Периодизация творчества Рихтера

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Сб янв 03, 2009 5:32 pm

Yuriy писал(а): Читаем дневники Рихтера, его отзывы о собственном исполнении Вариаций. Чаще всего это неудовлетворенность собой, своим исполнением. Взять, например, запись на Филипсе
**19/6/88 - Tours - Live - PHILIPS 438 477-2 (3CD)**
Интересно, как можно как объяснить, что эта запись издана на PHILIPS в сборнике "авторизованных" записей, и в чём тут смысл авторизации?

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Сб янв 03, 2009 6:25 pm

Yuriy писал(а):В 76-ом он дал серию замечательных концертов (играл без нот), которые записало московское телевидение. Мне показалось тогда, что у него произошел некий перелом, и как результат - драматизация и даже трагедизация в трактовках, появилась особенная эмоциональная насыщенность.
По выступлениям 10 и 11 октября в БЗК (Бетховен, Шуман, Шопен) стало видно, что теперь Рихтер играет стилистически иначе, чем раньше. Исчез тот эмоционально-силовой напор, который я замечал вплоть до декабря 1974 (Прокофьев, 3-я часть Восьмой сонаты) - января 1975 года (Бетховен, сонаты №№ 3, 4 и 32). Исчезло атакующее начало. А интерес публики к его концертам меньше не стал...
Для меня пик драматизма в игре Рихтера в этот период приходится на первую часть сонаты Шуберта соль мажор соч. 78 в концертах 3-го, и особенно 2-го мая 1978 года.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Ср янв 07, 2009 4:08 pm

Позволю себе опубликовать здесь написанное мной на других форумах. Там разгорелась дискуссия по поводу исполнения Рихтером и другими Паганини-Брамса.

Вот такой специально примитивный вопрос: сколько Рихтеру нужно было взять неверных нот, чтобы его исполнение можно было бы отодвинуть за исполнение какого-нибудь преуспевающего г-на N? Меня вначале удивлял такой "количественный" подход к постижению трактовки произведения. Не хочется провозглашать избитые истины, но разве этим определяется глубина осмысления шедевра? Рихтер в этой, как и в других записях, предстает музыкальным философом, глубоко чувствующим движение, развитие музыкальной мысли. И у него действительно оно видится как бы "с орлиного полета". Он создает музыку, а не играет отдельные этюды. Снова прошу простить мне эти "свежие" мысли. Всегда не решаюсь цитировать великих современников и соратников Рихтера, но два года назад получил разрешение Гутман сослаться на сказанное ей о "Картинках с выставки": "Стены раздвигались, когда он играл их в БЗК!" В полной мере это же относится и к Вариациям. Все мы покупали в свое время одни и те же пластинки, все обсуждали появившууюся тогда запись Микеланжели. Других практически не было. Кажется, позже появилась пластинка Гилельса, потом Петрова. Микеланжели, как всегда явил формальное совершенство, но исполнение, совершенно согласен с одним единомышленником (собственно, мне не надо делать усилия и соглашаться, т.к. все это понял сам еще в те годы), "этюдное". Единства, цельности, как мне представлялось, там не было в той степени, в которой она, безусловно, заложена в произведении. Я могу себе позволить такие заявления, т.к. музыкантом не являюсь, у меня свое представление о музыке и о том, что мне близко у исполнителей. Позволю себе отвлечься. Как-то, снова же в "те" годы, один киевский пианист после концерта Гаврилова с завистью произнес, что он многое отдал, если бы смог сыграть вот такие-то такты из "Венского карнавала" в таком же темпе. Мне не надо играть что-либо, зато эти такты я слышу в контексте произведения и его исполнения. Так мне, во всяком случае, кажется, возможно, наивно - имею в виду свое "слышание". Еще вспоминаю сказанное в тот же вечер Гутман: там пианизма было вот столько - и показала пальцами некую малую долю. Понятно, что пианизм там был, еще какой пианизм, но разве об этом думали, когда мурашки по коже бежали во время исполнения 8-ой Прокофьева или Сонаты Шимановского, например? (Понятно, что именно это имела в виду Наталия Григорьевна.) Мурашки от удивления, от того, что можем подняться на такие высоты, - ведь являлись свидетелями сотворения шедевра. Не раз цитировал из "Египетских ночей" любимого Александр Сергеича:

