Самый ''рихтеровский'' композитор

Stranger
Moderator
Сообщения: 242
Зарегистрирован: Ср сен 06, 2006 11:02 pm

Самый ''рихтеровский'' композитор

Сообщение Stranger » Вс апр 22, 2007 3:44 pm

Часто приходится слышать о Рихтере, что тот или иной композитор - это "не его репертуар". Причем круг этих композиторов довольно широк. А с каким композитором, на Ваш взгляд, индивидуальность Рихтера наиболее совпадала?

Twirl
Сообщения: 16
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 5:03 pm

Сообщение Twirl » Пн апр 23, 2007 3:41 pm

Индивидуальность Рихтера не совпадала ни с кем. И я считаю, так и должно быть.
Что касается композиторов "его репертуара" - Бетховен, Бетховен, Бетховен...

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Вт апр 24, 2007 2:03 am

Twirl писал(а):Что касается композиторов "его репертуара" - Бетховен, Бетховен, Бетховен...
Согласен. Но нельзя не упомянуть Шумана, музыку которого он чувствовал особенно. Собственно, он жил духовно в мире романтизма. Ну а Шуберт? Разве можно забыть эти откровения? Не буду перечислять номера сонат - придется назвать все из его репертуара. Да и не только сонаты...
Для меня принципиальными в его репертуаре являются Бах и Шопен. Шопена, если бы не Рихтер, я вообще бы почти не слушал.
А Лист, Рахманинов, Дебюсси, Прокофьев? А Брамс, Шимановский? Эдак придется перечислить всех композиторов, произведения которых он когда-либо играл. Он музыкант универсальный. Универсальный, потому что обладал особым богатством души, интеллекта, понимания искусства в целом. Он адепт, он "ушел в музыку, как в монастырь" (с). Поэтому его не отвлекали обычные для обычных людей житейские хлопоты. В этом одно из объяснений природы его исключительности, "феномена Рихтера" (с).

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Сб апр 28, 2007 4:29 pm

Полагаю, у каждого может быть свой "самый Рихтеровский" композитор. Для меня это, прежде всего, Шуман. Если бы не Рихтер, я бы не знал, что это такое. Затем Григ, конечно же Гайдн. По игре Рихтера я "вижу" личность Чайковского, Прокофьева. А вот о Рахманинове почти ничего не могу сказать. Чувствую лишь, что это очень щепитильный, строгий, может быть, суровый человек - прежде всего к себе самому. И совершенно не представляю себе Баха как личность.
Было бы очень интресно узнать мнения других форумчан о том, какой для них композитор "самый Рихтеровский", что главного открыл для них Рихтер в том или ином композиторе.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Вс апр 29, 2007 12:16 am

Хочу ещё спросить, а вот Моцарт - "рихтеровский" композитор, или нет?

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Вс апр 29, 2007 3:15 am

M.I. писал(а):Хочу ещё спросить, а вот Моцарт - "рихтеровский" композитор, или нет?
Именно его взгляд на музыку Моцарта открывает в ней ту суть, которая ждала своего часа, чтобы быть понятой. Его прочтение рассчитано на слушателя ХХ-го и ХХI-го веков. Возможно, в позапрошлом веке это не было бы принято. Да и в наше время находятся критики. Но они находятся всегда - что бы и кто бы ни играл...
По крайней мере для меня сонаты и концерты Моцарта в исполнении Рихтера и есть самое высокое в интерпретации этой музыки. Он играет ее "со всевозможной простотой " (с). Как всего двумя словами гениально выразил мысль Александр Сергеевич! Вот так со "стопроцентным попаданием" - естественно и органично, глубоко и в сущности просто играет Моцарта Рихтер.
Насколько интересно слушать у него, например, Сонату #8, a-moll, K.310 в ранней записи -
1/6/56 - Prague - Live - PRAGA PR 254 025
и в поздней -
29/3/89 - London - Live - PHILIPS 422 583-2.
Две разные сонаты! Каждый из взглядов на это гениальное произведение уникален. Вопрос “что лучше?” праздный. Маэстро умеет убеждать, играя в разных манерах, точнее, предлагая разные трактовки, понимание.
О каждой сонате можно было бы содержательно говорить. Это тема для большого исследования… Скажу только, что первая из моцартовских сонат, услышанная мной у Рихтера, была пятая, соль мажор, К.283. Слушал я ее по радио в далеком 69-ом году. Замечательное свежее исполнение.
Что бы Рихтер ни говорил в фильме о своех трудностях в исполнении музыки Моцарта, он является ее замечательным интерпретатором.

