Страница 1 из 4

''симптоматические'' произведения

Добавлено: Чт ноя 30, 2006 2:55 am
Yuriy
Не раз подчеркивалось, что искусство Рихтера имеет глубокое нравственное воздействие. Многие слышавшие его в концертах имеют личный опыт. Откровением были все его прочтения. И все же можно выделить какие-то произведения, где воплотился некий идеал, имеющий не только эстетическое, но и этическое значение. Рихтеру суждено было очистить некоторые произведения от фальши, штампов, вернуть им первозданный смысл. В этом проявилась его бескомпромиссность, честность по отношению к любимому искусству. Осознание такой его роли явилось одной из причин появления почитателей его таланта в разных странах мира. Он становится личностью харизматической.
Попытка создать список произведений, в которых проявляются перечисленные качества (возможно, не совсем четко сформулированные) в принципе может закончиться перечнем произведений, входящих в его репертуар. И все же рискну назвать наиболее “симптоматические” (с) с моей точки зрения, хотя испытываю угрызения совести, что не назвал некоторые не менее любимые произведения, имеющие огромное воздействие. Буду располагать их не по степени “значимости”, а по композиторам, в алфавитном порядке.

1. Bach - Concerto No.1 for Piano and Orchestra in d, BWV 1052
2. Bach - English Suite No.3 in g, BWV 808,
3. Bach - English Suite No.6 in d, BWV 811
4. Bach – WTC. Book I, Nos. 2, 8, 24
5. Beethoven - Concerto No.3 for Piano and Orchestra in c, Op.37
6. Beethoven - Piano Sonata No.17 in d, Op.31/2
7. Beethoven - Piano Sonata No.29 in B-flat, Op.106
8. Beethoven - Piano Sonata No. 32 in c, Op.111
9. Brahms - Concerto No.2 for Piano and Orchestra in B-flat, Op.83
10. Brahms - Piano Piece in e-flat, Intermezzo, Op.118/6
11. Chopin - Ballade No.4 in f, Op.52
12. Chopin - Scherzo No.4 in E, Op.54
13. Debussy - L'isle joyeuse
14. Liszt - Piano Sonata in b
15. Mozart - Concerto No.20 for Piano and Orchestra in d, K.466
16. Mozart - Fantasia in c, K.475 , Piano Sonata No.14 in c, K.457
17. Mussorgsky - Pictures at an Exhibition
18. Prokofiev - Piano Sonata No.8 in B-flat, Op.84
19. Rachmaninov - Concerto No.2 for Piano and Orchestra in c, Op.18
20. Rachmaninov - Prelude in g-sharp, Op.32/12
21. Schubert - Piano Sonata No.6 in e, D.566
22. Schubert - Piano Sonata No.18 in G, D.894, Op.78
23. Schubert - Piano Sonata No.21 in B-flat, D.960, Op.Posth.
24. Schumann - 14 Bunte Blatter, Op.99
25. Schumann - Fantasia in C, Op.17
26. Schumann - Symphonic Studies, Op.13
27. Scriabin - Etude in c-sharp, Op.2/1
28. Szymanowski - Piano Sonata No.2 in a, Op.21
29. Tchaikovsky - Concerto No.1 for Piano and Orchestra in b-flat,Op.23

Прошу желающих продолжить список.

Добавлено: Чт ноя 30, 2006 12:45 pm
Twirl
30. Beethoven - Piano Sonata No. 23, Appassionata
31. Schubert - "Wanderer" Fantasy

Re: "симптоматические" произведения

Добавлено: Чт ноя 30, 2006 1:42 pm
timalism
Прежде всего хочется уточнить - какой именно список мы пытаемся составить? Произведений, имеющих в исполнении Рихтера "глубокое нравственное воздействие", "где воплотился некий идеал, имеющий не только эстетическое, но и этическое значение"? Или тех, которые "Рихтеру суждено было очистить от фальши, штампов, вернуть им первозданный смысл" (условно говоря - список наивысших достижений Святослава Теофиловича)?
В обоих случаях можно списки продолжить, и они во многом могут пересекаться.
Но я категорически возражаю против приписывания нравственно-этического воздействия, например, поздним сонатам Скрябина (названы Пятая и Шестая) - безотносительно чьего-либо исполнения. На мой взгляд, устрашающе-горделивые порывы и сладострастное томление-вожделение, присущие этой гениальной музыке, никак не к Свету обращены. "Я к жизни призываю вас, скрытые стремления, вы, утонувшие в темных глубинах духа творящего, вы, боязливые жизни зародыши - вам дерзновенье я приношу" - авторский стихотворный эпиграф к 5-й сонате.
Не понимаю и включения в этом контексте в список Второй сонаты Шимановского - гиперромантической, ароматной музыки (не более того)...