- Всякой талант неизъясним. Каким образом ваятель в куске каррарского
мрамора видит сокрытого Юпитера, и выводит его на свет, резцом и молотом
раздробляя его оболочку? Почему мысль из головы поэта выходит уже
вооруженная четырьмя рифмами размеренная стройными однообразными стопами? -

Святослав Теофилович имел такой дар свыше, который он возгревал в себе, подняв значение музыкального исполнительства на уровень, сравнимый со значением вклада самого автора - "вывести на свет" шедевр, осмыслив его так, что удивились бы представители той эпохи (абсолютно в этом уверен) и приблизив к нам, исходя из культурного опыта цивилизации, прошедшей серьезный путь и обогатившейся новыми достижениями духовного порядка. Разумеется, при этом надо обладать и своим опытом и видением, надо жить в искусстве и искусством, что и удавалось ему делать. Причем удавалось, вне зависимости от внешних обстоятельств. Ведь не всегда у него были, простите за прозу, достаточные материальные предпосылки. В Киеве в конце 40-ых он потерял хлебные карточки. Не надо объяснять людям старшего поколения, к чему это могло привести. И что - это отвлекло его от искусства? - Ответ очевидный. И по поводу "зацепов" и подобных неточностей в живом концерте. Он, естественно, будучи профессионалом, это переживал. Требования к себе предъявлял высокие. Это понятно. Но неужели вдруг нечаянно притупившийся резец великого мастера, причем именно в тот день, можно заменить лазерным суперсовременным и нивелирующим инструментом? Хорошего инструмента мало, надо, чтобы он находился в руках, которыми управляет еще и мыслящая голова. Но для должной оценки значения его прочтений нужен еще и мыслящий слушатель, понимающий, что без этой или другой его записи Вариаций (и всего прочего) мы бы потеряли нечто невосполнимое.
И еще наткнулся на запись в его дневнике (№ 256):

Ну, это опять я, и, как сказала Ниночка, я себе не судья!?!?!
Что же делать?

(Написано после прослушивания собственной записи Прелюдий и Фуг Шостаковича и 8-ой Сонаты Прокофьева.)
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Вс мар 08, 2009 4:39 pm

Yuriy писал(а):Позволю себе опубликовать здесь написанное мной на других форумах. Там разгорелась дискуссия по поводу исполнения Рихтером и другими Паганини-Брамса.
На "других форумах" ставился, межу прочим, вопрос, а хорошо ли играть такое трудное произведение в столь почтенном возрасте (слегка за 70)? Я прослушал запись на Филипсе и, дважды, самодельную запись от 22.12.1986.
Первое впечатление - прослушанная запись точная иллюстрация к записи в "Дневниках" Рихтера: "У Чайковского душа на распашку, а Брамс застёгнут на все пуговицы". Действительно, если слушаешь Чайковского в записи Рихтера, то совсем рядом возникает автор музыки: вот он тут, до него можно рукой дотянуться. А слушаешь запись Брамса, - и композитор на некотором отдалении от тебя, и как будто бы обёрнут в прозрачный целофан.
Затем, возникает вопрос, а при чём тут, собственно говоря, возраст исполнителя? Он не слышен в записи. Слышно, что сыграно с большим мастерством, с размахом, а возраста как будто и нет никакого, и не стоит вопрос о возрасте.
Всё же, почему Рихтер не брался за это сочинение Брамса раньше? Вспоминаю, как лет тридцать назад слушал несколько пьес Брамса в записи из зала им. Чайковского 1955 года в компании с другим почитателем Рихтера. К этому времени уже вышли на пластинке пьесы Брамса в студийной записи. И я услышал такое мнение, с которым полностью согласился: "Да... молодость (исполнителя) вредит Брамсу". Возможно это и объясняет, почему Рихтер не подходил к "Паганини- вариациям" Брамса раньше 1986 года.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Вс мар 08, 2009 5:50 pm

