Самый ''рихтеровский'' композитор

timalism
Site Admin
Сообщения: 501
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 1:18 am
Откуда: Уфа-Москва
Контактная информация:

Сообщение timalism » Пт май 04, 2007 9:48 pm

M.I. писал(а):А по-моему, масштаб личности сравнивать можно. Вот был документальный фильм "Рассказы про Петра Капицу". Смотришь и видишь, какой большой это был человек. И вдруг в этом фильме небольшой фрагмент - играет Рихтер. И сразу ясно - масштаб Рихтера куда больше! (не в обиду П.Л.Капице сказано, я его очень и очень уважаю). Или фильм про Д.Ойстраха. Крупный человек, сразу видно. Но вот фрагмент, Ойстрах играет с Рихтером. И опять то же впечатление про Рихтера, что и из фильма про П.Л.Капицу. Это просто видно, даже если выключить звук.
Думаю, музыканту всё же важнее звук, чем видео-ряд...

Chiarina
Сообщения: 23
Зарегистрирован: Ср авг 08, 2007 2:12 am
Откуда: Киев
Контактная информация:

Сообщение Chiarina » Пт авг 10, 2007 9:59 pm

Stranger писал выше: "По-моему, сравнивать масштаб личности исполнителя и композитора некорректно. У них разная природа: исполнитель по роду деятельности должен быть разным, перевоплощаться, а композитору как раз важнее сохранить индивидуальность, быть самим собой."
Вы правы. Сколько слушаем Рихтера, он каждый раз иной. Разве можно сказать, что было больше прочувствовано им - "Апассионата" Бетховена или Прелюдии Дебюсси, Соната №8 Прокофьева или "Картинки с Выставки" Мусоргского? Хотя, конечно, у каждого своё мнение.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Вс сен 02, 2007 10:20 pm

Stranger писал(а): исполнитель по роду деятельности должен быть разным, перевоплощаться, а композитору как раз важнее сохранить индивидуальность, быть самим собой.
По-моему, Рихтер, - личность гигантского человеческого и художественного масштаба, - всегда был самим собой. Именно это и позволяло ему так содержательно и полно перевоплощаться. В далёкие прошлые времена стоял вопрос о том, кто Рихтер больше как исполнитель: романтик или классик? И был дан совершенно правильный ответ: для Рихтера романтизм и классика это не взаимоисключающие понятия, а два полюса одной планеты. Наверное, лучше не скажешь.

А для композитора важнее не беспокоиться о том, чтоб "сохранить свою индивидуальность", а сочинять музыку, стремиться к идеалу. Не думаю, чтоб большой композитор, например, Моцарт, сочиняя музыку, только и думал: "как это получше сохранить свою индивидуальность?".

Alvydas
Сообщения: 3
Зарегистрирован: Ср апр 16, 2008 7:47 pm
Откуда: Литва

Re: Самый "рихтеровский" композитор

Сообщение Alvydas » Ср апр 16, 2008 9:14 pm

Stranger писал(а):Часто приходится слышать о Рихтере, что тот или иной композитор - это "не его репертуар". Причем круг этих композиторов довольно широк. А с каким композитором, на Ваш взгляд, индивидуальность Рихтера наиболее совпадала?
Шуберт, безусловно.. Прокофьев, Бетховен... Но рихтеровский Шуберт это откровение, особенно последняя соната
B-dur.

Panzerino
Сообщения: 89
Зарегистрирован: Пт авг 17, 2007 9:32 pm

Не можно ответить

Сообщение Panzerino » Чт апр 17, 2008 2:10 am

Не можно ответить на такой вопрос.

"А с каким композитором, на Ваш взгляд, индивидуальность Рихтера наиболее совпадала?"

Такая тема просто не существует в "мире-планета- Рихтера". Дело не в индивидуальности, а в том можешь ли ты играть музыку разных композиторов убедительно, проникновенно, истинно.

Это тема для пиано-пигмеев типу Баренбойм -"Это можем, а это не по нашей индивидуальности".

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Re: Самый "рихтеровский" композитор

Сообщение M.I. » Вс мар 15, 2009 7:25 pm

Stranger писал(а): А с каким композитором, на Ваш взгляд, индивидуальность Рихтера наиболее совпадала?
Если сравнивать художественную сущность Рихтера с кем-либо из музыкантов-композиторов, то, пожалуй, он наиболее близок И.С.Баху. Общее у этих двух художников-музыкантов это победа идеального над материальным, духовного над мирским. Возмите Шумана: он уходит от материального мира в идеальный. А Бетховен? Он создатель, он возводит в музыке некую новую реальность. Прокофьев чистый реалист-художник. И только Бах не отрываясь от материи показывает превосходство духа над ней. То же и у Рихтера. Идеальная сущность его творческого начала позволяет показать произведение композитора во всей его наготе, и, вместе с тем, освещает его для слушателя неким безгрешным и чистым светом. Каким бы ни было исполняемое Рихтером музыкальное произведение, слушатель обязательно не только приобретает для себя что-то новое, но и ощущает что-то хорошее, сам становится лучше, добрее, человечнее..., хотя бы на некоторое время.

игорь вегеле
Сообщения: 14
Зарегистрирован: Вт апр 14, 2009 3:24 pm

Сообщение игорь вегеле » Вс авг 09, 2009 3:36 am

Согласен с M.I. всецело: конкретно "рихтеровского" композитора назвать непросто, но есть удачи особого порядка, например, - шумановские опусы.

Sergeey
Сообщения: 11
Зарегистрирован: Пн апр 09, 2012 9:42 pm

Re: Самый "рихтеровский" композитор

Сообщение Sergeey » Сб апр 14, 2012 10:08 pm

Я не очень понимаю, как добавить новое сообщение, не отвечая никому конкретно. Меня трогает, что говорит Stranger. Тут люди, которых я, кажется, знаю по другому форуму, которые знают Рихтера по-настоящему. Но что нам нужно, простым поклонникам? Не надо рекламы, не надо пиарить. Все хорошо, но что лучше? Yurij, M.I. и другие - вы можете сказать, что лучше? Ведь у нас, у каждого, есть любимые сонаты, симфонии разных композиторов. Нет ли для Вас у Рихтера любимого композитора? Возможно, что и нет. Может быть, у вас есть любимые произведения. Скажем: "лично мне больше нравится в его исполнении такая-то вещь Бетховена, такая-то Дебюсси, такая-то Шопена". Но, если вы можете выделить 3-4 наиболее рихтеровских композитора, скажите. Скажу о себе, хотя я не знаток. Скажем, рихтеровский Шуберт, Бетховен (особенно) для меня вне конкуренции. А вот Шопен - под вопросом. Лист - под еще большим. Бах - тоже. Русские композиторы - не очень нравятся. Но это мое, хотел сказать, субъективное, но дело не в том. Мое - не очень знающего человека, восприятие. Пожалуйста, если вы поставлены перед выбором: что Рихтера вы возьмете с собой на необитаемый остров. 4 композитора. Спасибо. Рад, что к вам попал.

penderecki
Сообщения: 149
Зарегистрирован: Вс мар 20, 2011 3:22 pm

Re: Самый ''рихтеровский'' композитор

Сообщение penderecki » Вс апр 15, 2012 10:11 pm

Считаю, что будет уместно привести здесь выдержки из статьи "Творческий портрет" Генриха Нейгауза о Рихтере:
"... Счастливое соединение мощного (сверхмощного!) духа с глубиной, душевной чистотой (целомудрием!) и величайшее совершенство исполнения действительно явление Уникального порядка. Любовь, которой он пользуется у самой большой и самой малой, (избранной) аудитории, восторг, который неизменно вызывают его концерты, общеизвестны. Чем же это объяснить, если на минуту допустить, что подобное явление нуждается в объяснении? Прежде всего, его огромной творческой мощью, редким гармоническим сочетанием тех качеств, которые в просторечии называются интеллектом, душой, сердцем, плюс его гигантским виртуозным дарованием. В его черепе, напоминающем куполы Браманте и Микеланджело, вся музыка, вся прекрасная музыка покоится, как младенец на руках рафаэлевской мадонны.
Играет ли он Баха или Шостаковича, Бетховена или Скрябина, Шуберта или Дебюсси, каждый раз слушатель слышит как бы живого, воскресшего композитора, каждый раз он целиком погружается в огромный соеобразный мир автора. И все это овеяно рихтеровским духом, пронизано его неповторимой способностью проникать в самые глубокие тайны музыки! Так играть может только исполнитель, конгениальный исполняемым авторам, родной их брат, их друг и товарищ.
... его собственный музыкальный мир, нереализованный, (нерожденный мир) родственнен миру тех великих музыкантов, которых он играет.
... и Рихтер с предельной ясностью сумел воплотить в своем исполнении не только облик автора, но и его эпохи. Вот он универсализм, который представляется мне высшим достижением исполнителя.
... он обладает в высокой степени тем, что обычно называют чувством формы, владение временем и его ритмической структурой. Соразмерность гармонии, идущая из самых глубин классического мироощущения, гармония чуть ли не эллиннского происхождения вот в чем главная его сила ...
... его редчайшее умение охватить целое и одновременно воспроизвести малейшую деталь произведения внушает сравнение с орлиным глазом с огромной высоты видны безганичные просторы и одновременно видна малейшая мелочь."

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Re: Самый "рихтеровский" композитор

Сообщение Yuriy » Пн апр 16, 2012 3:26 pm

Sergeey писал(а): Пожалуйста, если вы поставлены перед выбором: что Рихтера вы возьмете с собой на необитаемый остров. 4 композитора. Спасибо. Рад, что к вам попал.
Много, так много лет тому назад, что кому-то станет страшно, я бы назвал первого и единственного композитора – Бетховена. Но это в силу недостаточного знакомства с музыкой. Да, в ранней молодости я вообще считал, что сонаты для фортепиано мог писать лишь Бетховен, у всех остальных это какое-то недоразумение. То время давно прошло вместе с личными первыми открытиями и сопутствовавшими им заблуждениями. Сейчас я не стал бы себя вот так ограничивать. Вот взял бы я того же Бетховена, Баха (без него какая же музыка?), Щопена, Дебюсси, а что с Моцартом, Брамсом, Листом и прочим делать? Думаю, нет нужды перечислять десятки имен. Вот когда-то пару недель слушал исключительно сонаты Гайдна у него, забыв обо всех остальных, а совсем недавно слушал разные записи исключительно 11-й Сонаты Бетховена. А, получив пару лет тому назад киевскую запись Концерта Глазунова с Тольбой, слушал несколько дней подряд только её. Согласитесь, Глазунов – не самый популярный композитор, и сделать акцент на том, что Рихтер прославился как замечательный исполнитель его Концерта, было как-то странно, хотя формально всё правильно – играет он его вдохновенно.
Не понял, почему русская музыка может у него не нравиться. Пьесы Чайковского так тонко, так благородно, как по мне, никто не играет. Собственно, я более убедительного исполнения не слышал. Принято хвалить Игумнова, но я почти не принимаю многих пьес из «Времен года», по крайней мере, тех четырех, которые играет Рихтер. «Картинки» Мусоргского или концерты Рахманинова не нуждаются в моей пропаганде или, Боже сохрани, защите.
По поводу необитаемого остров – что взять с собой в дорогу... Берите туда внешний винчестер – у меня, например, все его записи занимают 1,36 ТБ – и будет всем счастье.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
(А.С.Пушкин)

Ответить