Twirl писал(а):...однако его сильно дискография пересекается с рихтеровской - прежде всего, это концерты Грига, Шумана и Первый клавирный Баха. И, надо сказать, во всех трех концертах я отдаю пальму первенства Дину.
Это сообщение явилось стимулом еще раз послушать запись Концерта Грига в исполнении Дину Липатти. Безусловно, это интересное исполнение пианиста, к которому я всегда испытывал интерес, который не оставляет равнодушным. Концерт Грига в его прочтении – еще одно тому подтверждение. Но при всем благоприятном впечатлении – это “одно из” заслуживающих внимание исполнений. Познакомившись с ним когда-то (раньше, чем я услышал записи Рихтера), я не мог считать, что услышал этот всегда свежий концерт в “окончательном” варианте. Что я имею в виду? Есть такие записи, такие пластинки, а теперь диски, которые прежде всего вспоминаешь, желая послушать то или иное произведение, по которому соскучился. Примеров много, и это прежде всего записи Рихтера:
Mozart:
Concerto No.20 for Piano and Orchestra in d, K.466
25-26/4/59 - Warsaw - Warsaw P.O./Wislocki - DG 463 649-2 (CD)
Beethoven:
Piano Sonata No.23 in f, Op.57 - 9/6/60 - Moscow - Live - MELODIYA/BMG 29462
Piano Sonata No.29 in B-flat, Op.106
9/6/60 - Moscow - Live - MELODIYA/BMG 29462 - 18/6/75 - London - Live - STRADIVARIUS
Piano Sonata No.32 in c, Op.111 - 12/1/75 - Moscow - Live - (VHS)
Schubert:
Piano Sonata No.18 in G, D.894, Op.78
27/9/77 - Aldeburgh - Live - 4th mvt encored - (VHS)
Piano Sonata No.19 in c, D.958, Op.Posth.
12-13/8/72 - Salzburg - MELODIYA/JVC VDC-1020 (CD) / OLYMPIA
Piano Sonata No.21 in B-flat, D.960, Op.Posth.
6&9-11/8/72 - Salzburg - MELODIYA/JVC VDC-1021 (CD) / OLYMPIA
Надо наконец остановиться, т.к. список этот можно очень долго продолжать, но речь сейчас совсем о другом. Так вот, в те годы, когда я был знаком с записями Липатти, Рубинштейна, мне хотелось познакомиться с тем, как же играет этот концерт Рихтер. Я знал, я чувствовал заране (с), что открытие (и закрытие) этого концерта у меня впереди. Сперва мне посчастливилось услышать по радио его запись
30/3/68 - Moscow - Live - USSR S.O./Oistrakh,
Потом пластинку -
25-30/11/74 - Monte Carlo -O. de Monte Carlo Opera/Matacic - EMI 5 679872.
Ну а сейчас у меня есть возможность наслаждаться почти всеми его записями этого концерта:
23/3/64 - Moscow - Live - Moscow State S.O./Kondrashin - REVELATION RV 10057(CD)
2/4/64 - Kiev - Live - State S.O. of Ukranian SSR/Turchak - TNC H1469-70(2CD)
23/3/65 - Milan - Live - O. della RAI/Melles - (PT)
12/9/66 - Montreux - Live - Prague P.O./Matacic - (PT)
30/3/68 - Moscow - Live - USSR S.O./Oistrakh - REVELATION RV 10050 (CD)
5/6/68 - Bergen - Live - Bergen S.O./Oistrakh - INTAGLIO INCD 7511 (CD)
5/6/68 - Bergen - Live - Bergen S.O./Oistrakh - excerpt - (VHS)
26/1/69 - Belgrade - Live - Belgrade P.O./Zdravkovic - (PT)
16/11/74 - Rome - Live - O. Sinfonica di Roma della RAI/Muti - LIVE CLASSICBEST 100 LCB 132 (2CD)
25-30/11/74 - Monte Carlo -O. de Monte Carlo Opera/Matacic - EMI 5 679872 (CD)
17/8/77 - Lucerne - Live - Swiss Festival O./Berglund - (PT)
Каждую из них нахожу замечательной! Это для меня и есть своеобразное “закрытие” темы. Какая у него грандиозность замысла! Какая мощь, широта, какая искренность в лирических эпизодах! Что характерно для его исполнения (и не только этого произведения) – никогда не утрачивается смысловая линия, она пронизывает все с начала и до конца, внутреннее движение не прекращается. Есть исполнители, как бы останавливающие музыку. Рихтер не из их числа! У него сочетаются и взгляд с “орлиного полета”, и господство в пучинах, из которых в кульминационных эпизодах вздымается океаническая мощь. Насколько захватывающе готовятся эти выбросы энергии! В его прочтении сама душа морской стихии. Недаром в одном интервью Олег Каган сравнил Рихтера с морем, изменчивым и полным неожиданностей. Прочтения Рихтера – неподражаемый пример ОРГАНИЧНОСТИ!
Липатти проигрывает в органичности, в цельности. Порой он прямолинейно импульсивен, порой меланхоличен. Странно звучащие аккрды (почти стакатто?) в каденции как бы сводят на нет выплескивающуюся мощь. Как по мне, он не создает монументального полотна, хотя отдельные фрагменты ему, безусловно, удаются.