Рихтер и ... Липатти

Twirl
Сообщения: 16
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 5:03 pm

Рихтер и ... Липатти

Сообщение Twirl » Вт мар 20, 2007 2:37 pm

Скажите, известно ли что-нибудь об отношении Рихтера к Дину Липатти?
Дину и Святослав были практически ровесниками (1915 и 1916 года рождения соответственно) и к началу 50-х годов - самыми интересными пианистами того времени. При всей непохожести их стилей, их объединяет удивительная смелость исполнения. К сожалению, болезнь не позволила Липатти раскрыть свой талант. Что думал о нем Рихтер? Были ли они знакомы? Как они относились друг к другу? В книгах я не видел ответа.

timalism
Site Admin
Сообщения: 501
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 1:18 am
Откуда: Уфа-Москва
Контактная информация:

Сообщение timalism » Ср мар 21, 2007 9:47 pm

Рихтер очень высоко отзывался об искусстве Липати. Об этом можно прочитать на страницах Дневников, опубликованных Монсенжоном:

1973
Москва
4/IV
запись
Бах
Партита B-dur № 1
Дину Липати

Эта партита действительно чудо и в этом исполнении.
Красота, [обаяние?] (у Баха!), прекрасный звук рояля и прекрасный пианист!

1976
Москва
5/IV
запись
Бах
Партита B-dur № 1
1. Анатолий Ведерников
2. Глен Гульд
3. Дину Липати

Маленький домашний конкурс на исполнение партит Баха.
Может, самая прекрасная партита и есть партита B-dur № 1.
А. В. Честно по-баховски - главное музыка.
Г. Г. Блестяще, особенный звук - главное пианизм.
(Не делает повторений - плохо).
Д. Л. Пожалуй, получает пальму первенства.

timalism
Site Admin
Сообщения: 501
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 1:18 am
Откуда: Уфа-Москва
Контактная информация:

Сообщение timalism » Ср мар 21, 2007 9:54 pm

И об исполнении двух хоральных прелюдий Баха-Бузони и Сицилианы из сонаты № 2 Es-dur для флейты и ф-но (дневниковая запись от 20 января 1988 года):

"Осталось впечатление естественной (несколько холодной) выразительности и благородной чистоты. Хорошо".

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Пт апр 06, 2007 10:38 pm

Заинтересовался темой и приобрёл диск Дину Липатти (не так уж дорого) изданный RUSSIAN DISK, RDCD 00594, Бах - партита №1, Моцарт - соната №8, Шуберт - два экспромта, Шопен - тринадцать вальсов, с концерта 16.09.1950. Действительно, интересный пианист. Играет по-другому, чем Рихтер и при этом содержательно и цельно. В аннотации к диску приведена дата рождения Липатти: 19 марта 1917 года.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Re: Рихтер и ... Липатти

Сообщение M.I. » Вс апр 08, 2007 6:41 pm

Twirl писал(а):Скажите, известно ли что-нибудь об отношении Рихтера к Дину Липатти?
Дину и Святослав были практически ровесниками (1915 и 1916 года рождения соответственно) и к началу 50-х годов - самыми интересными пианистами того времени. При всей непохожести их стилей, их объединяет удивительная смелость исполнения. К сожалению, болезнь не позволила Липатти раскрыть свой талант. Что думал о нем Рихтер? Были ли они знакомы? Как они относились друг к другу? В книгах я не видел ответа.
Хотелось бы узнать, как автор цитируемого текста, или кто-то ещё из участников форума понимает стиль Липатти, в чём он видит отличия от игры Рихтера, чем вообще ему нравятся записи Липатти? Можно ли Липатти характеризовать как "объектикного" пианиста? Были ли у него репертуарные предпочтения, был ли он "специалистом" по какому-либо композитору (моцартианец, шопенист и т.п.)?

Twirl
Сообщения: 16
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 5:03 pm

