Загадка Рихтеровской славы
Загадка Рихтеровской славы
Мне кажется, главная причина фантастической известности С.Т.Рихтера, то что его отличает от других- это:
1. Громадный репертуар. Ни один из известнейших пианистов 20 века- не охватывал такое количество композиторов. Т.е. Рихтер своим репертуаром способен был удовлетворить фактически любого слушателя.
2. Жизнь- во имя музыки. У него ничего в жизни не было, кроме музыки. Это было видно любому. Когда мы, детьми, подростками- хотели послушать музыку в зале, по радио, телевизору- мы подразумевали только- Рихтер. Рихтер и послушать классическую музыку-были синонимами...
3. Очень трудно или невозможно попасть на его концерты. Это дополнительно делало из Рихтера- загадку.
4. Когда мы попадали на концерт- надо было видеть-как он работал!
Выходит высокий крупный мужчина благородного вида, садится...
Нахождение за роялем-ему необычайно шло. Наверное из-за того, что он жил за роялем, разучивая и шлифуя произведения.
5. Само исполнение- здесь все уже сказано. Можно прибавить, что он трудился за инструментом (я это видел лично) как Урбанский в фильме "Коммунист". В сложных местах. Зал это завораживало.
Дурацкое наверное сравнение- это я видел, когда он исполнял Хиндемита (может Веберна).
Т.е. композиторов-которых никогда я бы не понял. Но в его исполнении-это был шедевр. Зал был в трансе... Соответственно мы-которые не должны были понять эту музыку- то-же....
Можно, на мой взгляд, вспомнить Л.Когана-великого скрипача. Его облик, звуки- то-же завораживали. Если-бы скрипка имела такой охват как фортепиано- он то-же был-бы Рихтером. Коряво сказал-понимаю...
И, конечно, 50 лет выступлений. Очень немногие мастера завораживали публику столько лет, несколько поколений.
Рыцарь музыки, отдавший ей жизнь. Имеющий могучий, нежный, хрустальный звук...
1. Громадный репертуар. Ни один из известнейших пианистов 20 века- не охватывал такое количество композиторов. Т.е. Рихтер своим репертуаром способен был удовлетворить фактически любого слушателя.
2. Жизнь- во имя музыки. У него ничего в жизни не было, кроме музыки. Это было видно любому. Когда мы, детьми, подростками- хотели послушать музыку в зале, по радио, телевизору- мы подразумевали только- Рихтер. Рихтер и послушать классическую музыку-были синонимами...
3. Очень трудно или невозможно попасть на его концерты. Это дополнительно делало из Рихтера- загадку.
4. Когда мы попадали на концерт- надо было видеть-как он работал!
Выходит высокий крупный мужчина благородного вида, садится...
Нахождение за роялем-ему необычайно шло. Наверное из-за того, что он жил за роялем, разучивая и шлифуя произведения.
5. Само исполнение- здесь все уже сказано. Можно прибавить, что он трудился за инструментом (я это видел лично) как Урбанский в фильме "Коммунист". В сложных местах. Зал это завораживало.
Дурацкое наверное сравнение- это я видел, когда он исполнял Хиндемита (может Веберна).
Т.е. композиторов-которых никогда я бы не понял. Но в его исполнении-это был шедевр. Зал был в трансе... Соответственно мы-которые не должны были понять эту музыку- то-же....
Можно, на мой взгляд, вспомнить Л.Когана-великого скрипача. Его облик, звуки- то-же завораживали. Если-бы скрипка имела такой охват как фортепиано- он то-же был-бы Рихтером. Коряво сказал-понимаю...
И, конечно, 50 лет выступлений. Очень немногие мастера завораживали публику столько лет, несколько поколений.
Рыцарь музыки, отдавший ей жизнь. Имеющий могучий, нежный, хрустальный звук...
Re: Загадка Рихтеровской славы
Полностью согласен. Огромная душевная самоотдача, бескорыстие располагали публику к Рихтеру. Его концертов ждали как праздника. Критики не раз отмечали, что всякий его концерт становился событием в музыкальной жизни того населённого пункта, где он выступал, будь то Москва или крохотный посёлок в Сибири. Очевидно, что и сам музыкант готовился, приближался к каждому своему концерту, именно как к событию. Помню некое напряжение в душевной атмосфере в день концерта - как по дороге в концертный зал, так и перед самым началом концерта. Всё ждали, что вот-вот произойдет что-то особенное, что-то случится. А когда концерт заканчивался, ощушение события продолжалось. Впечатление от концерта могло расти и назавтра, и ещё несколько дней.Владимир писал(а):
Рыцарь музыки, отдавший ей жизнь.
