Загадка Рихтеровской славы

Загадка Рихтеровской славы

Сообщение Владимир » Пт май 02, 2008 12:48 am

Мне кажется, главная причина фантастической известности С.Т.Рихтера, то что его отличает от других- это:

1. Громадный репертуар. Ни один из известнейших пианистов 20 века- не охватывал такое количество композиторов. Т.е. Рихтер своим репертуаром способен был удовлетворить фактически любого слушателя.
2. Жизнь- во имя музыки. У него ничего в жизни не было, кроме музыки. Это было видно любому. Когда мы, детьми, подростками- хотели послушать музыку в зале, по радио, телевизору- мы подразумевали только- Рихтер. Рихтер и послушать классическую музыку-были синонимами...
3. Очень трудно или невозможно попасть на его концерты. Это дополнительно делало из Рихтера- загадку.
4. Когда мы попадали на концерт- надо было видеть-как он работал!
Выходит высокий крупный мужчина благородного вида, садится...
Нахождение за роялем-ему необычайно шло. Наверное из-за того, что он жил за роялем, разучивая и шлифуя произведения.

5. Само исполнение- здесь все уже сказано. Можно прибавить, что он трудился за инструментом (я это видел лично) как Урбанский в фильме "Коммунист". В сложных местах. Зал это завораживало.
Дурацкое наверное сравнение- это я видел, когда он исполнял Хиндемита (может Веберна).
Т.е. композиторов-которых никогда я бы не понял. Но в его исполнении-это был шедевр. Зал был в трансе... Соответственно мы-которые не должны были понять эту музыку- то-же....

Можно, на мой взгляд, вспомнить Л.Когана-великого скрипача. Его облик, звуки- то-же завораживали. Если-бы скрипка имела такой охват как фортепиано- он то-же был-бы Рихтером. Коряво сказал-понимаю...

И, конечно, 50 лет выступлений. Очень немногие мастера завораживали публику столько лет, несколько поколений.

Рыцарь музыки, отдавший ей жизнь. Имеющий могучий, нежный, хрустальный звук...
Владимир
 
Сообщения: 130
Зарегистрирован: Сб июл 29, 2006 10:59 am
Откуда: г.Москва

Re: Загадка Рихтеровской славы

Сообщение M.I. » Сб янв 17, 2009 4:06 pm

Владимир писал(а):
Рыцарь музыки, отдавший ей жизнь.

Полностью согласен. Огромная душевная самоотдача, бескорыстие располагали публику к Рихтеру. Его концертов ждали как праздника. Критики не раз отмечали, что всякий его концерт становился событием в музыкальной жизни того населённого пункта, где он выступал, будь то Москва или крохотный посёлок в Сибири. Очевидно, что и сам музыкант готовился, приближался к каждому своему концерту, именно как к событию. Помню некое напряжение в душевной атмосфере в день концерта - как по дороге в концертный зал, так и перед самым началом концерта. Всё ждали, что вот-вот произойдет что-то особенное, что-то случится. А когда концерт заканчивался, ощушение события продолжалось. Впечатление от концерта могло расти и назавтра, и ещё несколько дней.
M.I.
 
