Yuriy » Чт янв 22, 2009 5:03 am
В течение последней недели особенно много слушал Рихтера. Возможно, из-за того, что все это время не было Интернета, а еще потому, что начал ревизию своего немаленького собрания записей Маэстро. Вновь наткнулся на видео – “Венский карнавал” – Москва, 10-е октября 1976 г. Святослав Теофилович как-то сказал, что незачем смотреть на лицо исполнителя – оно отражает работу над произведением. Да, отражает, и еще как отражает! Тем более, когда трудится гений! Сколько раз слушал эту и другие его записи замечательного опуса Шумана и не перестаю восхищаться (слава Богу). Абсолютная точность высказывания, каждый акцент, каждое движение логически обосновано – полное попадание в смысл, образ. Его облик дополняет музыкальную картину – благородство, предельная сосредоточенность. Высокое состояние его духа передается залу. Мы чувствуем это, слушая и следя за навечно запечатленным концертом. А мне еще и помогают воспоминания о киевском концерте 3/10/76 с такой же программой. После слушания приходит мысль о специфике музыкального искусства и роли исполнителя. Писатель, поэт месяцами, годами трудятся над произведением. То же можно сказать о композиторе. Они пишут, переписывают, а некоторые сжигают рукописи, чтобы начать заново… Перед музыкантом же стоит огромная задача – в течение ничтожного по сравнению с написанием произведения времени создать шедевр, сравнимый с главами “Божественной комедии”, передать шекспировскую драму или вдохнуть аромат картин Моне. Музыка действительно способна спрессовать мысли, выразить за короткое время состояния души, что с помощью слов потребовало бы многих и многих страниц. Но, помилуйте, каким видением, пониманием искусства, каким проникновением в основы основ и суть вещей и явлений надо обладать, чтобы воссоздать с помощью звуков “душу искусства” (совсем по Метерлинку)! Для такой гигантской задачи и явился великий Маэстро Рихтер. Да, никто не станет отрицать, что на этой ниве трудились и будут трудиться замечательные мастера, внесшие свой серьезный вклад, которые имеют своих почитателей. Моя цель не сравнивать, не стремиться выстроить всех по ранжиру. Рихтера, о чем уже не раз писал, не хочется втискивать в какой-либо перечень. Он единственный и стоящий вне возможных списков. В постижении искусства и его воплощении он – недосягаемая вершина. Достичь такой высокой простоты и естественности не дано было никому. Причем, речь идет не о каком-то определенном течении или композиторе. Он универсален, и это неудивительно. Он жил в искусстве и искусством. Поэтому, скажем, Бах в его эстетической системе перекликался с Хиндемитом, Шуберт в программах концертов – с Прокофьевым. Ничего в этом парадоксального нет. Все они писали, в сущности, об одном и том же, но в зависимости от времени, эпохи пользовались разными приемами. Кому, как не универсальному музыкальному мыслителю, коим является Святослав Рихтер, видеть и передать эту преемственность искусства.
И еще раз о прослушанном концерте далекого 76-го года. Он записан и останется в истории. Это шедевр, это достижение ХХ-го века, которое не потускнеет со временем. Многие будут играть тот же “Венский карнавал”, многие будут играть его и играют хорошо. Но, как нельзя стремиться превзойти “Евгения Онегина”, так нельзя сделать большего в направлении, определенном Рихтером в прочтении этого шумановского опуса. Да разве только этого? Слушаешь ор.111 Бетховена и понимаешь, что все сказанное можно повторить. И дело ведь не только в совершенстве Рихтера-пианиста. Его искусство возвышает слушателя, открывает новые горизонты, заставляет задуматься о высоких нравственных идеалах, о предназначении, о душе. И уж в этом его искусство действительно не имеет аналогов.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)