Stranger
Moderator
Сообщения: 242
Зарегистрирован: Ср сен 06, 2006 11:02 pm

Сообщение Stranger » Пн апр 30, 2007 3:19 pm

Формулируя тему этого потока, я имел в виду все-таки не то, какие композиторы Рихтеру лучше всего удавались (их очень много), а то, чей композиторский стиль наиболее соответствует рихтеровской натуре, в исполнении Рихтером каких композиторов мы меньше всего чувствуем: "Вот композитор - а вот как его интерпретирует Рихтер". Грубо говоря, на кого из композиторов Рихтер "похож".

Моцарт и Шопен - скорее, антиподы Рихтера "по характеру": Моцарт в своей легкости, шутливости, а Шопен - в утонченности, воздушности, прихотливости. В исполнении этих композиторов у Рихтера как раз чувствуется, что он добавляет к ним какие-то новые черты, существенно трансформирует их, пропуская через себя.
Последний раз редактировалось Stranger Пт май 04, 2007 1:50 am, всего редактировалось 1 раз.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Ср май 02, 2007 10:43 pm

Что касается Моцарта, то его лёгкость и шутливость сплошь и рядом - маска. Моцарт не всегда "удавался" Рихтеру, а остальным - тем более. Моцарт как-будто всё время куда-то прячется, играет с исполнителем и слушателем в кошки-мышки, он неуловим и трудно исполняем. Сказать, что с Моцартом Рихтер вполне "справился" - нельзя. Но кое-что ему удавалось.
Шопен ближе Рихтеру, чем Моцарт, но мою память нет-нет да посетит высказывание отца Рихтера, Теофила, что ты (Святослав) играешь Шопена верно, но у тебя он выходит с толстой шеей, а он - с тонкой шеей.
Хорошо, если бы автор темы максимально подробно мотивировал своё представление о том, какой композитор самый "рихтеровский". Жду с интересом и нетерпением!

Stranger
Moderator
Сообщения: 242
Зарегистрирован: Ср сен 06, 2006 11:02 pm

Сообщение Stranger » Чт май 03, 2007 1:17 am

M.I. писал(а):Хорошо, если бы автор темы максимально подробно мотивировал своё представление о том, какой композитор самый "рихтеровский".
Здесь речь идет скорее об ощущениях, абстрактных представлениях, а потому - не то что мотивировать, но даже выразить словами какие-то нюансы сложно. Я вот чисто субъективно предполагаю, что у Рихтера много общего с Прокофьевым и Чайковским, но возможно это происходит оттого, что я недостаточно ясно себе представляю индивидуальность этих композиторов в отрыве от Рихтера...
Последний раз редактировалось Stranger Чт май 03, 2007 2:33 am, всего редактировалось 1 раз.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Чт май 03, 2007 1:51 am

M.I. писал(а): Моцарт не всегда "удавался" Рихтеру, а остальным - тем более.

Сказать, что с Моцартом Рихтер вполне "справился" - нельзя. Но кое-что ему удавалось.
Помню, как в незапамятные времена появились концерты Моцарта в исполнении Д.Баренбойма. Купил все эти пластинки. Слушаю:
Моцарт. Концерт номер 17,
Моцарт. Концерт номер 18,
Моцарт. Концерт номер... и т.д., и т.п., etc, etc...
Рихтер же, если берется за что-то, то ему всегда есть, что сказать. Безликих произведений или их интерпретаций у него нет. Ну а то, что он выходит за рамки эпохи, так на то это и великая музыка, которая волнует сейчас, как и тогда, а может быть и больше. Не сомневаюсь, что мы слышим больше, т.к. понимаем ее в контексте огромного культурного наследия, накопленного человечеством. При этом Рихтер не игнорирует культуру и дух эпохи Моцарта. Он вообще прекрасно чувствует эпохи и стили. Вот уж у кого художественный вкус и видение. Но кроме видения еще и предвидение.
Лично для меня моцартовские концерты, сонаты, фантазия, вариации звучат убедительно. Такой цельности я не слышу ни у кого. Другое дело, что кому-то концепция может быть не близкой. Но это уже не проблемы Рихтера. Так и слышу его слова, сказанные мне в декабре 85-го: "Я рад, что Вам понравилось. Знаете, одним нравится, другим не нравится. Я рад, что Вам понравилось."
И еще. Удастся ли когда-нибудь раскопать (если это существует) запись Фантазии и фуги до мажор? Он играл ее в Зальцбурге и в Ленинграде.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Чт май 03, 2007 2:28 am