Сообщение Twirl » Пн апр 09, 2007 3:11 pm

Тяжедые вопросы Вы задаете. Стиль, конечно, очень разный. Липатти - художник невероятной силы духа, стремительный, вечно живой. Об "объективности" его исполнений говорить трудно. Скорее, о кристальной честности. Если сравнивать со С.Т., то, с одной стороны, Липатти недостает монументальности, продуманности, холодности; но, с другой стороны, он побеждает своей невероятной яркостью, целеустремленностью, а более всего - тем невероятным контрастом между его игрой и его жизнью. Возьмите 21-ый концерт Моцарта с Караяном - и представьте себе, что это играет человек, который без посторонней помощи с трудом мог дойти до рояля, и жить ему оставалось меньше 4-х месяцев. Что же до того, что их объединяет... В одном фильме было сказано про Рихтера и не менее справедливо для Липатти: "Он играет всей своей сущностью".
Липатти оставил слишком мало записей, чтобы анализировать его репертуар (и остается лишь сожалеть о том, какие бриллианты до нас не дошли - концерты Шопена с Тосканини, Пятый Бетховена... ), однако его сильно дискография пересекается с рихтеровской - прежде всего, это концерты Грига, Шумана и Первый клавирный Баха. И, надо сказать, во всех трех концертах я отдаю пальму первенства Дину.
Конечно, огромный вклад С.Т. в мировую культуру не сравнится ни с кем из артистов 20-го века. Кроме, возможно, Дину Липатти - но, увы, лишь в сослагательном наклонении.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Пн апр 09, 2007 10:18 pm

А не могли бы Вы как-то охарактекризовать исполнение Липатти сонаты №8 Моцарта, вальсов Шопена соч. 34 №№ 2 и 3, экспромта Шуберта ми бемоль мажор, Д 899 № 2? В этих произведениях репертуары Липатти и Рихтера тоже пересекаются.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Вт апр 10, 2007 1:47 am

Twirl писал(а):...однако его сильно дискография пересекается с рихтеровской - прежде всего, это концерты Грига, Шумана и Первый клавирный Баха. И, надо сказать, во всех трех концертах я отдаю пальму первенства Дину.
Это сообщение явилось стимулом еще раз послушать запись Концерта Грига в исполнении Дину Липатти. Безусловно, это интересное исполнение пианиста, к которому я всегда испытывал интерес, который не оставляет равнодушным. Концерт Грига в его прочтении – еще одно тому подтверждение. Но при всем благоприятном впечатлении – это “одно из” заслуживающих внимание исполнений. Познакомившись с ним когда-то (раньше, чем я услышал записи Рихтера), я не мог считать, что услышал этот всегда свежий концерт в “окончательном” варианте. Что я имею в виду? Есть такие записи, такие пластинки, а теперь диски, которые прежде всего вспоминаешь, желая послушать то или иное произведение, по которому соскучился. Примеров много, и это прежде всего записи Рихтера:

Mozart:
Concerto No.20 for Piano and Orchestra in d, K.466
25-26/4/59 - Warsaw - Warsaw P.O./Wislocki - DG 463 649-2 (CD)

Beethoven:
Piano Sonata No.23 in f, Op.57 - 9/6/60 - Moscow - Live - MELODIYA/BMG 29462
Piano Sonata No.29 in B-flat, Op.106
9/6/60 - Moscow - Live - MELODIYA/BMG 29462 - 18/6/75 - London - Live - STRADIVARIUS
Piano Sonata No.32 in c, Op.111 - 12/1/75 - Moscow - Live - (VHS)

Schubert:
Piano Sonata No.18 in G, D.894, Op.78
27/9/77 - Aldeburgh - Live - 4th mvt encored - (VHS)
Piano Sonata No.19 in c, D.958, Op.Posth.
12-13/8/72 - Salzburg - MELODIYA/JVC VDC-1020 (CD) / OLYMPIA
Piano Sonata No.21 in B-flat, D.960, Op.Posth.
6&9-11/8/72 - Salzburg - MELODIYA/JVC VDC-1021 (CD) / OLYMPIA

Надо наконец остановиться, т.к. список этот можно очень долго продолжать, но речь сейчас совсем о другом. Так вот, в те годы, когда я был знаком с записями Липатти, Рубинштейна, мне хотелось познакомиться с тем, как же играет этот концерт Рихтер. Я знал, я чувствовал заране (с), что открытие (и закрытие) этого концерта у меня впереди. Сперва мне посчастливилось услышать по радио его запись
30/3/68 - Moscow - Live - USSR S.O./Oistrakh,
Потом пластинку -
25-30/11/74 - Monte Carlo -O. de Monte Carlo Opera/Matacic - EMI 5 679872.
Ну а сейчас у меня есть возможность наслаждаться почти всеми его записями этого концерта:
23/3/64 - Moscow - Live - Moscow State S.O./Kondrashin - REVELATION RV 10057(CD)
2/4/64 - Kiev - Live - State S.O. of Ukranian SSR/Turchak - TNC H1469-70(2CD)
23/3/65 - Milan - Live - O. della RAI/Melles - (PT)
12/9/66 - Montreux - Live - Prague P.O./Matacic - (PT)
30/3/68 - Moscow - Live - USSR S.O./Oistrakh - REVELATION RV 10050 (CD)
5/6/68 - Bergen - Live - Bergen S.O./Oistrakh - INTAGLIO INCD 7511 (CD)
5/6/68 - Bergen - Live - Bergen S.O./Oistrakh - excerpt - (VHS)
26/1/69 - Belgrade - Live - Belgrade P.O./Zdravkovic - (PT)
16/11/74 - Rome - Live - O. Sinfonica di Roma della RAI/Muti - LIVE CLASSICBEST 100 LCB 132 (2CD)
25-30/11/74 - Monte Carlo -O. de Monte Carlo Opera/Matacic - EMI 5 679872 (CD)
17/8/77 - Lucerne - Live - Swiss Festival O./Berglund - (PT)

