музыкантов потому, что своей игрой на фортепиано он ввёл меня в мир музыки. И я по-человечески благодарен ему за это.

Re: Первый среди равных

Добавлено: Вт июл 14, 2009 12:43 pm
Yuriy
игорь вегеле писал(а):Думаю, что на определенных отрезках творчества эти художники не уступали герою сайта. Да и наконец искусство - не спорт, не делит участников на первых и отстающих. Что же касается отдачи и рыцарского служения Искусству, о чем немало говорится на форуме, то названные господа - это знаю наверное- не уступают Мастеру вовсе.
Вегеле И. Уфа
Говоря об отсутствии конкуренции, вы все время, что бы ни говорили, пытаетесь выяснить, кто же “не уступает” Рихтеру. В каком смысле? Рихтер подарил немеркнущие прочтения великих произведений – последних сонат Бетховена, Шуберта, раскрыл нам многие, в том числе почти никем не исполняемые, произведения Баха, по-новому, как мог только он и никто другой, раскрыл чистоту и драматизм Шопена. Так я могу перечислять всех композиторов, творения которых вошли в его репертуар, и отмечать уникальные черты, по которым его узнаешь сразу, которые поднимают произведение на особый уровень. В этом направлении дальше идти некуда. Это отнюдь не значит, что другие играют те же произведения плохо. Но сконцентрировать музыкальную мысль, выявить ее, добраться до глубин, проведя смысловую линию мимо сцилл и харибд, - на его уровне, уровне великого мыслителя, вряд ли кому-то удавалось. Безусловно, сейчас многие демонстрируют высочайшее пианистическое мастерство, но речь ведь не об этом. Речь о заложенном автором глубоком смысле и о раскрытии его исполнителем, о трактовках, которые могут выражать эстетический идеал определенной эпохи. Прекрасно отдаю себе отчет в том, что никогда не может быть единодушия в определении этого идеала. По этому поводу даже отдельную тему можно открывать. Есть литература, живопись, публицистика, посвященная этим исканиям. Как с ними соотносятся те или иные интерпретаторские прозрения? Думаю, и, слава Богу, не только я, но и большие музыканты, живущие и выступающие ныне, что рихтеровские соотносятся наилучшим образом и являются “симптоматическими” (с), причем это явление не стеснено рамками только ХХ-го века.
Не понимаю этой дискуссии, которая со стороны выглядит так, что автор пытается найти музыкантов, которые бы потеснили Рихтера “на определенных отрезках творчества”.
На форумклассике неоднократно проводились “угадайки”, посвященные ноктюрнам Шопена, фрагменту из 31-ой Бетховена, 2-му Концерту Шопена Прелюдии gis-moll Рахманинова. Умиляло “понимание” стилей. Профессиональные музыканты позорно путали исполнителей. Помню, как слушал те же опусы, участвуя в викторине. Не всегда сразу было понятно, кто играет, но как только начинал слушать трек с записью Рихтера, все становилось на свои места. Необыкновенное благородство, логика, естественное течение музыки, безупречное смысловое развитие. Если бы не надо было сравнивать, то на этом можно было остановиться и слушать. Слушать Музыку!

Добавлено: Ср июл 15, 2009 6:13 pm
Борис Л.
Ув. г-н, Y., будучи 100% рихтерианцем, причем прошагавшим 40-летний путь из стана поклонников Гилельса в лагерь, в котором мы с Вами пребываем ныне, с прискорбием замечу: сегодня я на стороне г-на В. На мой взгляд Вы отнеслись к высказываниям В. чуть суровее, чем он того заслуживает, а главное не до конца поняли легкий задор моего постоянного (на других сайтах) оппонента. Если бы не это ощущение, первый камень в коллегу вылетел бы из моей пращи, а так... Гуляя по страницам сайта я заметил и неоднократные чуть ли не идолопоклоннеческие высказывания В., с другой стороны встретил такую мысль: "...никто не станет отрицать, что на этой (исполнительской - Б.Л.) ниве трудились и будут трудиться замечательные мастера, внесшие ... серьезный вклад, имеющие своих почитателей". Кто автор сей сентенции, В.? Nein, - Y.
... <удалено модератором>
За сим раскланиваюсь, Борис Л.

Добавлено: Ср июл 15, 2009 7:31 pm
M.I.
Борис Л. писал(а):Ув. г-н, Y., будучи 100% рихтерианцем, причем прошагавшим 40-летний путь из стана поклонников Гилельса в лагерь, в котором мы с Вами пребываем ныне, с прискорбием замечу: сегодня я на стороне г-на В. На мой взгляд Вы отнеслись к высказываниям В. чуть суровее, чем он того заслуживает...
На мой взгляд, выражение "Первый среди равных" (его употребил ещё Г.Г.Нейгауз в понятном смысле) не имеет значения состязательности, как на музыкальном конкурсе или в современном российском суде. Я не вижу абсолютно ничего плохого в том, что кто-то предпочитает Рихтеру Гилельса, Бузони, Севидова или ещё какого-либо пианиста. Сам же Рихтер был очень демократичен в этом смысле. Один достаточно известный музыкант, хорошо знавший Рихтера по совместной работе с ним, так сказал об отношении Рихтера к чужому взгляду, чужой концепции: "Он всё принимает. Конечно, это не значит, что он со всем соглашается...".