M.I. писал(а):Вспоминаю, как лет тридцать назад слушал несколько пьес Брамса в записи из зала им. Чайковского 1955 года в компании с другим почитателем Рихтера. К этому времени уже вышли на пластинке пьесы Брамса в студийной записи. И я услышал такое мнение, с которым полностью согласился: "Да... молодость (исполнителя) вредит Брамсу". Возможно это и объясняет, почему Рихтер не подходил к "Паганини- вариациям" Брамса раньше 1986 года.
Не знаю, вредит ли молодость проникновению в музыку Брамса, но знаю точно, что Рихтеру она не вредила. Упомянутая запись на пластинке пьес из ор.118 – пример абсолютного проникновения в этот тонкий и удивительный мир, мир Брамса. Именно гениальное прочтение Интермеццо ми-бемоль минор, ор. 118/6 возникло в памяти, когда писал некролог для одной киевской газеты. - Некий совершенно универсальный взгляд на эту гениальную музыку. Вот где надмирность при отсутствии формализма и формализации. Исполнение живое, но живо оно вечной жизнью. На “том форуме” снова возникают совершенно чуждые мне вопросы о “близости к слушателю”. Знакомясь с отзывами иных слушателей, особенно новой формации, понимаешь, что им еще расти и расти. “Близость” к ним не означает шаг по направлению к ним, который с необходимостью есть шаг вниз. Рихтер на самом деле не отгораживает себя от публики, но он приглашает ее в высокие сферы, причем делает это не свысока. Те пьесы он записал, будучи достаточно молодым, но возраст тут никак не мешал и не помогал. У него было понимание музыки всегда, и мудрость была всегда.
Что касается роли возраста в исполнении Вариаций на тему Паганини, то, безусловно, он может сказываться в том смысле, что требует от исполнителя незаурядного физического здоровья, скорее, энергии. Рихтер, невзирая часто на самочувствие, эту энергию находит. Исполнение в Касселе – шедевр. Это тоже “универсальное” прочтение. Очень четко, впрочем, как всегда у Рихтера, прослушивается смысловая линия. Мы видим (слышим) грандиозное развертывание великого опуса. Совершенно органично переплетаются медленные и взрывные вариации, чего ждешь с замиранием сердца. Кажется, уже приводил такое сравнение: слушая в детстве в очередной раз одну и ту же сказку, все же с волнением ждешь – получится или не получится у Ивана-царевича или у другого любимого героя. У Рихтера все получается, но всякий раз это открытие (для меня, по крайней мере). Трудно сказать, как играл бы он в более молодом возрасте, хотя можно себе представить, но знаю одно – он обогатил своей интерпретацией собрание записей этого опуса, занимающего важное место в мировой музыке. И техническая сторона исполнения восхищает.

P.S. Упомянутый концерт в зале им. Чайковского состоялся 9/2/55? Тогда в программе были пьесы Брамса орр. 10, 118, 119.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Чт май 14, 2009 11:43 pm

M.I. писал(а): Я ещё не вник достаточно в интерпретацию 1993 г. сонаты вцелом, но удивился изменению 3-ей части....
И если лёгкий бег финала в записи 1958 года можно было сравнить с вольным бегом чистого лесного ручья (с возможными заводями и водоворотами), то в 1993 году - это колыхание океанских волн у скалистого берега. И это - бесспорная находка Рихтера!
Наконец-то смог спокойно дважды прослушать лондонскую запись 1993 года целиком.
Слушание несколько осложняется любительским качеством записи, но всё главное доходит. Разница с исполнением 1958 года такая, что только изумляешься. Это не развитие или видоизменение прежней концепции, это новая сущность. От прежней интерпретации как будто не осталось и следа, соната родилась заново. Исполнение симфонично. Соната исполняется медленнее, проще и значительнее. Появилась новая образность, какой не было ранее. Судя по исполнению 8-й сонаты Бетховена можно сказать, что 90-е годы для Рихтера, это не "поздний период творчества", это новая эпоха в его творчестве, новый восход солнца.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Пт май 15, 2009 12:45 am