Каждую из них нахожу замечательной! Это для меня и есть своеобразное “закрытие” темы. Какая у него грандиозность замысла! Какая мощь, широта, какая искренность в лирических эпизодах! Что характерно для его исполнения (и не только этого произведения) – никогда не утрачивается смысловая линия, она пронизывает все с начала и до конца, внутреннее движение не прекращается. Есть исполнители, как бы останавливающие музыку. Рихтер не из их числа! У него сочетаются и взгляд с “орлиного полета”, и господство в пучинах, из которых в кульминационных эпизодах вздымается океаническая мощь. Насколько захватывающе готовятся эти выбросы энергии! В его прочтении сама душа морской стихии. Недаром в одном интервью Олег Каган сравнил Рихтера с морем, изменчивым и полным неожиданностей. Прочтения Рихтера – неподражаемый пример ОРГАНИЧНОСТИ!
Липатти проигрывает в органичности, в цельности. Порой он прямолинейно импульсивен, порой меланхоличен. Странно звучащие аккрды (почти стакатто?) в каденции как бы сводят на нет выплескивающуюся мощь. Как по мне, он не создает монументального полотна, хотя отдельные фрагменты ему, безусловно, удаются.

Twirl
Сообщения: 16
Зарегистрирован: Пн апр 10, 2006 5:03 pm

Сообщение Twirl » Вт апр 10, 2007 3:34 pm

Липатти проигрывает в органичности, в цельности. Порой он прямолинейно импульсивен, порой меланхоличен. Странно звучащие аккрды (почти стакатто?) в каденции как бы сводят на нет выплескивающуюся мощь. Как по мне, он не создает монументального полотна, хотя отдельные фрагменты ему, безусловно, удаются.
Да, я с Вами соглашусь. Липатти - не монументалист, но пианист потрясающей целеустремленности. Для меня его запись тоже не "закрывает" концерт Грига (а вот Шумана и 21-ый Моцарта - закрывает), но по эмоциональности пожалуй ей нет равных. И особенно учитывая, что на этих записях Дину моложе С.Т. на 15 лет.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Вт апр 10, 2007 10:17 pm

А ещё есть диск, официальное (легальное) издание с записью концерта Грига, Рихтер - Кондрашин, 1977 год. Если интересно, я покопаюсь и найду.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Вт апр 10, 2007 10:33 pm

M.I. писал(а):А ещё есть диск, официальное (легальное) издание с записью концерта Грига, Рихтер - Кондрашин, 1977 год. Если интересно, я покопаюсь и найду.
Еще бы!