Re: "симптоматические" произведения

Добавлено: Чт ноя 30, 2006 8:02 pm
Yuriy
timalism писал(а):Но я категорически возражаю против приписывания нравственно-этического воздействия, например, поздним сонатам Скрябина (названы Пятая и Шестая) - безотносительно чьего-либо исполнения.
Не понимаю и включения в этом контексте в список Второй сонаты Шимановского - гиперромантической, ароматной музыки (не более того)...
ПризнАюсь, сонаты Скрябина вошли в список как реакция на некоторые высказывания на большом форуме по поводу исполнения Рихтером музыки Скрябина. Безусловно, автор "Темного пламени" и "сатанической поэмы" вряд ли думал о Свете, создавая некоторые свои произведения. Но речь может идти не так о содержании сонат, как об их исполнении. 6-я у Рихтера - принципиальное достижение. Все же могу согласиться, что с "этическим воздействием" здесь возникают проблемы. Готов заменить особенно близким мне именно в его исполнении этюдом до диез минор, op. 2, no. 1.
А вот Вторую сонату Шимановского нужно было слышать (и видеть). Она производила колоссальное впечатление вне зависимости, слышится там еще что-нибудь кроме "ароматов" или нет. Это пример того, что может сделать великий музыкант.
Не берусь сейчас анализировать, насколько и чем отличаются приведенные ранее критерии. Не могу себе позволить этого в силу крайней занятости. Простите. Связь между ними есть, это бесспорно. "Наивысшие достижения" Рихтера поневоле хочется искать среди "наивысших достижений" композиторов, но хотелось бы все же, чтобы это были его "принципиальные достижения". Есть ведь "невыигрышные" по каким-то причинам произведения, которые ему удалось как бы заново открыть, возродить. Но тут могут спросить: "А при чем тут этика?" Знаю, что связь есть. Но это тема другого диспута.
Что касается списка, то его можно составлять по объединенному критерию (тем более, пересечения есть) или разделить. В конце концов кто-то, возможно, придумает нечто более удачное или пусть решение предложит администратор. Уверен, что на этом форуме подобные обсуждения должны быть.

Добавлено: Пт дек 01, 2006 12:25 pm
Stranger
Я тоже думал о создании подобного списка "наивысших достижений". Однако до сих пор не решил, на чем в этом списке остановиться, как его ограничить. Хочется включить все любимые исполнения, даже когда я понимаю, что обьективно они могут быть и не самыми лучшими.

Еще есть такой аспект: мы все слышали разные записи и, как правило, далеко не все существующие. Кто-то имел счастье присутствовать на концертах и по-другому представляет себе что такое Рихтер, чем люди, слышавшие его только в записи. Поэтому я предлагаю каждому составить список "своего" Рихтера.

Добавлено: Пт дек 01, 2006 11:08 pm
Stranger
Вот произведения, которые Рихтер, на мой взгляд, исполнял непревзойденно. Об остальных не берусь судить.

Чайковский. 1-й концерт. Большая соната. 4 пьесы из "Времен года".
Прокофьев. 5-й концерт. 2-я соната.
Рахманинов. Прелюдии. Этюды-картины. 2-й концерт.
Скрябин. 5-я соната.
Мусоргский. Картинки с выставки.
Бах. Клавирные сонаты.
Бетховен. 23-я и 32-я сонаты. Вариации на тему Диабелли. 15 вариаций с фугой. Вариации ре мажор.
Брамс. 2-й концерт.
Шуберт. Фантазия "Скиталец".
Шуман. Фантазия. Венский карнавал. Пестрые листки.
Равель. Отражения.