Загадка Рихтеровской славы
В течение последней недели особенно много слушал Рихтера. Возможно, из-за того, что все это время не было Интернета, а еще потому, что начал ревизию своего немаленького собрания записей Маэстро. Вновь наткнулся на видео – “Венский карнавал” – Москва, 10-е октября 1976 г. Святослав Теофилович как-то сказал, что незачем смотреть на лицо исполнителя – оно отражает работу над произведением. Да, отражает, и еще как отражает! Тем более, когда трудится гений! Сколько раз слушал эту и другие его записи замечательного опуса Шумана и не перестаю восхищаться (слава Богу). Абсолютная точность высказывания, каждый акцент, каждое движение логически обосновано – полное попадание в смысл, образ. Его облик дополняет музыкальную картину – благородство, предельная сосредоточенность. Высокое состояние его духа передается залу. Мы чувствуем это, слушая и следя за навечно запечатленным концертом. А мне еще и помогают воспоминания о киевском концерте 3/10/76 с такой же программой. После слушания приходит мысль о специфике музыкального искусства и роли исполнителя. Писатель, поэт месяцами, годами трудятся над произведением. То же можно сказать о композиторе. Они пишут, переписывают, а некоторые сжигают рукописи, чтобы начать заново… Перед музыкантом же стоит огромная задача – в течение ничтожного по сравнению с написанием произведения времени создать шедевр, сравнимый с главами “Божественной комедии”, передать шекспировскую драму или вдохнуть аромат картин Моне. Музыка действительно способна спрессовать мысли, выразить за короткое время состояния души, что с помощью слов потребовало бы многих и многих страниц. Но, помилуйте, каким видением, пониманием искусства, каким проникновением в основы основ и суть вещей и явлений надо обладать, чтобы воссоздать с помощью звуков “душу искусства” (совсем по Метерлинку)! Для такой гигантской задачи и явился великий Маэстро Рихтер. Да, никто не станет отрицать, что на этой ниве трудились и будут трудиться замечательные мастера, внесшие свой серьезный вклад, которые имеют своих почитателей. Моя цель не сравнивать, не стремиться выстроить всех по ранжиру. Рихтера, о чем уже не раз писал, не хочется втискивать в какой-либо перечень. Он единственный и стоящий вне возможных списков. В постижении искусства и его воплощении он – недосягаемая вершина. Достичь такой высокой простоты и естественности не дано было никому. Причем, речь идет не о каком-то определенном течении или композиторе. Он универсален, и это неудивительно. Он жил в искусстве и искусством. Поэтому, скажем, Бах в его эстетической системе перекликался с Хиндемитом, Шуберт в программах концертов – с Прокофьевым. Ничего в этом парадоксального нет. Все они писали, в сущности, об одном и том же, но в зависимости от времени, эпохи пользовались разными приемами. Кому, как не универсальному музыкальному мыслителю, коим является Святослав Рихтер, видеть и передать эту преемственность искусства.
И еще раз о прослушанном концерте далекого 76-го года. Он записан и останется в истории. Это шедевр, это достижение ХХ-го века, которое не потускнеет со временем. Многие будут играть тот же “Венский карнавал”, многие будут играть его и играют хорошо. Но, как нельзя стремиться превзойти “Евгения Онегина”, так нельзя сделать большего в направлении, определенном Рихтером в прочтении этого шумановского опуса. Да разве только этого? Слушаешь ор.111 Бетховена и понимаешь, что все сказанное можно повторить. И дело ведь не только в совершенстве Рихтера-пианиста. Его искусство возвышает слушателя, открывает новые горизонты, заставляет задуматься о высоких нравственных идеалах, о предназначении, о душе. И уж в этом его искусство действительно не имеет аналогов.
И еще раз о прослушанном концерте далекого 76-го года. Он записан и останется в истории. Это шедевр, это достижение ХХ-го века, которое не потускнеет со временем. Многие будут играть тот же “Венский карнавал”, многие будут играть его и играют хорошо. Но, как нельзя стремиться превзойти “Евгения Онегина”, так нельзя сделать большего в направлении, определенном Рихтером в прочтении этого шумановского опуса. Да разве только этого? Слушаешь ор.111 Бетховена и понимаешь, что все сказанное можно повторить. И дело ведь не только в совершенстве Рихтера-пианиста. Его искусство возвышает слушателя, открывает новые горизонты, заставляет задуматься о высоких нравственных идеалах, о предназначении, о душе. И уж в этом его искусство действительно не имеет аналогов.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)
-
- Сообщения: 14
- Зарегистрирован: Вт апр 14, 2009 3:24 pm
загадка рихтеровской славы
показалось ключевым мнение Владимира, что Хиндемит или Веберн становились в исполнении мастера ближе, доступнее. Не далее как сегодня поймал себя на сходном ощущении, слушая рихтеровское исполнение Бартока. 15 венгерских песен, кстати, представленные на данном сайте, звучат ярко, но и доступно и, подчеркну, свежо.
Игорь, Уфа
Игорь, Уфа
Re: загадка рихтеровской славы
Да, важен исполнитель... Я, например, кроме Бах_Бетховен-Моцарт-Шопен-Шуберт, редко что слушаю... Из-за недостатка времени и из-за того, что эти мастера создали огромное количество прекрасных вещей..игорь вегеле писал(а):показалось ключевым мнение Владимира, что Хиндемит или Веберн становились в исполнении мастера ближе, доступнее. Игорь, Уфа
Но, Рихтер показал, что можно наслаждаться вещами и других мастеров....
Он проносил этот замысел через века и показывал, что те мысли актуальны и в наше, совсем другое время, с новыми идеями и ценностями.Владимир писал(а):Можно еще прибавить, что Рихтеру удалось играть как-бы отстраненно с виду, показывая, что он-лишь проводник задумок композиторов, и, одновременно, полностью растворяясь в этой композиторской мысли.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)