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Вт апр 10, 2007 10:35 pm

Twirl писал(а):(а вот Шумана и 21-ый Моцарта - закрывает), но по эмоциональности пожалуй ей нет равных.
Сегодня благодаря Вам (действительно благодарю) послушал Концерт Шумана в исполнении Дину Липатти. Это действительно замечательно! Казалось, чего можно еще желать от “человека, играющего на рояле” (с)? Он действительно играет “всей своей сущностью” (с). И как еще может звучать этот концерт? Неужели может быть еще более убедительное его прочтение? В каком-то смысле – это предел мечтаний, если идти, так сказать, от фортепиано, его возможностей. К тому же исполнение совершенно искренное, восторженное. Профессионализм – высочайший (понятно даже такому, как я, дилетанту). Такое можно и нужно слушать, если хочешь, имея соответствующее настроение, насладиться этой музыкой (иногда ведь настроение только Баха, скажем, слушать). Наверно, все же совершенно бесперспективно сравнивать разных великих исполнителей, которым есть что сказать. Несколько лет тому назад слушал в концерте изумительное исполнение Вирсаладзе. Тогда мне казалось, что это тоже некий предел. Не берусь сравнивать – оба пианиста настоящие, оба действительно беззаветно преданы искусству, оба профессионалы, оба музыканты. Ну ладно, а что может предложить Маэстро? Порылся, нашел редкую запись – Минск, 17/12/1974, дирижирует Мошенский. (Насколько я знаю, Мошенский оставил музыку и служит сейчас диаконом. ) Почему именно эту запись? Великие музыканты – Гутман, Вирсаладзе – считают ее самой замечательной у Рихтера. Вот и захотелось по прошествии многих месяцев вернуться именно к ней. Качество записи оставляет желать лучшего, но при желании музыку услышать можно, и отсутствие каких-то гармоник никак не обедняет ее внутреннее содержание. Вспоминается, что он сам писал в дневниках по поводу качества. Вот уж кто умел услышать все, что заложено в исполнении при любом качестве записи! Итак, с первых звуков я, как это почти всегда бывает, когда слушаю его, перестал думать о его пианистических и прочих профессиональных достоинствах. Той высоты, на которую он поднимается, нельзя достичь при их отсутствии, но и их присутствие еще не гарантирует, что получится шедевр, заставляющий по-новому посмотреть на явление. В том-то и дело, что та “сущность” , которой он играет, высшего порядка. Такой чистоты, высоты, глубины и мудрости, причем не музейного характера, где идеальный экспонат поражает совершенством форм, но не заставляет сопереживать (впрочем, допускаю, что кого-то и заставляет), не раскрывает глаза на явление, целую эпоху, каковой в данном случае является романтизм, ярчайшим представителем и выразителем которого является Шуман, я не знаю ни у кого! Это действительно некое “всеобъемлющее” исполнение, которое способно открыть глаза на целое направление в искусстве тем, кто “больше любит старину” или современную музыку. А уж “романтикам” сколько оно способно дать! И ничего в этом нет удивительного – так бывает всегда, когда к чему-то прикасается гений! И еще раз убедился – не зря настоящие музыканты, искренно любящие великого Маэстро, выбрали именно эту запись! Они-то понимают! Не хочу после сказанного сравнивать прослушанные записи, от которых получил истинное наслаждение. Но каждый раз, вновь и вновь, я убеждаюсь, что есть совершенно потрясающие пианисты, музыканты и есть
Святослав Рихтер!

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Ср апр 11, 2007 10:20 pm

Yuriy писал(а):
M.I. писал(а):А ещё есть диск, официальное (легальное) издание с записью концерта Грига, Рихтер - Кондрашин, 1977 год. Если интересно, я покопаюсь и найду.
Еще бы!
Это диск серии "Рихтер в Праге". PRAGA PR 256001.
Григ - концерт ля минор соч. 16, симфонический оркестр Московской филармонии, дир. К.Кондрашин, Прага, август 1977.
Дворжак - концерт соль минор, соч. 33, Пражский симфонический оркестр, дир. Вацлав Сметачек, Прага, 2 июня 1966.

Yuriy
Сообщения: 1477
Зарегистрирован: Вт июн 13, 2006 2:41 am
Контактная информация:

Сообщение Yuriy » Чт апр 12, 2007 1:47 am

M.I. писал(а):Это диск серии "Рихтер в Праге". PRAGA PR 256001.
Григ - концерт ля минор соч. 16, симфонический оркестр Московской филармонии, дир. К.Кондрашин, Прага, август 1977.
Этот диск у меня, разумеется, есть. Хочу обратить внимание, что в совершенно универсальных каталогах Танина и Тейлора на него нет ссылки. Этим было вызвано мое недоумение. Если заглянуть в каталог Геффена, то там можно найти следующее:

Concerto for Piano in a, opus 16
with Kondrashin, Moscow State Symphony Orchestra (23 March 1964)
Revelation RV 10057 (CD)

Praga PR 250 048 (CD) or PR 256 001 (CD) [ labelled Moscow Philharmonic Symphony, Prague, 29 Aug 1977, but the same performance as above ]

Так что это, увы, не "новая" запись.

M.I.
Сообщения: 1233
Зарегистрирован: Пн фев 05, 2007 11:20 pm

Сообщение M.I. » Чт апр 12, 2007 8:42 pm

Yuriy писал(а): Этот диск у меня, разумеется, есть. Хочу обратить внимание, что в совершенно универсальных каталогах Танина и Тейлора на него нет ссылки. Этим было вызвано мое недоумение. Если заглянуть в каталог Геффена, то там можно найти следующее:

Concerto for Piano in a, opus 16
with Kondrashin, Moscow State Symphony Orchestra (23 March 1964)
Revelation RV 10057 (CD)

Praga PR 250 048 (CD) or PR 256 001 (CD) [ labelled Moscow Philharmonic Symphony, Prague, 29 Aug 1977, but the same performance as above ]

Так что это, увы, не "новая" запись.
"Та же самая", это понятно. Но какая дата истинная, 1964 или 1977?

Ответить