Первый среди равных

Добавлено: Ср июл 15, 2009 10:07 pm
Yuriy
Борис Л. писал(а):Ув. г-н, Y., будучи 100% рихтерианцем, причем прошагавшим 40-летний путь из стана поклонников Гилельса в лагерь, в котором мы с Вами пребываем ныне, с прискорбием замечу: сегодня я на стороне г-на В. На мой взгляд Вы отнеслись к высказываниям В. чуть суровее, чем он того заслуживает, а главное не до конца поняли легкий задор моего постоянного (на других сайтах) оппонента. Если бы не это ощущение, первый камень в коллегу вылетел бы из моей пращи, а так... Гуляя по страницам сайта я заметил и неоднократные чуть ли не идолопоклоннеческие высказывания В., с другой стороны встретил такую мысль: "...никто не станет отрицать, что на этой (исполнительской - Б.Л.) ниве трудились и будут трудиться замечательные мастера, внесшие ... серьезный вклад, имеющие своих почитателей". Кто автор сей сентенции, В.? Nein, - Y. Интересно, какую бы фразу припас Александр Сергеевич к этому случаю. За сим раскланиваюсь, Борис Л.
... <удалено модератором>
Тема требует не легкого задора, а анализа и конкретных оценок. Вы бросаетесь словами типа "идолопоклоннические", причем делаете это безответственно. Это для Вас лишь речевая фигура, для меня же идолопоклонство - грех. Говоря о высоком, нравственного характера воздействии концертов Рихтера на аудиторию, я не занимаюсь поклонению идолу, что есть мерзость перед Господом. Я выражаю настроения многих, в число которых входят люди, в присутствии которых Вы бы не посмели так говорить, тем более, в подобной манере. И не входим мы в некий враждебный к другим пианистам лагерь. Как Рихтеру совершенно дела не было, кто входит в число его поклонников, а кто не входит, так и нам не должно быть это интересно. Мы видим истину в его искусстве, пытаемся осмыслить его роль в искусстве, в истории, мы считаем его, снова повторю слова Г.Г. Нейгауза, наиболее "симптоматической" фигурой. Сказано мудрейшим человеком - определеннее не придумаешь. Вы и Г.Г. запишите в идолопоклонники?
... <удалено модератором>
Есть что-то написать конкретное? - Пишите, только по существу. Пока вклад Ваш в данную тему нулевой, даже отрицательный, т. к. провоцирует на выяснения отношений.
... <удалено модератором>
Тему нужно уважать, господа, ... <удалено модератором>

Re: первый среди...

Добавлено: Ср июл 15, 2009 11:00 pm
M.I.
игорь вегеле писал(а): ...мне близки слова режиссера Чухрая-старшего утверждавшего - Художники друг с другом не конкурируют!
...
Исполнитель предстал смелым, незаурядным, самобытным артистом.
Уверен, что если бы Рихтер слушал это выступление Севидова, то был бы рад за него. Для Рихтера главным была музыка, а не успех или конкуренция. Известно его высказывание, что если в концерте артист хоть что-то сделал хорошо, надо изо всех сил ему аплодировать.

Добавлено: Чт июл 16, 2009 3:01 am
Panzerino
... <удалено модератором>
"первый среди равных"- это к чему? это прикрытое "антирихтерианство". Мы не здесь чтоб отмеривать славу, как обмеривают длина двух огурцов. Напоминает мне одну вещь- один потребитель на Wiki страничке Рихтера безуспешно пробовал месяцами написать "Рихтер был величайший пианист 20 века" в преамбуле биографии. Безуспешно- каждый раз отстраняли пассаж- мол "необъективно". Наконец- бан безуспешного "редактора" на 6м. Вот Вам и "демократия"... .
Все эти "антирихтерианцы" как тараканы- каждое ущелье- возможность проявления "активности"- палец не там поставил, там нота "не так", темп неподходящий, "идолопоклонничество" и т.п. .

Да, были замечательные пианисты. И Рахманинов был величайший пианист. И я очень его люблю и как композитора, и как пианиста. Вне сомнении. Да, но здесь идет речь о другом.
... <удалено модератором>
.

Добавлено: Чт июл 16, 2009 12:49 pm
timalism
Уважаемые участники форума!
Прошу вас придерживаться темы потока и избегать перехода на личности.

Добавлено: Пн фев 15, 2010 7:17 pm
ученица
Хочу высказаться в отношении идолопоклонничества.

Я думаю, что любовь к определённой личности, исключительной по своим музыкальным, художественным и нравственным качествам - можно назвать ПОЧИТАНИЕМ, и оно не исключает высокие достоинства остальных людей.

Мне нравится Рубинштейн (заслушиваюсь иногда) и Гилельс, Гульд - очень большой музыкант, но...в Рихтере я нахожу неисчерпаемое личное пространство или информационное поле ( как сейчас выражаются).

И помимо его музыки в нём есть одна вещь, которую я не могу выразить словами, это очень редкое качество, оно идёт ещё от Нейгауза( и Чайковского и остальных, и Танеева тоже) : чисто русская , а затем "советская" интеллигентность , не в смысле партийности или наоборот - продажности, а в смысле бескорыстия и естественного участия в окружающих, в его словах о Софроницком и остальных - искренность и человеческое тепло.
Советская реальность очень не баловала материально музыкантов, но ... какое достоинство и культура, широта интересов, принципиальность - можно уважать советскую музыкальную школу ещё и за это, сохранить высокие культурные традиции в таких условиях!