M.I. писал(а):Наконец-то смог спокойно дважды прослушать лондонскую запись 1993 года целиком.
Слушание несколько осложняется любительским качеством записи, но всё главное доходит. Разница с исполнением 1958 года такая, что только изумляешься. Это не развитие или видоизменение прежней концепции, это новая сущность.
Охотно верю, только хотелось бы знать, о какой сонате идет речь. :)
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Пт май 15, 2009 9:03 pm

Yuriy писал(а):хотелось бы знать, о какой сонате идет речь. :)
О сонате №8 Л.в.Бетховена (концерт в Лондоне 21.11.1993). Прошу прощения за невнимательность.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Пн май 18, 2009 2:02 pm

M.I. писал(а): О сонате №8 Л.в.Бетховена (концерт в Лондоне 21.11.1993).
Ещё несколько слов об этой записи. Должен сказать, что она буквально подружила меня с сонатой. Студийную запись1959 года я, безусловно, ценил за логичность, цельность, стройность формы, за идеальное исполнение этого произведения - клавирной сонаты. В смысле уровня художественного качества она у меня ассоциировалась с "Евгением Онегиным" Пушкина. Не по протяжённости, конечно, но по тому, что видно, что авторы того и другого произведений - чрезвычайно талантливые люди, и при этом люди ещё достаточно молодые.
В записи 1993 года передо мной явилось как-бы новое произведение: более масштабное, симфоничное, более увлекательное, образное. Но! Молодой автор... исчез.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Сб июл 04, 2009 7:36 pm

Yuriy писал(а):
M.I. писал(а):Вспоминаю, как лет тридцать назад слушал несколько пьес Брамса в записи из зала им. Чайковского 1955 года в компании с другим почитателем Рихтера. К этому времени уже вышли на пластинке пьесы Брамса в студийной записи. И я услышал такое мнение, с которым полностью согласился: "Да... молодость (исполнителя) вредит Брамсу".
Не знаю, вредит ли молодость проникновению в музыку Брамса, но знаю точно, что Рихтеру она не вредила.
Только что прослушал эту запись и убедился, что Юрий прав. Исполнение пьес Брамса (Интермеццо ля минор, Баллада соль минор, соч. 118) в феврале 1955 года представляется мне теперь безупречным.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Пн июл 06, 2009 5:02 pm

Yuriy писал(а): Упомянутая запись на пластинке пьес из ор.118 – пример абсолютного проникновения в этот тонкий и удивительный мир, мир Брамса.
Издана ли была впоследствии эта (именно эта) запись на СД?

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Пн июл 06, 2009 5:16 pm

M.I. писал(а):
Yuriy писал(а): Упомянутая запись на пластинке пьес из ор.118 – пример абсолютного проникновения в этот тонкий и удивительный мир, мир Брамса.
Издана ли была впоследствии эта (именно эта) запись на СД?
Да, разумеется:
* 8-27/9/71 - Salzburg - MELODIYA/JVC VDC 1027 (CD)**
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

n.shestakov
Сообщения: 1
Зарегистрирован: Чт авг 12, 2010 6:27 pm
Откуда: Россия
Контактная информация:

Периодизация творчества Рихтера

Сообщение n.shestakov » Чт сен 02, 2010 8:10 am

А сравнивать запись в Туренском амбаре 1965 г с современной.... это даже не трюизм.... :)
Такое сравнение я могу объяснить лишь как чистую сублимацию переживания невозможности услышать Рихтера здесь и сейчас.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Re: Периодизация творчества Рихтера

Сообщение M.I. » Пт сен 03, 2010 10:18 pm

n.shestakov писал(а):А сравнивать запись в Туренском амбаре 1965 г с современной.... это даже не трюизм.... :)
Такое сравнение я могу объяснить лишь как чистую сублимацию переживания невозможности услышать Рихтера здесь и сейчас.
Не могли бы Вы пояснить, о сравнении каких записей идёт речь?

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Re: Периодизация творчества Рихтера

Сообщение M.I. » Сб июл 30, 2016 1:27 am

Не скажет ли кто-нибудь, когда, в каком возрасте Рихтер уехал из Житомира? Этот вопрос возник у меня по прочтении сказанного Рихтером (в передаче Я.Мильштейна) о том, что он учил концерт Шумана ещё в Житомире. Так, когда же это было?

Ответить