Stranger писал(а):Я вот чисто субъективно предполагаю, что у Рихтера много общего с Прокофьевым, Чайковским, отчасти Рахманиновым, но возможно это происходит оттого, что я недостаточно ясно себе представляю индивидуальность этих композиторов в отрыве от Рихтера...
Мне трудно судить о них как о личностях, но одно могу сказать: мне трудно представить себе более убедительное истолкование их музыки, их мыслей, в ней заложенных. Но это можно сказать и о музыке других композиторов.
А вообще хотел бы напомнить (не дословно) сказанное в телепередаче 1-го августа 2005 года. Была высказана мысль об уникальности этого явления, имя которому "Святослав Рихтер": время как бы разделилось на "до" и "после" него.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Чт май 03, 2007 9:42 pm

Stranger писал(а):Формулируя тему этого потока, я имел в виду все-таки не то, какие композиторы Рихтеру лучше всего удавались (их очень много), а то, чей композиторский стиль наиболее соответствует рихторовской натуре, в исполнении Рихтером каких композиторов мы меньше всего чувствуем: "Вот композитор - а вот как его интерпретирует Рихтер". Грубо говоря, на кого их композиторов Рихтер "похож".
Рихтер очень "похож" на Прокофьева, но только на первый взгляд. Художественная личность Рихтера куда более крупного масштаба. Его можно поставить в один ряд с Пушкиным, Рафаэлем, из учёных мыслителей с Ньютоном, может быть даже с Архимедом.

Stranger
Moderator
Сообщения: 242
Зарегистрирован: Ср сен 06, 2006 11:02 pm

Сообщение Stranger » Чт май 03, 2007 10:15 pm

M.I. писал(а):
Stranger писал(а):Формулируя тему этого потока, я имел в виду все-таки не то, какие композиторы Рихтеру лучше всего удавались (их очень много), а то, чей композиторский стиль наиболее соответствует рихторовской натуре, в исполнении Рихтером каких композиторов мы меньше всего чувствуем: "Вот композитор - а вот как его интерпретирует Рихтер". Грубо говоря, на кого их композиторов Рихтер "похож".
Рихтер очень "похож" на Прокофьева, но только на первый взгляд. Художественная личность Рихтера куда более крупного масштаба.
По-моему, сравнивать масштаб личности исполнителя и композитора некорректно. У них разная природа: исполнитель по роду деятельности должен быть разным, перевоплощаться, а композитору как раз важнее сохранить индивидуальность, быть самим собой.
Я бы сформулировал так: Рихтер похож на Прокофьева некоторыми гранями своей натуры.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Чт май 03, 2007 10:37 pm

А по-моему, масштаб личности сравнивать можно. Вот был документальный фильм "Рассказы про Петра Капицу". Смотришь и видишь, какой большой это был человек. И вдруг в этом фильме небольшой фрагмент - играет Рихтер. И сразу ясно - масштаб Рихтера куда больше! (не в обиду П.Л.Капице сказано, я его очень и очень уважаю). Или фильм про Д.Ойстраха. Крупный человек, сразу видно. Но вот фрагмент, Ойстрах играет с Рихтером. И опять то же впечатление про Рихтера, что и из фильма про П.Л.Капицу. Это просто видно, даже если выключить звук.
Добавлю здесь ещё высказывание Г.Г.Нейгауза (в статье о П.И.Чайковском) о том, что что бы быть большим композитором, надо сначала быть большим человеком, а потом композитором. Масштаб личности важнее того, чем человек занимается, в чём он профессионал.
Последний раз редактировалось M.I. Вс май 06, 2007 12:01 am, всего редактировалось 1 раз.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Чт май 03, 2007 11:41 pm

M.I. писал(а):А по-моему, масштаб личности сравнивать можно. Вот был документальный фильм "Рассказы про Петра Капицу". Смотришь и видишь, какой большой это был человек.
Это же очевидно - Рихтер был не только гениальным музыкантом, он был гениальным человеком!
И немного не по теме, но после упоминания о Капице хочется рассказать тем, кто, возможно, не знает этой истории.
Во время перерыва в концерте Рихтера Капица поднялся на сцену и долго осматривал рояль, на котором играл пианист, пытаясь разгадать, каким же образом оттуда исторгаются такие звуки. Как известно, он был великим физиком-экспериментатором и в приборах, устройствах разбирался очень хорошо. На сей раз загадка скрывалась не в особом устройстве рояля, а в исполнителе, в чем он и убедился.

Ответить