Re: "симптоматические" произведения

Добавлено: Сб дек 02, 2006 1:02 am
nikolai
timalism писал(а): Но я категорически возражаю против приписывания нравственно-этического воздействия, например, поздним сонатам Скрябина (названы Пятая и Шестая) - безотносительно чьего-либо исполнения. На мой взгляд, устрашающе-горделивые порывы и сладострастное томление-вожделение, присущие этой гениальной музыке, никак не к Свету обращены. "Я к жизни призываю вас, скрытые стремления, вы, утонувшие в темных глубинах духа творящего, вы, боязливые жизни зародыши - вам дерзновенье я приношу" - авторский стихотворный эпиграф к 5-й сонате.
Не понимаю и включения в этом контексте в список Второй сонаты Шимановского - гиперромантической, ароматной музыки (не более того)...
Насчет Скрябина абсолютно с Вами согласен. 5-ю, правда, сам играл с удовольствием. Хотел в свое время выучить 9-ю, но после того, как узнал про скрябинское определение "черная месса", сразу расхотелось.

Что касается Шимановского... Как написал Yuriy, это нужно было слышать вживую. Исполнение 2-й сонаты, да и 3-й, впрочем тоже, было ошеломляющим. Это был, извините за штамп, акт творения. И я не услышал ничего просто "гиперромантического и ароматного". Скорее возникла параллель со скульптурами Микельанджело, настолько это было "зримо". Не зря Нейгауз писал, что он не только человек слышания, но и человек видения. Слушая программу с Шимановским, это явственно ощутил.

Добавлено: Сб дек 02, 2006 12:53 pm
timalism
Stranger писал(а): я предлагаю каждому составить список "своего" Рихтера.
Идея создания каждым списка "своего" Рихтера (как у Цветаевой - "Мой Пушкин" 8) ) кажется мне плодотворной.

Добавлено: Сб дек 02, 2006 2:03 pm
timalism
Итак, "Мой Рихтер". Многое в исполнении С. Т. я еще не слышал, так что список, возможно, будет пополняться.

Бетховен. Концерты № 1 и 3. Сонаты № 7, 19, 23 и 32.
Брамс. Концерт № 2. Сонаты № 1 и 2. Соната для виолончели и ф-но № 1 e-moll. Соната для скрипки и ф-но № 3 d-moll.
Вольф. Песни на стихи Мёрике.
Гайдн. Сонаты.
Гершвин. Концерт.
Григ. Соната для виолончели и ф-но.
Дебюсси. Бергамасская сюита. "Колокола сквозь листву". "Остров радости". Все исполненные прелюдии и этюды.
Моцарт. Соната a-moll K. 310. Концерт № 22 Es-dur (особенно - каденции Бриттена :) ). Квартет g-moll K. 478.
Мусоргский. "Картинки с выставки". Вок. цикл "Детская".
Прокофьев. Концерт № 1. Сонаты № 2, 4, 6 и 9.
Пуленк. "Утренняя серенада" для ф-но и 18 инструментов.
Равель. "Отражения". "Павана на смерть инфанты". Трио.
Рахманинов - всё, исполненное Рихтером (Концерты № 1 и 2, прелюдии, этюды-картины,..).
Скрябин. Соната-фантазия № 2 gis-moll. Этюды.
Франк. Прелюдия, хорал и фуга. Трио. Квинтет.
Чайковский. Концерт № 1 (с Мравинским).
Шимановский. "Остров сирен", "Калипсо".
Шопен. Все четыре баллады. Прелюдии. Этюды ор. 10 № 3 и 6.
Шостакович. Альтовая и скрипичная сонаты. Трио. Некоторые прелюдии и фуги.
Шуберт. Сонаты G-dur, B-dur и A-dur. "Зимний путь".
Шуман. Фантазия. "Пестрые листки".

Добавлено: Сб мар 03, 2007 11:53 pm
M.I.
Что касается нравственного воздействия Рихтера на слушателей, то оно проявлялось после концерта. После концерта многие чуствовали, что они лучше, чем сами себе казались, добрее, проще. Конечно, подобное может испытать и любой, слушающий в одиночестве запись Рихтера. Но в концерте это происходило со многими, если не со всеми, сразу. Приходило естественное чувство радости. Лучше всего тут сказал Г.Нейгауз: "Рихтер обращается к лучшим сторонам человеческой души, иногда, может быть, неразличимым невооружённым глазом". И ещё: "После концерта Рихтера чувствуешь себя очищенным".
И никакого "монумента Рихтера" тут нет. Просто он готов был протянуть руку помощи любому, кто в ней нуждался.