Сообщения: 1230
Зарегистрирован: Вт фев 06, 2007 12:20 am

Загадка Рихтеровской славы

Сообщение Yuriy » Чт янв 22, 2009 5:03 am

В течение последней недели особенно много слушал Рихтера. Возможно, из-за того, что все это время не было Интернета, а еще потому, что начал ревизию своего немаленького собрания записей Маэстро. Вновь наткнулся на видео – “Венский карнавал” – Москва, 10-е октября 1976 г. Святослав Теофилович как-то сказал, что незачем смотреть на лицо исполнителя – оно отражает работу над произведением. Да, отражает, и еще как отражает! Тем более, когда трудится гений! Сколько раз слушал эту и другие его записи замечательного опуса Шумана и не перестаю восхищаться (слава Богу). Абсолютная точность высказывания, каждый акцент, каждое движение логически обосновано – полное попадание в смысл, образ. Его облик дополняет музыкальную картину – благородство, предельная сосредоточенность. Высокое состояние его духа передается залу. Мы чувствуем это, слушая и следя за навечно запечатленным концертом. А мне еще и помогают воспоминания о киевском концерте 3/10/76 с такой же программой. После слушания приходит мысль о специфике музыкального искусства и роли исполнителя. Писатель, поэт месяцами, годами трудятся над произведением. То же можно сказать о композиторе. Они пишут, переписывают, а некоторые сжигают рукописи, чтобы начать заново… Перед музыкантом же стоит огромная задача – в течение ничтожного по сравнению с написанием произведения времени создать шедевр, сравнимый с главами “Божественной комедии”, передать шекспировскую драму или вдохнуть аромат картин Моне. Музыка действительно способна спрессовать мысли, выразить за короткое время состояния души, что с помощью слов потребовало бы многих и многих страниц. Но, помилуйте, каким видением, пониманием искусства, каким проникновением в основы основ и суть вещей и явлений надо обладать, чтобы воссоздать с помощью звуков “душу искусства” (совсем по Метерлинку)! Для такой гигантской задачи и явился великий Маэстро Рихтер. Да, никто не станет отрицать, что на этой ниве трудились и будут трудиться замечательные мастера, внесшие свой серьезный вклад, которые имеют своих почитателей. Моя цель не сравнивать, не стремиться выстроить всех по ранжиру. Рихтера, о чем уже не раз писал, не хочется втискивать в какой-либо перечень. Он единственный и стоящий вне возможных списков. В постижении искусства и его воплощении он – недосягаемая вершина. Достичь такой высокой простоты и естественности не дано было никому. Причем, речь идет не о каком-то определенном течении или композиторе. Он универсален, и это неудивительно. Он жил в искусстве и искусством. Поэтому, скажем, Бах в его эстетической системе перекликался с Хиндемитом, Шуберт в программах концертов – с Прокофьевым. Ничего в этом парадоксального нет. Все они писали, в сущности, об одном и том же, но в зависимости от времени, эпохи пользовались разными приемами. Кому, как не универсальному музыкальному мыслителю, коим является Святослав Рихтер, видеть и передать эту преемственность искусства.
И еще раз о прослушанном концерте далекого 76-го года. Он записан и останется в истории. Это шедевр, это достижение ХХ-го века, которое не потускнеет со временем. Многие будут играть тот же “Венский карнавал”, многие будут играть его и играют хорошо. Но, как нельзя стремиться превзойти “Евгения Онегина”, так нельзя сделать большего в направлении, определенном Рихтером в прочтении этого шумановского опуса. Да разве только этого? Слушаешь ор.111 Бетховена и понимаешь, что все сказанное можно повторить. И дело ведь не только в совершенстве Рихтера-пианиста. Его искусство возвышает слушателя, открывает новые горизонты, заставляет задуматься о высоких нравственных идеалах, о предназначении, о душе. И уж в этом его искусство действительно не имеет аналогов.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)
Yuriy
 
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am

загадка рихтеровской славы

Сообщение игорь вегеле » Ср июл 08, 2009 7:46 pm

показалось ключевым мнение Владимира, что Хиндемит или Веберн становились в исполнении мастера ближе, доступнее. Не далее как сегодня поймал себя на сходном ощущении, слушая рихтеровское исполнение Бартока. 15 венгерских песен, кстати, представленные на данном сайте, звучат ярко, но и доступно и, подчеркну, свежо.
Игорь, Уфа
игорь вегеле
 
Сообщения: 14
Зарегистрирован: Вт апр 14, 2009 3:24 pm

Re: загадка рихтеровской славы

Сообщение Владимир » Чт ноя 05, 2009 11:48 am

игорь вегеле писал(а):показалось ключевым мнение Владимира, что Хиндемит или Веберн становились в исполнении мастера ближе, доступнее. Игорь, Уфа

Да, важен исполнитель... Я, например, кроме Бах_Бетховен-Моцарт-Шопен-Шуберт, редко что слушаю... Из-за недостатка времени и из-за того, что эти мастера создали огромное количество прекрасных вещей..
Но, Рихтер показал, что можно наслаждаться вещами и других мастеров....
Владимир
 
Сообщения: 130
Зарегистрирован: Сб июл 29, 2006 10:59 am
Откуда: г.Москва

Сообщение Владимир » Вт окт 18, 2011 1:07 am

Можно еще прибавить, что Рихтеру удалось играть как-бы отстраненно с виду, показывая, что он-лишь проводник задумок композиторов, и, одновременно, полностью растворяясь в этой композиторской мысли.
Владимир
 
Сообщения: 130
Зарегистрирован: Сб июл 29, 2006 10:59 am
Откуда: г.Москва

Сообщение Yuriy » Ср ноя 02, 2011 4:43 pm

Владимир писал(а):Можно еще прибавить, что Рихтеру удалось играть как-бы отстраненно с виду, показывая, что он-лишь проводник задумок композиторов, и, одновременно, полностью растворяясь в этой композиторской мысли.


Он проносил этот замысел через века и показывал, что те мысли актуальны и в наше, совсем другое время, с новыми идеями и ценностями.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)
Yuriy
 
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am


Вернуться в Мысли о Рихтере

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron