M.I.
Я всё-таки не понял, почему Посторонним В. определяет Рихтера как одессита? В каком смысле и насколько глубоко? И что в Рихтере, как в явлении, было такого, чему он обязан проживанием в Одессе?
... благодаря или вопреки..?
...Она [Н.Л. Дорлиак] ответила, что не "благодаря" и не "вопреки" эпохе, а из-за таланта и огромного трудолюбия.
"Кто сказал Вам, что я живу в стране? Я живу в музыке".
1) Был еще один ответ:
- Из-за свободы.
- "...- ? -..."
- Просто здесь я могу играть в БЗК, а там - нет!
Что такое genius locui... Почему Пушкин = москвич, а Рихтер = одессит. Ой, как много можно сказать...
Причем, про Пушкина-москвича гораздо проще, чем про Рихтера-одессита.
Всеж попробую. Знаете, Одесса - город замечательных "обычных" жителей. И под словом "одессит" в норме понимается человек, который тащит на Привоз шаланды, полные кефали, в башмаках со страшным скрипом... Это не так, и каждый, кто был в Одессе, это знает.
Одессит - это больше. Это житель портового города, который даже при Советах был отчасти "порто франко". Мама Гилельса в одесских двориках стояла
с палкой над своим малолетним сыном, чтоб он правильно играл этюды Черни. Папа Рихтера с палкой не стоял - он работал в одесской Опере (это на Дерибасовской, если вы в курсе) и приглашал сына подыграть вокалистам в бессмертных итальянских операх. Сын выучил все оперы наизусть - за это его хвалил Нейгауз-старший.
Но сын остался одесситом - для него любая власть не всласть (папина тоже). Парню было лет 15, когда он, совершенно независимый житель порто франко, заявился к едва обосновавшемуся в Москве Генрих Густавычу. В Москве был год этак 33-й (точно не помню). Москвы не было. Московской культуры тоже - (почти). А вот Одесса еще была.
Юный Рихтер очень много музыки помнил наизусть. Но не в этом была его "фишка" (так раньше выражались одесситы - а теперь все гламурно-пиарные москвичи). Г. Густавыча поразила его способность "сверху, с высоты орлиного полета", видеть
всю музыку вообще. Проще говоря, одесситом юный Рихтер был потому, что никому не верил, никого не боялся (включая Сталина) - и был вдохновенным парнем.
Для многих на этом форуме это может быть неясно: не всех разбирали на комсомольских бюро, спрашивая "с кем Вы спите?" и занося ответы в бумажки. Рихтеру с самого начала было на бюрократические дела
наплевать (родился в порто франко). Он даже посмел не сдать "Историю КПСС". Стараниями ГГ ему зачли за диплом один из концертов. Рихтер
[удалено. Т. И. ] на "высокие" материи. Его интересовали "низкие". Конкретика. Музыка.
Он был не один, но чтобы стать одним из когорты, ему помог родной город - Одесса. Она и сейчас на всех
[удалено. Т. И. ] и при этом всех встречает дружелюбной улыбкой.
Собстенно, последний оплот думающих и смеющихся людей. И снова думающих. Но смеющихся всегда - над собой, над тобой, надо мной, над властью, над бомжами портовыми. И не верящих - не верящих! никаким властям (по Дерибасовской не спешат - по Дерибасовской гуляют
постепенно). На то и порто франко: типа, мы любим музыку, а вы - что вам ндравицца... Вас - тоже любим...
Сравните эти общеизвестные факты с биографией Шостаковича (или Пастернака, или Мандельштама) - вам сразу станет ясно, что
независимая жила всегда растет
из какого-то города. Вот у Рихтера она выросла из Одессы (которую я очень люблю). Конечно же, мои выпендрежи насчет языка одесских биндюжников мою любовь к Одессе не отражают (и не отменяют!) Просто город, где есть
такие бомжи, даёт нам кучу умных людей (сегодня тоже дает...) В каждом городе есть люди разного культурного уровня. Но, подумав об Одессе, о набережной с каштанами, с которой видно Черное Море, о Дерибасовской, где и сегодня много москвичей (иностранцев), - понимаешь, откуда у С.Т. взялась эта наплевательская (на власть и на модные тенденции за рубежом) - Наплевательская независимость. Он Баха играл не
"как надо в Москве", не
"как надо в Берлине", не как надо в Одессе...
А как надо...
А зрелый Рихтер, естественно, не относится ни к одному городу, ни к одной национальной культуре (он русский?, немец?, еврей?, индус?) ни к кому лично - только ко всем. На то он и большой.
Но это именно то, что великий город обычно кладет в своего великого отпрыска.
Вот ваш второй вопрос. Почему Пушкин - москвич. Или Лермонтов, или Рахманинов...
Москвич - не одессит. Тут другие законы работают. И тоже мощные. У каждого города есть свои бомжи и есть свои
другие люди. Люди, которыми город горд.
Пушкин не мог быть одесситом. Он ваще никого и никогда не любил. Для него даже в балете главное "быстрой ножкой ножку бьет". А вот властям (трем царям по очереди) Пушкин верил. Понятно? Баб любил, а в царя, почему-то, верил! Одесса не верит и не задается мыслью (верить-не верить-шаланды полные кефали).
А Москва, дура, (это ответ) всегда верит в великодержавность - великие люди Москвы всегда плачут в три ручья от несостоявшейся великодержавности. Москвич Пушкин - там же (волнения Литвы) - и москвич Лермонтов ("дядя, нафига я кивер чистил"). Увы, Мандельштам тоже...
То есть, Москва
слезам не верит. Это правда. Москва вообще ничему
[удалено. Т. И. ] не верит. Зато балерин у Москвы достаточно. Только Москва расслабляется не так, как Одесса. - По-своему.
еще
M.I.
"28 марта 2007 года Посторонним В. сказал про Рихтера: "Утончённость была не для него".
Нельзя ли раскрыть этот термин "УТОНЧЁННОСТЬ" подробно? Как угодно, в виде примеров, или логического определения.
А то невольно на ум приходит одно стихотворение Пушкина, где члены светского общества пытаются подобрать благожелательную характеристику одного из людей своего круга, очевидно, серой и пустой личности. Ничего так и не подобрав, они его "провозгласить решили тонким"."
"провозгласить решили тонким".
Вот тут простите, следующая тема.
Постараюсь объяснить в следующем посте, не раньше, чем через месяц.
(За это время, думаю, здесь стоящие соображения и без меня появятся).