Добавлено: Пт мар 09, 2007 10:13 pm
M.I.
В молодом возрасте я прочитал гениальное создание А.С.Пушкина "Моцарт и Сальери". Я не был уверен в правоте высказывания: "Гений и злодейство - две вещи несовместные". Мне казалось, что гений может, вообще, быть злодеем. А почему бы и нет? И вот, приобрёл (начало 70-х годов) записанную в студии пластинку, где Рихтер играет Английскую сюиту Баха №3. Поставил на проигрыватель, включил, и с первых звуков первой части мне стало ясно - Пушкин прав! Конечно же гений и злодейство две вещи несовместные. В этом убедили меня Бах и Рихтер.
Вот и пример этического воздействия исполнительского искусства Рихтера на слушателя.
Кстати, известно высказывание Рихтера: "За талант человеку можно простить всё, кроме предательства". Он этику ставил выше эстетики.

Добавлено: Сб мар 10, 2007 11:31 pm
M.I.
Как было бы хорошо, если б составители списков "симптоматических" произведений давали какую-нибудь, хотя бы самую краткую характеристику их, поясняя, за что выбрано именно это произведение из репертуара Рихтера.
Вот я обратил внимание на концерт №20 Моцарта, справедливо помещённый в один из списков. В студийной записи с Вислоцки это - шедевр ТОЧНОГО исполнения (во всяком случае, фортепианной партии). Наверно, подобное достоинство справедливо будет отметить и в лондонской студийной записи (с Кондрашиным) концертов Листа, но там это всё-таки не главное. А в упомянутой записи двадцатого концерта Моцарта точность - художественный приём. И ещё вспоминается высказывание И.И.Соллертинского о стиле Моцарта - чистота дистиллированной воды. И это тоже подходит к записи концерта №20.
Вот у Прокофьева, скорее не точность или чёткость, а "документальность", как и у Чехова, это художественный приём, и Рихтер, исполняя Прокофьева, вполне этим приёмом владеет. Например, в "Мимолётностях".

Добавлено: Вс мар 11, 2007 1:57 am
Stranger
M.I. писал(а): В студийной записи с Вислоцки это - шедевр ТОЧНОГО исполнения (во всяком случае, фортепианной партии).
Точность по отношению к чему?

Добавлено: Вс мар 11, 2007 11:07 pm
M.I.
Я имел в виду ощущение точности, возникающее при слушании записи 20-го концерта. Как если бы была нарисована картинка с использованием циркуля и линейки. Как в эпоху Возрождения рисовали человеческие фигуры на основе геометрического построения. Подобное я ощушал и при слушании рихтеровских записей некоторых произведений Шопена, например, студийная запись полонеза соч. 26 №1, изданная ещё в советские времена "Мелодией". Ощущение точности, "геометрической" строгости приходит и при слушании концертной записи Полонеза-фантазии.
А вот при слушании студийной записи Английской сюиты №3 Баха точность, как самостоятельная сущность, не заметна. Да и при слушании ХТК тоже. Вероятно, такое ощущение точности повредило бы произведениям Бетховена, его невозможно представить для Шумана.
Кстати, когда Рихтер играет Моцарта бывает похоже, что он играет на старинном, а не на современном рояле. Но из этого рояля он выжимает всё, что можно. При исполнении им Баха такое впечатление не возникает, за исключением тех случаев, когда звучанию придаётся нарочито клавесинный оттенок.

Добавлено: Вт мар 13, 2007 2:11 am
Yuriy
M.I. писал(а): А в упомянутой записи двадцатого концерта Моцарта точность - художественный приём. И ещё вспоминается высказывание И.И.Соллертинского о стиле Моцарта - чистота дистиллированной воды. И это тоже подходит к записи концерта №20.
При всем уважении к личности Соллертинского не могу согласиться с "чистотой дистиллированной воды" у Моцарта и не применил бы такое определение к искусству Рихтера. Если вода - то из живого источника, а в 20-ом Концерте - неземная чистота, чистота помыслов, высшая простота. Вообще этот концерт - идеальное творение и особое явление в музыке. Именно Рихтеру свойственно такое высокое прочтение и вознесение его в те области, где и должно ему быть.
Помню, Башкиров советовал послушать запись Клары Хаскил. Она действительно хорошо его играет, но сакраментального у нее не чувствую.
Этот концерт всегда со мной. Читаю лекцию, а он звучит где-то внутри...